В. Умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источником

На основе текста и знаний по истории назовите основные последствия перехода от общинного землевладения к частной собственности, который происходил в начале XX в. Укажите не менее трёх последствий:

— зажиточные крестьяне получили возможность расширить свои хозяйства за счёт покупки земли у бедняков;

— бедные крестьяне смогли, продав свои наделы, переменить род занятий, что немного снизило аграрную пере­населённость;

— расширилась база рабочей силы для промышленности за счёт бедных крестьян, вышедших из общины;

— выросла урожайность из-за прекращения переделов земли;

— возросла товарность крестьянских хозяйств;

— многие из продавших свою землю бедняков не нашли своего места в жизни и влились в массу недовольных вла­стью, готовых на самые решительные действия;

— крестьяне теряли поддержку, которую оказывала своим членам община в тяжелые времена

II. Задание-задача: умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при рассмотрении фактов, явлений, процессов

II.1. В 1801 г. по инициативе Александра I и его ближайших политических советников была проведена министерская реформа, в результате которой центральными органами государственного управления стали министерства. Какая система центрального государственного управления существовала до создания министерской системы? Какие министерства были созданы в числе первых? Укажите не менее двух министерств. Объясните, какие преимущества были у министерской системы управления по сравнению с предшествующей системой.

1) коллегиальная (система коллегий) система центрального государственного управления;

2) внутренних дел, иностранных дел, военное (в ответе могут быть приведены любые два);

3) объяснение: в отличие от системы коллегий, в министерской системе вводился принцип единоначалия, личной ответственности министра и прямого доклада императору по делам министерства.

II.2. Дипломатическая история русско-японской войны 1904-1905 гг. завершилась политическим успехом С.Ю. Витте, добившегося существенного смягчения для России условий мирного договора. В чём состояла дипломатическая удача С.Ю. Витте? Какую роль в дипломатической истории русско-японской войны сыграли мировые державы того времени? Объясните, почему Россия была заинтересована в скорейшем подписании мирного договора с Японией?

1) Витте удалось отклонить требования Японии об ограничении морских сил России на Дальнем Востоке и уплате контрибуции;

2) мировые державы (Франция, а затем США) выступили посредниками в организации дипломатических переговоров в Портсмуте;

3)объяснение: в России нарастала революция, внимание правительства было обращено преимущественно на решение острых внутренних проблем

III. Задание на умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии

III.1. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«В результате судебной реформы в России сформировалась полноценная система всесословного суда, во многом соответствующая наиболее передовым европейским образцам»

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно её опровергнуть.

В подтверждение, например:

- – была введена обязательная состязательность судебного процесса;

- – был введён суд присяжных;

- – была выстроена вертикаль судебной власти;

- – была декларирована независимость суда от администрации (что гарантировалось несменяемостью судей);

- – декларировалась гласность судебных процессов;

В опровержение, например:

- – в реальности на суд могли оказывать давление органы власти и управления;

- – в судах сохранялось засилье бюрократии;

- – продолжалась практика внесудебных наказаний и неофициальной отмены судебных решений;

- – сохранился волостной крестьянский суд, который судил на основании существующих в данной местности обычаев;

- – в некоторых районах страны судебная реформа не была проведена в полной мере.

III.2.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«В конце XIX в. перед Россией стояли серьёзные экономические проблемы, её экономическое развитие было нестабильным»

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно её опровергнуть.

Да, это так:

— Россия серьёзно отставала от развитых стран в производстве промышленной продукции на душу населения;

— низкий уровень внутреннего потребления ставил под вопрос дальнейшее развитие промышленности (что пока­зал кризис 1900—1903 гг.);

— рост внешней задолженности;

— не был преодолён аграрный кризис (малоземелье крестьян, низкая урожайность и др.);

— высокие непроизводительные расходы тормозили развитие экономики;

— в вывозе России преобладали хлеб и сырьё, сохранялась зависимость от иностранных машин и промышленных товаров

Нет, это не так:

— для России в конце XIX в. были характерны высокие темпы экономического развития;

— Россия вышла на пятое место в мире по объёму промышленного производства;

— развитие новых отраслей промышленности (нефтедобыча, химическая, электротехническая и др.);

— быстрые темпы железнодорожного строительства (вторая по протяжённости железнодорожная сеть в мире);

— интенсивный процесс акционирования предприятий;

— стабильное экономическое развитие России было обеспечено богатейшими природными ресурсами;

— благодаря денежной реформе С.Ю. Витте Россия получила стабильную денежную систему;

— в страну притекали иностранные инвестиции;

— росли государственные доходы, что позволяло обеспечить профицит бюджета

Наши рекомендации