Критерии оценки знаний по дисциплине

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Для студентов 2 курса, обучающихся по направлению

080100.62 «Экономика»

Квалификация (степень)

Бакалавр

Учетно-статистический факультет

Кафедра истории экономики, политики и культуры

МОСКВА 2012

ББК _____

Рабочую программу учебной дисциплины разработали:

кандидат исторических наук доцент Е.М.Скворцова

кандидат исторических наук, доцент Н.О.Воскресенская

кандидат исторических наук, доцент Р.М.Черных

Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры

истории экономики, политики и культуры

Зав. кафедрой доктор экономических наук, профессор Я.С.Ядгаров

Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании

Учебно-методического совета ВЗФЭИ

И.о. проректора, председатель УМС, В.П.Белгородцев

Культурология.Рабочая программа учебной дисциплины для подготовки студентов 2 курса, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика», квалификация (степень) бакалавр. – М.: ВЗФЭИ, 2012.

ББК _____

Ó Всероссийский заочный

финансово-экономический

институт (ВЗФЭИ), 2012

1. Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование у бакалавров знаний о наиболее общих закономерностях развития мировой культуры. Программа курса разработана с учетом объективных закономерностей мирового и национального культурных процессов, факторов и предпосылок, управляющих возникновением, формированием и развитием культурного интереса и потребностей студентов. Курс «Культурология» призван помочь студенту понять, что вне культуры любая его деятельность менее продуктивна и интересна, поскольку менее содержательной, многообразной и интересной становится сама жизнь.

В ходе изучения курса «Культурология» ставятся следующие задачи:

- ознакомление студентов с сущностью культуры, главными ценностями и достижениями мировой культуры, ролью ее в жизни человека и в истории общества, закономерностями ее развития и основными историческими типами;

- обеспечение всестороннего и гармонического развития личности человека;

- формирование у студентов самостоятельной мировоззренческой позиции, навыков историко-культурного мышления, творческого подхода к анализу современных социокультурных процессов;

- овладение навыками работы с оригинальными текстами самого разного содержания и способностью критически оценивать источники информации;

- достижение умения логично формулировать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их решения;

- освоение приемов ведения дискуссии, полемики, диалога.

Достижение этих целей и задач призвано способствовать более глубокому усвоению студентами общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также обретению ими возможности делать осознанный выбор в пользу позитивных культурных ценностей современного общества.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

Дисциплина «Культурология» является вариативной в гуманитарном, социальном и экономическом цикле дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Экономика» (бакалавриат).

Изучение дисциплины «Культурология» должно основываться на знаниях, полученных в рамках школьного курса «Мировой художественной культуры», «Обществознания», «Всеобщей истории», «Истории России» и «Истории: России и мира» или соответствующих дисциплин среднего профессионального образования.

Студенты должны оперировать знаниями из области истории мировой и отечественной культуры, иметь базовые навыки работы с историческими текстами и уметь анализировать исторические факты, процессы и явления. Дисциплинами высшего профессионального образования, необходимыми для изучения «Культурологии», являются «История мировых цивилизаций», «Философия», «Социология», «Политология».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) компетенций:

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11).[1]

знать:

- сущность, структуру и функции культуры;

- основные закономерности, тенденции и этапы развития мировой и отечественной культуры;

- важнейшие факторы, влияющие на культурное развитие человечества;

- основные достижения мировой культуры;

- ведущих деятелей мировой и отечественной культуры;

- важнейшие стили и направления в искусстве;

- мировые и национальные религии, их литературные и изобразительные шедевры;

уметь:

- оценить значение культурных достижений прошлого для настоящего;

- анализировать важнейшие социокультурные процессы современности;

- оценивать возможные перспективы культурного развития современного общества с учетом исторического прошлого и разности цивилизационного наследия;

- формировать идейную среду для реализации межкультурного диалога;

- вести самостоятельный поиск информации по различным культурологическим проблемам в Интернете и других средствах массовой информации;

- анализировать собранную информацию и использовать её при подготовке контрольных работ, докладов, презентаций на заданную тему, подготовке к собеседованию и экзаменационному зачету;

владеть:

- навыками творческого мышления;

- способностью вырабатывать активную познавательную позицию;

- свойством толерантного отношения к культурным ценностям различных народов.

Критерии оценки знаний по дисциплине

Основными формами текущего, промежуточного и итогового контроля знаний по дисциплине «Культурология» являются:

- посещение лекций и интерактивных практических занятий;

- работа на интерактивных практических занятиях;

- работа с КОПР;

- выполнение контрольной работы;

- собеседование по контрольной работе;

- экзаменационный зачет.

Текущий контроль знанийстудента предусматривает следующие мероприятия:

- регистрация преподавателем регулярности посещения студентом учебных занятий;

- учет преподавателем регулярности работы студента с КОПР по дисциплине через Интернет-репозиторий;

- анализ выступления студента на интерактивном практическом занятии, при этом учитывается его способность обобщить материал, сформулировать дискуссионные теоретические и конкретно-исторические аспекты проблемы, выразить по ним свое мнение, сделать собственные выводы, привести наглядные примеры.

Промежуточный контроль знаний студента включает:

- выполнение текстовой части контрольной работы;

- собеседование по контрольной работе;

- отчет о работе с КОПР.

В контрольной работе должен раскрыть вопросы варианта, решить тест, показать навык использования наиболее значимых материалов, убедительно аргументировать излагаемые положения. Необходимо обратить внимание на правильное оформление работы. Она должна быть написана грамотно и аккуратно. Страницы должны быть пронумерованы, оставлены поля для возможных замечаний и рекомендаций рецензента. Работа подписывается студентом, в ней указывается дата выполнения.

Результаты проверки контрольной работы объявляются студентам до собеседования. Неудачное выполнение работы или неумение дать правильные ответы на замечания в тексте и (или) на вопросы преподавателя в ходе собеседования потребует повторного прохождения через эту форму контроля знаний студента. Положительный итог собеседования фиксируются в зачетной книжке оценкой «зачет», что является допуском к сдаче экзаменационного зачета в сетке расписания соответствующей сессии.

Итоговый контроль знаний студента с учетом сложившейся положительной оценки в рамках текущего и промежуточного контроля осуществляется преподавателем на экзаменационном зачете, который может проводиться в форме тестирования, в письменной или устной форме по билетам, в комбинированной форме.

Оценка «зачтено»выставляется экзаменующемуся, показавшему всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала в рамках программы курса. Она ставится студенту, который правильно и достаточно полно раскрыл содержание вопросов билета, ответил на уточняющие и корректирующие вопросы по содержанию изложенного материала (если в этом возникла необходимость), правильно ответил на 1-2 дополнительных вопроса из других тем курса.

Оценка «не зачтено» выставляется экзаменующемуся, обнаружившему существенные пробелы в знании учебного материала в рамках программы курса. Как правило, её получает студент, который только при постановке наводящих вопросов раскрывает в основном содержание билета, при этом не отвечает (отвечает неправильно) на дополнительные вопросы, или демонстрирует непонимание основных процессов (значения событий) того или иного исторического периода.

Оценивая качество подготовки студента, экзаменатору обязательно следует учитывать результаты текущего и промежуточного контроля.

Наши рекомендации