Председатель Холмогорского землячества

Увлеченный исследователь, Виктор Федорович собрал большое количество материала о неизвестных и драматических страницах истории Крайнего Севера и осветил их в своих книгах «Здравствуй, тундра!», «Звени тиньган!», «Смотри вперед, ясовей», «Священные нарты», «Дороги к нефти», «Холмогоры: судьбы, события, храмы», «Отслужили России Головины» и в книге «Через снега и годы», которая объединила нас сегодня.

Ведущий вечера

Мы начинаем путешествие чтением строк из этой книги. Путешествие начинается в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа. На сцену приглашаются представители землячества «Тосавэй». Тосавэй в переводе с ненецкого «вперед летящий».

БЛОК ЗЕМЛЯЧЕСТВА НАО «ТОСАВЭЙ»

Ведущий

20 февраля 1969 года молодая команда из 6 человек, в составе которой было два ненца, два коми и два русских, начала свой лыжный агитпереход Нарьян-Мар - Архангельск, посвященный 40-летию Ненецкого округа. Предстоит пройти сотни километров заснеженной Печорой. На нашем пути знаменитая Печорская тайбола — двести тридцать километров глухой тайги с остатками древнего тракта, когда-то соединявшего «запечорские слободки» с Россией. Наша лыжня свяжет реки Печору, Цильму, Мезень, Пинегу, Северную Двину.

Руководитель похода Вячеслав Корепанов, заведующий отделом окружкома комсомола; Николай Витязев, экономист плановой комиссии окружного исполкома, - завхоз группы; Алексей Артеев, инженер отдела строительства окружного исполкома, выполнял обязанности врача;

Филипп Соболев, радиотехник аэропорта, - ремонтник в группе; Виктор Толкачев, корреспондент окружной газеты, - художественный руководитель и летописец похода; поэт Прокопий Явтысый, преподаватель ненецкой школы — интерната, отвечает за состояние лыж, ведет запасную лыжу на веревочке.

Ведущий

Нам надо не только с честью одолеть тысячу двести труднейших километров. Основная цель похода — познакомить жителей многих сел и деревень Коми АССР, Архангельской области с большим и славным путем, пройденным за десятилетия Ненецким округом.

Надеваем парадную форму — алые свитера с белыми узорами ненецкого орнамента, новенькие зеленые штормовки. Затягиваем, вскидываем рюкзаки. Идем на лыжах на городской стадион. Пришли провожающие, сбежались любопытные.

- Счастливого пути и благополучного возвращения! - желает нам всем секретарь окружкома комсомола Вениамин Шамов.

Сухой выстрел из ракетницы — старт! (хлопок)

До свидания, Нарьян-Мар! Пожелай нам, по доброй походной традиции, попутного ветра, легких рюкзаков и коротких километров.

Ведущий

Мороз. Но нам под рюкзаками жарко. Пот заливает глаза. Льдинки-сосульки свисают с бровей, растут на ресницах. К вечеру впереди замерцали огни старинной деревни Устье.

Мальчишки встречавшие лыжников, побежали по избам с объявлением:

- Концерт! Концерт будет!

Прокопий Явтысый.

Всё пурга запуржила дотла,

и вокруг ни жилья, ни огня…

На походных санях ты меня

под шаманство пурги родила.

Потому я, наверно, такой,

что покоя нигде не найти.

Всё зовут меня, манят пути

в неоткрытую даль за собой:

то к морскому припаю спешу,

то за гребень уральских хребтов –

и повсюду свежо и легко

я заснеженным ветром дышу.

Ведущий вечера

Недалеко от деревни Устье находится Пустозерск. Это название известно всем верующим людям. В остроге Пустозерска томился раскольник протопоп Аввакум.

Слова и музыка Алексея Кочанова «Песня про Пустозерск». Исполняет Владимир Новиков.

Ведущий

Печорой, как снежной пустыней, идти трудно. Только вешки плывут навстречу одна за другой да синеет далекий, высокий — тундровый - берег. Вот показалась приветливая, засыпанная снегом, украшенная изморозью деревенька Тошвиска.

Вечером, после выступления в клубе, вся молодежь Тошвиски собралась в доме учительницы Нины Владимировны Безумовой. В избе веселый гомон, звон чайной посуды, шутки...

-А какие вы песни поете?

-Все поем! Давайте о Нарьян-Маре споем!

Исполняется песня «Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар».

Ведущий вечера

Начинаются земли республики Коми, и на сцену приглашаются представители землячества «Русь Печорская».

