Основные научные концепции XX—XXI в
ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
(ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ)
ПП-41
06.09.13
Лекция 1.
Тема 1.
Введение в изучение дисциплины «История науки и техники».
1. Основные понятия науки и техники.
2. История ДГТУ.
_______
09.09.13
Семинар 1.
Введение.
_______
20.09.13.
Лекция 2.
Тема 2.
Производственная деятельность Первобытности.
1. Происхождение человека.
2. Первобытные мифы и религии.
3. Изготовление орудий труда и накопление знаний.
4. Неолитическая революция.
_______
23.09.13
Семинар 2.
Тема. Введение в изучение дисциплины «История науки и техники»
1. Определение понятий «наука» и «техника».
2. История науки и техники как учебная дисциплина.
3. История ДГТУ.
_______
04.10.13
Лекция 3.
Тема. Наука и техника Древнего мира: зачатки науки и развитие техники.
1. Социально-экономическая специфика Древнего Востока.
2. Наука и техника Древнего Египта.
3. Наука и техника Месопотамии (Междуречья).
4. Наука и техника Древней Индии.
5. Наука и техника Древнего Китая.
_______
07.10.13
Семинар 3.
Тема. Первобытность: начало орудийной деятельности человека.
1. Происхождение человека: основные концепции.
2. Зарождение производственной деятельности в палеолите.
3. Мифологическое и религиозное сознание в Первобытности.
4. Неолитическая революция.
Доклады:
Анохин
Баков
Беззубов
Безуглов
Бондаренко
_______
18.10.13.
Лекция 4.
Тема 4.
Наука и техника зарубежных средневековых обществ.
1. Научные знания и технические изобретения Византии.
2. Наука и техника в Китае.
3. Арабская наука и техника.
4. Наука и техника в средневековой Западной Европе.
_______
21.10.13
Семинар 4.
Тема. Наука и техника Древнего мира (Египет, Междуречье, Индия).
1. Азиатский способ производства.
2. Научные и технические достижения Древнего Египта.
3. Научные и технические достижения Месопотамии (Междуречья).
4. Научные и технические достижения Древней Индии
5. Научные и технические достижения Древнего Китая
6. Научные и технические достижения Античных обществ.
Доклады:
Донцов
Закотянский
Ивахова
Киктев
Коровайный
_______
01.11.13.
Лекция 5.
Научно-техническое развитие Запада в Новое время (конец XVI—XIX вв.).
1. Социокультурные предпосылки, начало и ход научной революции.
2. Технические достижения Нового времени.
_______
04.11.13
Семинар 5.
Тема. Наука и техника в средние века.
1. Проблема определения и датировки средневековья.
2. Научные знания и технические изобретения Византии.
3. Наука и техника в Китае.
4. Арабская наука и техника.
5. Наука и техника в средневековой Западной Европе.
_______
15.11.13.
Лекция 6.
Тема. Наука и техника на Руси.
1. Социально-экономические отношения у восточных славян.
2. Накопление знаний и развитие техники в домонгольский и монгольский периоды.
3. Научные знания и техника в Московский период.
4. Научные знания и техника в имперский период. Преобразования Петра I.
_______
18.11.13
Семинар 6.
Тема. Генезис капиталистического производства и появление рационалистических концепций.
1. Первые буржуазные революции. Особенности капитализма.
2. Появление рационалистических концепций, объясняющих развитие природы и общества.
3. Переход от мануфактуры к фабрике.
4. Изобретение универсальной паровой машины.
Доклады:
Косивцов
Ляров
Малько
Мануйленко
Мастыев
_______
29.11.13
Лекция 7.
Тема. Наука и техника в XX—XXI вв.
1. Революционные открытия в науке.
_______
02.12.13
Семинар 7.
Тема. Наука и техника на Руси.
1. Социально-экономические отношения у восточных славян.
2. Накопление знаний и развитие техники в домонгольский период.
3. Техника и ремесла в монгольский период.
4. Научные знания и техника в Московский период.
5. Научные знания и техника в имперский период. Преобразования Петра I.
Доклады:
Перегудов
Подорога
Родионов
Скляров
Суббота
_______
13.12.13
Лекция 8. Наука и техника в XX—XXI вв.
2. Выдающиеся технические достижения.
_______
16.12.13
Семинар 8.
Основные научные концепции XX—XXI в.
1. Теория Большого взрыва.
2. Теория ноосферы В. И. Вернадского.
3. Синергетическая концепция.
Доклады:
Теплинский
Федоренко
Цоцория
Чернокоз
Шапекин
Примечание: в случае, если занятие не проводится (например, праздничный день), тема изучается студентами самостоятельно. Вопросы лекции или семинара не переносятся на следующее занятие.