Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1. Первое сословие. Средневековые религи­озные мыслители утверждали, что мир, создан­ный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия1, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них. Все три сословия необходимы друг другу. Первое сословие - «те, кто молится» (монахи и свя­щенники) - заступаются за людей перед Богом. Второе- «те, кто воюет» (светские феода­лы) - защищают христиан от врагов. Третье - «те, кто трудится» --кто не входит в первые два сословия, и прежде всего крестьяне, но так­же и горожане, которые добывают для всех все, что необходимо для жизни. Наличие разных по правам и престижу сословий - важная особен­ность средневекового общества.

Духовенство относили к первому, самому главному сословию. Ведь церковь считалась по­средником между людьми и Богом и учила, как человеку достичь после смерти вечного блажен­ства. Христианская мораль требовала выпол­нять нравственные правила, перечисленные в Библии, в том числе - относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Пропо­ведь церкви смягчала жестокие нравы и улуч­шала поведение людей. Церковь учила никогда не терять надежды. Считалось, что грешник и даже преступник могут спасти свою душу рас­каянием и исповедью, то есть искренним расска­зом о своих грехах священнику, который будет молить Бога простить раскаявшегося грешника.

Образцом, на кого следует равняться, счи­тался святой человек, который отрекся от зем­ных забот и соблазнов. Святого представляли бедным, даже нищим, отказавшимся от имущества - ведь имущество отвлекает от забот о спа­сении души, оно связано с жадностью и враж­дой. «Презирай богатства земные, - говорил один церковный деятель, - чтобы ты мог обре­сти богатства небесные».

Церковь призывала добрыми делами спасти свою душу и заслужить место в раю. Короли знать, купцы и даже небогатые люди старались

помогать нищим, убогим, калекам, арестантам, раздавали им мелкие деньги, подкармливали. Погоню за богатством официальная христиан­ская мораль не одобряла, ведь в Евангелии было сказано: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в рай». Часть своих доходов церковь была обязана тра­тить на помощь нищим, бедным и больным: раз­давала продукты во время голода содержала больницы для бедняков, приюты для сирот и престарелых, ночлежки для бездомных.

2. Богатство церкви. Но при этом церковь была крупнейшим землевладельцем и облада­ла огромными богатствами. Ей принадлежало около трети возделанных земель. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи за­висимых крестьян.

Со всего населения Западной Европы цер­ковь взимала десятину - особый налог на содержание духовенства и храмов. Верующие платили священникам также за венчание и за другие церковные обряды. Многие завещали и дарили церкви землю, деньги и другое иму­щество- «на помин души».

В храмах выставляли священные реликвии («остатки»): волосы Христа, обломки креста, на котором он был распят, гвозди, которыми его прибивали к кресту, а также мощи - остан­ки тел святых мучеников. Верующие были убеждены, что от прикосновения к святыням излечиваются больные и увечные.

Папы римские присвоили себе право про­щать преступления и грехи верующих за день­ги. Монахи продавали грамоты о прощении грехов - индульгенции (в переводе с латинско­го значит «милость»), обещавшие спасение от адских мук. Торговля индульгенциями прино­сила папам огромные доходы и вызывала него­дование истинно верующих граждан.

Вслед за Библией осуждая ростовщичество, церковь, однако, сама занималась этим прибыльным делом, давая в долг зерно и другие продукты под залог земли и имущества, кото­рые затем присваивала. Церковь проповедова­ла христианскую любовь и бедность, но сама увеличивала свои богатства, притом не всегда честными способами.

3. Разделение церквей. До середины XI века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа рим­ский, а в Византии - константинопольский патриарх, подчинявшийся императору.

Вы знаете, что от Византии христианскую веру приняли некоторые народы Восточной Ев­ропы и Балканского полуострова. Но папа рим­ский хотел подчинить церковь в этих странах своей власти. Византийская же церковь проти­вилась вмешательству папы в ее дела. Из-за господства над христианской церковью между папой римским и константинопольским патри­архом шла острая борьба.

