Первыми - от тюрко-татарского слова бер, беренче. 5 страница

Нет, не зря придуманы знаменитые слова, которые произносит актер Владимир Басов:

-Ну, граждане тунеядцы, хулиганы, алкоголики! Кто хочет сегодня поработать?

Советская власть за 70 существования создал очень забавный “новый тип человека”, который бесперестанно болтает о “светлой жизни” в будущем, ничего не делая в сегодняшнем. Роль такого типа в этом фильме мастерски сыграл Михаил Пуговкин:

-В то время, как наши космические корабли бороздятпросторы Вселенной...

Кстати, в нашем ауле Иштиряково мужики иногда забавлялись, включая в свои обычные разговоры выражения типа: “хөкүмәтебез һәм партиябыз карарларын үтәп“, “выполняя постановления партии и правительства...”

***

Шутки шутками...

Надо много и хорошо поработать...

Во благо Отчизны.

Величиенашей Родины – в многообразии, в многоязычии, в многоментальности.

Однако...

Чтобы народы России не несло, как на катке (от тюрко-татарского каткан, мороженый), вслед за разговарами-кувалдами, надо их обратно прикрепить хотя (хет) бы мордовским, удмуртским, марийским, татарским, якутским и другими языками, то есть, теми языками, на которых вчера и сегодня эти народы разговаривали и разговаривают. Вы же видите, ни один народ Европы не отказывается от своего языка – хотя Европа и обьединилась. Нет , наши Бывалые опять проблему ищут там, где его нет; мол, как хорошо было бы, если бы в России был - 1 язык, 1 народ!

(На Украине тоже проблем не было...

С 1-ой национальной спички, которую кинули в бочку с порохом - чем всегда и являются национальные вопросы - появились 1000.000 (миллион) новых проблем!

Так что, осторожно со спичками, господа-товарищи.)

Надо продвигать Отечество вперёд разнообразностью менталитетов и трудолюбием народов!

Нет, не надо их выводить с дороги жизни на обочину самолюбования и самовосхваления, надевая на них тогу “старшего брата” и цепляя на грудь золотуюмедаль обладателя “великого и могучего русского языка”, сказав ему ты, “брат, знаешь русский язык, и этим ты уже лучше всех, живи и радуйся, и больше тебе ничего не надо!”.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ

Потеряли…

Национальную идею России…

-Ауу!

-Идея, где ты?

-Отзовись!

***

Ищут…

Кто-то ищет эту идею в православии…

Кто-то ищет в Гиперборийстве…

Кто-то ищет в слове Ра – дескать, это означает Бог и от этого все и происходит…

Кто-то ищет в Сербии и в славянах…

Кто-то ищет в марше «Прощание славянки»…

Кто-то ищет во временах живодёра Сталина-Джугащвили; дескать, какой молодец был этот террорист-кавказец - пол Европы оттяпал, и надо было идти дальше, а мы – остановились!

(А то, что путь Сталина это путь фанатизма, а значит и террора, то-есть путь в никуда, и что во времена Сталина в Великой Отечественнойвойне почти миллион русских власовцев воевали против ненавистного колхозно-полицейского строя, и что народ30 лет сидел в тупике и в яме голода, холода и бесмысленных убийств – это сейчас мало кого волнует).

Кто-то ищет эту идею в великой русской литературе.

(Которой, увы, к великому сожалению, уже нет… Уничтожил будущее великойрусской литературы товарищ Сталин со своим иезуитским «соцреализмом; кстати, это очередное преступление Сталина. Великаярусская литература простояла где-то 120 лет, с 1820 по 1940 годы, от Пушкина - до Шолохова и Булгакова.)

Кто-то ищет её в «русских маршах», в терроре и запугивании малых народов - «кавказцев», «урюков», «чёрных ж-пе», «чалдонов» и др., забывая, что если «инородцы» «шагают по Москве» – тут они находятся на законных основаниях, так как они идут по центру своей Федерации народов…

Кто-то ищет эту идею в казаках и в их задушевных песнях:

Каким ты был, таким и остался,
Орел степной, казак лихой!..

Ищут…

И находят…

Так как…

Кто ищет - тот всегда найдет!

