Формирование средневековых городов

В первые столетия Средневековья в Европе было мало городов, но с X - XI веков их число стало расти. С возникновением и ростом сред­невековых городов связаны важнейшие изме­нения в жизни и культуре европейских народов во времена расцвета Средневековья.

1. Успехи в экономике. Ремесло отделяется от сельского хозяйства. С XI века, с ростом населения, сократились пространства, занятые лесами и болотами. У крестьян появилось больше орудий труда, сделанных хотя бы частично из железа. Шире применялся тяжелый колес­ный плуг с большими лемехами, который глуб­же вспахивал почву.

Продукты земледелия становились разнооб­разнее; урожаи выросли более чем вдвое. В Англии, например, собирали зерна в 4-5 раз больше, чем сеяли. Появилось много мельниц, сначала водяных, а позже ветряных. Они обес­печили более быстрый помол зерна и высокое качество муки. В хозяйствах возросло число скота. С XII века, после изобретения удобного хомута лошадей использовали не только в во­енном деле, но и для перевозки грузов. Вошли в употребление подковы, сберегавшие копыта от повреждений. Лошадей стали впрягать в плуги - это ускорило вспашку земли. Лошадь была подлинным помощником крестьянина.

Для изготовления предметов из железа тре­бовалось много металла. В Европе появились шахты. Возросла добыча железной руды, усо­вершенствовалась плавка и обработка метал­лов. Больше делали теперь тканей из шерсти. В народе даже сложилась поговорка: «Овца по­бедила лен».

Поначалу крестьяне сами мастерили нуж­ные для них и господ вещи. Но для изготовле­ния колесного плуга или выделки сукна требо­вались сложные приспособления, особые знания и навыки. В деревне выделялись «умель­цы» - знатоки ремесла, которое становилось их главным занятием.

Теперь крестьянин мог обменять часть про­дуктов на изделия ремесленников. Ремеслен­ник мог прокормиться своим ремеслом. Так развитие хозяйства вело к постепенному отде­лению ремесла от земледелия.

2. В Европе возникают города. Многие ре­месленники убегали из деревень, спасаясь от своих господ, или переходили с места на место в поисках работы. Поселения ремесленников возникали на перекрестках дорог, у речных переправ, вблизи удобных морских гаваней, у стен больших монастырей и замков феодалов, около резиденций короля, епископа, правите­ля области. Господа давали заказы на изготов­ление дорогих вещей: мебели, одежды, ору­жия, украшений. За стенами крепостей можно было найти защиту в случае войны. Сюда час­то приезжали и поселялись купцы. Из ближай­ших деревень приходили крестьяне, чтобы продать продукты сельского хозяйства и ку­пить нужные вещи или собрать деньги в упла­ту господину. В этих местах ремесленники могли продать свои изделия и купить сырье, торговцы - сбыть привезенный и приобрести новый товар. Так появился новый слой обще­ства - горожане и новый вид поселения - город.

Для защиты от нападений горожане огора­живали свой поселок рвом, валом и частоколом наверху. Эти укрепления позже заменяли ка­менными стенами. Войти в город можно было только по подъемному мосту через массивные ворота, всегда зорко охранявшиеся стражей. Лишь большому войску, имевшему осадные орудия, было под силу штурмовать городские укрепления.

Раньше всего, уже в IX веке, возродились древние и возник­ли новые города в Италии и на юге Франции. Возникло много городов по берегам больших су­доходных рек Рейна и Дуная. В X-XI веках появились горо­да и в других странах Запад­ной и Центральной Европы.

В XII-XIII веках в Европе насчитывались уже многие тысячи городов.

3. Борьба городов с сеньора­ми. Где бы ни возникал город, он оказывался на земле короля или другого феодала, монастыря. Замок сеньора, где размещался его двор с вассалами и слугами, возвышался над городом. Под властью этого сеньора как госпо­дина оказывалось и все город­ское население. Бывало, что ко­роль жаловал вассалу за службу или монастырю часть города, расположенного на его земле.

Сначала сеньоры покрови­тельствовали «своим» городам: в первые годы освобождали пе­реселенцев от платежей и дава­ли рыночные привилегии. Осо­бенно покровительствовали го­родам короли, видя в них источ­ники наличных денег.

