Историческая поэтика» А.Н. Веселовского: основные проблемы
1. Предмет исследования, метод, задачи.
2. Теория синкретизма древнейшей поэзии.
3. Проблема происхождения литературных родов; полемика Веселовского с Гегелем.
4. Типология и эволюция эпитета.
5. Понятие мотива и сюжета.
6. Значение «Исторической поэтики» для отечественного и мирового литературоведения.
Литература
1. Веселовский Историческая поэтика. М., 1986.
2. Академические школы в русском литературоведении. М., 1975.
3. Горский И.К. А.Н. Веселовский и современность. М., 1975.
Занятие № 10
Текст. Подтекст. Контекст (возможности контекстуального анализа)
1. Понятие текста и его компонентов.
2. Текст и произведение, текст и смысл. Подтекст как «глубина текста» (Т.Сильман).
3. Текст и контекст; виды контекстов. Суть контекстуального изучения литературного произведения.
4. Теория интертекстуальности. Виды интертекстуальных знаков и отношений.
Текст для анализа : .Пелевин В. Девятый сон Веры Павловны // Пелевин В. Желтая стрела. М., 1998.
Задание по тексту
1. Проследите, с какими классическими авторами и произведениями русской литературы ведет диалог Пелевин.
2. Определите характер и цель данного диалога.
Литература
Основная
1. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С.297-325.
2. Барт Р. От произведения к тексту. Удовольствие от текста // Барт Р. Избр. работы: семиотика. Поэтика. М., 1989. С. 414-123; 463-464, 469-472, 483.
3. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. С. 97-102.
4. Хализев В.Е. Текст //Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. М., 1999. С. 403-406, 408-409, 412 - 414.
5. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С.291-293.
Дополнительная
1. Лотман Ю.М. Текст как семиотическая проблема: Текст в тексте // Лотман Ю.М. Избр. ст.: В 3 т. Т.1. Таллинн, 1992. С.148-160.
2. Жолковский А. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма. М., 1994. С.7-30.
Занятие № 11 – 12
Постмодернизм как художественная система
Часть 1
1. Истоки постмодернизма (философские и мировоззренческие).
2. Основные принципы и черты постмодернистской поэтики:
1) Интертекстуальность и полистилистика:
- специфика постмодернистской реальности (мир =текст);
- изменение авторского сознания;
- отказ от новизны.
2) Игра и иронический дискурс;
3) Трансформация принципа диалогизма:
- развитие идеи М. Бахтина о полифонизме в постмодернизме;
- расширение «творческого хронотопа» (термин М. Бахтина) и принцип симультанности;
- специфические отношения автора и текста, автора и героя (как следствие - фрагментарность, импульсивность, повышенная рефлекторность).
Часть 2
4) Новое понимание хаоса («хаосмос» – термин Д.Джойса) и проблема постмодернистской художественной целостности.
3. Содержательность постмодернистских форм.
4. Постмодернизм – смерть искусства или новая фаза литературной эволюции?
Текст для анализа: В. Пелевин «Девятый сон Веры Павловны»
Задание по тексту:Найдите в предложенных текстах черты постмодернистской поэтики:
1) покажите, как сопрягаются в тексте различные языковые стили и стратегии; приведите примеры стилистических диссонансов и оксюморонов;
2) как проявляет себя иронический дискурс в тексте;
3) охарактеризуйте модель мира в рассказе Пелевина.
Литература
Общая
1. Липовецкий М.Н. Закон крутизны // Вопросы литературы. 1991. № 11-12. С. 3-36; (особ.:3-12).
2. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997. С. 8-43.
3. Степанян К. Реализм как заключительная стадия постмодернизма // Знамя. 1992. № 9 С.231-239 (особ. 231 –233).
4. Эпштейн М. Прото- или Конец постмодернизма // Знамя. 1996. № 3. С. 196-210 (особ. 207-209).
Дополнительная
1. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
2. Гройс Б Вечное возвращение нового // Искусство. 1989. № 10.
3. Ильин И. Постмодернизм: словарь терминов. М., 2001. С. 100-105; 206-219.
Занятие № 13 – 14
Массовая литература как эстетическое явление
1. Ценностный подход к искусству. Литературные иерархии.
2. Понятие литературного «верха» и «низа», принципы разграничения.
3. Генезис массовой литературы (факторы, обусловившие ее возникновение).
4. Специфические черты поэтики *.
5. Взаимопроникновение различных сфер литературы. Роль массовой литературы в историко-литературном процессе
Литература
Основная.
1. Хализев В.Е. Теория литературы М., 1999. С. 122-137.
2. Мельников Н.Г. Массовая литература // Введение в литературоведение: Литературное произведение. М., 1999. С.177-193.
3. Зверев А.М. Что такое «массовая литература»? // Лики массовой литературы США. М., 1991. С.3-37.
4. Гудков Л.Д. Массовая литература как проблема. Для кого? // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 92-100.
Дополнительная.
1. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3т. Таллинн, 1992. Т.3. С.
2. Новое литературное обозрение. 1996. № 22. (номер журнала посвящен проблемам массовой литературы).
Часть 2
*Для более наглядного представления об особенностях поэтики массовой литературы предлагаются следующие сообщения:
1) Поэтика романа-боевика.
2) Художественная формула «розового романа».
3) Типологические признаки женского детектива.
4) Типологические признаки литературы фэнтези (зарубежного или славянского).
5) Поэтика комикса (детского и юношеского).
Литература для сообщений:
1. Бочарова О Формула женского счастья (Заметки о женском любовном романе) // Нов. лит. обоз. 1996. № 22. С.292-303..
2. Вайнштейн О. Розовый роман как машина желаний //Там же. С.303-330.
3. Долинский В. «…когда поцелуй закончился» (О любовном романе без любви) //Знамя. 1996. № 1.
4. Дубин Б. Испытание на состоятельность: к социологической поэтике русского романа-боевика // Там же. С.252-276.
5. Ерофеев В.В. К вопросу об истории и поэтике комикса //Там же. С.270-295.
6. Иные времена: эволюция русской фантастики на рубеже тысячелетий. Челябинск, 2010.
7. Чаковский С.А. Типология бестселлера //Лики массовой литературы США. М., 1991. С.143-206.
Занятие № 15