Снаряжение для тренировок.

Содержание.

- Введение.
- Снаряжение для тренировок.
- Структура занятия.
- Разминочный комплекс.
- Базовые стойки.
- Техника ударов.
- Техника защиты.
- Специальные приемы.

Культура владения мечом.

Со времен Древнего Рима и вплоть до ХХ века меч являлся главным атрибутом свободного человека. От берегов Испании до островов Страны Восходящего Солнца мечи одухотворяли, им поклонялись, давались имена. Многие из этих знаменитых имен дошли и до наших дней. «Дюрандаль», знаменитый меч героя европейского средневекового эпоса Роланда. Легендарный «Экскалибур», меч короля Артура. Существует поверье, что последним владельцем «Экскалибура» был ни кто иной, как Ричард Львиное Сердце. Под именем «Зул-Фикар» в историю вошел один из мечей пророка Мухаммеда. Мечи участвовали в различных обрядах, защищали владельца от нечистой силы. Мечам приписывались сверхъестественные свойства. С мечом в руках мужчина мог защитить свою жизнь, честь и имущество. Мог защитить свою семью. Меч давал пропитание целому сословию – воинам. Лезвия клинков украшались девизами, цитатами из священных книг, заговорами. «Яблоко» меча так же могло нести на себе символы защиты и веры владельца. Все мы знаем о рыцарских мечах, украшенных крестом.
Самые старые мечи, найденные археологами, были созданы из бронзы. Но бронза – сплав мягкий и малопригодный к применению в качестве оружейного металла. Мечи из бронзы были короткими и являлись исключительно наступательным оружием. Более того – мечи бронзового века были в основном колющим оружием. Ведь в то время серьезных доспехов, полностью защищающих человека, еще не существовало. А от рубящей техники быстро приходил в негодность сам меч. Всю функцию защиты в те времена брал на себя щит. Более того, основными орудиями воина были щит и копье. Помните, спартанское высказывание: «со щитом, иль на щите»? Даже в персидском эпосе, дошедшем до нас в несколько видоизмененном виде благодаря средневековому поэту Хасану Фирдоуси, герои отдают предпочтение бронзовым палицам, а не мечам. Однако все меняется с появлением в истории человечества железа. Стальные клинки показали себя эффективным оружием. Куда более надежным, нежели бронзовые. Они долго держат заточку, прочны и даже способны выдерживать удары. А самое главное – у стального оружия в разы больше срок службы. С развитием металлургии мечи видоизменялись. Становились все более опасными и надежными.
С XII века намечается тенденция к увеличению размеров меча. Удлиняется рукоять, лезвие. Появляются мечи, которые можно удерживать двумя руками и наносить ими тяжелые удары. В Европе формируются крупные ремесленные центры, такие как Толедо в Испании и Пассау в Италии. Развиваются технологии обработки металла. Именно развитие технологии обработки металла позволила создавать более прочные и надежные клинки. Усиливается защитное снаряжение воинов. Для того, чтобы поражать все более и более защищенного противника, возрастала и поражающая способность оружия. Сначала это были полуторные рыцарские, а позже и двуручные пехотные мечи. Благодаря высокой прочности стали появляется заостренный наконечник меча, способный колющим ударом пробивать броню противника.