Между церквами на Западе и Востоке суще­ствовали также различия в обрядах и учении. В раздробленной Западной Европе церковь со­хранила единый язык богослужения - латин­ский. Восточная же церковь вела богослужение на греческом, но допускала церковную службу на местных языках. На Западе было запреще­но вступать в брак всем духовным лицам, на^ Востоке же - только монахам, а священники были женатыми. Даже внешне восточные свя­щенники отличались от западных: не брили бо­роды, не выстригали волосы на темени.

В 1054 году, во время очередного конфлик­та, папа и .патриарх предали друг друга прокля­тию. Произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточ­ную. С тех пор западная церковь стала называться католической (что значит «всемир­ной»), а восточная - православной (то есть «правильно славящей Бога»). После разделе­ния обе церкви стали полностью самостоятель­ными.

4. Путь в Каноссу. С середины IX века власть папы крайне ослабела, ее упадок про­должался около двух столетий. Этому способ­ствовал распад Франкской империи, правители которой поддерживали папу. После образова­ния Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на веру­ющих, упал ее авторитет.

В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (1073-1085). Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII желал подчи- полной нетерпимо-нить всех светских государей папе римскому.

Между Григорием VII и германским коро­лем Генрихом IV, ставшим императором Свя­щенной Римской империи, разгорелась ожесто­ченная борьба из-за того, кому должно принад­лежать право назначать епископов. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лиша­ется власти. Свое письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей милос­тью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Гри­горий VII освободил подданных Генриха от присяги на верность королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV.

Король был вынужден искать примирения с папой. В 1077 году с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Папа укрылся в замке Каносса на севере страны. В течение трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника - в руба­хе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вымолил у него прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против папы и двинулся с войском в Ита­лию. На улицах Вечного города происходили ожесточенные схватки римлян с войсками гер­манского короля. На помощь папе, осажденно­му в замке святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграби­ли город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер.

Борьба пап с императорами с перемен­ным успехом продолжалась более 200 лет. В нее были втянуты феодалы и города Герма­нии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону.

5. Наместник Бога на Земле. В Западной Европе, раздробленной на множество феодаль­ных владений, католическая церковь была единственной сплоченной организацией. Это позволило папам вести борьбу за господство над светскими государями. Главной опорой пап были епископы и монастыри.

Наивысшего могущества власть папы дос­тигла при Иннокентии III (1198-1216), из­бранном папой в 37 лет. Он был наделен твер­дой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник са­мого Бога на Земле, призванный «господство­вать над всеми народами и царствами». На тор­жественных приемах все должны были прекло­нять перед папой колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в Европе.

Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европей­ских стран. Одно время папа возводил на пре­стол и смещал императоров. Его считали выс­шим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуост­рова.

6. Против чего выступали еретики. В тече­ние раннего Средневековья на съездах высше­го духовенства - церковных соборах были по­степенно выработаны и утверждены главные догматы (непреложные истины) христианской веры: учение о Троице (Бог един, но существу­ет в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), о непорочном зачатии Христа (от Духа Божьего), о роли церкви как единственного посредника между Богом и людьми. Немало по­ложений вошло в христианство из народных, языческих верований, например празднование Масленицы или дня Ивана Купалы, поминаль­ное застолье (тризна у славян). Под влиянием простых людей, боящихся сурового Божьего суда, наряду со светлым раем и страшным адом в церковное учение ввели чистилище как ме­сто, где душа человека еще может очиститься и избежать ада.

Не все верующие христиане понимали дог­маты. А те, кто мог читать Библию, не всегда принимали некоторые церковные догматы, так как видели расхождение между ними и текста­ми Священного Писания. Многим людям были не по душе действия церкви, ее стяжательство, испорченность духовенства.

Среди горожан, рыцарей, простых священ­ников и монахов время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками1.

