Дневник библиотекарши (подражание Чехову)

2-го числа того же мес. Пообедав вчерашними макаронами с булочкой, поняла, что они, скорее всего, позавчерашние. После обеда размышляла о роли библиотек в мировом информационном пространстве. В процессе размышлений вспомнила, что ни вчера, ни позавчера макароны не варила. Интересно, чьи они, в таком случае. Быстро сполоснула банку, спрятала вилку и ушла из кухни, пока не пришла обедать вторая смена. Неудобно получилось. Но ничего.

3-го числа того же мес. Надо напомнить девочкам, чтобы они не произносили при Евлампии Поликарповне слово «интерфейс» – от этого она нервно вздрагивает, теряет очки и работоспособность. Думала о движущейся заставке для электронного каталога. Придумала: вращающий в мировом информационном пространстве кулак, сложенный дулей. При нажатии кнопки «заказать» он должен быстро приближаться к экрану и вертеться уже прямо перед носом пользователя. Не поймут. Впрочем, предложить не мешает.

10-го числа того же мес. Опять обнаружила в общем холодильнике вчерашние макароны. Усилием воли заставила себя их не трогать и пообедала булочкой с соевым соусом. Потом вспомнила, что макароны всё-таки приносила я, только не вчера, а третьего дня. А вот чья была булочка, решительно не знаю. Впрочем, пустяки. Надо собрать с девчонок деньги на подарок Капитолине Кондратьевне. Решили купить ей утюг, поскольку она работает с должниками. Впрочем, на утюг всё равно не хватит. Может быть, ограничиться резиновой мухобойкой на каучуковой рукояти? По дороге домой вспоминала имя-отчество академика Апресяна. Не вспомнила. Чёрт с ним.

12-го числа того же мес. Не понимаю, как можно так пренебрежительно относиться к Универсальной Десятичной Классификации Дьюи? Отказаться от неё – значит, скатиться в беспробудную пропасть средневекового невежества! Думая об этом по дороге на работу, плакала в метро. Пассажиры смотрели с интересом. Сволочи.

16-го числа того же мес. Номер две тысячи семьсот семьдесят пять целый день вертелся возле моего стола и строил мне глазки. Интересовался крепостной системой расстановки книг. Явный маньяк. Надо сказать девчонкам, чтобы за ним понаблюдали. И не забыть напомнить в регистратуре, чтобы заблокировали двух вчерашних орков, а то опять устроят свалку в вестибюле. И ещё – сходить в отдел реставрации и проследить, чтобы они не вклеили «Морфологию» Смирницкого в обложку «Графини де Монсоро», как в прошлый раз. А то опять неудобно получится.

20-го числа того же мес. Всю ночь вывязывала на своём свитере Универсальную Десятичную Классификацию. Я им покажу!

21-го числа того же мес. Номер две тысячи семьсот семьдесят пять пищал в воротах на выходе! Обыскали с ног до головы, но ничего не нашли. Очень подозрительно. Надо будет подумать, к чему бы такому придраться, чтобы его исключить. Вчера вечером подошёл и положил мне на стол шоколадку. Не выдержала – съела по дороге домой. С завтрашнего дня начинаю укреплять силу воли и заниматься глубоким дыханием.

22-го числа того же мес. Была на вечеринке у подруги. Перед тем, как пойти, отрезала себе пучок и завила остатки волос на папильотки. Чтобы не догадались, кто я по профессии. Всё равно догадались, сволочи. Как это люди умудряются красить губы, не размазав их при этом по всему лицу? За столом некстати вспомнился вчерашний доклад Виолетты Ардалионовны из отдела необработанных книг - о новых принципах предметизации. С горя хлопнула подряд три стакана перцовки. Не помогло.

23-го числа того же мес. Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от систематического каталога. Напечатала триста листовок с таким текстом, используя из предосторожности разные компьютерные шрифты. Украдкой подсовывала их читателям. Бесполезно. Всё равно идут. Чёрт с ними, моё дело – предупредить.

30-го числа того же мес. При входе в метро меня задержала нищая бабка и потребовала милостыню. Надо всё-таки соображать, когда это делать! Ну, второго. Ну, третьего. Но не тридцатого же! Показала ей пустую банку из-под макарон. Она обещала напустить на меня порчу. Потом расчувствовалась и дала мне десятку. Я взяла. По дороге на работу размышляла над статьёй Умберто Эко «От Интернета – к Гуттенбергу». Пришла к выводу, что это глубоко. Надо не забыть сходить в отдел кадров и расписаться за то, что в этом месяце прибавки к зарплате не будет.