С XIV века фехтование от аристократии шагает в массы. Огромную популярность набирают школы фехтования. Богатые горожане и ополченцы проходили обучение в таких заведениях. Открывали школу свободные граждане, именовавшиеся по старой европейской традиции «гладиаторами». Чтобы открыть школу фехтования в то время мало было просто уметь эффективно драться на различных видах холодного оружия. Вся деятельность школ фехтования регулировалась специальными гильдиями, такими как «Братство Святого Витта», «Братство Святого Марка», «Фехтовальное братство». А уже в 1487-м году император Фридрих III указом даровал право членам специализированных гильдий именоваться «мастерами меча». Отдельные «мастера меча» создают учебники, дошедшие до наших времен. Правда, эти учебники мало систематизированы. Представленная в них техника, как правило, представляет собой набор приемов и ситуаций, которые могут возникать во время ведения боя. Хотя со временем мы видим и выделение отдельных стоек (позиций) и обозначение тех или иных ударов и защит.
Именно к этим источникам мы сейчас и можем обратиться для того, чтобы воссоздать боевую технику фехтования, которая использовалась «мастерами меча».
Даже в нашу эпоху существует множество направлений общественной жизни, где искусство владения мечом еще имеет значение. Фехтование живет в современном мире как целый ряд спортивных дисциплин. К ним относятся: классическое спортивное фехтование, историческое и артистическое фехтование. Каждое из этих направлений имеет свои правила проведения соревнований, регламентированные специализированными федерациями. Более того, историческое фехтование включает в себя огромный пласт воинской культуры практически всех народов от Западной Европы до Японии.
Основной проблемой для освоения техники фехтования европейским двуручным мечом в нашей стране – это нехватка систематизированного учебного материала. И, если по технике боя со щитом и мечом вам существенным подспорьем станет книга Вадима Кондратьева «Зареченская сеча», то по технике фехтования двуручным мечом удастся найти лишь отрывочные сведения. Источниками для вас могут стать сканированные копии средневековых учебников Ганса Талхоффера, Йоханнеса Лихтенауэра, Фьери де Либери, а так же несколько переводов статей европейских более современных авторов: Альфреда Хаттона (автор конца XIX века), Джона Клементса. Однако все эти источники грешат отсутствием самой системы обучения как таковой, и представляют собой отрывистую и, порой, противоречащую друг другу информацию.
В этой книге вам предлагается познакомиться с современной системой обучения технике фехтования двуручным мечом, разработанной инструкторами исторического клуба «Virtus». В основе системы фехтования лежат реальные исторически существующие техники. И, при этом, она соответствует современным спортивным правилам и технике безопасности. Данная система подготовка позволила нам в рамках одной типовой программы тренировать спортсменов для выступлений на любых спортивных направлениях с применением двуручного меча. Более того, на основе системы создана и реализуется программа по применению техники фехтования двуручным мечом в рамках работы в фитнес-клубах.
Тренировки в фитнес-клубах носят общеразвивающий характер. Они не привязаны к тому или иному спортивному направлению. Задача таких тренировок состоит в развитии физической силы и выносливости. Многими атлетами такие тренировки используются как, своего рода, программа для «сушки» тела. Популярностью такой фитнес пользуется как у мужчин, так и у прекрасной половины человечества.
Книга будет полезна, если вы:
- занимаетесь историческим или артистическим фехтованием, саберфайтингом;
- тренер или руководитель исторического клуба, секции;
- фитнес-инструктор или руководитель фитнес-клуба;
- руководитель театральной студии;
- увлекаетесь и занимаетесь боевыми искусствами.

