Тема: Правила поведения в школе.

Цели: 1. Привить правила культурного поведения в школе.

2. Познакомить с простейшими правилами вежливости, научить тактичному обращению друг с другом.

3. Воспитывать нравственные качества личности, развивать мышление, внимание, расширить познавательный кругозор детей.

Оборудование: название станций, мяч, рисунки, стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, Е. Степановой.

Содержание занятия:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие «В страну школьных правил».

- А на чем же мы поедем? Отгадайте загадку:

Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(поезд)

- Правильно, поезд! Садитесь поудобнее. Оправились в дорогу.

- Первая станция «Город Вежливых»

- Ребята, а какого человека мы называем вежливым?

(Человек, который не забывает говорить вежливые слова и совершает вежливые поступки. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Он приветлив и внимателен к другим.)

- Как надо вежливо поздороваться?

(Со взрослыми надо здороваться первым. Нужно смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.)

- Ребята, часто происходит так, что вы у своих товарищей просите ручку или карандаш. А правильно ли вы просите.

1. Сценка. «Ты, дай мне ручку!»

- Вежливо ли это?

- Что упущено?

- Как бы ты попросил ручку, линейку, карандаш?

2. Вася сидит за партой, жует яблоко. В класс входит взрослый и спрашивает его об учительнице. Вася перелистывая книгу, отвечает, что не знает. Что было невежливым в поведении Васи?

( Со взрослым не поздоровался, не счел нужным повернуться лицом ко взрослому, и к тому же продолжает есть яблоко.)

- Не берите пример с такого мальчика.

3. А вот какая история произошла на школьной перемене.

На перемене мальчишки носились как угорелые. А Миша, быстрее всех. И, конечно же, он налетел впопыхах на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Ивановна остановила Мишу и строго спросила:

- Что нужно сказать?

- Здрасьте! - ответил Миша. И все засмеялись!

- Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Миши? Какие слова он должен был сказать?

(Извините, пожалуйста и другие.)

- А сейчас послушайте стихотворение. Догадайтесь, про кого они.

Стихотворение «Вежливость» А. Барто

Стихи о школьнике одном:

Его зовут... а, впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече:

«Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «здорово!»

Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Лишь заявляет на прощанье:

«Ну, я пошел... Пока! Всего!»

- Чего не хватает мальчику из стихотворения?

- О каком школьнике нам рассказала А. Барто?

Конкурс «Знатоков вежливых слов»

- А сейчас я проверю, как вы знаете вежливые слова. Кто больше?

- Я буду бросать вам мяч, а вы отдавая его мне, называете в ответ любое вежливо слово.

- Молодцы. Как много было названо вежливых слов. Постарайтесь не забывать эти вежливые слова и употреблять в речи их почаще.

- Отправляемся дальше. Наша станция «Классный городок»

- Вам нравится наш класс?

- Кто может сказать, чем именно? (Большой, светлый, уютный)

- А вы прикладываете силы для того, чтобы он был чистым и уютным?

- У вас в классе есть дежурные? Что они выполняют?

(Протирают доску к началу урока, поливают цветы, следят за дисциплиной на перемене.)

- Сейчас наши дежурные расскажут вам правила, как нужно вести себя на уроке и на перемене. А вы постарайтесь их запомнить.

1. Парта это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно,

И веди себя достойно.

- Береги свою парту, не ломай мебель, не царапай, не пиши на ней.

2. Учитель спросит – надо встать,

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

- Ребята, вежливость проявляется и в поведении человека. Это дополнение к волшебным словам.

- Движемся дальше. Третья наша станция «Веселая перемена»

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение Б. Заходера «Перемена»

"Перемена, перемена!" -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог -
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, -
Словом,
Сделал все, что мог!
Ну, а тут - опять звонок...
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
- Ничего, - вздыхает Вова, -
На уроке отдохнем!

- Ребята, вам понравилось поведение Вовы?

- Для чего ребятам в школе дается перемена? (Подготовиться к следующему уроку, сходить в столовую, отдохнуть.)

- Как следует вести себя на перемене?

1. Выходить на перемену лишь после того, как разрешит учитель.

2. На переменах в классе остаются только дежурные.

3. В коридоре нельзя бегать, кричать, затевать драку.

4. Можно поговорить с товарищами о прочитанном, можно отгадывать кроссворд

5. Во время перемены можно играть в спокойные игры.

- Давайте в одну из таких игр поиграем с вами сейчас. «Игра на внимание».

-Я буду подавать команды и вежливо просить об этом вас при помощи слова «пожалуйста». Если «волшебное слово» не произнесу, то команду вы не выполняете. Готовы?

- Встаньте.

- Встаньте, пожалуйста.

- Поднимите руки вверх.

- Поднимите руки вверх, пожалуйста.

- Опустите руки.

- Опустите руки, пожалуйста.

- Сядьте.

- Сядьте, пожалуйста.

- Молодцы, ребята.

- Поехали дальше. Следующая станция «Библиотека»

- А что находится в библиотеке? (Книги)

- Вы любите читать? И в нашей школе есть библиотека, в которую вы можете записаться и брать интересные книги домой и читать их.

- А вы знаете, как нужно обращаться с книгой?

(Нужно содержать книги в чистоте. Нельзя перегибать листы; нужно переворачивать их за верхний угол; нельзя вырывать листы; писать на книге.)

- Послушаем правила поведения в билиотеке:

С. Маршак «Ежели вы вежливы»

Ежели вы вежливы,

То вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя

Возьмете не навеки.

И ежели вы

Вежливы,

Вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном

И целом переплете.

- Что значит «возьмете не навеки?»

(Нужно вернуть книгу в назначенный срок)

- В каком состоянии должна быть книга?

- Не забывайте эти правила.

- Следующая станция «Столовая» Вот какой «Вредный совет» нам дает Евгения Степанова

"Как вести себя в столовой?"-
Сей вопрос нам режет слух.
План давно уже не новый:
Если ешь, будь нем и глух!

Это просто скукотища!
Ты же сделай веселей:
Бутербродов слопай тыщу,
Лимонада в суп налей...

Ешь ногой, ватрушки всюду
Разбросай, залезь на стол,
Поиграй в "побьем посуду"
Или в "битву за престол"!

Замки строй из шоколада,
Тортом в друга запусти...

Знаешь ты теперь, как надо
За столом себя вести!

- Будем ли мы прислушиваться к совету автора этого стихотворения? Почему совет назван «вредным»?

Какие правила поведения в столовой вы знаете? Какие советы вы бы дали однокласснику?

1. Не смейся слишком громко, не кричи, не балуйся.

2. Выходи из-за стола бесшумно, сказав при этом «спасибо».

3. За столом сиди прямо, не клади локти на стол.

4. Ешь не торопясь, но и не слишком медленно.

5. Не разговаривай с полным ртом пищи.

- Эти правила запомнить не так сложно, если выполнять их постоянно.

- Вот мы с вами и дохали до последней станции «Раздевалка»

- Знаете ли вы, что и в раздевалке есть свои правила. Можете вы их назвать?

1. Свою одежду нужно вешать на одно и то же место.

2. Нельзя лазить в чужие карманы.

3. Не следует образовывать толпу, нужно подождать, пока выйдут другие.

4. Раздеваться и одеваться следует в коридоре.

- Наше путешествие «По стране школьных правил» закончилось.

- На каких станциях мы с вами побывали?

- Что нового вы узнали ?

- Я очень надеюсь, что наше путешествие вам понравилось, и вы всегда будете помнить и соблюдать все правила поведения в школе.

- До новых встреч.

Наши рекомендации