Еретики утверждали, что церковь испорче­на. Папу они называли наместником дьявола, а не Бога. Еретики отвергали дорогие церков­ные обряды, пышные богослужения. Они тре­бовали, чтобы духовенство отказалось от деся­тины, от своих земельных владений и богатств. Единственным источником веры для них было Евангелие. В своих проповедях еретики осуж­дали священников и монахов за забвение «апо­стольской бедности». Они сами показывали пример праведной жизни: раздавали свое иму­щество бедным, питались подаянием.

Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство спра­ведливости», или «Царство Божие на земле».

7. Как церковь боролась с еретиками. Слу­жители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Отлученный от церкви был вне за­кона: верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют.

Наказывая за непослушание, папа мог нало­жить на область или даже целую страну запрет исполнять обряды и богослужение (интердикт). Тогда закрывались храмы, младенцы остава­лись некрещеными, покойников нельзя было отпевать. А значит, и те и другие были обрече­ны на адские муки, чего боялись все верующие христиане.

В области, где было много еретиков, цер­ковь организовывала военные походы, обещая участникам прощение грехов. В начале XIII века феодалы отправились карать еретиков-алъбигойцев в богатые области Южной Фран­ции; их центром был город Альби. Альбигойцы считали, что весь земной мир (а значит, и цер­ковь во главе с папой) - порождение сатаны, а человек может спасти свою душу, только если полностью порвет с греховным миром.

В походе охотно приняли участие северо­французские рыцари, рассчитывавшие на бога­тую добычу. За 20 лет войны многие цвету­щие города Южной Франции были разграбле­ны и разрушены, а их население перебито. В одном из городов, по словам хрониста, воины истребили до 20 тысяч человек. Когда папско­го посла спросили, как отличить еретиков от «добрых католиков», он ответил: «Убивайте всех подряд. Бог на небе узнает своих!»

8. Инквизиция. Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал в XIII веке специальный церковный суд - инквизицию (в переводе с латинского значит «расследова­ние»). В этой борьбе инквизиция использовала слежку и доносы. Обвиняемых заключали в тюрьмы и подвергали жестоким пыткам, стара­ясь вырвать у них признание своей вины. Им жгли ноги на медленном огне, дробили кости в специальных тисках. Многие, не выдерживая мучений, оговаривали себя и других ни в чем не повинных людей. Признавшиеся в ереси получали разные наказания, вплоть до тюрем­ного заключения или смертной казни. Переда­вая осужденного на казнь властям, служители церкви просили проявить к нему милосердие - умертвить «без пролития крови». Это значило, что его должны были заживо сжечь на костре.

9. Нищенствующие ордены монахов. Видя, как народ почитает людей, живущих в бедно­сти, папы римские образовали в начале XIII века ордены1 нищенствующих монахов-пропо­ведников. Основатель одного из орденов италь­янец Франциск Ассизский (1181-1226), сын богатых родителей, ставший монахом, пропове­довал любовь людей не только друг к другу, но и ко всему живому: животным, деревьям, цве­там и даже солнечному свету. Странствуя по Италии, он предлагал людям покаяться в гре­хах, жить за счет милостыни. И вот Иннокен­тий III учредил орден францисканцев, а самого Франциска церковь позже объявила святым.

Сын испанского дворянина, монах-фанатик Доминик Гусман (1170-1221) основал орден доминиканцев. Доминиканцы называли себя «псами господними» (по-латыни - «домини канес»). Считая главной целью борьбу с ерети­ками, доминиканцы составляли большинство судей и служителей инквизиции. На их знаме­ни была изображена собака с факелом в пасти как символ розыска и преследования еретиков.

Крестовые походы

1. «Так хочет Бог!» В 1095 году на обшир­ной равнине у французского города Клермона перед огромной толпой народа выступил с ре­чью папа римский Урбан II. Он призвал собрав­шихся «опоясаться мечом» и двинуться в Па­лестину.