Снаряжение для тренировок.

Для эффективной тренировки используются два вида снаряжения. Первый комплект используется на «легких» тренировках. Этот комплект состоит из спортивного шлема с металлической решеткой для защиты лица, кожаных перчаток для защиты рук от ударов и спортивного меча. Такой комплект идеально подходит для проведения тренировок на детских секциях.

Второй комплект – для «тяжелой» тренировки. В него входит стальной клинок и различного типа доспехи, полноценно защищающие спортсмена. Как правило, это снаряжение, рассчитанное на соревнования по историческому фехтованию.
В качестве стального оружия для тренировок мы используем различные модификации двуручных мечей. К сожалению, чаще всего приходится пользоваться короткими вариантами оружия, т.к. далеко не все используемые для тренировок спортзалы позволяют полноценно работать двуручным мечом. Приходится адаптироваться под ограничения по высоте потолков данных помещений. Поэтому гораздо чаще тренировки проходят на репликах, так называемых «полуторных» или «длинных» мечей. Тем не менее, никакого различия в технической части тренировок это не несет.

Структура занятия.

Тренировки делятся на два типа: на «легком» и «тяжелом» комплекте. Проводятся тренировки по схеме 3-1. То есть мы проводим три тренировки на легком оружии, одну на тяжелом комплекте. Схема может меняться в зависимости от тех задач, под которые готовятся спортсмены. Вы можете корректировать данную схему в зависимости от тех спортивных мероприятиях, которые предстоят вам или вашим спортсменам в ближайшем будущем.
Главное условие – отработка базовой техники проводится всегда на репликах стального оружия. «Спортивный» меч по своей структуре не позволяет спортсменам эффективно освоить базовую технику. Самая распространенная ошибка, которую формирует «спортивный» меч – это непонимание спортсменом реального положения лезвия клинка во время движения оружия. Последствия известны многим тренерам по историческому фехтованию. Спортсмен, тренирующийся исключительно «спортивным» мечом, взяв в руки реплику стального оружия, начинает бить плашмя.
Каждая тренировка состоит из трех частей:
- разминка,
- техническая часть,
- спарринги.
Разминка длится около часа и состоит из двух частей: общая и специальная. Задача разминки – подготовить организм спортсмена к интенсивным нагрузкам. Необходимо подготовить к работе суставы и мускулатуру. Отсутствие нормальной разминки является причиной большинства травм, которые спортсмен может получить на тренировке. Общая разминка состоит из набора упражнений, которые вы сможете найти в любом учебнике по физкультуре. Это бег, различного типа маховые и вращательные движения руками и ногами, наклоны корпуса, ряд упражнений на растяжку. Специальная разминка служит выработке навыков владения двуручным мечом и включает в себя ряд базовых техник.
Техническую часть формирует тренер в зависимости от ближайших задач группы и уровня ее подготовки. В нее может входить как отработка базовых ударов и защит, так и отработка связок приемов или свободная работа спортсменов друг с другом. При составлении программы тренировок нужно учитывать, что специальная разминка уже позволяет освоить большую часть элементов базовой техники. Поэтому отработка основных ударов осуществляется непосредственно в парах. Для новичков могут использоваться спортивные мечи. Один партнер удерживает меч широким захватом и служит мишенью, второй – отрабатывает удары. (фото)Отработка защитных техник проводится в парах с партнером и в три этапа. На первом этапе мы прорабатываем защиту от конкретного удара. На втором – атакующий наносит любой удар по собственному усмотрению, защищающийся отрабатывает технику. На третьем этапе – защищающийся уже не только выполняет блокировку атаки, но и отрабатывает контрудар. Отработке специальных приемов уделяется отдельное время на каждой тренировке. Обычно за тренировку отрабатывается не более двух-трех приемов.
Спарринги являются обязательной частью подготовки спортсмена. Регулярное проведение боев позволяет закрепить полученные в технической части тренировки приемов и адаптировать их под реальное применение. Мы не используем спарринги только в группах по фитнесу. Бои могут проводиться по любым правилам, определяемым инструктором. Более того, с целью эффективного закрепления навыков, в процессе спаррингов могут накладываться определенные ограничения. Например, запреты на зоны поражения: головы, ног и т.д. Может назначаться тактика боя для каждого из участников спарринга.
Групповые спарринговые упражнения:
«Один в круге» - участвует пять человек, один выходит в центр круга и, по команде тренера, вступает в бой с остальными участниками круга по очереди. Время каждого боя определяется инструктором, обычно составляет 1-2 минуты, перерывов между поединками нет. Таким образом, участник проводит четыре боя подряд без передышки. После того, как первый участник проведет все четыре боя, его в центре круга сменяет следующий по очереди участник. И так далее по очереди.
«Солнышко» - делим группу парами, формируем два круга – внутренний и наружный. Участники ведут бой команда на команду. Спортсмены, формирующие внутренний круг могут атаковать любого участника внешнего. И наоборот. Главное условие – стараться не разрывать построения. По команде инструктора, участники внутреннего круга смещаются в любую сторону, сменяя противника.
«Феодальный футбол» - делим группу на две команды. Основной критерий – примерное равенство бойцов в командах. На разных сторонах спортзала обозначаем «базы». Задача бойцов каждой команды – захватить базу команды соперника. Побеждает та команда, которой первой это удалось. Игра может проводиться как в «тяжелом», так и в «легком» варианте. В «тяжелом» ограничения на действия в игре накладываются инструктором или согласуются между участниками. В «легком» - вводится система «хитов» и участник, пропустивший определенное количество попаданий выбывает из матча.

Разминочный комплекс.

