Клише к сочинению по русскому языку

ШАБЛОНЫ К СОЧИНЕНИЮ

Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает …. . Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.

Автор предстает передо мною умелым писателем. Его речь проста и доступна, рассуждения понятны. … (фамилия, имя, отчество) размышляет (рассказывает) о …(=пересказ). Он считает, что мы должны… . И с его мнением трудно не согласиться.

Я полностью разделяю точку зрения автора и считаю, что.... . А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями …

(Фамилия, имя, отчество) в своём тексте поднял очень важную проблему, и я искренне благодарен ему за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.

Проблем в современном мире очень много. Одна из них – (проблема)..... . (Задаём вопрос?). Именно эти(этот) вопрос(проблема), который не может не волновать современного человека, затрагивает ... в своём тексте . Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.

В представленном тексте автор размышляет(рассказывает) на тему …(пересказ). Он считает , что "......".Я полностью разделяю его точку зрения. Действительно, .....

Данная проблема очень актуальна в художественной литературе. Например, в произведении......

(Фамилия, имя, отчество) в своём тексте поднял очень важную проблему, и я искренне благодарен ему за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.

"..." (наиболее яркая фраза, отражающая идейное содержание текста). Мне кажется, предложенный N (имя автора) текст именно об этом. В нем говорится о ... (тема - в двух словах: о войне, о природе, о чувствах и т.д.). Рассуждая на эту тему, автор рассказывает (повествует, размышляет) о ... (краткий пересказ). Таким образом, N поднимает важную, на мой взгляд, проблему ... (и ставит перед читателем вопрос: "..?"). В заключение публицист (писатель) приводит нас к выводу о том, что: (основная мысль). В этом, я думаю, заключена основная мысль текста.

Я полностью согласна с мнением N: ...(тот же вывод, но другими словами). Действительно, проблема, затронутая автором, актуальна во все времена и поэтому не может оставить нас равнодушными. К ней обращались многие писатели и поэты. N1 (другой автор) в повести (романе, произведении) "..." показал (отразил, выразил), как... (название произведения, имена персонажей, связанных с данной проблемой, конкретные ситуации из книги). Так и N отмечает, что (ссылка на предложенный текст, обращение к тексту, короткая цитата, сложноподчиненное предложение).

... (тезис-вывод в виде утверждения), потому что ...(второй читательский аргумент или свой аргумент, основанный на личном опыте в виде размышления). N тоже пишет, что... (ссылка на предложенный текст, обращение к тексту, короткая цитата, сложноподчиненное предложение). ... (свое размышление).

... ( размышляем, обыгрываем начальную фразу, связывая с проблемой текста, показывая значимость проблемы для общества, конкретно для определенной группы людей, обращаясь к содержанию предложенного текста). Подводим итог.

КЛИШЕ К СОЧИНЕНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Разберем по порядку композицию сочинения.

Проблема

Проблема (какая?) Сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая.

Проблема (чего?) Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияние красоты природы на человека.

Типовые конструкции • Автор размышляет над проблемой

• Автор текста затрагивает проблему

• В центре внимания автора проблема

• В тексте (ФИО автора в р.п) поднимается проблема

• Текст (ФИО автора в р.п) заставил меня задуматься над сложной проблемой

• (ФИО автора в им.п) предлагает своим читателям задуматься над проблемой

• Как (зачем, почему, и т.д)…? Именно эта проблема привлекает внимания автора.

• Что такое долг (честь , благородство, интеллигентность и т.п) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

Запомни! • Проблема (чего?) смысла жизни. • Вопрос (о чём?) о смысле жизни.

Вторым элементом в сочинении является - комментарий проблемы. Комментарий – это пояснение замечание, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

Художественный текст

• Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни …(взаимоотношение кого с кем)

• Не случайно писатель изображает (кого, что)

• Поступок героя свидетельствует о том, что…

• Слова (мысли) героя показывают, что…

• Автор осуждает/одобряет поступок(и) героя(ев)

• Симпатии автора на стороне(кого)

Публицистический текст

• Проблема раскрывается автором на примере…

• В качестве примера раскрывает

• Автор заставляет читателя задуматься (над чем)

• Автор обращает проблему на

• В размышлениях автора звучит мысль о том, что

• Автор разделяет мнение (кого)

• Автор искренне восхищён, огорчён (чем)

• Автор приводит нас к выводу о том, что

- Проблема( чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.

• Данная социальная (нравственная и т.д) проблема имеет многовековую историю.

• Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).

• Как и большинство из нас, автор считает, что

• Автор подробно рассматривает

• Автор обращает наше внимание на

- Автор (Что делает?) Отмечает, описывает, подчёркивает,останавливается на, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассказывает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу

Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приводит автор текста. Авторская позиция проявляется в следующих моментах: отношения автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Когда читаешь текст обращай внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора с помощью слов маркеров, оценочной лексике, средств, выразительности, вводных слов, побудительных предложений. Позицию автора можно определить, ответив на следующие вопросы

• Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?

• Как относятся к герою окружающие его персонажи? • Как сказываются поступки к герою окружающие его персонажи? • Как сказываются поступки героя на других героях произведения? Согласен с героем или нет?

• Автор осуждает или одобряет поведения героя?

• Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки героя?

Помни: Даже если автор прямо не говорит о своём отношения к герою, а герой поступает , с вашей точки зрения, неправильно, совершает поступки, несущие зло окружающим, то, скорее всего, автор думает так же, как и вы.

Помни: Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

Авторская позиция

• Автор считает, что

• Автор подводит читателя в выводу о том, что

• Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу

• Позиция автора такова

• Позицию автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом

• Автор нас призывает (к чему)

• Автор убеждает нас в том, что

• Автор осуждает (кого/что, за что)

Аргументация собственной позиции. В сочинении вы должны выразить своё мнение, согласны вы или не согласны с автором. В своём ответе вы должны привести два или один аргумент из литературы или личной жизни. Например: Трудно не согласиться с позицией автора. Я тоже считаю , что милосердие является главным достоинством человеческой натуры и что мы во что бы то ни стали должны сохранить его в наших сердцах. Затем ты должен подкрепить свою позицию двумя аргументами.

Аргументация – это приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой –либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения всё, то что может подтвердить тезис.

Наши рекомендации