VI. Продолжение работы по теме урока. 1. Работа над отрывками из романа «Евгений Онегин»

1. Работа над отрывками из романа «Евгений Онегин»

— Ребята, посмотрите внимательно: откуда этот отрывок? (Это отрывок из романа «Евгений Онегин».)

— Сейчас мы прочитаем еще два отрывка из этого романа.

— Прочитайте следующий отрывок — «В тот год осенняя по­года...» - самостоятельно.

— Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Снача­ла было грустно оттого, что зима очень долго не наступала. А потом, когда говорится о выпавшем снеге, о том, как стало вокруг красиво и светло, на душе стало светло и радостно.)

— Докажите, что зима долго не наступала. (Автор говорит: «В тот год осенняя погода / Стояла долго на дворе, / Зимы ждала, ждала природа...» Слово «ждала» даже повторяется два раза!)

— Прочитайте, что увидела Татьяна, выглянув в окно. (Дети зачитывают строчки.)

— Какие слова и выражения вам непонятны? На третье в ночь — ночь на 3 января. Куртины - цветочные грядки, клумбы.

— О чем говорит поэт: «Деревья в зимнем серебре»? (Он гово­рит об инее.)

— А «Зимы блистательный ковер»? (Здесь говорится о снеге.)

— Как называется такой поэтический прием? (Он называется метафорой. Метафора — оборот речи, состоящий в употреб­лении слов и выражений в переносном смысле на основе анало­гии, сходства.)

— Приготовьтесь читать выразительно. (Выразительное чте­ние учащимися.)

— Чье чтение было особенно удачным? (Дети анализируют чтение друг друга.)

2. «Опрятней модного паркета...»

— Прочитайте отрывок «Опрятней модного паркета...» само­стоятельно.

— С чем сравнивается речка, покрытая льдом? (Речка, покры­тая льдом, сравнивается с паркетом.)

— С каким настроением мальчики скользят по льду? (Маль­чишки изображены очень радостными.)

— Какое слово помогает передать звук скользящих коньков? (Слово «звучно».)

— Поэту удается несколькими словами описать картину пер­вого снега. Каким изображен первый снег? Как он назван? (Мелькает, вьется первый снег, / Звездами падая на брег.)

— Прочитайте стихотворение выразительно. Передайте свое радостное настроение при чтении. (Чтение стихотворения учащимися.)

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— Ребята, вернемся к пословицам и поговоркам, которые мы читали в начале урока. Какие из них можно отнести к про­звучавшим сегодня стихотворениям?

— Какие отрывки из стихотворений соответствуют вашему сегодняшнему настроению?

Домашнее задание

Выучить любое понравившееся стихотворение.

Урок 34. А. Пушкин «Зимнее утро»

Цели: ознакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Зимнее утро»; развивать умения выразительно читать произведе­ние, передавая интонацией настроение, находить нужный отры­вок в тексте по вопросам; учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, ее выразительное значение, прием контраста как средство создания картин.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; по­нимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение; звукопись, ее выразительное значение, прием контраста как средство созда­ния картин.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; кар­точки (текст речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина.

III. Речевая разминка

— Прочитайте загадку жужжащим способом. Отгадайте ее.

Я с морозами дружу,

Землю заметаю.

Прилетаю и кружу,

Песню завываю.

Ветерок — мой младший брат —

Мне всегда бывает рад. (Метель, пурга, вьюга, буран.)

— Прочитайте с вопросительной интонацией, затем сразу сутвердительной интонацией (еще: с веселой интонацией, с грустной.)

— Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл за­гадки.

IV. Актуализация знаний. Введение в тему

— У этой загадки может быть несколько отгадок. Что вы мо­жете сказать об этих явлениях природы? (Высказывания детей.)

— Расшифруйте, что написано на доске (читайте только рус­ские буквы).

S3LHWMGHIESE LYNTPSWOL

(Зимнее утро.)

— Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотво­рения с таким названием? (Предположения учащихся.)

— Откройте учебник на с. 88—89. Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Хотите что-нибудь добавить к сказанному?

— Правы ли мы, узнаем после минутки отдыха.

V. Физкультминутка

Поймай снежок!

Не боимся мы пороши —

Ловим снег,

Хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам —

Снега хватит нам и вам!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение стихотворения «Зимнее утро» учителем

— Что вам особенно понравилось в стихотворении?

— Какие слова были непонятны?

Нега — блаженство.

Аврора — утренняя звезда.

Вечор — вчера.

Нынче — сегодня.

Работа над стихотворением

— Прочитайте стихотворение самостоятельно и попробуйте разделить его на части.

(Дети выполняют задание.)

— Прочитайте первую часть. О чем вней говорится?

— Прочитайте вторую часть. (Во второй части описывается вечер, как злилась буря, и было очень печально.)

— Прочитайте третью часть. (В третьей части перед нами пред­стает картина природы. Она очень красива: блестя на солнце снег лежит, ель сквозь иней зеленеет, речка подо льдом бле­стит.)

— Почитайте четвертую часть. (В этой части перед нами кар­тина освещенной светом затопленной печи комнаты. Значит, там тепло и уютно.)

— Пятая часть? (В последней части говорится о том, что поэт приглашает свою героиню прокатиться на коне.)

— Одинаковым ли тоном вы будете читать все стихотворение? (Нет. Сначала громко, выразительно, бодро. Потом с чув­ством грусти, печали. Затем спокойным, но звонким голосом. А вот последние шесть строчек снова громко, призывно.)

— Ребята, в этом стихотворении мы увидели резкую смену настроения и картин в произведении. Такой прием называ­ется антитезой, или противопоставлением. Как вы думаете, почему поэт использует этот прием? (Поэт использует его для яркости образа, для большой силы выражения. Одно как бы оттеняет другое.)

Наши рекомендации