Комплекс специальной разминки состоит из ряда упражнений, позволяющих проработать основные базовые техники работы двуручным мечом. Более того, этот комплекс может использоваться спортсменами как блок самостоятельной тренировки вне основного курса занятий.
Для того, чтобы приступить к разминке с мечом в руках сначала нужно научиться его правильно держать. Хваты оружия, которые используются в классическом спортивном фехтовании или японском кендо абсолютно не подходят для работы обоюдоострым двуручным европейским оружием. Хват меча, используемый в нашей системе, выглядит следующим образом:

Правая рука удерживает меч сразу под гардой таким образом, чтобы предплечье располагалось параллельно гарде, левая рука удерживает меч за рукоять как можно ближе к «яблоку» меча под углом в 90 градусов относительно правой руки. Возможен даже захват самого «яблока» - чем больше расстояние между руками – тем сильнее будет рычаг в работе оружием. Лезвие, расположенное напротив кулака правой руки является основным лезвием в бою и называется «прямым». Вторая сторона меча, обращенная к локтю, называется «обратным» лезвием и является вспомогательной.
Следующий момент, который нужно усвоить для грамотного выполнения упражнений – это правильное приложение усилий рук при управлении мечом. Для управления оружием используется система рычага. При выполнении любого движения мечом виртуально формируется точка, располагающаяся ровно посередине рукояти, между кистями рук, вокруг которой и происходит вращение меча. Запуская движение оружием, руки прикладывают усилия разнонаправленно, что и обеспечивает высокую скорость нанесения ударов и выполнения защит. Проще всего освоить данную технику можно с помощью упражнений специального разминочного комплекса.
«Маятник»

Раскачиваем меч из стороны в сторону, удерживая его перед собой. Руки подают усилие на рукоять разнонаправленно, важно стараться удерживать точку вращения (центр рукояти) на одном месте.
«Горка»

При этом упражнении раскачка меча происходит относительно острия меча. Острие остается стационарно, руки двигают клинок в стороны.
«Маховик»

Подъем и опускание меча. Движение делается плашмя.
«Вертолет»

Вращение меча в горизонтали. Выполняется как безостановочное круговое движение. При выполнении удара справа налево удар наносится прямым лезвием, слева направо – обратным. При отработке обращать внимание на движение рук. Ни в коем случае не должно быть лишних движений руками в стороны. При выполнении упражнений руки всегда двигаются перед собой.
«Уголок»

Упражнение, аналогичное «вертолету», но после нанесения удара лезвие меча не продолжает инерционное движение, а уходит вверх в замах.
«Вертикальная восьмерка»

Первоначально наносим удар сверху-вниз прямым лезвием. Описываем полный круг через левую сторону и наносим следующий удар сверху-вниз уже обратным лезвием. Уводим клинок вправо и вновь наносим удар прямым лезвием.
«Двойка»

Из положения замаха безостановочно наносим боковые удары в голову. Оба удара наносятся прямым лезвием.
«Круг»

Описываем круг перед собой острием меча.
«Бесконечность»

Описываем острием меча перед собой знак бесконечности (перевернутая восьмерка). Все удары справа налево выполняются прямым лезвием, слева направо – обратным.

Базовые стойки.

Если мы обратимся к европейским источникам, то увидим целый ряд боевых положений, из которых демонстрируются приемы фехтования. Однако основных стоек выделяется всего пять. У разных средневековых авторов они зачастую имеют различные названия, поэтому мы используем уже современную стандартизацию, введенную Джоном Клементсом. Это исторически сложившиеся стойки «быка», «плуга», «крыши», «глупца» и «хвоста». Отрабатываются стойки путем перехода из одной позиции в другую по команде тренера. Это упражнение не только приучит спортсмена правильно использовать стойки, но и помогает в запоминании их названий.

«Бык» - меч поднят вверх, рукоять находится на уровне виска, немного смещена назад за голову. Клинок удерживается лезвиями вертикально, острие обычно направлено в лицо противника. Существует как правосторонняя стойка, так и левосторонняя.

«Плуг» - меч удерживается перед собой, острие меча так же направлено в лицо противника.

Если из позиции «плуг» вы опустите лезвие меча и направите его в колено противника, то получите позицию «глупец».


«Крыша»
- для принятия стойки необходимо поднять руки с оружием вверх. При подъеме вверх, для того, чтобы вам не мешала гарда, меч удерживается так, чтобы лезвия клинка были направлены в стороны. «Крыша» может выполняться и в боковом варианте, когда в замахе клинок находится сбоку от головы. В этом случае лезвия меча направлены вверх и вниз.

«Хвост» - меч уводится вниз и назад. При формировании стойки левое плечо немного подается вперед.