По мере того как города рос­ли и богатели, сеньоры стара­лись получить от них больше доходов. Они судили горожан, взимали с них пошлины, судеб­ные штрафы, оброки ремеслен ными изделиями, деньгами и товарами. Неред­ко сеньор просто забирал в лавках торговцев и мастерских все, что ему нравилось.

Горожане стремились освободиться от вла­сти сеньоров. В XII-XIII веках борьба городов с сеньорами происходила во всех странах За­падной Европы. Одни города добивались неза­висимости в результате восстаний и долгих войн, другие откупались от сеньора, ограничи­вали их права. Но множество мелких городов так и осталось под властью феодалов.

Города, освободившиеся от власти сеньоров, во Франции и в Северной Италии назывались коммунами (от латинского слова «коммунис» - общий). Завоевав независимость, горожане со­здавали самоуправление - выборный городс­кой совет. Глава городского совета во Франции и Англии назывался мэром, в Германии - бур­гомистром. Совет ведал судом, сбором налогов и казной, ополчением горожан; руководил рын­ком, ремеслами, строительством и надзирал за порядком.

Важным результатом борьбы городов с сень­орами было освобождение горожан от сеньори­альной зависимости. Если крестьянину, убе­жавшему от своего господина, удавалось про­жить в городе «год и день», он становился сво­бодным человеком. Недаром в Средние века сложилась поговорка: «Городской воздух делает свободным». Личная свобода привлекала в города людей из деревни. Многие крестьяне получили в городах новые профессии и свобод­ное положение.

4. Мастерская ремесленника. Городские ремесленники производили свои изделия в ма­леньких мастерских, обычно в своем же доме. Все делалось вручную, с помощью самых про­стых приспособлений, и очень тщательно: ина­че мастер терял клиентов. Специальность отца и секреты мастерства обычно наследовал сын.

Техника ремесла, инструменты и приемы работы развивались быстрее, чем сельскохозяй­ственные. Все время делались усовершенство­вания. Городские ремесленники часто создава­ли настоящие произведения искусства: мягкую разноцветную шерсть и шелка, затейливо укра­шенные доспехи и мечи, тонкие изделия юве­лиров, резчиков по камню и дереву, слесарей. Средневековые ремесленники гордились свои­ми изделиями: они были для них делом чести.

Хозяином и главным работником в мастер­ской был мастер; он же принимал заказы по­купателей, позднее сбывал свой товар на рын­ке. Лавкой служила мастерская, где мастер работал и торговал. Ему помогали ученики и подмастерья. Чтобы овладеть мастерством, нужно было учиться от двух до восьми лет. От­давая сына в обучение, отец оставлял его на многие годы в доме мастера, где ученик выпол­нял и подсобные работы.

Подмастерье - работник, уже изучивший ремесло, - за свой труд получал заработную плату. Накопив необходимую сумму денег, либо женившись на хозяйской дочери или вдо­ве, подмастерье мог открыть свою мастерскую и стать мастером. Но он должен был выдержать трудный экзамен: на собственные средства из­готовить шедевр1- лучший образец изделия.

5. Цехи - союзы ремесленников. У ремес­ленников было много общих интересов: повы­сить свою репутацию на рынке, оградить себя от соперничества сельских и других приезжих ремесленников, бороться за привилегии и за участие в управлении городом. Нередко они се­лились рядом, создавая свои улицы. Мастера-ремесленники одной специальности, проживав­шие в одном городе, часто объединялись в со­юзы - цехи1 (хотя далеко не во всех городах). На общем собрании мастера принимали ус­тав - правила, обязательные для всех членов цеха: делать вещи по единому образцу, иметь не более дозволенного числа станков, учеников и подмастерьев, не переманивать друг у друга покупателей, учеников и подмастерьев. Устав запрещал работу в праздники и «при свечах». Цех предписывал продажную цену изделий и заработную плату для подмастерьев, нередко закупал сырьё и распределял его между масте­рами по одинаковой цене.

При помощи этих правил цехи стремились не допустить конкуренцию между мастерами, при которой одни из них богатели бы, а другие беднели и разорялись. И конечно же, цех забо­тился, чтобы изделия были высокого качества. Избираемые мастерами старшины следили за соблюдением устава и наказывали наруши­телей. Если лондонский пекарь продавал бул-

ку неполного веса, его возили по городу в клет­ке на всеобщее осмеяние. В Париже и многих других городах изделия низкого качества вы­ставляли у позорного столба на рыночной пло­щади. Самым распространенным наказанием были штрафы. Старшины зорко следили и за тем, чтобы на рынке не продавали своих изде­лий нецеховые ремесленники.

