Исторические взгляды Б. Фонтенеля и Ж.А. Кондорсе
Исторические взгляды Фонтенеля. С ни ввязывают возникновение сциентизма в отношении всего научного знания. Его интересовала историография науки.
Сциентизм – наука, знание – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности. Это научное знание достаточное условие ориентации человека в мире. Идеал – не всякое научное знание, а результаты и методы естественнонаучного познания, такое познание аккумулирует наиболее значимые достижения всей культуры в широком смысле. Такое познание достаточно для решения всех проблем.
Бернар Ле Бовье Фонтенель – (1657-1757) – деятельность многогранна – исследователь происхождения и развития наук. Пробовал в поэзии. Потом сосредоточился на философии и науке. 1683 – «Диалоги мёртвых, древних и новейших лиц» - его скептически взгляд на историю наук. Науки, как и мораль, имеют в основе ложную идею и стремятся к ней, но по пути обрастают научными знаниями и это полезно, анализирует накопленный опыт познания. Путь критики общепризнанных предрассудков. Много внимания уделял причинам заблуждений, его скепсис увеличивался. 1686-88 гг. «Рассуждение о множественности миров», «Отступления по поводу древних и новых». Древние и Новые – 2 школы в французской философии. Древние – за превосходство античного, превосходство логики, новые – опровергали всесилие логики, современность превосходит античность. Фонтенель примыкал к новым, но критиковал обоих. 1686-88 – «История оракулов».
Наибольшая известность - «Рассуждение о множественности миров» атеистические выводы из гелиоцентрической системы Коперника, против христианских догматов, исследовал Декарта. В 1691 – член французской Академии Науки, в 1699 – секретарь Академии Наук. С 1733-40 – его приближенные к истории труды. Историконаучные труды – «История Академии Наук от её основания в 1666 до 1686», «История академии наук с 1686 до её обновления», «История Академии Наук с 1699 по 1726 год». История академии – в связи с событиями в стране.
Часто выступал с Элогами – похвальное слово в адрес кого-то или чего-то с подробным описанием жизни – агиографический метод - жизнеописания.
Представление о генезисе научного знания. Развитие научного знания – на принципах философии науки. Несколько принципов Фонтенеля:
- Самая важная идея – идея прогресса наук, научные знания и открытия бесконечно совершенствуются и развиваются
- Различал процесс происхождения науки и процесс истории науки. История всегда как синоним слова прогресс
- Использовал хронографический подход в историописании
- Поклонение, культ перед учёными и гениями, склонен к агиографии
- Подчёркивал, несмотря на идею прогресса важна роль случайности в истории научного знания
- Анализ географических и климатических условий, которые обуславливают возникновение науки и сам ход истории, они формируют только момент возникновения науки, а не её историю
- Отношение к естественному состоянию – естественное состояние – низшая ступень – противопоставлял естественное и цивилизованное состояние в истории человека. Отличия – наличие искусств и наук
- История науки является средством построения истории разума.
Фонтенель критично относился к логике – отождествлял с метафизикой и схоластикой. Превозносил эксперимент и опыт. Все исследования, на основе логики – неинтересны. Фонтенель – один из учёных, кто стал подчёркивать практическую роль теории. Научные исследования необходимо практиковать.
Проблема научного языка – обостряется во второй половине XVIII века. Наука должна выработать точные определения, но при этом доступные каждому. Фонтенель стремился популяризовать достижения учёных различных наук.
Идея прогресс – синоним истории. сначала формулировалась неявно ещё в 1686, более явно с 1727 – «Предисловие к началам геометрии бесконечного». Геометрия бесконечного – развитие науки, подчёркивает что порядок открытий науки регулируется их прогрессом. Какое-то открытие содержит в себе потенциал прогресса. Критика источников – пример открытий. Идея прогресса связана с успехами наук, успехи – прогресс.
- Речь идёт не только о совершенствовании методов научного исследования, а об открытиях в целом. Расширение методов критики источника приводит к расширению круга источников – критика церковных источников – в круг источников включаются нецерковные.
- Реальные успехи наук порождают прогресс
- Изучение того. Как формулируется идея прогресса позволяет выявить общие для историографии идеи и для историографии науки в частности.
Исследование тенденция развития науки – куда движется науки, предвидение будущего науки, из этого предвидения выводит превосходство современной науки над античностью. У каждой науки – своя судьба. Лозунг «древних» – древние изобрели решительно всё. Фонтенель – отрицал это. Медлительность в достижении разумной точки зрения – прогресс идёт медленно, но он движется в соответствии с кумулятивно-линейной концепцией– накопительно-поледовательная. Всё постепенно. Критиковал античность, древние – наши современники и не надо их превозносить, с древними можно спорить. В древности не было иной истории, кроме мифологической, мысль пронизана мифами и предрассудками. «О происхождении мифов» и «История оракулов» мифы исчезают постепенно в процессе просвещения. Мысль об относительности и современного уровня исторических знаний – если науки совершенствуются бесконечно - когда-нибудь методы будут другими.
В конце концов, для Фонтенеля истина – вечна и не зависит от времени, если прогресс линейный, то конечный итог учёному неизвестен – к чему придёт наука в будущем – это зависит от судьбы человечества.
Географический детерминизм – различия в формировании наук лежит в климате – не везде условия одинаковы. Развитии науки не зависит от климата – человек может развивать науки в любых условиях.
Само возникновение и развитие науки оказывается важным критерием периодизации всемирной истории и периодизации гражданской истории. развитие науки и истории приходит в согласие с идеей единого разума. Огромное внимание написанию истории – хотел написать историю самой истории – историографии. В истории применял те же методы познания, но есть особенность «Об истории» - отстаивает индуктивный, имперический метод, но история беспомощна ели она не вязана с этикой. Метод написании истории сходен с путём построения философский системы – у философа есть естественные средства и опыт – надо построить причины и построить следствие, так же и у историка.
Историческая концепция – прагматическая историография – история – прагматичная наука, но должна нести морально-воспитательную функцию. Рассматривает историю в двух контекстах, во-первых, история – способ мысли, второе – определённый уровень обобщения как характеристика исторической эпохи – выделяются отдельные ключевые события, затем делаются обобщения. Методология естественных наук и истории – тождественны.