Это традиционные стойки, работа в которых демонстрируется во всех средневековых учебниках. В наших современных тренировках мы чаще всего используем «дуэльную» стойку. Левая нога находится впереди. Меч удерживается таким образом, что лезвие клинка находится у вас на плече. Таким образом, вы практически не несете массы меча во время боя, но, при этом сохраняется практически полная боеспособность. Неудобство составляет только то, что при защите левого фланга движение клинка при выполнении парирования получается несколько длиннее обычного.

«Дуэльная стойка»
Стойка с хватом «полумеч». Еще одна стойка в традиционном арсенале фехтовальщика. Отрабатываем в двух вариантах: нижняя стойка и верхняя стойка. В первой меч свободно удерживается в руках на уровне пояса, острие клинка направлено в сторону противника. Во втором варианте – меч удерживается на уровне головы. Острие нацелено в лицо противника.

Основные удары.

Техника боя двуручным мечом включает большое количество ударов и уколов. В этой главе мы рассмотрим основные техники, используемые во всех современных направлениях фехтования двуручным мечом. Прежде чем приступить к отработке ударов, необходимо рассмотреть такой аспект, как работа бедрами при их нанесении. Техника аналогична тому, как работают в боксе, то есть, в каждый удар вы не только вкладываете силу за счет мускульных усилий рук, но и усиливаете каждый удар закруткой бедер. В каждый удар вкладывается масса всего тела.
Все помнят из школьного курса физики формулу силы? Масса предмета, помноженная на ускорение в квадрате. Вот из чего состоит сила удара в нашей системе:
1. Рычаг руками на рукоять клинка обеспечивает высокую скорость удара.
2. Вложение в каждый удар максимально возможной массы.
А теперь рассмотрим основные удары:
Прямой удар:
Выполняется из позиции «боковая крыша» или «дуэльной стойки». При выполнении удара левая рука тянет меч вниз, а правая рука толкает его вперед. Отрабатываем удар на воздухе, затем в парах: (фото в парах со спортивными мечами) Чаще всего применяется как встречный удар. Для этого используется следующее упражнение: вы находитесь в боевой позиции, ваш партнер начинает сближение с вами. Как только он достигнет зоны поражения удара – вы бьете. Сначала такое упражнение отрабатывается в статических стойках, затем в движении. Мы практикуем спарринги между спортсменами, где одному из участников или обоим ставится задача нанести именно прямой удар по противнику. Аналогичным образом можно отрабатывать все удары, описанные здесь.
Вертикальный удар:
Выполняется из позиции «крыша». Помните, что при замахе клинок перевернут в горизонтальное положение гарды. Таким образом, при нанесении удара необходимо сделать разворот меча правой рукой.
Боковой удар:
Наносится из любого из предыдущих положений. Левой рукой тянем клинок влево, правой рукой толкаем его вперед. Очень быстрый и сильный удар. Удобен и как встречный удар и как удар, с которого легко начинаются атакующие связки ударов.
Удар наотмашь:
Выполняется из позиции «крыша». Выполняется раскруткой корпуса вправо, при этом левая рука уходит вправо (заводится за правую руку), правой рукой толкаем клинок вперед.
Удар сверху обратным лезвием:
Наносится обратным лезвием по аналогии с «ударом сверху», однако в сольном варианте почти не используется. Как правило, применяется в связках после «удара наотмашь» или как продолжение движения любого удара, идущего по траектории сверху-вниз. Часто применяется как контрудар после парирования. Интересен удар тем, что у него можно менять точку поражения противника простым подъемом рук. Например, удар наносится в ситуации, когда руки находятся у груди – целью атаки будут лицо и лоб противника, если выполнить удар, удерживая руки на уровне головы и выше – удар попадет по макушке головы противника или даже по его затылку!
Удар обратным лезвием наотмашь:
Наносится обратным лезвием по траектории слева направо. Правая рука выводит клинок вперед, левая рука ведет «яблоко» меча влево. Удар может наноситься с дальней дистанции, тогда он, по сути, заменит собой простой «удар наотмашь». А может наноситься со средней дистанции и тогда он будет выглядеть ударом, заходящим за защиту противника. При таком варианте целью атаки могут стать шея и затылок вашего оппонента. Так же такой удар со средней дистанции может атаковать ноги противника.
«Восходящий удар»

Связки ударов мы используем, как правило, для закрепления навыка нанесения ударов. Отработка происходит в три этапа. На первом этапе мы отрабатываем все движения связок на воздухе стальным оружием. Затем отрабатываем каждую связку в парах со стальным оружием. Один партнер наносит удары, второй отрабатывает защиты. На третьем этапе с помощью спортивных мечей ставим силу удара. Приведенные ниже связки дадут вам необходимое представление о системе их построения. Дальше вы сможете самостоятельно придумывать связки ударов, удобные именно для вас, и использовать их в работе.