Однако…

Находят…

И опять идут искать…

Так как, находят то - что хотели, выдавая желаемое за действительное.

А не то, что было.

Есть.

И будет.

Никто не ищет её - в угрофиннах, от которых происходят…

Никто не ищет идею в «поганых татарах», от которых опять-таки сами же происходят - в их менталитете, в их толерантности, и, наконец, в их трудолюбии…

Между прочим, татары – это протестанты России. Второй по численности народ России идёт по пути, которая сегодня востребована, как никогда – работать, не покладая рук во благо Отчизны.

***

Итак – в чем же национальная идея России?

Идея, пожалуй, состоит в том, чтобы жить дальше.

А чтобы жить дальше, надо все-таки вспомнить - кем этот народбыл в прошлом и где у него фундаментальные корни. Найдёшь корни – найдёшь и точку опоры.

Если не найдёшь точку опоры, «дом, который построил Джек» может развалиться в любую погоду.

ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА

Каждый народсмотрит на мир сквозь призму родногоязыка.

Русский народ смотрит под другим углом зрения, чем, скажем, татары.

Например, есть татарское слово “эш” – работа.

Слово короткое.

Как выстрел...

Лёгкое.

Как пух!

Поднимать ничего тяжёлого типа кувалды и кафтана «чыжолого» не надо, как сказал князь Вяземський, пока произносишь слово «эш».

Наш мудрец Габдулла Тукай так передал сугубо “тюрко-татарское” отношение к труду:

«Дети, работайте, так как главное в жизни – это работа…»

***

Есть русская пословица:

«Работа любит дурака».

Вот мы и есть дураки, которых любит работа.

***

В основе татарского менталитета лежит трудолюбие, которое передаётся двумя словами:

«Эш».

«Тырышлык”.

Второе слово по-русски «усердие».

Но это не только усердие.

Туда входит терпение, старательность и сила воли человека.

Такого слова, типа «тырышлык» в русском языке нет.

А зря.

(Между прочим, это слово и на татарском языке и звучит зерә, зерәгә. Есть ещё слово на татарском языке зыр, зыр-зыр әйләнү,что означает “крутиться на одном месте”.)

А вот слово «тырышлык» формирует человека прямого, бескомпромиссного, волевого, который любит «эш», то есть, «работу».

Такие мы, татары.

Прямолинейные.

Бескомпромиссные…

Стремящиеся к справедливости, любящие справедливость, познающие в мире справедливость, борющиеся за справедливость…

-Идите в баню! Каждая лягушка своё болото хвалит!

-Да, есть такое… Видимо, в той самой бане, куда вы менявсе время посылаете, не удержался…

***

Кстати…

Это не только моя лягушка, не и моё болото.

Об этом говорила и великаярусская литература.

О татарах, видимо, не раз думал и его величество Л.Н. Толстой. Есть у него рассказ «После бала», где рассказывается, как татарина гоняют сквозь строй за побег. Изумительна и начало повести «Хаджи Мурат», где Толстой рассказывает о колющем цветочке «татарник», который остался под колёсами-телегамиистории - но не сдался.

То же самое заметил и Буревестник(от тюрко-татарского бора-буря) революции Максим Горький. Вот что он пишет в «Моих университетах».

«На чтениях было скучно, хотелось уйти в Татарскую слободу, где живут какой-то особенной, чистоплотной жизнью добродушные, ласковые люди; они говорят смешно искажённым русским языком; по вечерам с высоких минаретових зовут в мечети странные голоса муэдзинов, – мне думалось, что у татар вся жизнь построена иначе, незнакомо мне, не похоже на то, что я знаю и что не радует меня».

Вот отрывок из пьесы «На дне»:

«Татарин (садится на нарах (от тюрко-татарского нар) и качает свою больную руку, как ребёнка). Старик хорош был... закон душе имел! Кто закон душа имеет - хорош! Кто закон терял - пропал!..

Барон. Какой закон, князь?

Татарин. Такой... Разный... Знаешь какой...

Барон. Дальше!

Татарин. Не обижай человека - вот закон!»