По представлению христиан, Палестина - Святая земля: здесь жил и был распят Иисус Христос, в Иерусалиме находится главная свя­тыня христиан - Гроб Господень. Люди вери­ли, что Палестина «благодатная земля, там реки текут молоком и медом» и что самим Иисусом она была завещана «своему народу» - христианам. Еще в VI веке эта страна была отобрана у Византии арабами, с середины XI века ею владели турки-сельджуки. Папа при­звал освободить Святую землю и Гроб Госпо­день от «неверных» и спасти «братьев христи­ан, томящихся под игом язычников». Участ­никам похода папа обещал полное прощение грехов.

Хронист сообщает, что речь папы неодно­кратно прерывалась возгласами слушателей: «Так хочет Бог!» Многие тут же нашивали себе на одежды кресты из красной материи. Поэтому участников походов на Восток стали назы­вать крестоносцами, а сами по­ходы - крестовыми.

Крестоносцы, люди разных сословий, были уверены, что идут сражаться за святое дело и что их ждет награда на небесах. Но были и чисто «земные» при­чины, побудившие массы людей двинуться на Восток.

В конце XI века Европа пережила «семь тощих лет» - целую полосу неурожаев, падежа во Франции скота, массовых эпидемий. Начали говорить о конце света. Отчаяние и голод привели в дви­жение массы людей. В походе на Восток бедня­ки увидели возможность избавиться от поме­щиков, вырваться из нищеты, получить землю и свободу.

Феодалы были наслышаны от купцов и па­ломников о несметных сокровищах восточных стран. Они надеялись захватить там богатую добычу и создать новые владения.

Главную силу Крестовых походов составили рыцари. В XI веке в Западной Европе появи­лось много безземельных рыцарей. В основном это были младшие сыновья феодалов, не полу­чавшие в наследство ничего, кроме коня и дос­пехов. Война и разбой были их главным занятием. Разбогатеть на грабеже и приобрести земли было для них желанной мечтой.

2. Крестовый поход бедноты. Раньше всех двинулись к Иерусалиму крестьяне. Весной 1096 года вверх по течению Рейна, а потом вниз по Дунаю потянулись нестройные толпы бедня­ков. Они соединились в 5-6 отрядов, насчиты­вавших 60-70 тысяч человек. Шли плохо во­оруженными и без припасов к неведомой Свя­той земле, занимаясь в дороге грабежом. Под­ходя к каждому городу, они спрашивали: «Не Иерусалим ли это?» Население Венгрии и Бол­гарии давало отпор пришельцам, истребляло и преследовало отставших.

С большими потерями бедняки добрались до Константинополя. Многие из них вели себя там разнузданно: разрушали и поджигали дворцы в предместьях, дома горожан. Византийский император поспешил переправить отряды кре­стьян в Малую Азию. Турки-сельджуки в пер­вом же бою зарубили столько людей, что сло­женные в одну кучу тела погибших, по словам современника, «образовали нечто вроде высо­кой горы». Лишь немногим удалось спастись бегством. Не свободу, а гибель нашли крестья­не на Востоке.

3. Крестовый поход феода­лов. Осенью 1096 года из Фран­ции, Германии и Италии разны­ми путями двинулись на Восток отряды рыцарей под руковод­ством крупных феодалов. Они запаслись деньгами и были хо­рошо вооружены.

Сойдясь в столице Византии, крестоносцы переправились в Малую Азию. Переход через гор­ные, безводные местности был очень трудным, но в решающем сражении рыцари все же разби­ли сельджуков.

По пути крестоносцы захва­тывали города, грабили и убива­ли местных жителей. Не раз меж­ду предводителями отрядов воз­никали столкновения из-за до­бычи. После длительной, тяже­лой осады крестоносцы овладе­ли Антиохией. Здесь основал свое княжество один из вождей крестоносцев; другой вождь ут­вердился в богатом армянском городе Эдёссе. После трехлетне­го похода лишь пятая часть кре­стоносцев подошла к Иерусали­му. Многие погибли в пути или остались в захваченных землях, немало вернулось на родину.

