Основные научные концепции XX—XXI в

ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

(ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ)

ПП-41

06.09.13

Лекция 1.

Тема 1.

Введение в изучение дисциплины «История науки и техники».

1. Основные понятия науки и техники.

2. История ДГТУ.

_______

09.09.13

Семинар 1.

Введение.

_______

20.09.13.

Лекция 2.

Тема 2.

Производственная деятельность Первобытности.

1. Происхождение человека.

2. Первобытные мифы и религии.

3. Изготовление орудий труда и накопление знаний.

4. Неолитическая революция.

_______

23.09.13

Семинар 2.

Тема. Введение в изучение дисциплины «История науки и техники»

1. Определение понятий «наука» и «техника».

2. История науки и техники как учебная дисциплина.

3. История ДГТУ.

_______

04.10.13

Лекция 3.

Тема. Наука и техника Древнего мира: зачатки науки и развитие техники.

1. Социально-экономическая специфика Древнего Востока.

2. Наука и техника Древнего Египта.

3. Наука и техника Месопотамии (Междуречья).

4. Наука и техника Древней Индии.

5. Наука и техника Древнего Китая.

_______

07.10.13

Семинар 3.

Тема. Первобытность: начало орудийной деятельности человека.

1. Происхождение человека: основные концепции.

2. Зарождение производственной деятельности в палеолите.

3. Мифологическое и религиозное сознание в Первобытности.

4. Неолитическая революция.

Доклады:

Анохин

Баков

Беззубов

Безуглов

Бондаренко

_______

18.10.13.

Лекция 4.

Тема 4.

Наука и техника зарубежных средневековых обществ.

1. Научные знания и технические изобретения Византии.

2. Наука и техника в Китае.

3. Арабская наука и техника.

4. Наука и техника в средневековой Западной Европе.

_______

21.10.13

Семинар 4.

Тема. Наука и техника Древнего мира (Египет, Междуречье, Индия).

1. Азиатский способ производства.

2. Научные и технические достижения Древнего Египта.

3. Научные и технические достижения Месопотамии (Междуречья).

4. Научные и технические достижения Древней Индии

5. Научные и технические достижения Древнего Китая

6. Научные и технические достижения Античных обществ.

Доклады:

Донцов

Закотянский

Ивахова

Киктев

Коровайный

_______

01.11.13.

Лекция 5.

Научно-техническое развитие Запада в Новое время (конец XVI—XIX вв.).

1. Социокультурные предпосылки, начало и ход научной революции.

2. Технические достижения Нового времени.

_______

04.11.13

Семинар 5.

Тема. Наука и техника в средние века.

1. Проблема определения и датировки средневековья.

2. Научные знания и технические изобретения Византии.

3. Наука и техника в Китае.

4. Арабская наука и техника.

5. Наука и техника в средневековой Западной Европе.

_______

15.11.13.

Лекция 6.

Тема. Наука и техника на Руси.

1. Социально-экономические отношения у восточных славян.

2. Накопление знаний и развитие техники в домонгольский и монгольский периоды.

3. Научные знания и техника в Московский период.

4. Научные знания и техника в имперский период. Преобразования Петра I.

_______

18.11.13

Семинар 6.

Тема. Генезис капиталистического производства и появление рационалистических концепций.

1. Первые буржуазные революции. Особенности капитализма.

2. Появление рационалистических концепций, объясняющих развитие природы и общества.

3. Переход от мануфактуры к фабрике.

4. Изобретение универсальной паровой машины.

Доклады:

Косивцов

Ляров

Малько

Мануйленко

Мастыев

_______

29.11.13

Лекция 7.

Тема. Наука и техника в XX—XXI вв.

1. Революционные открытия в науке.

_______

02.12.13

Семинар 7.

Тема. Наука и техника на Руси.

1. Социально-экономические отношения у восточных славян.

2. Накопление знаний и развитие техники в домонгольский период.

3. Техника и ремесла в монгольский период.

4. Научные знания и техника в Московский период.

5. Научные знания и техника в имперский период. Преобразования Петра I.

Доклады:

Перегудов

Подорога

Родионов

Скляров

Суббота

_______

13.12.13

Лекция 8. Наука и техника в XX—XXI вв.

2. Выдающиеся технические достижения.

_______

16.12.13

Семинар 8.

Основные научные концепции XX—XXI в.

1. Теория Большого взрыва.

2. Теория ноосферы В. И. Вернадского.

3. Синергетическая концепция.

Доклады:

Теплинский

Федоренко

Цоцория

Чернокоз

Шапекин

Примечание: в случае, если занятие не проводится (например, праздничный день), тема изучается студентами самостоятельно. Вопросы лекции или семинара не переносятся на следующее занятие.

Наши рекомендации