Предмета история Древнего мира

в 5 классе (68 ч)

П/П Раздел программы, количество часов Тема урока Тип урока Количество часов Планируемые результаты (предметные) Характеристика основных видов образовательной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Содержание урока
1.   Вводный урок "Ключи к познанию прошлого" Урок открытия нового знания (1ч) Уметь: определять значение исторического прошлого; называть и описывать основные виды исторических источников; рассказать об истории родного края; работать с картой; объяснить свое отношение к наиболее значительным событиям и историческим личностям   - находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необхо­димую для решения учебных задач; - анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, до­казывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснован­ные рассуждения - на простом и сложном уровне; - устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне. - излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, под­тверждая фактами. - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. - осознавать мотивацию учения  
2.   Счет лет в истории Урок открытия нового знания (1ч) Уметь: вести счет лет в истории; определять век и вести подсчет исторического времени; устанавливать последовательность счета на ленте времени   — находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; — устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне; - грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным правилам работы по­требность в справедли­вом оценивании своей работы и работы одно­классников.
ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ (7 ч)
3.   Древнейшие люди Урок открытия нового знания (1ч) Объяснять понятие орудие труда, приводить примеры. Показывать на карте места расселения древнейших людей. Рассказывать об условиях жизни и занятиях древнейших людей. Называть основные отличия древнейших людей от животных умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации умение слушать одно­классников и учителя, высказывать свое мнение определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. Личностные УУД: · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Регулятивные УУД: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные УУД: · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные УУД: · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
4.   Появление "человека разумного" Урок открытия нового знания (1ч) Знать: какие орудия труда использовались древнейшим человеком. Уметь: описывать условия существования древнейших людей умение давать опреде­ления понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками - выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­альн - планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект}, используя ИКТ; — работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. са­мостоятельно, используя ИКТ.
5.   Рождение религии и искусства Урок открытия нового знания (1ч) Объяснять значение терминов религия, искусство. Рассказывать о верованиях и искусстве первобытных людей. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение - выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­альн - планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект}, используя ИКТ; — работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. са­мостоятельно, используя ИКТ.
6.   Древние земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения Урок открытия нового знания (1ч) Знать: условия и образ жизни земледельцев и скотоводов. Уметь: объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов умение давать опреде­ления понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели.  
7.   От неолита к энеолиту Урок открытия нового знания (1ч) Объяснять понятие ремесло. Рассказывать об изменениях в жизни древних людей при переходе к земледелию и скотоводству. Объяснять значение использование металлов в истории первобытного общества умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал умение слушать учителя, высказывать свое мнение умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.    
8.   Первые очаги цивилизаций Урок открытия нового знания (1ч) Разъяснять значение термина "цивилизация". Рассказывать о первых очагах цивилизации. Сравнивать жизнь людей в первых очагах цивилизации и в предшествующую эпоху. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации умение слушать учителя, высказывать свое мнение определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практиче­ской (в т.ч. в своих проектах); выдвигать версии, выбирать средства достижения цели индивиду­ально  
9.   Значение первобытности для последующей истории человечества Урок отработки умений и рефлексии (1ч) Уметь: определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения умение работать с текс­том, выделять в нем главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты. умение слушать учителя, высказывать свое мнение определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели.  
ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 ч)
10.   Междуречье: рождение цивилизации Урок открытия нового знания (1ч) Объяснять значение термина государство. Показывать на карте местоположение древнейших государств Междуречья. Рассказывать об условиях жизни и о занятиях населения, крупнейших городах. умение давать опреде­ления понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками - выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­альн - планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект}, используя ИКТ; — работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. са­мостоятельно, используя ИКТ. Личностные: · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Регулятивные: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные УУД: · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные УУД: · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
11.   Культура Шумера Урок открытия нового знания (1ч) Объяснять значение терминов культура, миф. Объяснять как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире. умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение - выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­альн - планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект}, используя ИКТ; — работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. са­мостоятельно, используя ИКТ.
12.   Древний Вавилон Урок открытия нового знания (1ч) Объяснять понятие закон. Рассказывать о жизни Древнего Вавилона. Характеризовать источники, рассказывающих о древних цивилизациях (материальные и письменные источники, законы Хаммурапи). умение работать с текс­том, выделять в нем главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты. умение слушать учителя, высказывать свое мнение - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели.