6. Роль цехов в жизни города. Члены цеха устраивали совместные праздники (само слово «цех» сначала означало «пирушка»), участво­вали в свадебных торжествах мастера, присут­ствовали при крещении его детей, провожали членов семьи мастера в последний путь, сообща тушили пожары. Цех помогал больным, впав­шим в нужду ремесленникам, осиротевшим семьям мастеров.

Цехи несли сторожевую службу в городе и составляли отряды городского войска. Цех имел герб, знамя, а большие цехи - свою цер­ковь и даже кладбище.

Долгое время цехи способствовали разви­тию ремесла. В городах возникали новые ремес­ленные специальности, росло разделение труда между цехами. В XIII веке в Париже было 100 цехов, а в XIV веке - уже 350. Так, от кузне­цов отделились оружейники, от последних - изготовители лат, ножовщики. От кожевников «отпочковались» цехи сапожников, ременни-ков, сумочников и другие.

С увеличением в городах числа мастеров со­перничество между ними усиливалось. Цехи стали препятствовать переходу подмастерьев в мастера. Лишь сыновья и зятья мастеров бес­препятственно получали звание мастера; оно стало почти наследственным.

Цехи не разрешали мастерам расширять мастерские и вводить новые орудия труда. Были случаи, когда цехи уничтожали ценные

изобретения и расправлялись с изобретателя­ми. К концу Средних веков цехи стали задер­живать рост промышленного производства в городах. Но так было не всегда и не всюду. Об­ходя запреты, под покровом цеховых уставов на практике пробивали себе дорогу новые формы производства. Так, уже в XIV веке шерстяные, суконные цехи в городах Италии, Англии, Ни­дерландов фактически превратились в организа­ции богатых предпринимателей и торговцев.

7. «Что с возу упало, то пропало». Торгов­ля в Средние века была выгодным, но очень трудным и опасным делом. Пространство меж­ду поселениями покрывали огромные, непро­ходимые леса, кишевшие хищниками и раз­бойниками. Дороги были узкими и немощены­ми, покрытыми непролазной грязью. Хорошей считалась дорога, по которой, как тогда гово­рили, «могла бы проехать невеста, не зацепив воза с покойником». Товар, упавший на землю или смытый с корабля, считался добычей вла­дельца этой земли. В Средние века говорили: «Что с возу упало, то пропало».

За проезд через владения феодалов, за поль­зование мостами и переправами приходилось много раз платить пошлины. Чтобы увеличить свои доходы, феодалы порой ставили мосты на сухих местах, требовали плату за пыль, подни­маемую повозками купцов.

Для защиты от грабителей и помощи друг ДРУГУ» купцы объединялись в торговые союзы - гильдии (от германского слова «гилле» - пир). На собраниях члены гильдии .выбирали руко­водителей, нанимали охрану, из общей казны помогали друг другу (например, пострадавшим на море, их семьям). Члены гильдии устраива­ли между собой товарищества, где станови­лись компаньонами для совершения одной или нескольких торговых операций.

8. Расширение торговых связей. Город стал центром торгового обмена не только с окружав­шей его местностью, но и с другими городами, отдельными землями, с другими странами.

Натуральное хозяйство в Европе сохраня­лось. Но постепенно развивалось и товарное хозяйство, при котором изделия производи­лись для продажи на рынке и обменивались, в том числе при посредстве денег.

Оживление торговли потребовало улучше­ния дорог. Этого же требовали военные и адми­нистративные нужды государства. В некоторых странах короли приказывали мостить главные дороги камнем. Через реки строили прочные мосты. Тяжелые грузы везли теперь не на спи­нах лошадей, а в повозках. Дешевле и удобнее было перевозить товары по рекам и морям. Замена прямоугольных парусов косыми позво­лила судам двигаться при боковом и даже встречном ветре, а особые инструменты давали возможность плавать в открытом море.