БЛОК АП МОД «РУСЬ ПЕЧОРСКАЯ»

Ведущий

Поход рассчитан на сорок дней, и мы идем точно по графику. Нелегким оказался участок Печоры между Тошвиской и первой коми деревней Лёждуг. Трудным оказался 35-километровый переход Ермица-Новый Бор. Это был шестой день пути без дневок. С утра скольжение - как по песку. Никакие мази и комбинации из них не облегчают их бег. Ни одной деревушки на пути. Красивое зрелище — группа, идущая слитно, пружинисто.

За первую неделю похода мы шесть раз выступали с лекцией-концертом. Днем мы выкладываемся на лыжне, вечером - на сцене. Никакая усталость, никакое настроение не могли отменить выступлений. Иногда, не успев еще остыть от дороги и даже не выпив чаю, мы натягивали свои алые свитера, перехваченные ненецким орнаментом, и выходили на сцену.

Прокопий Явтысый.

Нгэрм Нумгы – Полярная звезда.

Отыскать дорогу трудно

после яростной пурги,

если не горит над тундрой

путеводный Нгэрм Нумгы.

В час отчаянный и тяжкий

просим малости у тьмы:

-Загорись перед упряжкой

милосердный Нгэрм Нумгы!

Чтобы с солнечным рассветом

повстречаться мы смогли,

путь ночной наш ярким светом

освещай нам, Нгерм Нумгы!

Мы помчим дорогой трудной

напрямик через бугры!

Пусть пылает взгляд твой мудрый

вечным светом, Нгэрм Нумгы!

Эге-гей! Несёмся мы!

А над нами-Нгэрм Нумгы!

Ведущий

Полтора, а то и два часа длится лекция-концерт. После традиционного приветствия, Вячеслав Корепанов рассказывает о целях и задачах, о маршруте и участниках похода. Как эстафету, рассказ продолжает Николай Витязев. Его слово — о сегодняшнем дне Ненецкого округа, первого из национальных округов на Крайнем Севере России.

Потом наступает время гитары. Я беру на гитаре настраивающий аккорд, ребята образуют алую шеренгу и звучит песня. Живой рассказ сменяет песня, песню - стихи или ответы на вопросы.

Ведущий вечера

Действительно, Виктор Федорович умеет на своей гитаре зажигать сердца и исцелять души. Именно ему и его гитаре ненецкий поэт Прокопий Явтысый посвятил стихотворение, которое прочитает Иван Константинович Ивкин.

Бежит лыжня — то вправо, то левее.

Лесное эхо, словно зов совы...

Над рюкзаками, хореем ясавэя,

Торчит гитара выше головы.

И вот когда (спасибо кошевару!)

Согреет нас густой душистый чай,

Вновь Толкачев, достав свою гитару,

Ее струны коснется невзначай.

Вмиг отзовется та струна певуче.

А пальцы — извлекают уж аккорд!

И тотчас исчезает, нас помучив,

Усталости бессильный хоровод.

А Виктор наш, преодолев преграды,

Невесту — песню не спеша ведет...

Поверьте мне, что выше нет награды,

Когда душа — воскреснет и поет!

А поутру, когда рассвет, алея,

Вновь просветлеет купол голубой,

Гитара та хореем ясавэя,

Из рюкзака торчит над головой...

Ведущий вечера

Сейчас мы прослушаем песню «Снег, снег», которую исполняетГалина Куклина.

Ведущий

В то утро мы встали как можно раньше - до Усть-Цильмы предстояло пройти пятьдесят пять километров. Там, где дорога близко подходила к Печоре, она была буквально забетонирована сугробами, но стоило ей свернуть в лес, и она чистая и накатанная, легко несла нас дальше.

Здравствуй, Усть-Цильма! Мы идем вечерней улицей строем, усталые и торжественные. С первых минут встречи и до расставания мы были окружены добрым вниманием комсомольцев и молодежи Усть-Цильмы. В Доме культуры принимали нас горячо. А потом на сцену поднялась девушка и под рукоплескания зала преподнесла нам в подарок куклу Дуняшу, наряженную в устьцилемский сарафан.

Между Усть-Цильмой и тайболой несколько сел и деревень.

Долгий пологий подъем — и вдруг распахивается захватывающая панорама. Внизу — широкая долина и белая лента спящей Цильмы. Грядами к ней сбегают молодые ельники. За рекой, на белых пожнях — зароды, как уснувшие звери. Дальше вербное и березовое раздолье, за которым до самого горизонта синеют леса...

Ведущий

Сейчас мы выходим в тайгу. Все, что было до сих пор - лыжная прогулка с рюкзаками по населенным пунктам, где каждый вечер нас ждали, устраивали, собирались в клубы на встречи, говорили нам теплые слова напутствия. До Архангельска еще восемьсот километров.

Ведущий вечера

Мы прослушаем песню Ю. Кукина «А я еду за туманом» в исполнении Галины Куклиной.

Ведущий вечера.