13.   Страна на берегах Нила и её жители Урок открытия нового знания (1ч) Уметь:определятьхарактерные черты государственного строя; показывать на исторической карте границы Древнего Египта; характеризовать природные условия; объяснять причины возникновения древнеегипетского государства умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми - выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­альн - планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект}, используя ИКТ; — работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. са­мостоятельно, используя ИКТ.
14.   Мир пирамид. Общество Древнего Египта Урок открытия нового знания (1ч) Высказывать суждения о причинах создания пирамид. Рассказывать о строительстве пирамид. Описывать древнеегипетские пирамиды как памятники истории и культуры. Описывать произведения древнеегипетского искусства. сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите­риям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели.  
15.   Могущество Древнего Египта Урок открытия нового знания (1ч) Уметь: определять причины и последствия военных походов фараонов; высказывать оценочные суждения об исторических событиях и явлениях умение работать с текс­том, выделять в нем главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.  
16.   Верования древних египтян Урок открытия нового знания (1ч) Называть особенности древнеегипетской религии. Рассказывать о пантеоне египетских богов. Объяснять, в чем заключалась роль религии и жрецов в древнеегипетском обществе.   умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.    
17.   Финикия – страна мореплавателей Урок открытия нового знания(1 ч) Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья. Рассказывать об особенностях государства и общественной жизни. Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита. сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите­риям; устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне; определятьцель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать учебную деятельность; работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели.  
18.   Древняя Палестина Урок открытия нового знания(1 ч) Показывать на карте территорию Древней Палестины. Рассказывать о занятиях населения и об особенностях общественной жизни. умение работать с текс­том, выделять в нем главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты; определятьцель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать учебную деятельность; работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели.  
19.   Библейские пророки Урок открытия нового знания (1ч) Понимать значение термина иудаизм. Рассказывать о Ветхом Завете. Объяснять значение перехода к монотеистической религии умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений  
20.   Ассирийская империя Урок открытия нового знания (1ч) Показывать на карте территорию Ассирийской империи. Называть особенности государства и общества. Рассказывать о культуре Древней Ассирии, используя иллюстрации учебника сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите­риям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне  
21.   Нововавилонское царство Урок открытия нового знания (1ч) Показать на карте территорию Нововавилонского царства. Рассказывать об управлении государством, его подъеме и крушении. Рассказывать об основных памятниках культуры, используя иллюстрации учебника умение работать с текс­том, выделять в нем главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты.
22.   Древняя Персия – "страна стран" Урок открытия нового знания (1ч) Уметь: показывать на карте расположение Персидской державы; раскрывать особенности государственно-административного устройства; сравнивать политический строй древних государств сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите­риям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне
23.   Ранние цивилизации Древней Индии Урок открытия нового знания (1ч) Показывать на карте территорию Древней Индии. Характеризовать условия жизни и занятия населения. умение работать с текс­том, выделять в нем главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты. умение слушать учителя, высказывать свое мнение раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.
24.   Общество в Древней Индии Урок открытия нового знания (1ч) Объяснять значение понятия каста. Рассказывать об общественном строе Древней Индии, положении представителей различных каст. Объяснять, какую роль играли идеи иудаизма и буддизма в жизни индийцев   сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите­риям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.    
25.   Первые китайские государства Урок открытия нового знания (1ч) Показывать на карте территорию Древнего Китая. Объяснять значение понятия империя. Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае. Рассказывать о первых китайских государствах умение работать с текс­том, выделять в нем главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели.  
26.   Древняя мудрость и изобретения китайцев Урок открытия нового знания(1ч) Объяснять значение понятия конфуцианство. Рассказывать о Конфуции и его учении. Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества. Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.
