Едят ли безвкусное без соли, и есть ли вкус в яичном белке?

IV кв. 2016 г. 22.10.2016 г.

Тема: «Книга Иова»

Урок 04: «Б-г и человеческие страдания»

Памятный стих: Мтф. 6:34.

Чтение Слова: Иов 12:7-13.

Если первые две главы, где каждая фраза становилась дверью в какую-то иную прошлую историю, полны намёков, отсылок к предыдущей летописи планеты и вселенной, то сама Книга тем более должна быть объёмной и рельефной. Автор предупреждает нас об этом через введение поэтического строя в своё дальнейшее повествование (с 3гл.). Поэтический язык – это язык пророчеств, язык иносказаний. Причём автор обозначил этот переход очень резко, намеренно жёстко, останавливая нас на внезапном соединении частей, словно на каком-то рубеже. До этого момента повествование шло гладко, и в нём присутствовал Б-г: всё, даже плохое, шло под Его доглядом. Точно такими же будут и заключительные части Книги, где автор снова возвращается к ровной, последовательной прозе и присутствию Б-га. Но центр Книги обходится без того и без другого. Он сумбурен, не очень связан, нам не уловить развития сюжета. Он не интересен, и нам, как и его непосредственным участникам, хочется быстрее вырваться из его затянутости. Точно так же как из собственной жизни. Но именно эта нескончаемая непонятная никому из людей часть и остаётся самой главной, захватывающей и центральной для разворачивающегося спора на Небе.

Очень сложно проследить, как жизнь каждого из нас складывается в Приключение, бесконечно интересное с точки зрения небожителя. Мы далеки от такого взгляда на свою жизнь. То ли потому, что находимся внутри самой жизни, то ли потому, что как-то по-иному смотрим на окружающий нас мир. С этой проблемы и тоски Моисей начал свою поэтическую часть Книги.

Б-г в природе.

Мы знаем, что видимый нами мир всё ещё хранит на себе следы своего великого прошлого – того времени, когда по нему ходил Б-г. (Здесь можно вспомнить цитаты Павла об этом). Но «знать» и «видеть» редко совпадают.

Обратим внимание на череду, на которой строится начало речи Иова (3гл.): день-ночь (3ст.), день-тьма-свет (4ст.), тьма-день (5ст. в оригинале вместо «палящего зноя» - «затемнение дня» \затмение?\), ночь-день (6ст.), ночь (7ст.), день (8ст.), рассвет (9ст.). Чередование дня и ночи – лексикон Творения (до 11 стиха Иов упоминает эту смену 6 раз). Последовательность его обращений к различным предметам и стихиям повторяет порядок сотворения Земли:

- 4ст. - отказ от света, как противоположность 1 дня творения;

- 5ст. - туча, покрывающая землю, вместо свода, разделяющего землю и неба во 2 дне творения;

- 5ст. – затемнение дня (палящий зной – в синодальном) вместо явления зелени в 3 день творения;

- 6ст. – отказ от счёта дней вместо появления светил для счёта дней и пустота ночи (7ст.) вместо наполненности небосвода в 4 день творения.

- 8ст. - образ морских животных – 5 день творения;

- 10ст. – желание гибели человеку вместо его сотворения в 6 день.

- 11ст.-19ст. - изображения отдыха («затворение дверей» 10ст., «лежал», «почивал», «спал», «спокойно» 13ст., «отдых истощившимся в силах» 17ст., «наслаждение покоем» 18ст., «свобода» 19ст.). На место Субботы в своей летописи Иов помещает смерть.

В мире Иова рождается не просто человек, но גבר «гевер» 3:3, 23 т.е. «муж», «господин», «герой». И мы вправе ожидать, что этот герой, в соответствии с намереньем Господа, получит в управление землю и всех её обитателей. Но Иов задаёт ему иную судьбу, - судьбу под криками приставников (18ст.), полную страха от беззаконных и истощения в силах (17ст.), судьбу раба, который видит единственный вариант освобождения для себя в смерти.

Если наш мир появляется из Слова, то мир, описанный Иовом, рождается из молчания (2:13).

В этом тонкое наблюдение Моисея: если в нашем мире нет Слова, то он очень быстро приобретёт черты мира, нарисованного Иовом. Каждый из нас, наверное, уже открыл для себя эту неизменную закономерность: мы можем на многое согласиться в жизни, многое стойко перенести, если рядом с нами будет тот, кто нас любит. Уберите из нашей жизни это пункт, закройте его от нас, и мы неизменно начинаем желать себе смерти. Вспомним протесты Иова:

«Ревёт ли дикий осел на траве? мычит ли бык у месива своего?

Едят ли безвкусное без соли, и есть ли вкус в яичном белке?

До чего не хотела коснуться душа моя, то составляет отвратительную пищу мою» Иов 6:5-7,

Т.е. пока у животных есть то, что составляет им пищу, они не кричат. Я, человек, кричу потому, что нет Того, Кто задавал «вкус» моей жизни.

«О, когда бы сбылось желание моё и чаяние моё исполнил Б-г!

Наши рекомендации