32-го числа того же мес. И всё-таки я была права! Будущее – не за систематическим, а за предметным каталогом! И, разумеется, за Универсальной Десятичной Классификацией. Они вынуждены были это признать! На радостях улыбнулась номеру две тысячи семьсот семьдесят пять. Надеюсь, он не поймёт это превратно.

Дети

Я шла по улице Мытной, хрустя опавшими листьями. Впереди шли трое – стройная мама, элегантно спотыкающаяся на тонких, как иглы, шпильках, маленькая девочка в коротеньком пальто и перекрученных вдрызг колготках и мальчик постарше, в модных обвислых штанах и хулиганской кепке на затылке. Они шли медленно, но мне совсем не хотелось их обгонять.

— Ух, ты! – говорила девочка, утыкаясь в магазинную витрину и тыча пальцем в раскидистую пальму. – Ген, смотри! Зачем это, а?

— А это специальная такая штука, чтобы обмахиваться, - не моргнув глазом, пояснял Гена. – Летом, когда манекенам жарко, они её берут и друг на друга махают. Машут, то есть.

— Ну и дурачок, - снисходительно фыркала девочка. – Это дерево такое. Специально, чтоб для красоты.

Идти за ними следом было хорошо. Девочка скакала и поддевала ногами листья, поднимая пыль и счастливо повизгивая. Мальчик шёл вразвалочку и сосредоточенно изучал рекламные плакаты вдоль дороги.

— Мам, а мы с тобой на «Меченосца» сходим?

— Ой, Гена.. что-то мне не хочется. Давай ты лучше с папой, а?

— «Меченосец» - это кино? – тут же встревает девочка. – Про рыбку?

— Сама ты рыбка, - хмыкает мальчик. – Это про дядю такого. У него меч из руки вырастал. Вон, видишь, - нарисован.

— А-а-а, - разочаровано поёт девочка. – Нет. Про такого дядю я не хочу. Я вот про этого хочу! – Встретившись взглядом с прозрачными безжалостными глазами Лиепы – Красса на плакате, она замирает, задохнувшись, и тихо, восхищённо краснеет. – Мама! Я про этого дядю хочу кино! Пойдём на этого дядю! Ну, пожа-алуйста!

— Это не кино, - поправляя ей шапочку, втолковывает мама. – Это вечер балета. Ну, когда танцуют. И дяди этого уже нет – он умер.

— Умер? – На лице девчушки – опасливое недоумение. – А как же он танцевать будет? Отпросится, да?

Вавилонская библиотека

На углу улицы молодой дворник с чёрным лицом и золотыми зубами стоял, опершись на метлу, и смотрел на продавщицу в овощном киоске. Он стоял, смотрел, как на экран, и улыбался ей золотозубой улыбкой, и она сонно улыбалась ему сквозь укропные и капустные заросли, и оба молчали. Толстая осанистая ворона с хмурым одобрением разглядывала своё отражение в тёмной магазинной витрине. Небо было везде – и над головой, и под ногами, и в воздухе, и от этого было сыро, свежо и хотелось спать.

В вагоне метро продавец извлекал из своей необъятной клетчатой сумки гелевые ручки с голубыми огоньками на кончиках и разглядывал под их светом свои пуговицы – видимо, желая убедиться в их подлинности. Молодая девушка спала над молитвенником, мучительно сведя брови, и лицо её светилось лунной нездоровой бледностью.

А в библиотеке было уже почти тепло; привидения, позёвывая, покидали свои посты и с едва слышным шорохом уплывали в хранилище. Их место, позёвывая, занимали мы, прижимающиеся щекой к чайным кружкам и что-то спросонья лепечущие.

— Всё, книги по теории перевода можно убрать подальше.

— Почему?

— Переводчики в такую погоду не ходят. В такую погоду – только грамматисты. А переводчики – они когда тепло только, просыпаются. Такая у них природа.

— Ой, не говори. Такой холод. И ещё дождь этот… Я вчера поехала с утра на «Аэропорт», Димку к стоматологу записывать…

— В аэропорт? К стоматологу?

— Не в аэропорт, а на «Аэропорт». Ну, на станцию метро. Выхожу – изморось, мгла, ни черта не видно, только стоит памятник Тельману и показывает всем кулак. Я говорю ему: рот фронт, Тедди, ты не знаешь, где тут стоматологическая клиника? А мне какой-то прохожий пальцем у виска покрутил и говорит: девушка, а вы уверены, что вам стоматологическая нужна? - Памятник Тельману? Но его же оттуда убрали, по-моему.

— Да ты что? Интересно… И кто же мне тогда кулак показывал?