Между прочим, совсем неожиданно этот «вопрос» поднял современный русский поэт Дмитрий Пригов в стихотворении «Куликово поле»:

А все ж татары поприятней,
И имена их поприятней,
И голоса их поприятней,
Да и повадка поприятней,
Хоть русские и поопрятней,
А все ж татары поприятней…

***

Сижу в бане, парюсь...

И думаю...

О судьбах наших...

Как говорил русский мудрец Есенин:

Думы, мои думы.

Боль в висках и темени...

“Татары...

Как ни крути, мы все-таки один из самобытных народов России.

Нас не испугаешь...

Фанатиками-мусульманами.

Так как, мы сами - мусульмане.

Нас не испугаешь фанатиками-христианами.

Так как, часть татар - христиане.

Нас не испугаешь миллиардом китайцев...

Их мы знаем так давно, потому что это наши братья. Мы когда-то в допотопные времена жили между реками Хуанхэ и Янцзы.Наша музыка оттуда; она у нас китайско-корейско-японская, то-есть, пентатоника... “

***

“Нас не испугаешь турками...

Так как это тоже наши братья, мы сами тюрки (слова турки и тюркиимеют одинь корень терек, живой).

А вот евреи...

Это же...

Наши братья.

Как и все остальные народы мира.

У них - ермолки, у нас - тюбетейки; потому что, мы когда-то были одним народом.

И торговать мы любим...

И, кстати, как не уважать великую любовь евреев к образованию, познанию, творчеству?

Это и наш путь...

И путь всех народов!

Все мы – евреи...

Так скажем, перефразируя слова Ильфа и Петрова”.

***

“Были умные люди тысячи лет тому назад...

Пророки...

Они говорили о том, что думают и знают.

В те времена существовала большая вражда между народами.

И пророки написали свои священные книги - сообразно этой враждебности народов.

Их можно понять: им надо было беречь и сохранить свой народ.

Они говорили:

Так сказал Бог; а мы, пророки, то, что сказал Бог - записали в своих священных книгах.

И это понятно: в те времена, если не говоришь от имени Бога - тебя всерьез не принимали”.

***

“Но...

Времена меняются.

И мы меняемся вместе с ними, как говорит великий народ севера чукча.

Сегодня народы больше знают друг о друге, чем тысячелетия тому назад.

Однако...

(Как говорит великий народ чукча...)

Надо ли нам таскатьиз прошлого в будущее вместе с нашими старыми как мир, “священными” религиями...

Буквально все, до мелочей...

Даже вражду народов, о котором записано в этих древнейших книгах?”

***

“Кстати, совсем я запамятовал; палестинцы - наши братья.

Мы когда-то были одним народом...

Они очень похожи на нас!

Чем?

Всем!”

***

“Между прочим, у каждого народа есть своя стена плача.

Есть она и у татар...

Есть она и у русских...

И у остальных народов.

И у армян...

И у чеченцев...

И у палестинцев...

И у арабов...

И у американских индейцев...

И у французов...

И у турков...

И у немцев...

Обычно, туда, в эти стены плача - мы не ходим.

Так как она находится внутри нас”.

***

Что нам русские?

Это - наши братья!

Нет ближе нам народа, чем русские; это два крыла одной птицы.

Россию создали татары.

Эстафету из наших рук взяли русские.

Однако...

Мы больше патриоты этой страны, чем даже русские...

Так как...

Поскреби русского - выйдет татарин!

Злые языки говорят, что Куликовская битва была не между татарами и русскими: она была войной между экстремистом, рэкитером, террористом (как бы его называли сегодня) темником Мамаем, который не был ханом- и между законным правительством Дмитрия Донского, который воевал не против Орды, а за Орду.

Как говорит русский мудрец Маяковский, если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно?

Кому?

Бывалым...

Кому же ещё?!”

***

“Хе-хе...

В России, с одной стороны, вроде бы очень хотят, чтобы была ВЕЧНАЯ ДРУЖБА НАРОДОВ...

А с другой стороны...

Суют в учебники истории ТАКУЮ ВОЙНУ И ВРАЖДУ, КОТОРОЙ НИКОГДА НЕ БЫЛО НА СВЕТЕ.