Выгодными торговыми путями на Восток (к портам Сирии и Египта, Крыма и Кавказа) ов­ладели купцы итальянских городов - Венеции и Генуи. Эти города столетиями соперничали и воевали с Византией и друг с другом. Венеция и Генуя были самостоятельными городами-рес­публиками, в которых власть принадлежала богатым купцам, владевшим флотилиями ко­раблей, десятками домов, складами и магази­нами. На Востоке купцы приобретали прибыльные предметы роскоши и пряности для богатых европейцев. Пряности взвешивали на аптекар­ских весах и продавали небольшими порциями. Недаром в Средние века очень богатого челове­ка в насмешку называли «мешком перца».

Важные торговые пути проходили по Север­ному и Балтийскому морям - к Восточной Европе. Здесь преобладали другие товары: соль, меха, шерсть, воск, лес, железо. Этой торговлей были заняты купцы городов и стран Северной Европы - от Новгорода на Руси до Лондона. Центром северной торговли был город Брюгге с его огромной международной ярмаркой.

В XIV веке купцы более 70 немецких горо­дов объединились в Ганзу («союз», «товарище­ство») для защиты своего имущества и вытес­нения соперников. Ганза состояла из несколь­ких филиалов.

В Новгороде, Брюгге, Лондоне и других го­родах ганзейские купцы имели хорошо укреп­ленные торговые дворы - фактории. В таком дворе возводили жилые и служебные помеще­ния, амбары, склады, церковь. Располагая большим флотом, Ганза часто силой оружия добивалась выгодных условий торговли в сосед­них странах, подавляла пиратов, и до конца XV века Северная Ганза фактически господ­ствовала в Балтийском торговом регионе как экономически, так и политически.

9. Ярмарки и банки. Самыми оживленными местами торговли в Европе были ярмарки, в которых принимали участие сотни крупных купцов из разных стран.

До конца XIII века наиболее известными были ярмарки в графстве Шампань на северо-востоке Франции. Они продолжались почти круглый год. Затем их сменила ярмарка в Брюг­ге. На международных ярмарках торговали товарами как со всей Европы, так и с Востока.

Ярмарки были шумными и многолюдными. Между рядами купеческих лавок стояли столи­ки менял - специалистов по денежным делам: ведь в каждой стране были в ходу монеты раз­личного веса и чеканки. Менялы также давали деньги в долг под высокий процент. Так меня­лы становились ростовщиками (у них деньги как бы «росли»).

Из менял и ростовщиков уже в XIV-XV веках вышли первые владельцы банков1. Банкиры брали деньги на хранение, переводили купцам деньги из одной страны в другую. В руках купцов и банкиров накапливались большие богатства. Нередко они давали крупные суммы в долг королям и феодалам. Самые первые банки возникли в Северной Италии, в Ломбардии (откуда пошло слово «ломбард»).

Теперь наряду с главной собственностью Средневековья - «недвижимой» (земля и пост­ройки на ней) все большее значение начинает приобретать создаваемая в городах «движимая собственность» (деньги, товары, корабли и т. п.). Постепенно, но неуклонно деньги разъедали натуральное хозяйство, а вместе с ним изменяли феодальный быт, мотивы пове­дения людей.

Горожане и их образ жизни

Город резко отличался от деревни, замка, монастыря устройством, управлением, архи­тектурой и, конечно же, жителями: их числом, работой, образом жизни.

1. Городские бедняки и богачи. Городом управляли богачи - купцы, владельцы кораб­лей и домов, земельных участков. Они заседа­ли в городском совете и ведали казной. Семьи богатых горожан роднились между собой. По­степенно они выделялись в городскую знать - их называли патрициями.

Патриции в быту подражали рыцарям. Они жили в каменных домах, заводили гербы, сра­жались верхом на конях, роскошно одевались. Нередко они получали рыцарское звание, ста­новились «благородными». В то же время гос­пода, проживавшие в городах, не брезговали за­ниматься торговлей, покупать торговые кораб­ли, сдавать свои земли в аренду под лавки, ма­стерские и кабаки. Ремесленники с XIV века начали бороться за участие в управлении горо­дом, но лишь в немногих городах им удавалось включить своих делегатов в старые советы. Ча­ще всего создавался новый совет все из тех же патрициев.