Трудным был путь по земле Коми. Тайга Лешуконского района встретила лыжников своими снегами и необъятными просторами.

На сцену приглашаются представители Лешуконского землячества.

БЛОК ЛЕШУКОНСКОГО ЗЕМЛЯЧЕСТВА

Ведущий

Тайболой называли на архангельском Севере обширные сплошные леса, необитаемую исконную глушь, где можно было проехать только зимой. На тайболе отдыхаем в таежных избушках. У каждой из них свое лицо, но у всех одно назначение: добрая служба людям. В каждой есть печь, стол, лавки, нары, запас дров, что-нибудь из продуктов. Благодаря этим избушкам мы не тащили на себе ни громоздкой палатки, ни спальных мешков.

Мы в самых глухих лешуконских местах. Здесь годами не ходят группы людей. Только монтеров да редких охотников видят эти хмурые, похожие на призраки ели. Зимой здесь заповедная тишина-вековая. Сейчас ее нарушает шелест наших лыж да хрумканье снега под нами.

Музыка Кушина, слова Москвиной «Приглашение». Исполняет Георгий Фролов

Ведущий

Тракт теперь бежит по берегу Мезени, часто сбегая на лед реки, нанизывая деревушки и села: Чучепала, Палащелье, Конецщелье, Белощелье... Как живая стихия народной жизни, какой заповедник древнерусского песенного творчества эти северные деревни. Жаль, что по графику нет остановки в Палащелье, селе знаменитом на всем Русском Севере своими прялками, искусством древней росписи по дереву — прославленными мезенскими красными конями, оленями, птицами.

Место на реке Печоре, где вырос Нарьян-Мар, называлось Белощельем. От Белощелья на Печоре до Белощелья на реке Мезени 700 километров. Кажется, еще совсем недавно мы шли матушкой Печорой, две недели утюжили ее белое раздолье, и вот сегодня — здесь в Белощелье на реке Мезени. Выступали мы в школе. Но когда закончили свою двухчасовую программу, никто не поднялся, никто не уходил.

- А может, вы нам споете ваши мезенские песни, а?

- Во-во, продольну!...

Номер ( «Выйду за ворота, посмотрю далеко...»).

Ведущий вечера

Тайга… Тайга… Пинежский район встретил лыжников снежной метелью. На сцену приглашаются представители Пинежскогоземлячества.

БЛОК ПИНЕЖСКОГО ЗЕМЛЯЧЕСТВА

Ведущий

22 марта метельным утром мы снова встали на лыжи... В центре пинежской тайболы еще сохранились постройки станции Чублас. В гражданскую войну, находясь на водоразделе двух крупных рек Севера, она была ключом и к Пинеге и к Мезени. За пять дней прошли еще двести километров — Пинежскую тайболу. Расшагались хорошо. Начата вторая тысяча километров. Цель близка! Нас торопит дорога, и мы торопим ее. Сегодня тридцать шестой день похода.

2 ведущийСтихотворение Прокопия Явтысого «Ясавэй».

Кого считают в тундре ясавэем?

Отвечу вам: простого пастуха.

Он, над упряжкой машущий хореем,

Читает землю в клинописи мха.

Родной землей, как воздухом, он дышит,

В любом распадке ждет его приют,

И песней многоцветной ярко вышит,

Как малица его вседневный труд.

И в этой жизни кочевой, дорожной,

Он знает тундру –

Всю, наперечет.

Он аргиши по сопкам осторожно,

Как за руку невесту, проведет.

Ведущий

На следующий день нас знакомил с Пинегой краевед А.И.Калинин. Упомянул он и о екатерининском указе, повелевавшем строить Пинегу по плану и давшем ей статус уездного города; и о знаменитых никольских ярмарках, шумевших на площади (а вот тут, у собора, были печорские ряды).

Быть в Пинеге и не встретиться с Василием Ивановичем Стирмановым нельзя. Ветеран гражданской войны, активный участник советского строительства на Севере, учитель, лектор, краевед, Василий Иванович относится к той немалой на Руси когорте подвижников, бескорыстных тружеников, что отдают себя без остатка делам большой общественной важности. Таким делом для него было создание музея в Пинеге.

Ведущий вечера.

Север знаменит своими монастырями, церквями. Сурский женский монастырь, Веркольский мужской монастырь. Книги писателя Федора Абрамова прославили Верколу.

Песню про Верколу исполняет Галина Куклина.

Ведущий

Наша лыжня бежала по Пинежью от поселка к поселку. На повороте в деревню Леуново перед нами вырос затейливо расписанный дом.

- Заходите, заходите, сыноцьки!- приветливо заулыбалась старушка. - Уж такой наш дом: никто не пройдет, не проедет. И днем и ноцью самовар наставлен. Помню, в войну еще, с Печоры новобранцы пешем шли, ни машин, ни тракторов, кто на лошади, кто на оленях — тоже всегда у нас бывали, цяек пили, воду брали. Вода-то у нас всегда была хороша-а...