«Двойка в голову»:
Выполняем боковой удар в голову, затем удар наотмашь. При переходе от одного удара к другому клинок делает в горизонтали круг над головой. Руки за голову не заводим! Рукоять меча в процессе поворота находится впереди, надо лбом.

«Тройка в голову»:
Выполняется так же, как и «двойка», но после удара наотмашь мы вновь наносим боковой удар путем раскрутки меча над головой. В принципе, серия таких ударов может быть какой угодно по своей длине, притом каждый удар в конечной стадии будет являться положением замаха для другого удара.

«Двойка»:
Выполняем боковой удар в голову, удар наотмашь наносим по ногам противника.

«Возврат»: (добавить фото)
После выполнения «двойки» или «двойки в голову», выполняем удар сверху обратным лезвием, после которого тут же переходим на удар наотмашь. Связка так же может быть превращена в «круговую» и отрабатываться без разрыва.

«Уголок»:
Выполняем прямой удар, затем делаем выпад в сторону левой ногой с одновременным нанесением бокового удара в корпус.
Уколы.

Уколы мечом отрабатываются из стоек: «бык», «плуг» и «полумеч». Для нанесения укола выполняется толчок задней ногой стойки, который бросает тело спортсмена в выпад. Руки в это время толкают клинок острием вперед.

Техника защиты.

1. Парирование вертикальных ударов.

Атака противника парируется отведением клинка его меча в сторону движением, аналогичным упражнению «маятник» из специальной разминки. Такая техника позволяет защищаться от любых рубящих вертикальных и диагональных, но близких к вертикали, атак. Так же может быть использована как защита от колющих ударов, направленных в верхнюю часть тела – голову и грудь.

2. Парирование горизонтальных ударов


Парирование горизонтальных ударов и ударов, близких к горизонтали и атакующих верхний уровень выполняется с применением техники, которую мы отрабатывали в упражнении «горка». Руки двигают клинок в сторону атаки, при этом усиливаем движение синхронным поворотом корпуса. Движение так же может быть использовано как защитная техника от колющих ударов в корпус.

3. Парирование атак в нижний уровень. (3 фото)


Выполняется поворотом лезвия меча вниз-навстречу движению клинка противника. В правую сторону может выполняться как прямым, так и обратным лезвием. Упражнение довольно сложное для запоминания, поэтому новичкам необходимо больше времени уделять на его отработку. Отрабатывается в парах, так же как и все защиты. Партнер может атаковать боковыми ударами по ногам, ударами снизу-вверх, уколами.

4. Защита «крышей».

«Крыша» - защита совмещает в себе парирование и уход с линии атаки. Для выполнения защиты необходимо одновременно делать шаг в сторону и выставить клинок в оборонительную позицию. Производится под углом в 45 градусов относительно направления удара противника. Ни в коем случае не встречаем атакующий меч жестко. При правильном выполнении «крыши» меч противника должен соскальзывать по вашему клинку вниз. Выполняться может как в любую сторону.

5. Горизонтальный блок хватом «полумеч»

Защита от удара сверху, хват «полумеч». Парируем атаку жестким блоком. Для блокировки используется средняя часть лезвия, находящаяся между ваших рук. Если вы опустите руки с мечом вниз, то сможете аналогично парировать рубящие удары снизу в корпус и голову.

6. Вертикальный блок хватом «полумеч»

Боковая защита, хват «полумеч». Жесткий блок. Выполняется средней частью клинка. При выполнении защиты корпус разворачивается в сторону атаки. Это позволяет включить в блок больше мускульной силы.

Специальные приемы.