Из округи в города приходило много бедня­ков. Они нанимались на грязную и тяжелую работу, становились поденщиками, слугами, матросами. В городах скапливалась масса иска­леченных и немощных людей, которые нищен­ствовали и воровали, а также множество голо­дающих, бежавших из деревень. Не раз в горо­дах вспыхивали восстания бедняков, но их жестоко подавляли, подчас прибегая к помощи со­седних феодалов.

2. Как жили горожане. Обычно население средневекового города не превышало 5-6 ты­сяч человек, а часто было и того меньше - 1- 2 тысячи. Большими считались города в 40-50 тысяч жителей (Любек, Гамбург и ряд других). Лишь немногие города Западной Европы, та­кие, как Лондон, Константинополь, Париж, насчитывали до 100-200 тысяч жителей. Хотя главным занятием горожан были ремесла, тор­говля, сфера обслуживания (кабаки, трактиры, гостиницы, бани, строительные артели и т. п.), жители города еще долго не порывали с сель­ским хозяйством. Город защищал себя мощны­ми стенами, с бойницами и укрепленными во­ротами. Он выглядел как настоящая крепость (по-немецки - «бург»), поэтому горожан назы­вали в Средние века бюргерами. За городскими стенами простирались возделанные поля, сады и огороды, пастбища. Нередко горожане владе­ли и пашнями. Луга и огороды часто распола­гались и в пределах города, по улицам броди­ли свиньи.

Горожанам было тесно на небольшом про­странстве, зажатом кольцом стен. Ширина главных улиц не превышала 7-8 м, а переул­ков - 1-2 м. В Брюсселе одна из улиц назы­валась «Улица одного человека» - двое не мог­ли на ней разминуться.

Дома строили в два-три этажа, верхние эта­жи нависали над нижними. Средневековые дома не имели номеров, их заменяли фигурки, обозначавшие занятие владельца: сапог или башмак у сапожника, крендель у пекаря. Боль­шинство домов в городе были деревянными. Во время частых пожаров выгорали целые кварталы.

Почти во всех городах Западной Европы до конца Средних веков не было мостовых и улич­ного освещения, водопровода и канализации. Помои нередко выливали на улицу, на головы зазевавшихся прохожих. Скопившиеся груды мусора и нечистот сбрасывались в реки и рвы. Водосточные канавы и вывоз мусора повозками появились в крупных городах в XIV веке. Рань­ше всего улицы стали мостить камнем в круп­ных городах Франции и Португалии. В большинстве городов Европы мостовых не было. В дождливое время на улицах стояли огромные лужи. Согласно легенде, в одной из таких луж Парижа утонул всадник с конем. Из-за тесно­ты и. грязи часто распространялись заразные болезни, от которых погибали жители целых городов.

Центром города была небольшая рыночная площадь, с городскими весами, фонтаном, где горожане поили лошадей. На этой площади каз­нили или привязывали к «позорному столбу» преступников. Поблизости высилась главная го­родская церковь - собор, обычно самое краси­вое здание в городе; к двери собора нередко при­бивали «локоть» - образцовую меру длины для тканей в виде палки длиной в полметра.

На рыночной площади горожане сооружали ратушу - здание городского совета. Ратушу венчала башня с городскими часами и набат­ным колоколом. Его тревожный звон возвещал о бедствии: пожаре, начале эпидемии, нападе­нии врага. В ратуше размещались зал для заседаний, городская казна, тюрьма и арсенал.

В городах возводились и другие обществен­ные здания: крытые рынки, торговые склады, больницы, учебные заведения, мастерские (ору­жейные, монетные, кирпичные), дома город­ских сообществ.

3. Взгляд из города. Город стал самым яр­ким и динамичным явлением Средневековья. Он отразил и вобрал в себя многообразие тог­дашнего мира. Здесь были и стены, и разные по размеру дома. Рядом с монастырями, дворцами знати и купеческими особняками располага­лись кварталы ремесленников, гостиницы, хи­жины бедняков, кабаки, портовые склады. От главной площади, с ее ратушей, соборами и красивыми узкими фасадами домов, улицы разбегались радиусами во все стороны, ветвились переулками. Торговые лавки и мастерские стояли на мостах.

