Религия и Церковь не повинны в злых делах

— Граждане, вчера я отметил замечательнейшую способность нашего докладчика: опровергать самого себя. Сегодня он обнаружил и другую способность — сваливать с больной головы на здоровую. Страшные преступления человечества он приписал христианской религии. Но в чем же здесь вина религии? Ни Христос, ни апостолы, ни Вселенские Соборы, ни Вселенская Церковь не учили насилию и убийствам. Наше Евангелие строго запрещает не только всякое насилие, но и просто обиду. Я мог бы привести длинный ряд соответствующих текстов из Священного Писания и соборных постановлений. Но не делаю этого в уверенности, что каждый из вас знает, чему учит Христос и верная Ему Церковь. Вы также несомненно знаете, что не религия и Церковь изобрели, например, порох, динамит и другие взрывчатые вещества, не они выдумали ружья и пушки, не они усовершенствовали технику истребления людей. Все это сделала культура, все это придумали, изобрели люди образованные, культурные, ученые.

Справедливо наш докладчик назвал религию «оковами». Она действительно, оковы но не для человека, а для сидящего в нем зверя. Она сковывает и укрощает его. Религия учит любви, добру, милосердию, а зверь требует ненависти, он стремится к немилосердным и злым делам. Религия требует воздержания, кротости, смирения, а зверь рвется к буйству, к разврату, гордости. Религия учит честности и правде, а зверь наставляет на ложь и мошенничество. Религия требует прощать обиды даже врагам, зверь требует жестокой расправы даже над самыми близкими людьми. Религия ведет к небу, зверь к аду. Религия подчиняет Богу, зверь дьяволу. Религия (я говорю, — пояснил Уральцев, — об истинной христианской религии) освобождает человека от всего низкого, животного, зверского, она делает человека свободным и святым. Сидящий же в нем зверь делает человека рабом низменных страстей, подчиняет его своей злой воле, делает человека преступником.

Весь мир наслаждался бы счастливой жизнью, если бы следовал велениям христианской религии. «Если бы, — заявляет блаженный Августин, — предписываемых христианской религией заповедей одинаково слушались и старались их исполнять все земные цари и народы, князья и судьи, юноши и девы, старцы и отроки (псал. 148:11–12), каждый пол и возраст и даже мытари и воины, о которых упоминает Иоан Креститель (Лук. 3:12–14), подобное государство в настоящей жизни развивало бы счастье в своих владениях»[70].

К глубокому несчастью всего мира, он больше слушает требовании зверя, чем религии. Отсюда, именно отсюда, а не от религии происходят войны и убийства, насилия и всякие другие преступления. Как врач неповинен в болезнях его пациента, раз он не следует его советам, так и религия неповинна в творимых ее последователями преступлениях, противных ее духу, нарушающих ее предписания.

Парфений Каллистратович и все враги религии — крайне несправедливые судьи: если люди переколотили себе лбы, потому что, закрыв глаза от солнечного света, ходили в темноте, то они винят в этом не людей, а солнце. Беспристрастные же судьи указывают настоящих виновников европейских войн и насилий. Знаменитый историк Н. Карев авторитетно заявляет: «Разумеется, как научный и технический прогресс не вытекают сами из христианства, так еще того менее жестокости и насилия, какие позволяли и до сих пор позволяют себе европейские цивилизаторы в других частях света, могут быть поставлены на счет христианства. Напротив того, истинные христиане, т.е. христиане не по имени только, но по духу, находят лишь слова осуждения для всех тех ужасов и преступлений, которыми, к сожалению, так часто сопровождалось распространение европейской цивилизации. Здесь не место говорить об историческом и жизненном значении христианства, но прибавить все-таки нужно, что если и можно назвать европейскую цивилизацию христианской, то только по ее отношению к тому нравственному идеалу, который одушевлял и одушевляет лучших ее деятелей. Для европейской цивилизации христианство было и остается великим источником нравственного идеализма»[71]. Да даже социалистические писатели: Энгельс, Каутский, Луначарский и другие отмечают в своих сочинениях, что насилия и преступления людей в истории были изменой христианскому духу, противлением Христу и Евангелию.

Наши рекомендации