А сейчас мы исполним песню «Речка Пинега». Эта песня является гимном Пинежского землячества.

Исполняется песня «Речка Пинега»

Ведущий вечера.

Всё ближе и ближе Архангельск. На сцену приглашаются представители Холмогорского землячества.

БЛОК ХОЛМОГОРСКОГО ЗЕМЛЯЧЕСТВА

Ведущий

За три дня преодолели расстояние от Пинеги. Позади тысяча километров по тундре, тайболе, дорогам и рекам... Ниточка лыжни вчера у Усть-Пинеги вывела нас на Северную Двину. Мы торопимся. Но как бы мы ни спешили, весна обгоняет нас. Вчера лыжня вывела нас на асфальт. Мимо, обдавая брызгами, пронесся рейсовый автобус «Холмогоры - Архангельск». Несколько километров мы шли пешком, а наши подруги-лыжи ехали на наших плечах.

Теплынь. Обветренные, почерневшие лица ребят, фигуры с рюкзаками отражались в весенних лужах. Решили: дальше идти ночью...

Но прежде мы побывали в Ломоносове.

Вглядываясь в экспонаты музея великого помора, я видел поморский коч Василия Ломоносова, не раз плававший отсюда в далекий Пустозерск. Мы пришли оттуда на лыжах...

Ведущий

Поморы, добывая моржей и китов, издавна имели под рукой красивый и прочный поделочный материал — кость — и нашли ему великолепное применение.

В Оружейной палате и Эрмитаже хранятся узорчатые костяные кружки и шкатулки холмогорских резчиков. Некоторым триста лет...

1 апреля (по телеграфу): «Рады сообщить Ненецкому окружному комитету ВЛКСМ, жителям округа и города, что лыжный переход Нарьян-Мар – Усть-Цильма –Лешуконское – Пинега – Холмогоры – Архангельск завершен!»

Сегодня в четыре часа утра вышли из Холмогор и до девяти прошли по Северной Двине до запани Боброво. Наше желание войти в Архангельск на лыжах высмеяла погода. Наст исчез, снег налипал на лыжи, и идти было невозможно. Мы поднялись на автостраду, и автобус за час перенес нас в весенний Архангельск.

Ведущий вечера

Трудным был путь, но в пути с нами всегда была гитара и песня. Прослушаем песню «Люди идут по свету» в исполнении Владимира Новикова и Галины Куклиной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель похода достигнута. За сорок дней пройдено 1200 километров. Свыше трех тысяч человек в двадцати двух селах и деревнях Архангельской области и Коми республики услышали живой рассказ о прошлом и настоящем заполярного края.

Через десять лет, 1 марта 1979 года, был совершен лыжный переход по маршруту Архангельск — Нарьян-Мар. В состав команды входили Вячеслав Корепанов, Виктор Толкачев, Владимир Антипин, Владимир Чупров, Иван Чипсанов, Лазарь Вылка.

Мы приглашаем на сцену автора книги «Через снега и годы» Виктора Федоровича ТОЛКАЧЕВА и предлагаем ему слово.

На экране – портреты участников похода 1979-го года.

Выступление Виктора Федоровича Толкачева.

Звучит песня «Дым костра» в исполнении В.Ф.Толкачева. На гитаре играют В.Новиков и Г.Куклина.

Ведущий вечера

К нам на праздник прилетел из Нарьян-Мара участник лыжных переходов 1969 и 1979 годов Вячеслав Кузьмич Корепанов и участник перехода 1979 года Виктор Михайлович Чупров! Просим вас на сцену. Поделитесь с нами впечатлениями тех далеких событий.

Выступление участников переходов.

Слова благодарности:

- Николай Николаевич Матафанов или

- Игорь Владимирович Мискевич.

Ведущий вечера.

А Вячеслав Кузьмич приехал к нам не с пустыми руками. Он привез свое сокровище — фильм о походах 1969 и 1979 годов. Сейчас мы посмотрим фрагменты из этих фильмов.

Показ фильма на экране.

Частопереходы на лыжах организовывались в честь какой либо круглой даты и раньше. Так, в феврале — марте 1936 года пять лыжников из Ненецкого округа — Прокопий Мольков, Яков Талеев, Савватий Носов, Василий Чупров, Иван Банев — совершили по этому маршруту лыжный пробег в честь X съезда ВЛКСМ. Устье, Великовисочное, Коткино, Пеша, Несь, Мезень...В Архангельск пришли через тринадцать с половиной ходовых дней.

Для всех путешественников трудных таежных маршрутов прозвучит песня «Бригантина».