— Мало ли кто… Сама же говоришь, что темно было. Ладно, пойду зал открою.

— Открывай, открывай. Всё равно его скоро закроют.

— Это почему?

— Ну, как… Молодёжь наша выучится и уйдёт – кто ж здесь будет, за такую зарплату?.. Бабушки тоже уйдут – на пенсию. А нас с тобой отправят искать удалённые базы данных.

— А чего их искать, если их уже удалили?

— Да не в том смысле «удалённые», что уничтоженные, а в том, что они далеко. Где-то, знаешь, в тридевятом царстве. Я так себе и представляю: возьмём мы с тобой котомки, посохи, оденем лапти покрепче и пойдём себе, пойдём… искать удалённые базы данных.

— Не говори. Пойди туда, не знаю куда.

— Зал-то открой, а том там, смотри – уже кто-то перед дверью стоит и кулак показывает.

2006/10/23

— Ну, смотри, какая хорошая вещь – «Малыш и Жучка», - убеждала меня библиотекарша. – Серия «Моя первая книжка». С картинками. Про мальчика и собачку – очень интересно, я тебя уверяю. А ты что выбрала? «Моргунов падун». Ты хотя бы понимаешь, что эти слова означают?

— Прочитаю и пойму, - хмуро настаивала я, глядя в щербатый библиотечный пол.

— Ты так думаешь, да? Ты в этом уверена? Нет, моя дорогая, - это совершенно для другого возраста книга.

— Не дадите, значит?- крепясь, спросила я и набычилась, стараясь не поднимать глаз на библиотекаршу. Она мне не нравилась. Она постоянно лезла не в своё дело. Выбор книги и установление с нею отношений представлялось мне делом тонким и глубоко личным, и посторонние советы здесь, как и в любых интимных отношениях, были бестактны и бесполезны. Вообще-то, я втайне мучилась мечтой попросить «Мифы Древней Греции» Куна, но понимала, что мне скажут в ответ, и потому не решалась заводить об этом разговор.

— Нельзя, значит, «Моргунов падун»?

— Ну, почему же? Если так уж хочется – бери. Только учти, что когда принесёшь назад, я попрошу тебя пересказать мне содержание.

Ну, это уж фиг, мысленно фыркнула я, вцепляясь обеими руками в тоненькую измятую книжку в невзрачной серой обложке. Название в самом деле было непонятным, но это только увеличивало её ценность в моих глазах. «Малыш и Жучка» - сразу ясно, о чём пойдёт речь, можно даже не читать, а самой придумать, что там случилось с этой парочкой. А «Моргунов падун» - совсем другое дело. Кто его там знает, что это за штука такая. К тому же, на обложке странными, резкими штрихами был изображён суровый бородатый человек в лодке, а под картинкой я разглядела мелкий подзаголовок: «Предания о мужественных людях». Всё это вызывало у меня предвкушение чего-то иного и настоящего

Дома, сидя на полу под торшером с баранкой в одной руке и с книжкой – в другой, я вскоре убедилась, что предчувствия меня не подвели. В книжке было три истории. «Падун» оказался водопадом, а «Моргунов» он был из-за Моргуна - поморского Ивана Сусанина, который завёл морских разбойников в этот самый водопад и сам погиб вместе с ними. Как раз эта история, написанная сложным, витиеватым языком, со множеством диалектизмов, произвела на меня наименьшее впечатление. Но шергинский «Стих об Авдотье-рязаночке» был хорош невероятно. Я читала его до ночи, давясь слезами и баранкой; родители не трогали меня, и месяц заинтересованно заглядывал мне через плечо из-за занавески

Зачинается доброе слово

Об Авдотье-жёнке рязанке.

Дунули буйные ветры,

Цветы на Руси увяли

Орлы на дубах закричали,

Змеи на горах засвистели.

Не от ветра плачет сине море,

Русская земля застонала.

Подымался царище татарский

Со своею Синею ордою...

Почему «Синею» ордою, а не привычной «Золотою» было одновременно и интересно, и неважно. Куда важнее было другое – женщина вернулась с покосов, а на месте её города – одно большое пепелище, и угнали в Орду её мужа, брата и маленького сына. И вот она решает идти и просить «царищу татарского» о милости, а уцелевшие после набега соседи её отговаривают. Говорят, что пропадёт она в пути, погибнет с голоду, разорвут и сожрут её дикие звери…

Отвечает им на это Авдотья:

И то хорошо, и то ладно,

Дождик мои косточки умоет,

Ветер мои косточки обсушит,

Красное солнышко обогреет.

Соседи не унимаются, продолжают её стращать:

В орде тебе голову отымут

Кнутом тебе перебьют спину.