В городе жили люди разных профессий: не только ремесленники и торговцы, но судьи и врачи, возчики и грузчики, матросы и строите­ли кораблей, рыбаки и мельники. В городах на­ходилось много священнослужителей, которые служили в местном соборе и церквах. Здесь (и в пригороде) располагалось немало монастырей, особенно «нищенствующих» орденов, так как в городе было легче получить подаяние. В городах имелись резиденции феодалов, вместе с их охра­ной, слугами и приближенными. Многие горо­да были центрами епархий, там располагались усадьбы архиепископов и епископов.

Города были административными, полити­ческими центрами, там располагались местные правители, а в самых крупных строили дворцы короли и жили там со всем своим огромным ок­ружением, принимали просителей и диплома­тов, собирали парламент. Города с их стенами служили и военным целям, там размещались гарнизоны солдат во главе с офицерами. Боль­ницы, мастерские, лавки привлекали в города массу приезжего люда - из разных земель и стран. На улицах городов слышалась много­язычная речь, можно было увидеть людей в странной одежде, непривычного вида и цвета кожи.

Многообразие населения, значительную часть которого составляли приезжие люди, позволяло горожанам расширять кругозор, по­знавать окружающий мир, обогащаться за счет многих культурных заимствований. Город был центром культурного взаимодействия и куль­турной активности в эпоху Средневековья, что способствовало развитию европейского обще­ства.

Горожане по-новому оценивали мир, в котором жили. Они стремились нажить богатство прежде всего торговлей, банковским делом и производством товаров, но не брезговали при этом грабежом на войне и захватами земель. Купцы были деятельны и предприимчивы, пус­кались в далекие и опасные путешествия. Де­ловые люди следовали правилу: «Человек рож­ден не для того, чтобы провести жизнь во сне, а для действий». Город создал новый образ жизни, новых людей, новые ценности.

Горожане высоко ценили время: ведь от него зависело накопление богатств, успех заду­манных дел. Недаром на башнях ратуш появи­лись механические часы, напоминавшие, что время - ценность и его надо беречь. Тогда го­ворили: «Кто умеет использовать время, будет господином всего, что пожелает».

Купцы и банкиры соперничали друг с другом в великолепии дворцов, домашней обстановки и одежды, давали заказы на художественные про­изведения, украшения, картины и статуи.

Растущим городам требовалось все больше образованных людей: обученных торговцев, писцов, бухгалтеров и юристов, инженеров и техников, учителей, врачей. Нужно было подсчитывать доходы от торговли, вести дела в го­родских судах, советах. Короли и правители нуждались в грамотных чиновниках и судьях. Требовалось все больше книг и справочников. В городах возникали нецерковные школы и скриптории - они были частными или содер­жались на средства городских советов. А уже в XII веке в Европе появились первые высшие школы - университеты, где преподавали прославленные ученые. В городах процветали науки и искусства, писались литературные и ученые сочинения. Так в городах возникала ин­теллигенция - особая группа людей, занятых умственным трудом.

Горожане были любознательными и жадны­ми до зрелищ людьми. А зрелищами были са­мые разные события: въезд в город короля или иностранного посла, казнь преступника, драка и, конечно же, выступления артистов. Среди них были и кукольники, которые за переносны­ми ширмами разыгрывали сценки в народном духе, со множеством оплеух и соленых слове­чек. Там высмеивались и попы, и богатые куп­цы, и болтливые жены, и ревнивые мужья. В праздники многие горожане участвовали в мистериях: многочасовых представлениях на библейские или исторические темы. Зрители активно сопереживали происходящему на спе­циальной сцене-помосте, кричали и иногда лез­ли на сцену, чтобы поучаствовать в побоище. Большой популярностью пользовались карна­валы и всякие шествия, где все цехи и гильдии шли со своими флажками.

Люди городского труда составляли особое городское, сословие, которое настойчиво отстаи­вало свои привилегии и свободы. Короли счи­тались с городами: там были крепкие стены, го­рода платили хорошие налоги и пошлины, выс­тавляли ополчение. А города поддерживали королей, поскольку боялись разорительных меж­доусобиц. Так сложился союз королей и городов, выгодный обеим сторонам.

Значительную роль сыграли и городские организации, типа цеха или гильдии, с их стар­шинами, своими порядками и уставами, и осо­бенно городские советы. Все власти в свободных городах были выборными. В своих объединени­ях горожане обсуждали и решали общие дела. Эти обычаи управления и характер органов вла­сти в городах стали одним из важных истоков демократических порядков в странах Западной Европы.

Наши рекомендации