Вот и пойми после этого всех этих “бывалых интернационалистов” в ушедшем советском времени, и “ бывалых сторонников дружбы народов”в сегодняшнем времени, у которых под колпаком ещё один колпак,под которым сидит и ухмыляется сам Бывалый - который, скорее похож на дикий шовинизм Пуришкевича, чем на “интернациональность” и “толерантность”, или на “дружбу народов”...

Ещё скажу вам в бане:

Мы, конечно, в вопросах Куликовской битвы стоим на точке зрения отечественных историков...

Которые, непонятным науке каким-то сверхестественным образом одни только знают настоящую правду.

Однако, как говорит великий народ чукча...

Как обьяснить тот интересный факт, что после этой Куликовской битвы, в которой Дмитрий Донской “в пух и прах разгромил татар” - Московияещё целых 100 лет платила ясак татарам?

Как же это обьяснить?!

Неужели в мире и такое бывает, чтобы платили дань - побежденным?

Или в истории России бывает то, что в мире никогда не бывает?”

***

“Не пришла ли пора, господа-товарищи Бывалые, убирать из “историй” минные поля будущих межнациональных конфликтов?

Неужели не понятно, что именно из “исторических трудов” лжи и обмана вырастают кровавые полябудущих войн?

Короче, нечего нас сталкивать лбами:

Татары и русские - это один и тот же народ,преходяще-уходящий - то в русский, то в татарские языки и менталитеты”.

***

“Да, было завоевание Казани в 1552 году.

Но, если посмотреть повнимательней, и это не было битвой между татарами и русскими. Половина войск Ивана Грозного, пришедших завоевать Казань (40 процентов), состояла из татар. Их было даже больше, чем татар, которые охраняли Казань...

Между прочим, в сражении участвовал «Ертаульский полк» со стороны Ивана Грозного, а также полки «правой руки» и «левой руки». Много казаков... Все это является ничем иным, как боевым порядком золотоордынских войск - а не Москвы.

И это понятно, потому что, эта была гражданская война внутри Золотой Орды:5 татарских ханств боролись за гегемонию после распада Золотой Орды.

Крымское ханство.

Касимское ханство (Московия).

Казанское ханство.

Ногайское ханство.

Сибирское ханство.

Это уже потом Московия совсем неожиданно рванулась вперед, оставив позади татарские ханства.

(Как говорится, дорогуосилит идущий).

Тюрки-татары к этому времени остановились в своём развитии и крутились в одном месте. Они, с одной стороны, соблюдая традиции Чингизхана - ханами ставилитолько “чингизидов”.

Но с другой стороны, почти полностью отказавшись от его законов “Яса” и потом вообще разделившись на два лагеря - на “мусульман” и “христиан” – они уже окончательно запутались в вопросах управления государством, а также личного поведения в жизни.

Именно эта неопределённость в вопросах управления и в вопросах внутреннего поведения тюрко-татар, в конечном счете, и привела их к краху.

Потом Московия , из татар - становясь все более и более “крещенными татарами”, при крещении взяв имена “Михаил”, “Петр”, “Алексей”, “Григорий””Александр” “Иван”, “Василий”, а потом уже после усвоения языка совсем превратившись в “русских”, в течении нескольких десятилетий выбросила Касимское ханство, как ненужную тягавую(от тюрко-татарского тага) ракету, которая уже вывела “Московию” на большую орбиту...

Между прочим, говоря об Иване Грозном и рассказывая о его времени, историки почему-то всегда прикидываются очень непонятливыми, когда говорят об известном “балансировании” Ивана Грозного между татарами и русскими.

(Потому что, по неписаным правилам российской историографии, это явление считается пройденным уже 200 лет назад Дмитрием Донским в Куликовом поле).

Например, даже ставя Симеона Бекбулатовича в 1575 на свое место, Иван Грозный ставил “чингизида”, который имел на это полное право. И это был вполне разумный ход Ивана Грозного.

Но этого в истории России никак не обьясняют, рисуя иногда Ивана Грозного неким Ходжа Насретдином, который будто бы иногда и не знал, что он делает. Кстати, злые языки утверждают, что Иван Грозный знал “тарабарский” язык, и что мать Ивана Грозного Елена Глинская была тоже из того же рода, который “поскоблишь, выйдет”...