А она отвечает им точь-в-точь как Лисафета в бабкиной истории о Егории

Двум смертям не бывати,

А одной никому не миновати.

И уходит пешком искать эту самую неведомую «Синюю орду», куда забрали её брата, мужа и сына. И в пути претерпевает немало тягот и лишений, но самое трудное ожидает её в Орде. Потому что «царище», решив позабавиться, предлагает ей забрать на выбор одного из своих родных – только одного. Помню, как всё внутри у меня холодела от ужаса перед таким выбором. А Авдотья нашла в себе силы рассудить «не по сердцу, а по уму».

В другой раз могу замуж выйти,

Значит, мужа другого добуду.

В другой раз могу дитя родити,

Значит, сына другого добуду.

Только брата мне не добыти,

Брата человеку негде взяти.

Челом тебе бью, царь татарский,

Отпусти на Русь со мною брата!

Рассудить-то рассудила, но с сердцем ничего поделать не могла. И стояла она так вот перед «царищем», и была тверда и серьёзна, только – «слёзы до пят протекали». И, смягчённый этой её твёрдостью и этими её слезами, «царище» отпустил на волю не только всех троих её родичей, но и вообще всех её земляков, которых взял «в полон» во время того набега. И сказал глубокомысленно напоследок, что и ему, царищу, охота, чтобы кто-то помянул его добрым словом. И почему-то немыслимый этот хэппи-энд был так естественен и так хорош в этой истории, что не было никаких сомнений в том, что так всё и было, а иначе и быть не могло.

Третья новелла из этого шергинского сборника – «Для увеселенья» безотчётно не понравилась мне опять же из-за языка. Он был выспрен, кудреват и слащав, и многие слова казались мне в нём лишними. Но сама история двух рыбаков, оставшихся на пустынном острове, меня совершенно потрясла и изумила. Тогда ещё не было мультфильма на этот сюжет с леоновским закадровым голосом, и я, конечно же, этой истории не знала.

В отличие от былинного предания о мужественной Авдотье, она была очень простой и абсолютно подлинной. Действительно, жили два брата, Иван и Андриан, которые промышляли рыбной ловлей к северу от Архангельска. Однажды в пути они заночевали на небольшом каменном островке посреди океана, а ночью поднялся сильный шторм и разбил их ялик в щепки. Они провели на острове около шести недель, питаясь лишь тем, что могли найти между прибрежных камней. По обычаю, перед смертью они решили вырезать на доске историю про то, как они жили и как умерли. Получилась изумительно красивая доска тончайшей и искуснейшей работы. Посредине доски письмена — эпитафия; по бокам - рама, сделанная с таким расчётом, чтобы казалось что узор всё время движется вперёд. По углам аллегории — тонущий корабль, опрокинутый факел, якорь спасения и птица феникс, горящая и не сгорающая.

Корабельные плотники Иван с Ондреяном Здесь скончали земные труды, И на долгий отдых повалились, И ждут архангеловой трубы.

Осенью 1857-го года Окинула море грозна непогода.

Божьим судом или своею оплошкой Карбас утерялся со снастьми и припасом, И нам, братьям, досталось на здешней корге Ждать смертного часу.

Чтобы ум отманить от безвременной скуки, К сей доске приложили мы старательные руки.

Ондреян ухитрил раму резьбой для увеселенья; Иван летопись писал для уведомленья, Что родом мы Личутины, Григорьевы дети, Мезенски мещана.

И помяните нас, все плывущие В сих концах моря-океана.

Как можно было пересказать это «своими словами» для настырной библиотекарши? Впрочем, она забыла о своей угрозе и, когда я принесла назад книжку, не стала ко мне приставать.

— А теперь что хочешь взять? - спросила она, ставя «Падун» на место

— Теперь – Куна, - твёрдо сказала я.

— Греческие мифы? Ты в своём уме? Ты понимаешь, что тебе ещё рано это читать?

— Нет, - сказала я ещё твёрже. – Сейчас. Потом будет поздно.

2006/10/25

— Католическая вера – это будет для тебя, как такой большой дом. Замок. Так говорят по-русски – «католическая вера»? Мне кажется, не говорят – да? Но всё равно. Не обязательно католическая. Всякая вера. Вера в Бога. Как замок – очень красивый, много комнат, много цветов. И каждая другая комната лучше, чем ранняя.

— Каждая следующая лучше, чем предыдущая.

— Вот так надо, да? Подожди, пожалуйста, я буду записывать.