27.   Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток" Урок развивающего контроля Называть основные различия цивилизаций Древнего Востока. Сравнивать хозяйство, общество и государства. Называть изобретения и культурные достижения цивилизаций Древнего Востока. Высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите­риям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне проблему в деятельности: учебной и жизненно-практиче­ской (в т.ч. в своих проектах); — выдвигать версии, выбирать средства достижения цели индивиду­ально  
 
28.   Природа и население Греции Урок открытия нового знания (1ч) Уметь: характеризовать природные условия и за- нятия населения Древней Греции; определять признаки цивилизации, находить подтверждение их наличия. Критически анализировать информацию исторического источника умение работать с текс­том, выделять в нем главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты. умение слушать учителя, высказывать свое мнение определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практиче­ской (в т.ч. в своих проектах); — выдвигать версии, выбирать средства достижения цели индивиду­ально Личностные УУД: · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; ·понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Регулятивные УУД: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные УУД: · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные УУД: · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении
29.   Боги греков Урок открытия нового знания Характеризовать верования древних греков. Рассказывать о пантеоне греческих богов. Объяснять значение религии в жизни Древней Греции умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.
30.   Герои греков Урок открытия нового знания Объяснять значение термина миф. Рассказывать о мифологических героях Эллады. Объяснять, почему миф является одним из исторических источников. Раскрывать значение древнегреческой мифологии в мировой культуре умение работать с текс­том, выделять в нем главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты.
31.   Первые государства на Крите Урок открытия нового знания (1ч) Показывать на карте территорию государств на острове Крит. Рассказывать о занятиях населения. Описывать сохранившиеся памятники истории и культуры минойского периода. сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите­риям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне умение слушать учителя, высказывать свое мнение умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.  
32.   Ахейская Греция Урок открытия нового знания (1ч) Показывать на карте территорию государств. Рассказывать об особенностях государства и общества. Описывать сохранившиеся произведения искусства умение работать с текс­том, выделять в нем главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели.  
33.   Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" Урок открытия нового знания (1ч) Уметь: выделять этапы исторического развития, указывать их границы, давать названия. Определять мотивы поступков героев и богов, высказывать своё отношение к ним умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.  
34.   Возникновение полиса Урок открытия нового знания (1ч) Объяснять значение понятий полис, колонизация, метрополия. Показывать на карте направления греческой колонизации, греческие города-государтсва на побережье Понта Эвксинского. Раскрывать значение колонизации сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите­риям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне умение слушать учителя, высказывать свое мнение умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.  
35.   Рождение демократии в Афинах Урок открытия нового знания (1ч) Понимать значение термина демократия. Рассказывать, почему возникли и в чем проявлялись демократические порядки в Афинах. Объяснять, что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков умение работать с текс­том, выделять в нем главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели.  
36.   Олигархическая Спарта Урок открытия нового знания (1ч) Объяснять значение понятия олигархия. Давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты. Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему. Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства между собой умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя, высказывать свое мнение умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.    
37.   Начало Греко-персидских войн Урок открытия нового знания (1ч) Показывать на карте основные сражения. Раскрывать цели сторон в военных действиях и определять свое отношение к ним. Составлять схему военных действий в битве при Марафоне, объяснять значение сражения сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите­риям; - устанавливать причинно-следственные связи на сложном уровне умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели.  
38.   Нашествие персидских войск на Элладу Урок открытия нового знания (1ч) Рассказывать о нашествии персидских войск на Элладу. Рассказывать об основных сражениях. Приводить примеры героизма участников войн. Объяснять причины и значения победы эллинов умение работать с текс­том, выделять в нем главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели.  
39.   Афины при Перикле Урок открытия нового знания (1ч) Составлять характеристику Перикла как исторического деятеля. Характеризовать афинскую демократию при Перикле. Сравнивать Афины в период правления Перикла с предшествующим временем. Объяснять причины расцвета Афинского государства сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите­риям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне умение слушать учителя, высказывать свое мнение раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.  
40.   Афинский Акрополь Урок открытия нового знания (1ч) Составлять рассказ об Акрополе. Называть выдающихся архитекторов и скульпторов, приводить примеры их произведений, узнавать и описывать их. умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.  
41.   Театр Урок открытия нового знания (1ч) Объяснять понятий трагедия, комедия. Называть выдающихся авторов трагедий и комедий, приводить примеры их творчества. Раскрывать значение театра в жизни Древней Греции. умение работать с текс­том, выделять в нем главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми -определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели.  
42.   Олимпийские игры Урок открытия нового знания (1ч) Объяснять значение Олимпийских игр в жизни Эллады. Описывать древнегреческие олимпиады. умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели.  