(Мы всей этой чепухе, которую распространяют разные дилетанты и недоучки, конечно же не верим: Сталина на них нет!)

Однако, как говорит великий народ севера чукча...

"…Взгляните на москвича XVI въка: онъ кажется съ ногъ до головы одътъ по-самаркандски. Башмакъ, азямъ, армякъ, зипунъ, чебыш, кафтанъ, очкуръ, шлыкъ, башлыкъ, колпакъ, клобукъ, тафья, темлякъ — таковы татарскiя названiя различныхъ предметовъ его одъянiя. Если, поссорившись съ товаришемъ, онъ станетъ ругаться, въ его репертуаръ неизмънно будетъ фигурировать дуракъ, а если придется драться, въ дъло пойдетъ кулакъ. Будучи судьей, онъ надънетъ на подсудимаго кандалы и позоветъ ката дать осужденному кнута. Будучи правителемъ, онъ собираетъ налоги въ казну, охраняемую карауломъ и устраиваетъ по дорогамъ станцiи, называемыя ямами, которые обслуживаются ямщиками. Наконецъ, вставъ изъ почтовыхъ саней, онъ заходитъ въ кабакъ, замънившiй собой древнюю русскую корчму". (К. Валишевский, «Иван Грозный», 1912 г.).

***

А вот то - что пишут современные историки о тех временах...

Так это...

Некоторые люди попросту занимаются простым копированием современной России во времена Ивана Грозного.

В принципе, чего их ругать-то?

Все народы выдумывают свои истории таким же способом: от сегодняшнего дня они идут в прошлое, таская за собой плюс ко всему ещё и свой эгоизм и “двойной стандарт”, которые присущи всем”.

***

Уф...

Жара...

“Нас не испугаешь капитализмом...

Потому что, как говорится - мы там жили. До революции татары были одними из лучших предпринимателей России. Цари это знали и использовали эти качества татар.

Нас не испугаешь социализмом...

Потому что, “мы там тоже жили”, как говорит Али Баба в комедии “Джентельмены удачи”. Где самая тяжелая работа, химия, шахта, вредный цех, там работали татары...”

***

“Сегодня мы употребляем два великих языка:

Татарский и русский.

Оба они нам нужны.

Как человеку нужны две руки, два глаза, два уха, две ноги...

Из татарского тупика(как же без этого) - мы выходим русским языком.

А из общего,всероссийского тупика(который тоже есть, как же без этого)-мы выходим татарским языком.”

***

Вообще-то, господин-товарищ…

Чувствую в конце концов, сидя тут в бане я переборщил(от тюрко-татарского борыч, перец)в области самовосхваления своего, татарского.

Да.

Тут я, вроде бы, сильно поскинхедствовал в «татарском» вопросе.

Не обессудьте.

Чего только не приходит на ум, когда сидишь в бане!

Заносит от жары…

КАЖДАЯ ПАЛКА БЫВАЕТ ВСЕГДА О ДВУХ КОНЦАХ.

КАЖДАЯ ПРАВДА БЫВАЕТ ТОЛЬКО НА 55 ПРОЦЕНТОВ «ПРАВДОЙ».

Сижу в бане и думаю:

«Представь себе…

На вытянутой руке ты держишь палку, ну, где то в метр в длину…

Вернее, ты её держишь на указательном пальце, отмерив середину: 50 сантиметров сюда, 50 сантиметров туда.

Итак, ты держишь палку на пальце, как весы...

***

Вся палка – 100 процентов.

Ты держишь её на том самом месте - где 50 процентов.

Палка стоит ровно.

На балансе, так сказать…

***

Но если ты переведёшь палец чуть-чуть, на 5 процентов…

То есть с одной стороны у тебя будет - 55 процентов, а с другой 45 процентов…

Палка наклонится.

И вряд ли ты её удержишь.

***

Вот так и с ПРАВДОЙ.

У всех народов…

Своя правда!

Спорить не будем…

Если такого не было, не дрались бы народы, как бойцовские петухи.

Итак…

У каждого народа - своя правда.

***

У русского народа есть русская правда.

У чеченского народа есть чеченская правда.