Мы сидели на скамейке перед монастырской церковью. Небо потихоньку темнело, и где-то за оградой зажигались тусклые узорные фонарики. Отец Михаэль, сосредоточенно хмурясь, царапал ручкой по блокноту и вздыхал. Он был большой, седобородый и страшноватый на вид – как Михель-Великан из сказки Гауфа. Но Михель-Великан был дьяволом, похищавшим сердца. А отец Михаэль из монастыря капуцинов был моим добрым ангелом, спасшим меня от уловителей душ из секты Муна. Иногда он любил говорить со мной по-русски, чтобы совершенствоваться в лексике и произношении и попутно наставлять меня в вере. Наставления его были причудливыми и чрезвычайно занимательными.

— Так вот. Да. Замок. Волшебный замок – так можно сказать? Как в сказке. И каждая следующая комната лучше, чем предыдущая. Но потом ты увидишь одну комнату… В волшебном замке всегда имеется такая комната. Туда запрещено заходить. Но ты туда, конечно, заходишь… зайдёшь. Да. И там будет плохо. И страшно. Там будут твои Tr?ume… твои иллюзии. Их трупы. Leichen. Очень страшно. И очень больно. Они все там будут мёртвые. В крови.

— Кошмар, - передёрнулась я, живо представив себе замок Синей Бороды.

— Кошмар, - с удовольствием подтвердил отец Михаэль, смакуя звучное слово.

– Это обязательно – туда заходить?

— Нет. Многие не заходят. Так и живут с иллюзиями. Это не плохо. Но это и не хорошо. Это мешает. Они, такие люди, так и будут до смерти ходить по красивым комнатам и нюхать запах цветов. И будут думать, что вот это и есть вера.

— А что бывает с теми, кто зашёл?

— Некоторые сразу уходят. Совсем уходят, из замка. И не приходят обратно. И говорят потом, что это был чужой дом, не их. Это нехорошо, но это понятно. Они не стерпели боль – ведь это очень больно. И очень некрасиво – эта комната. Некоторые уходят и приходят назад. Некоторые остаются в замке, но хотят поднять свои Tr?ume из смерти.

— Воскресить?

— Да. Правильно. Воскресить. Как девушка в сказке – да? Но это не получается, нет – никто не может. И опять у них боль, и опять у них горе. А есть другие, кто ничего такого не делает. Просто заходит в эту комнату, смотрит, молчит и идёт дальше. Там, дальше, есть следующие комнаты. И там тоже будет нехорошо… очень больно и некрасиво. Каждая следующая комната будет хуже, чем предыдущая. Там будет умирать всё. Твоя теология. Твои ждания… ожидания, да. Твои рассчитывания.

— Расчёты.

— Да. Даже Hoffnung.

— Ну, этого уж не может быть! Говорят же, что надежда умирает последней.

— Последней… да. Но всё равно - и она умирает. Всё, что для тебя такое дорогое – всё это уйдёт. В этом замке не будет больше уютно и не будет тепло. Будет холодно и больно. Будет темно. Но тебе надо всё равно остаться, понимаешь? Закусить зубы и остаться. И идти дальше, сквозь все запрещённые комнаты. Только так ты сумеешь дойти до последней.

— И что там будет?

— Как в сказке. Хозяин замка. Но перед тем, как входить, ты будешь знать, что это он всех убил.. в тех комнатах. И уже тогда ты будешь решать, входить или не входить. Можно не входить. Это каждый решает сам, как хочет.

— Господи, какие страсти вы рассказываете, отец Михаэль.

— О! А ты думала – как будет? Всё будет, как в сказке, да. Будет очень интересно, это я могу давать обещание.

Он говорил, подбирая слова, хмурясь и рисуя на записной книжке головастиков. На площади за монастырём визжали на карусели дети, и оркестр играл «Розамунду», и подростки, гогоча и грохоча, носились туда-сюда на скейтбордах. Пахло тёплыми осенними лужами, сахарной ватой и ванилью.

Где-то над нашими головами мягко ударил монастырский колокол.

2006/10/29

Попытки многих рыцарей экуменизма "соединить все религии в одно" и посмотреть, что получится, всегда напоминали мне опыт, проделанный героями вот этого рассказа. Тоже из лучших побуждений. В детстве я этот рассказ очень любила. Не сомневаюсь, что и вы тоже.

*******

Когда репетиция хора мальчиков окончилась, учитель пения Борис Сергеевич сказал:

– Ну-ка, расскажите, кто из вас что подарил маме на Восьмое марта? Ну-ка ты, Денис, докладывай.

– Я маме на Восьмое марта подарил подушечку для иголок. Красивую. На лягушку похожа. Три дня шил, все пальцы исколол. Я две такие сшил.