В эту рубрику вошли приемы, взятые из средневекового учебника по фехтованию работы Ганса Талхоффера, появившегося на свет в 1467-м году. Большая часть приемов, содержащихся в учебнике, рассчитана на дуэльное фехтование и содержит большое количество колющих ударов мечом. Более того, целый ряд приемов демонстрирует нам техники боя с использованием такого хвата меча, как «полумеч». Более того, используется ряд приемов, когда меч и вовсе обеими руками удерживается за лезвие. Не смотря на то, что полную версию учебника найти в интернете довольно легко, есть определенные сложности с изучением приемов по оригиналу. К примеру, человеку, который только начал осваивать приемы фехтования двуручным мечом многие из гравюр будут не понятны. Так как отображают лишь суть приема. А описание, составленное автором, и вовсе может запутать кого угодно. На страницах этой книги мы предлагаем вам познакомиться с той трактовкой некоторых приемов, которая существует в нашей школе.
1. «Удар над руками»

Атака вертикальным или прямым ударом рук противника. Используется в случаях, когда оппонент находится в позициях «крыша», «боковая крыша».

2. «Удар под руками»

Удар, как правило, выполняется из позиции «хвост» рубящим восходящим ударом. Целью атаки так же являются руки противника.

3. «Пинок в живот»

Очень быстрая связка из двух ударов. Первоначально наносим по противнику прямой удар, провоцируя его поднять оружие для защиты. Следующим движением наносим толчковый удар ногой в корпус. Задача удара – сбить противника с ног. Необходимо обратить внимание на следующий момент. В процессе нанесения удара ногой осуществляется перенос массы тела вперед, что усиливает удар. Меч в это время так же двигается вперед и закрывает вас гардой от возможного встречного удара. Ни в коем случае при выполнении удара ногой нельзя убирать свое оружие в сторону.

4. «Рубящий удар и укол»

Так же связка из двух быстрых ударов. После нанесения «вертикального» или «прямого» удара проводится оттяжка оружия на себя. Острие меча при этом уже нацеливается на противника. Укол наносим выпадом с переносом веса на переднюю ногу.

5. «Изогнутый удар»

Выполняется аналогично «удару наотмашь обратным лезвием». Различие состоит в том, что в завершающей стадии удара руки уводят рукоять меча сильнее в сторону. Таким образом, ваш клинок обходит защиту противника и наносит удар по траектории сзади-сбоку. В процессе отработки этого удара старайтесь своим мечом как бы подцепить шею партнера и немного потянуть на себя. Такое упражнение поможет выработать правильный навык нанесения «изогнутого удара»

6. «Смертельный удар»


Для нанесения «смертельного удара необходимо взять меч за лезвие обеими руками. Удар наносится по траектории сверху-вниз. Цель удара – попасть гардой меча в голову противника. В названии удара уже заложена его репутация. От такого удара сложно защищаться. Даже если противник выполнил парирование удара, всегда есть возможность продолжить атаку с помощью различных зацепов гардой за клинок, шею или ноги противника.

7. Продолжаем атаку после «смертельного удара»


Противник выполнил парирование «смертельного удара». Переносим вес на заднюю ногу и рывком тянем клинок противника на себя. Как только противник подался корпусом вперед за вашим движением – тут же переносим вес на переднюю ногу и наносим тычковый удар «яблоком» в корпус или голову.

8. «Защита от смертельного удара»


Для выполнения защиты одновременно делаем небольшой шаг передней ногой в сторону и переносим на нее вес. В это время острием меча отводим «смертельный удар». В качестве контратаки использован укол.

9. «Атака яблоком»


Удерживая оружие хватом «полумеч» сначала наносим удар сверху. Когда противник реагирует блокировкой – тут же наносим восходящий удар «яблоком» в голову. Как продолжение такой атаки может быть использован зацеп гардой за клинок противника и его обезоруживание.

10. «Тычок в лицо»


Парируем вертикальный удар верхним блоком. Резким движением в сторону с помощью гарды сбиваем клинок противника. Наносим тычковый удар «яблоком» в голову.

11. Контратака после защиты «маятником».


Противник атакует любым ударом сверху. Выполняем парирование движением «маятник». При отведении клинка противника влево – контратакуем ударом наотмашь обратным лезвием. Если же отведение оружия противника выполнено вправо – боковым ударом.

Наши рекомендации