У американского народа есть американская правда.

У татарского народа есть татарская правда.

У арабского народа есть арабская правда.

У еврейского народа есть еврейская правда.

У турецкого народа есть турецкая правда.

У китайского народа есть китайская правда.

У таджикского народа есть таджикская правда.

У польского народа есть польская правда.

У финского народа есть финская правда.

***

У каждой религии есть своя правда.

Есть христианская правда.

Есть правда католиков…

Есть правда протестантов (за которую они дрались сотни лет с католиками).

Есть правда атеистическая.

Есть исламская правда.

Есть буддийская правда.

Есть коммунистическая правда.

Есть (была то есть) чуть-чуть и фашистская правда - когда до войны 1939 года Гитлер строил дороги, дома для рабочих и освободил немцев от несправедливого Версальского договора.

Есть женская правда.

Есть мужская правда.

Есть правда подростков.

Есть правда девушек…

Есть правда молодой мамы…

***

Но не надо каждую правду доводить на всё 100 процентов.

До тошноты!..

Как это было сделано когда-то, например…

Фанатиками-крестоносцами, фанатиками-католиками, фанатиками-протестантами, фанатиками инквизиции, фанатиками-якобинцами, фанатиками-исламистами, фанатиками-националистами, фанатиками-монархистами, фанатиками-фашистами, фанатиками-коммунистами.

Это мы уже проходили.

***

Однако, как говорит великий народ чукча

Проходили, пожалуй, не до конца…

Потому что…

Всё время проходим мы - этот урок!

Проходим и проходим…

Проходим и проходим…

Но видимо, мы его проходим - по замкнутому кругу!

Так как…

Нет конца и края нашим этим занятиям...

***

Короче…

Не ищите 100 процентов правды в своих политических, религиозных, националистических, идеологических учениях.

И даже в бытовых своих проблемах!

Опрокинете мир - как фашисты, коммунисты, якобинцы…

И как все религиозные, национальные, идеологические и остальные фанатики этого старого мира!

***

Хе-хе…

Вот они, «ваши-наши» 100 процентов, которые постоянно приводят мир в дисбаланс:

«Русь святая! Ты никогда не нападала - а только защищалась!»

«Франция святая! Ты никогда не нападала - а только защищалась!»

«Германия святая! Ты никогда не нападала - а только защищалась!»

«Украинасвятая! Ты никогда не нападала - а только защищалась!»

«Америка святая! Ты никогда не нападала - а только защищалась!»

«Турция святая! Ты никогда не нападала - а только защищалась!»

«Наш святой христианский народникогда не нападал - а только защищался!»

«Наш святой православный народникогда не нападал - а только защищался!»

«Наши братья-католики никогда не нападали - а только защищались!»

«Мусульмане никогда не нападали - а только защищались!»

«Мусульмане-сунниты никогда не нападали - а только защищались!»

«Мусульмане-шииты никогда не нападали - а только защищались!»

«Коммунисты никогда не нападали - а только защищались»

«Фашисты никогда не нападали - а только защищались!»

«Великая американская демократия никогда не нападала - а только защищалась!»

***

Хе-хе…

А ведь…

Палка всегда о двух концах!?

А ведьмы тут говорим только об одном конце палки?..

О «своём» конце?..

Напрочь забывая о втором его конце, который, между прочим, тоже существует?..

И как ещёсуществует!

Черезчур, до тошноты раздутое чувство патриотизма от какой-то самой «святой» религии (которая каким-то непонятным образом оказывается твоей религией), от какой-то «святой» и «великой» нации (которая, оказывается - и есть твоя нация), от какого-то, (не в пример остальным) «цивилизованного» и «передового» народа(который и есть - ты сам),от какой-то великой страны «тысячелетнего рейха»…

Это означает протягивать палец дьяволу, как об этом говорил лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц...

(Ему эту премию дали за работы по зоологии… О чём мы с вами тут и «гутарим»…)

Вот поэтому, когда говоришь «о святости», надо всегда помнить и о «другом» конце палки, которая тоже «свята», и никак не меньше свята, чем первая сторона (от тюрко-татарского с-тора, стоит) палки.

Наши рекомендации