Требования к результатам обучения и освоения содержания

Муниципальное общеобразовательное учреждение Введенская средняя общеобразовательная школа №3 городского округа Звенигород Московской области

«Принято» ШМО соц-гум.цикла Рук. МО _______Н.В.Шмелева Протокол №_____ Дата___________ «Согласовано» зам. директора по УВР МОУ Введенская СОШ№3 ___________ О.И.Какалина Дата ______________ «Утверждаю» Директор МОУ Введенская сош №3 ___________ О.В.Патрешова Дата ___________  

Рабочая программа

по предмету«История»

А» класс

на 2015-2016 учебный год

Классы: Учитель Количество часов на год:     В неделю: 10 «А» Мамедова Татьяна Ивановна 10 «А»-102 часа; 10 «А»-3 часа;

Практическая часть - 9 «А» класс-3часа , 9 «Б» класс-3 часа

Источники составления программы:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  2. Федеральной примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 года по предмету «История»;
  3. Программа курса «Всемирная история. Курс «Всеобщая история» для 10 класса охватывает период с древнейших времен до конца XIX в. Волобуев О.В и др. 2011
  4. Программа курса «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса. – М.: Просвещение, 2010.

Учебники:

1. А.Н. Сахаров «История России с древнейших времён до конца XVI века», М.: Русское слово, 2010г.

2. А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов «История России XVII – XIX века» М.: Русское слово, 2010г.

3. О.В.Волобуев, А.А.Митрофанов, М.В.Понаморёв, Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в. Учебник для 10 класса. – М.: Дрофа, 2014

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. БУП -2014, утвержденного приказом Минобразования РФ
  2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  3. Федеральной примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 года по предмету «История»;
  4. Программа курса «Всемирная история. Курс «Всеобщая история» для 10 класса охватывает период с древнейших времен до конца XIX в. Волобуев О.В и др. 2011
  5. Программа курса «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса. – М.: Просвещение, 2010.

Актуальность:

Система отечественного образования, основные параметры которой определялись в прошлом веке на основе иного социально-экономического и политического уклада, перестала отвечать современным реалиям. Политическое и социально-экономическое развитие сегодняшней России требуют от системы образования новых подходов в обучении, развитии и воспитании личности, которая сможет применить, полученные в школе умения и навыки в практической жизни, легко сможет сориентироваться в рыночной экономике, выполнить различные социальные роли, без затруднения решить жизненные проблемы, владеть культурой коммуника­ции, общения.

Выпускник средней школы, по компетентностному подходу к изучению истории, должен овладеть универсальными способностями, знаниями, умениями, навыками, которые позволяют выпускнику понимать и объяснять различные ситуации. Такой выпускник не только будет обширно информирован, но и сумеет разрешать возникающие проблемы, что поможет ему достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях рыночного общества. Поэтому внедрение компетентостного подхода к изучению истории является сейчас наиболее актуальным и требует от современного учителя разработки новых методов и приёмов в преподавании истории, разумно совмещая и «знаниевый» и «компетентостный» подходы в образовании.

Цели курса:

Курс направлен на осуществление компетентостного подхода в обучении истории, что предполагает формирование у учащихся информационно-коммуникативной компетентности, социально-мировоззренческой компетентности, овладение комплексом исторических знаний (понятий и представлений), историко-познавательной и гражданской компетентности.

Задачи:

· формировать у учащихся целостные представления об истории человеческого общества, о месте в ней истории России, населяющих её народах;

· воспитание учащихся в духе патрио­тизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому госу­дарству, в соответствии с идеями взаимо­понимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократиче­ских ценностей современного общества;

· развивать у старшеклассников умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять своё отношение к ним;

· продолжить развитие умений поисковой работы в Интернете, интерактивными задачниками и электронными пособиями по истории.

· способствовать социализации ученика, осознанию им своей принадлежности к определённой государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимостью диалога между представителями разных культур;

· создать предпосылки для дальнейшего образования выпускников средней школы в высших учебных заведениях гуманитарного профиля и самообразования.

Требования к результатам обучения и освоения содержания

Курса истории в 10 классе

Компетентностный подход в обучении истории в 10 классе будет осуществляться прежде всего через методы обучения: проблемный метод, межпредметная интеграция, метод проекта, частично-поисковый метод, эвристический и т.д. Все эти методы направлены на развитие ключевых компетенций ученика.

Особенностью изучения истории в старших классах является более широкое привлечение исторической литературы и исторических источников. Учащиеся знакомятся с историческими версиями и оценками, анализируют документы, учатся определять и аргументировать своё отношение к историческим и современным событиям и их участникам. Использование технологии развивающего обучения предполагает использование на уроках тренингов по работе с понятиями, хронологией, персоналиями, историческими источниками. Работа с тренингами позволяет большую часть времени на уроках уделить самостоятельной работе учащихся с учебным материалом, что развивает у учащихся учебно-познавательные компетенции и подготавливает их к сдаче ЕГЭ.

На уроках истории в старших классах можно разнообразить познавательную деятельность учащихся на уроке и дома, через чтение дополнительной литературы по пройденным разделам (исторические труды российских и зарубежных историков, художественную литературу, публицистическую литературу). Использование учителем на уроках проблемного метода активизирует поисковую деятельность учеников по решению проблем. Это активизирует поисковую, исследовательскую, научную деятельность учеников. Метод проекта позволяет учащимся овладевать исследовательскими и коммуникативными компетенциями.

Для достижения целей обучения учитель может использовать указанные методы преподавания истории для развития учебно-познавательных компетенций учащихся:

Ø межпредметная интеграция (чтение дополнительной литературы): интегрированные уроки «Человек и война», изучение Крымской войны через «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого.

Ø метод проекта (создание проекта, его защита): проект «Модернизационные процессы в России: прошлое и настоящее», «Споры в Русской православной церкви в 14 веке: иосифляне и нестяжатели, споры в Русской православной церкви сегодня: отец Диомид и Русская православная церковь», «Сказки как исторический источник»

Ø проблемный метод (круглые столы, дискуссии): «Норманнская теория: за и против», «Присоединение Бурятии к России: итоги и последствия», «Смутное время в России: аналогии во времени», «Крестьянский вопрос в России в 19 веке», «Отмена крепостного права: положительное и отрицательное».

Ø ролевые игры (исторические суды, воспроизведение быта людей различных исторических эпох, деловые игры): «Быт русского и бурятского народов в 16 веке», «Исторический суд над Иваном Грозным», «Кто совершал Дворцовые перевороты?»

Ø чтение и анализ исторических трудов российских и зарубежных историков, собственная оценка исторических событий.

Реализация этих методов на уроках истории необходима прежде всего для того, чтобы развить у учащихся следующие ключевые компетенции:

Ø навыки организации самостоятельной познавательной деятельности

Ø умение работать с информацией и отбирать из множества самое главное

Ø навыки организации целеполагания, постановки задач, планирования, анализа, рефлексии.

Ø умение принимать самостоятельные аргументированные решения;

Ø умение работать в команде, выполняя различные социальные роли.

Ø умение объективно оценивать свою познавательную деятельность.

Ø умение размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы;

Ценностным основанием выделения компетентностей является ориентация на создание максимально благоприятных условий для саморазвития, самоопределения учащихся в образовательном процессе. В старших классах учащиеся готовятся к сдаче ЕГЭ и поэтому внедрение компетентостного подхода в обучение истории поможет им овладевать различными навыками и умениями, необходимыми им для успешного окончания школы и адаптации во взрослой жизни.

Наши рекомендации