А Мишка добавил:

– Мы все по две сшили. Одну – маме, а другую – Раисе Ивановне.

– Это почему же все? – спросил Борис Сергеевич. – Вы что, так сговорились, чтобы всем шить одно и то же?

– Да нет, – сказал Валерка, – это у нас в кружке «Умелые руки» – мы подушечки проходим. Сперва проходили чертиков, а теперь подушечки.

– Каких еще чертиков? – удивился Борис Сергеевич.

Я сказал:

– Пластилиновых! Наши руководители Володя и Толя из восьмого класса полгода с нами чертиков проходили. Как придут, так сейчас: «Лепите чертиков!» Ну, мы лепим, а они в шахматы играют.

– С ума сойти, – сказал Борис Сергеевич. – Подушечки! Придется разобраться! Стойте! – И он вдруг весело рассмеялся. – А сколько у вас мальчишек в первом "В"?

– Пятнадцать, – сказал Мишка, – а девочек – двадцать пять.

Тут Борис Сергеевич прямо покатился со смеху.

А я сказал:

– У нас в стране вообще женского населения больше, чем мужского.

Но Борис Сергеевич отмахнулся от меня.

– Я не про то. Просто интересно посмотреть, как Раиса Ивановна получает пятнадцать подушечек в подарок! Ну ладно, слушайте: кто из вас собирается поздравить своих мам с Первым мая?

Тут пришла наша очередь смеяться. Я сказал:

– Вы, Борис Сергеевич, наверное, шутите, не хватало еще и на май поздравлять.

– А вот и неправильно, именно что необходимо поздравить с маем своих мам. А это некрасиво: только раз в году поздравлять. А если каждый праздник поздравлять – это будет по-рыцарски. Ну кто знает, что такое рыцарь?

Я сказал:

– Он на лошади и в железном костюме.

Борис Сергеевич кивнул.

– Да, так было давно. И вы, когда подрастете, прочтете много книжек про рыцарей, но и сейчас, если про кого говорят, что он рыцарь, то это, значит, имеется в виду благородный, самоотверженный и великодушный человек. И я думаю, что каждый пионер должен обязательно быть рыцарем. Поднимите руки, кто здесь рыцарь?

Мы все подняли руки.

– Я так и знал, – сказал Борис Сергеевич, – идите, рыцари!

Мы пошли по домам. А по дороге Мишка сказал:

– Ладно уж, я маме конфет куплю, у меня деньги есть.

И вот я пришел домой, а дома никого нету. И меня даже досада взяла. Вот в кои-то веки захотел быть рыцарем, так денег нет! А тут, как назло, прибежал Мишка, в руках нарядная коробочка с надписью: «Первое мая». Мишка говорит:

– Готово, теперь я рыцарь за двадцать две копейки. А ты что сидишь?

– Мишка, ты рыцарь? – сказал я.

– Рыцарь, – говорит Мишка.

– Тогда дай взаймы.

Мишка огорчился:

– Я все истратил до копейки.

– Что же делать?

– Поискать, – говорит Мишка, – ведь двадцать копеек – маленькая монетка, может, куда завалилась хоть одна, давай поищем.

И мы всю комнату облазили – и за диваном, и под шкафом, и я все туфли мамины перетряхнул, и даже в пудре у нее пальцем поковырял. Нету нигде.

Вдруг Мишка раскрыл буфет:

– Стой, а это что такое?

– Где? – говорю я. – Ах, это бутылки. Ты что, не видишь? Здесь два вина: в одной бутылке – черное, а в другой – желтое. Это для гостей, к нам завтра гости придут.

Мишка говорит:

– Эх, пришли бы ваши гости вчера, и были бы у тебя деньги.

– Это как?

– А бутылки, – говорит Мишка, – да за пустые бутылки деньги дают. На углу. Называется «Прием стеклотары»!

– Что же ты раньше молчал! Сейчас мы это дело уладим. Давай банку из-под компота, вон на окне стоит.

Мишка протянул мне банку, а я открыл бутылку и вылил черновато-красное вино в банку.

– Правильно, – сказал Мишка. – Что ему сделается?..

– Ну конечно, – сказал я. – А куда вторую?

– Да сюда же, – говорит Мишка, – не все равно? И это вино, и то вино.

– Ну да, – сказал я. – Если бы одно было вино, а другое керосин, тогда нельзя, а так, пожалуйста, еще лучше. Держи банку.

И мы вылили туда и вторую бутылку.

Я сказал:

– Ставь ее на окно! Так. Прикрой блюдечком, а теперь бежим!

