I. Организационный момент. Коробка – вещь нужная в доме всегда
Коробка – вещь нужная в доме всегда.
Найдётся в семье, положить что туда:
Обувь, ботинки, игрушки,
Бусы, гирлянды, хлопушки.
Но эта коробка совсем не проста.
Откроем её и заглянем туда.
Учитель открывает коробку и вынимает из неё карточки с написанными на них словами.
II. Вступительное слово учителя.
– Прочитайте слова и объясните их значение.
Эскимо – сливочное мороженое в шоколаде.
Мэр – глава муниципалитета.
Экскаватор – машина, при помощи которой копают землю.
Эскалатор – движущаяся лестница.
Экзамен – проверочное испытание по какому-нибудь учебному предмету.
Эскадра – крупное объединение военных судов.
Эскадрилья – объединение военных самолетов.
Эклер – пирожное, начинённое кремом.
– Какое слово отличается от остальных? Чем? («Мэр». Оно самое короткое; буква э стоит в середине слова.)
– Кто мэр нашего города?
– Чтобы написать слово «мэр» и другие слова, в которых э в середине, нам надо научиться писать строчную букву э.
III. Изучение нового материала.
Правила посадки при письме. Работа в прописи.
Здоровье – это не игрушка,
Легко сломать, нельзя купить.
Давайте лучше мы подумаем,
Как его дольше сохранить.
– Сравните заглавную и строчную буквы. (Строчная буква э отличается от заглавной только размером.)
Работа с образцом строчной буквы э. Показ написания буквы э.
– Расскажите о направлении движения руки при написании буквыэ.
(Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, пишем округлую линию. Доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево. На середине рабочей строки пишем второй элемент – горизонтальную черту.)
– Напишите строчную букву э на первой и второй строках.
– Отгадайте загадку:
Эта буква роет ямы,
Вторит окрику упрямо
И на палочке потом
Шоколадным тает льдом.
(Э: экскаватор, эхо, эскимо)
О. Емельянова
– А теперь у вас задача потрудней. Прочитайте буквосочетания. (Буквосочетания эо, оэ, эу, уэ.) Запишите.
– Какие варианты буквосочетаний вы можете предложить? Напишите на свободной строке.
Массаж пальцев.
Мышка мыла детям лапки –
Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой,
Сполоснув потом водой.
Не забыла и указку –
Смыв с нее и грязь, и краску.
Средний мылила усердно –
Самый грязный был, наверно.
Безымянный терла пастой –
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла –
Очень он боялся мыла...
Самостоятельная работа (дифференцированная).
1) Разгадывание кроссворда в «Букваре». (Лес, шлем, лейка, белка, клетка, ракета, тарелка.)
2) Работа по тетради «Я учусь писать и читать».
Проверка выполнения самостоятельной работы.
– Какой звук встретился во всех словах кроссворда? (Звук [э].)
– Какой буквой он обозначен? (Буквой е.)
– Почему? (Перед звуком [э] стоит мягкий согласный звук.)
– В каком случае звук [э]обозначается буквой э? Приведите примеры.
Работа в прописи.
– Назовите все гласные буквы, которые вы научились писать. Что вы о них знаете? Расскажите про каждую.
– Запишите на свободной строке все изученные гласные парами: заглавная и строчная. Какие буквы у вас особенно хорошо получились?
– Сколько гласных букв вы умеете писать? А сколько гласных всего?
– На следующем уроке письма вас ждет сюрприз.
IV. Итог урока.
Учитель читает сказку А. Шибаева «Буква э недовольна».
«– Э-э, – ворчливо протянула буква Э, – поставили меня чуть не в самый конец алфавита! Эк, меня занесло куда! Эх, мне бы на первое место! Эй, буквы, пропустите-ка меня вперёд!..
Но буквы сказали:
– Стой, где стоишь.
– И не болтай понапрасну длинным своим языком.
– Не всё ли равно, на каком месте стоять?
– Важно полезной быть!»
– О чем эта сказка? В чём нам помогает буква Э?
Дети ещё раз называют слова по картинкам из коробки, приводя свои примеры.
Урок 30
ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ Е, е
Цели:учить писать заглавную и строчную букву Е, е; развивать координацию движений, умение писать имена людей с большой буквы; воспитывать положительное отношение к письму.
Ход урока