В 1099 году крестоносцы ока­зались у стен Иерусалима. Осада затянулась на месяц. Взяв ук­репленный город после ожесто­ченного штурма, рыцари учини­ли страшную резню мусульман. Участник похода писал о взятии Иерусалима: «Не пощадили ни женщин, ни малюток. Крестоносцы разбрелись по домам го­рожан, захватывая все, что в них находили». Грабежи и убийства прерывались лишь молит­вами, после которых кровопролитие возобнов­лялось.

На узкой полосе земли вдоль морского побе­режья Сирии и Палестины крестоносцы созда­ли свои государства. Главным из них считалось Иерусалимское королевство. Правители осталь­ных владений крестоносцев были вассалами иерусалимского короля.

Местных жителей - мусульман и христи­ан - завоеватели насильно превращали в лич­но зависимых. Новые господа взимали с крес­тьян от одной трети до половины урожая зер­на, такую же часть сбора с фруктовых деревь­ев, олив и винограда. Кроме того, покоренное население должно было платить налоги королю и десятину католической церкви.

4. Духовно-рыцарские орде­ны. Для обороны и расширения владений крестоносцев вскоре после Первого Крестового похо­да в Палестине были созданы ду­ховно-рыцарские ордены: тамп­лиеров (храмовники), госпиталь­еров, & позднее возник и Тев­тонский орден, объединивший немецких рыцарей. Члены ор­денов были одновременно и мо­нахами, и рыцарями.

Орден тамплиеров был осно­ван группой французских рыца­рей, его главная резиденция на­ходилась на месте разрушенно­го иудейского храма («тампль» по-французски означает «храм»). Госпитальеры, в основном итальянцы, заботи­лись о паломниках, прибывавших в Палести­ну: обеспечивали их пищей и ночлегом, лечи­ли больных. С этой целью они открывали на Ближнем Востоке, в Западной Европе и Визан­тии дома для странников - госпитали (от ла­тинского «хоспиталис» - гость).

Ордены подчинялись только папе и не зави­сели от местных властей. Их возглавляли вели­кие магистры. Чтобы ничто не отвлекало рыца­рей от исполнения долга, им были запрещены брак и светские развлечения: соколиная охота, игра в кости, лишние разговоры и громкий смех.

Ордены получили привилегии: освобожда­лись от уплаты десятины, подлежали только папскому суду. Со всех сторон к ним поступа­ли щедрые пожертвования. Ордены накопили огромные богатетва,владели обширными зем­лями на Востоке, а затем в Европе, участвова­ли в торговых и денежных сделках. Они были наиболее сплоченной силой рыцарей.

5. Борьба народов Востока против кресто­носцев. Владения крестоносцев были разброса­ны вдоль всего побережья. Приток свежих сил из Европы был невелик: для раздачи рыцарям феодов здесь не хватало земли. Местные жите­ли не раз восставали против рыцарей, которым было тревожно в чужой, враждебной стране. Точно огромные скалы среди пустыни, возвы­шались воздвигнутые ими на холмах крепости. Из них рыцари совершали набеги на мусуль­ман, здесь отсиживались во время восстаний.

Государства крестоносцев враждовали меж­ду собой. С востока и юга их теснили мусульман­ские княжества. Мусульмане овладели Эдес-сой. В ответ на это папа призвал европейцев к новому походу на Восток. Второй Крестовый поход в середине XII века, который возглавили короли Франции и Германии, потерпел полную неудачу.

6. Третий Крестовый поход. В конце XII ве­ка мусульмане создали сильное государство, в которое вошли Египет, часть Месопотамии и Сирии. Во главе этого государ­ства стоял египетский правитель Садах ад-Дин («защитник ве­ры»), обладавший большими ор­ганизаторскими и военными спо­собностями. В европейских хро­никах его называли Сала дин.