И мы припустились. За эти две бутылки нам дали двадцать четыре копейки. И я купил маме конфет. Мне еще две копейки сдачи дали. Я пришел домой веселый, потому что я стал рыцарем, и, как только мама с папой пришли, я сказал:

– Мам, я теперь рыцарь. Нас Борис Сергеевич научил!

Мама сказала:

– Ну-ка расскажи!

Я рассказал, что завтра я маме сделаю сюрприз. Мама сказала:

– А где же ты денег достал?

– Я, мам, пустую посуду сдал. Вот две копейки сдачи.

Тут папа сказал:

– Молодец! Давай-ка мне две копейки на автомат!

Мы сели обедать. Потом папа откинулся на спинку стула и улыбнулся:

– Компотику бы.

– Извини, я сегодня не успела, – сказала мама.

Но папа подмигнул мне:

– А это что? Я давно уже заметил.

И он подошел к окну, снял блюдечко и хлебнул прямо из банки. Но тут что было! Бедный папа кашлял так, как будто он выпил стакан гвоздей. Он закричал не своим голосом:

– Что это такое? Что это за отрава?!

Я сказал:

– Папа, не пугайся! Это не отрава. Это два твоих вина!

Тут папа немножко пошатнулся и побледнел.

– Какие два вина?! – закричал он громче прежнего.

– Черное и желтое, – сказал я, – что стояли в буфете. Ты, главное, не пугайся.

Папа побежал к буфету и распахнул дверцу. Потом он заморгал глазами и стал растирать себе грудь. Он смотрел на меня с таким удивлением, будто я был не обыкновенный мальчик, а какой-нибудь синенький или в крапинку. Я сказал:

– Ты что, папа, удивляешься? Я вылил твои два вина в банку, а то где бы я взял пустую посуду? Сам подумай!

Мама вскрикнула:

– Ой!

И упала на диван. Она стала смеяться, да так сильно, что я думал, ей станет плохо. Я ничего не мог понять, а папа закричал:

– Хохочете? Что ж, хохочите! А между прочим, этот ваш рыцарь сведет меня с ума, но лучше я его раньше выдеру, чтобы он забыл раз и навсегда свои рыцарские манеры.

И папа стал делать вид, что он ищет ремень.

– Где он? – кричал папа. – Подайте мне сюда этого Айвенго! Куда он провалился?

А я был за шкафом. Я уже давно был там на всякий случай. А то папа что-то сильно волновался. Он кричал:

– Слыханное ли дело выливать в банку коллекционный черный «Мускат» урожая 1954 года и разбавлять его жигулевским пивом?!

А мама изнемогала от смеха. Она еле-еле проговорила:

– Ведь это он… из лучших побуждений… Ведь он же… рыцарь… Я умру от смеха.

И она продолжала смеяться.

А папа еще немного пометался по комнате и потом ни с того ни с сего подошел к маме. Он сказал:

– Как я люблю твой смех.

И наклонился и поцеловал маму.

И я тогда спокойно вылез из-за шкафа.

Моя подруга

В ночь на первое ноября мы приходим к моей подруге праздновать день её день рождения.

По пути к ней мы долго плутаем среди залепленных мокрым снегом новостроек и мусорных баков и ищем среди одинаковых, как кубики грязного рафинада, домов тот, который больше похож на её. Мимо нас то и дело проходят озабоченной походкой зеленоватые низкорослые прохожие с горшками и мётлами под мышками. У некоторых из них вылезают из-под пальто небольшие, плохо ухоженные хвосты. Собственно, это их ночь – тридцать первое октября. А мы тут, в общем, так случайно – просто так совпало. Случается, что кое-кто из них тихо увязывается за нами. Мы не пытаемся от них оторваться, зная по опыту предыдущих тридцать первых октябрей, что это бесполезно. Так и идём все вместе, тихой, выпачканной грязным осенним снегом компанией, пока не отыскиваем общими усилиями нужный дом.

Соблюдая традицию, мы звоним в двери квартиры. Мы знаем, что нам никто не откроет. Хотя мы чудом пришли ровно к тому часу, на который договаривались. Дверь смотрит на нас, подмигивая глазк?ми, и мы смотрим на неё, а потом рассаживаемся на лестнице и беседуем в темноте, понемножку подъедая принесённый с собою кремовый торт с клубникой и орешками. На лестнице холодно и хорошо; немножко пахнет крысой из углов, немножко – дымом от чьих-то сигарет; и в окно смотрит месяц, а сверху, на девятом этаже, кто-то слушает «Одинокого пастуха».

