Самостоятельная работа №10

Тема 3.4. Лирика Н. А. Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо...»

Исследование и подготовка сообщений (по выбору): «Некрасовский “Современник”», «Н. А. Некрасов в воспоминаниях современников», «Новаторство Н. А. Некрасова в области поэтической формы (“Неправильная поэзия”)». Наизусть стихотворение.

Стихотворения: «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Тройка», «Поэт и гражданин», «О Муза, я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…».

Цель работы: Проанализировать особенности поэзии Некрасова, её своеобразие и новаторство. Рассмотреть основные темы лирики поэта

Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания. Вырабатывать умения, сопоставлять лирические произведения с биографией Некрасова. Раскрыть преемственность лирики Некрасова с поэзией Пушкина и Лермонтова. Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке. Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.

Форма выполнения:подготовить сообщения, стихотворение наизусть

Необходимое оборудование:сборник стихотворений,

Требования:подготовить сообщения в соответствии с требованиями, выразительное чтение наизусть

Контрольные вопросы:

-Что вы знаете о Некрасове?

-Расскажите о деятельности Некрасова как редактора журнала

-Как характеризовали Некрасова современники?

Основной теоретический материал:

Николай Алексеевич Некрасов (28 ноября [10 декабря] 1821, Немиров, Подольская губерния, Российская империя — 27 декабря 1877 [8 января 1878], Санкт-Петербург) — русский поэт, писатель и публицист, классик русской литературы. С 1847 по 1866 год — руководитель литературного и общественно-политического журнала «Современник» Самостоятельная работа №10 - student2.ru , с 1868 года — редактор журнала «Отечественные записки». По взглядам его причисляют к «революционным демократам» Самостоятельная работа №10 - student2.ru Личные нравственные качества поэта, ввиду нескольких неоднозначных поступков, были спорны для современников и остаются предметом споров.

Наиболее известен такими произведениями, как эпическая поэма «Кому на Руси жить хорошо», поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы». Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, идиллии и трагедии крестьянства. Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа — от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля. Используя разговорную речь и народную фразеологию, он значительно расширил диапазон русской поэзии. Некрасов первым решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что до него не практиковалось. Его поэзия оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а позже и советской поэзии.

Информационное обеспечение:

Основные источники:

1.Зинин С.А. Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 кл.: в 2 ч. – М.: русское слово,2014.- 280 с. И 432с.

2.Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10 класс /под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014.

Дополнительные источники:

1.Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. Практикум / под ред И. Н. Сухих. — М., 2014.

2.Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.

3.Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.

4. Якушин Н.И. Н. А. Некрасов в жизни и творчестве. М., 2009.

Электронные ресурсы:

  1. Сайт, посвященный творчеству Н. А. Некрасова:http://www.nekrasov. ru.
  2. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха»:http://karabiha.ru.

Критерии оценки:

Критерии оценки сообщения

- знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей;

- правильность формулирования цели, определения задач исследования, соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов;

- всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;

- использование литературных источников;

- культура письменного изложения материала;

- культура оформления материалов работы.

Оценка Критерии
«5» ставится за ответ, который обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
«4» ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
«3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
«2» ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Наши рекомендации