Салах ад-Дин окружил и раз­громил в сражении крупные силы крестоносцев. Лишь несколько сот воинов спаслись бегством. Множество знатных феодалов во главе с иерусалимским королем и великим магистром ордена тамп­лиеров попали в плен.

В 1187 году после шести­дневной осады сдался Иерусалим. Салах ад-Дин обошелся мягко с жителя­ми-христианами. В течение 40 дней им разре­шалось, уплатив выкуп, покинуть город. Тамп­лиеры и госпитальеры выкупили не только себя, но и часть бедняков. Все же около 15 тысяч христиан было продано в рабство.

Пытаясь вернуть Иерусалим, западные фе­одалы организовали Третий Крестовый поход (1189-1192). Первыми выступили немецкие рыцари. Их возглавил 60-летний император Фридрих I Барбаросса (Рыжебородый) - воин­ственный государь, который провел в войнах в Европе большую часть жизни. Но в события вмешался случай: при переправе через горную речку в Малой Азии Барбаросса утонул; часть немецкого войска вернулась домой, другая же двинулась в Палестину.

Английские и французские рыцари высту­пили в поход лишь через год после немцев. Они морем прибыли в Сицилию, а оттуда направи­лись в Сирию. По пути англичане захватили остров Кипр, с этого времени он стал опорной базой крестоносцев. Французский король Фи­липп II Август, рассорившись со своим англий­ским союзником, в самый разгар военных дей­ствий вернулся во Францию.

Король Англии Ричард I Львиное Сердце, смелый рыцарь, «всех хотел превзойти сла­вой». После осады он штурмом взял порт Акру, который стал отныне столицей Иерусалимско­го королевства. Ричард Львиное Сердце про­явил себя не только храбрым, но и неумолимо жестоким: в Акре крестоносцы по его приказу перебили 2 тысячи мусульман. Трижды Ричард подходил к Иерусалиму, но отвоевать город так и не сумел.

Получив из Англии плохие вести, Ричард поспешил домой, но там попал в плен к своим врагам и два года провел в заточении у германского императора. Его освободили только тог­да, когда он принес вассальную присягу импе­ратору и уплатил большой выкуп.

7. Четвертый Крестовый поход. В конце XII века за организацию нового похода на Во­сток взялся папа Иннокентий III. Сначала кре­стоносцы намеревались направиться морем через Египет. Они наняли корабли у «короле­вы морей» - Венеции, собравшись на одном из ее островов. Венецианский правитель (он назы­вался дож) Энрйко Дандоло был уже слепым стариком, но сохранил удивительную ясность ума и расчетливость. Он потребовал за перевоз­ку рыцарей огромную сумму - 85 тысяч марок (более 20 тонн) серебром. Но участники похода не смогли собрать такую сумму. Крестоносцев плохо снабжали продуктами, они томились от безделья.

Венеция в то время вела ожесточенную борь­бу с Византийской империей за первенство в торговле с восточными странами. Венециан­ские купцы давно мечтали нанести византий­цам удар, от которого те не смогли бы оправить­ся. Они решили использовать для этого воен­ные силы крестоносцев. Правитель Венеции уговорил рыцарей вмешаться во внутренние дела Византии, где в это время шла острая борьба за императорский престол.

В 1204 году «освободители Гроба Господня» штурмом овладели византийской столицей. Ворвавшись в христианский Константинополь, они стали грабить и разрушать дворцы и хра­мы, дома и склады. В огне пожаров погибли хранилища древних рукописей, были уничто­жены ценнейшие произведения искусства. Кре­стоносцы разграбили храм Святой Софии. При­шедшие с крестоносцами священнослужители вывезли в европейские церкви и монастыри множество реликвий. Как сообщил участник похода, добыча была так велика, что ее «не могли сосчитать». Погибло и огромное число христиан-горожан.