Иногда нас выручает сын моей подруги, вернувшийся со двора с сияющими боевым задором очками и синяком на правой скуле. Он долго возится с замком, попутно доедая остатки кремового торта с клубникой и орешками, и наконец впускает нас в сумрачную, пропахшую ванилью и котом прихожую.

— Обувь можно не снимать, - строго говорит он. Всё равно здесь полный фэньшуй. И тапочек нет.

Он поворачивает выключатель, вытирает нос рукавом и уходит на кухню готовить нам коктейль с лаймом и ещё какой-то гадостью. А мы, наступая на разложенные по полу коробки из-под обуви, тюбики из-под помады, разлохмаченные книги по духовному возрождению и оранжевые полосатые носки, пробираемся в главную и единственную комнату, рассаживаемся на полу и беседуем в темноте, облизывая пальцы из-под кремового торта с клубникой и орешками. Ближе к полуночи в комнате вспыхивает свет, и вваливается моя подруга. В зубах у неё – пакет с продуктами, с рук и подбородка капает кровь и грязь.

— Вы думаете – что? – выплёвывая пакет, говорит она с радостным и сконфуженным придыханием. – Я же сестру провожала – она уехала сегодня. Так что, вы думаете, сделали мои черти? Сестра дала мне сумку понести – типа, что ей тяжело. Я взяла, повесила на плечо, проводила сестру до метро, расцеловала, разобнимала, иду домой и думаю: ну, как же гармонично всё получилось. Сейчас приду домой, курицу в шафранном соусе сделаю спокойненько, без суеты… салат греческий, коктейли… И чувствую, что мне при этих мыслях как-то тяжело. Не морально тяжело – физически. На плечо давит, и вообще. И тут я понимаю, что так и не отдала сестре сумку. А там – и деньги, и билеты, и документы. Ну, я, натурально, начинаю орать дурным голосом посреди этой снежной тишины, потом бегу домой, звоню сестре на мобильный, ору ей: «Сумка!» А она мне: «Ты сама идиотка!» Короче, я лечу, сломя голову, на вокзал, по пути лечу, сломя голову, с эскалатора – сверху донизу, учтите, это не каждому удаётся. И победоносно врываюсь на платформу, вся в крови и в мыле, за три с половиной минуты до отхода поезда. Успела ведь, а? Кто бы ещё так мог – никто, это я вам точно говорю. И черти мои с ветерком на мне прокатились – словом, все получили, блин, удовольствие. А вы тут как – давно ждёте? Кстати, а кто из вас умеет готовить курицу в шафранном соусе? Лично я – нет, и лучше даже не пытаться, как вам кажется?

Через пару минут кто-то из нас готовит курицу, кто-то – миндальное печенье, кто-то толчёт картошку для колканнона, а моя подруга сидит на полу посреди кухни и рассказывает:

— Мы тогда в общаге жили, в одной комнате со Светкой. И к нам должны были прийти ребята из медицинского… соответственно, те, по которым мы тогда страдали. И мы решили их потрясти – как внешним обликом, таки и безумной хозяйственностью. Ну, что? Купили кур, разогрели духовку, облепили кур майонезом… тогда ведь не было ни черта, мы и кур-то этих едва достали… А! Ещё купили мороженого, оно у нас почему-то на вес продавалось. И когда покупали, продавец спрашивает: сколько вам? А у меня чего-то живот схватило в этот момент… я скрючилась и таким страдальческим голосом ему говорю: на сегодня хватит килограммчика… не больше. Он так удивился, но взвесил нам килограммчик. Такая бадья получилась – ого-го. Но это ладно. Разожгли мы духовку, запихали туда кур и стали волосы на бигуди накручивать. И про духовку забыли. И она раскалилась, как доменная печь.. вся так и гудела. И вот мы вспомнили, наконец, и полезли туда смотреть наших обмайонезенных кур. А чего смотреть? Они там обуглились, конечно, как черти… затвердели.. жуткое зрелище. Майонез весь свернулся, склеился, как смола… Ладно. Но у нас хватило ума вслед за курами забросить туда, в это жерло, ещё и пирог. Он там просто вспыхнул сразу, края стали чёрными, а середина внутрь провалилась и запузырилась, как лава. Короче, когда пришли наши ухажёры, то застали такую картину: квартира в дыму, кругом воняет горелой курицей, а их сильфиды носятся в рваных халатах и с бигудями в чёлках и пытаются разогнать полотенцами гарь. Да! Мы ж ещё потом поставили стул в торт, который они принесли… ножкой прямо в середину. Они с таким трудом этот торт достали. Но ничего, мы его съели, само собой. Хороший вечер получился. Лёшка как раз с того вечера в меня влюбился, между прочим.

Наши рекомендации