Разграбив богатейший город Европы, рыца­ри не пошли на Иерусалим, а обосновались на территории Византии. Они создали государство со столицей в Константинополе - Латинскую империю. Более 50 лет местное население боро­лось против завоевателей. В 1261 году Латин­ская империя пала. Византия была восстанов­лена, но она уже никогда не достигла прежне­го могущества.

8. Крестовые походы детей. В конце XII ве­ка многие бродячие проповедники - и среди них Франциск Ассизский - стали говорить о том, что не сильные и гордые, а слабые и без­грешные смогут освободить Иерусалим. В горо­дах собирались толпы детей, чтобы идти в Свя­тую землю и освободить ее не силой оружия, а лишь с Божьей помощью.

В 1212 году тысячи ребятишек из Рейнской области в Германии толпами устремились на юг, перешли через Альпы и добрались до Ге­нуи. Отсюда они разбрелись в разные стороны: одни двинулись на юг Италии, другие подались в Марсель, а третьи пытались вернуться домой. По дороге многие умерли от голода и жажды. В Генуе и Марселе купцы погрузили детей на корабли, чтобы доставить их в Палестину. Некоторые корабли, попав в бурю, затонули, а остальные пристали к берегам Северной Аф­рики. Здесь уцелевшие дети были проданы в рабство.

Подобное движение бедняков развернулось и в Северной Франции, где 12-летний пастушок объявил себя Божьим посланцем. К нему тол­пами стекались бедняки, в том числе и дети. С пением церковных гимнов, держа в руках флаги, кресты и свечи, они направились к Па­рижу. Но король Филипп II Август, посчитав­ший эту затею бессмысленной, приказал им разойтись по домам.

9. Конец Крестовых походов на Восток и их последствия. Крестоносцы постепенно теряли свои владения в Сирии и Палестине. Папы и ко­роли организовывали новые походы, но желав­ших участвовать в них становилось все меньше. Войны с мусульманами были слишком тяжелы и опасны. С укреплением королевской власти для рыцарей появилось дело у себя дома - выгодная служба в наемном войске.

Почти все следующие Крестовые походы были направлены не в Святую землю, а в Се­верную Африку - Египет или Тунис. Они чаще всего кончались неудачей и большими потеря­ми. Французский поэт писал: «Нам час при­шел - за ратью рать - Святую землю поки­дать». Вскоре после Восьмого, последнего Кре­стового похода на Восток западные рыцари потеряли все свои владения в мусульманских странах: в 1291 году пал их последний оплот на Востоке - крепость Акра.

И народам восточных стран, и европейцам Крестовые походы стоили огромных жертв, но своей цели - завоевания стран Востока - они не достигли.

И все же Крестовые походы не прошли бес­следно для Европы. Еще более оживилась тор­говля на Средиземном море. Первенство в этой торговле перешло к городам Северной Италии. После разгрома в 1204 году Византия уже не могла соперничать с Венецией и Генуей. Италь­янские купцы завладели целыми кварталами в портовых городах Сирии и Палестины. Их тор­говые поселения появились и на побережье Черного моря - в Крыму и на Кавказе.

Живя в восточных странах европейцы по­знакомились с новыми земледельческими культурами. В Европе стали выращивать рис, гречиху, лимоны, абрикосы, арбузы, вошел в пищу тростниковый сахар. Ветряные мельницы, появившиеся в это время в Европе, тоже были заимствованы на Востоке. Европейцы на­учились изготавливать шелковые ткани и стек­лянные зеркала, лучше обрабатывать металлы. Произошли изменения и в быту: на Западе стали мыть руки перед едой, купаться в горячих банях. Крестовые походы с благословения или по прямому указанию пап римских совершались и в Европе практически до конца Средних веков. Так, в ходе северных Крестовых походов (XII- XIV века), в которых участвовали шведы и немцы большую часть территории финнов и карел присоединили к Швеции, жителей на­сильно окрестили. Походы против еретиков в Европе обычно также провозглашались кресто­выми, своей жестокостью они не уступали похо­дам на Восток.

Глава VII. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века)

Наши рекомендации