43.   Как учили детей в Древней Греции Урок открытия нового знания (1ч) Рассказывать о воспитании и образовании детей в различных государствах Древней Греции. умение работать с текс­том, выделять в нем главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели.  
44.   Повседневная жизнь греков Урок открытия нового знания (1ч) Рассказывать о жизни взрослых, о воспитании и образовании детей в различных государствах Древней Греции умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.  
45.   Города Греции подчиняются Македонии Урок открытия нового знания (1ч) Показывать на карте расширение территории Македонии. Объяснять причины роста могущества Македонии. Рассказывать о завоеваниях македонянами греческих городов-государств сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите­риям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне умение слушать учителя, высказывать свое мнение раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.  
46.   Александр Македонский и завоевание Востока Урок открытия нового знания (1ч) Показывать по карте направления походов и территорию державы Александра Македонского. Составлять характеристику Александра Македонского как исторического деятеля. Объяснять причины распада державы Александра Македонского умение работать с текс­том, выделять в нем главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты. умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.    
47.   Восток и Греция после Александра Македонского Урок открытия нового знания (1ч) Понимать значение термина эллинизм. Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя, высказывать свое мнение определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практиче­ской (в т.ч. в своих проектах); — выдвигать версии, выбирать средства достижения цели индивиду­ально    
48.   Культурные достижения Древней Греции, их значение для современности Урок общеметодологической направленности (1ч) Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции. Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения. Объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практиче­ской (в т.ч. в своих проектах); — выдвигать версии, выбирать средства достижения цели индивиду­ально  
49.   Предшественники римлян Урок открытия нового знания (1ч) Показывать на карте Аппенинский полуостров, называть племена, населявшие его. Показывать на карте местоположение древнейших государств. Рассказывать о жизни этрусков. Описывать произведения искусства этрусков умение работать с текс­том, выделять в нем главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты. умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. Личностные УУД: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Регулятивные УУД: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные УУД: · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные УУД: готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
50.   Рим эпохи царей Урок открытия нового знания (1ч) Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии. Характеризовать управление Римом в царскую эпоху. Раскрывать значение понятий патриций, плебей сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите­риям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.  
51.   Ранняя республика Урок открытия нового знания (2ч) Раскрывать значений понятий республика, консул, трибун, сенат. Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.  
52.   Римская семья: нравы и религия Урок открытия нового знания (1ч) Называть особенности римской семьи, приводить примеры семейных отношений. На основании источников, описывать и давать оценку качествам, которые ценили древние римляне. Сравнивать верования древних жителей Италии и древних греков умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя, высказывать свое мнение определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практиче­ской (в т.ч. в своих проектах); — выдвигать версии, выбирать средства достижения цели индивиду­ально  
53.   Рим завоевывает Италию Урок открытия нового знания (1ч) Показывать на карте расширение территорий Рима, основные направления военных походов. Объяснять значение понятий стратег, легион. Описывать взаимоотношения римлян и покоренных народов. Объяснять изменения в обществе и государстве, происходящие в результате внешнеполитической экспансии римлян сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите­риям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне умение слушать учителя, высказывать свое мнение определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практиче­ской (в т.ч. в своих проектах); — выдвигать версии, выбирать средства достижения цели индивиду­ально  
54.   Пунические войны Урок открытия нового знания (2ч) Характеризовать причины и итоги войн Рима. Показывать на карте и описывать основные события Пунических войн. Составлять хронологическую таблицу войн и главных сражений. Высказывать свою оценку завоеваний древних римлян, раскрывать их значение и последствия умение работать с текс­том, выделять в нем главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты. умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.  
55.   Рим превращается в мировую державу Урок открытия нового знания (1ч) Показывать на карте владения Римской империи. Рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями. Объяснять изменения в обществе и государстве, происходящие в результате превращения Рима в мировую державу умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели.  
56.   Земельные реформы братьев Гракхов Урок открытия нового знания (1ч) Объяснять значение понятия реформа. Рассказывать, как изменялось положение крестьян и других свободных людей в Древнем Риме. Объяснять причины и результаты реформ. Рассказывать о судьбе братьев Гракхов. Давать оценку их деятельности. сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите­риям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне умение слушать учителя, высказывать свое мнение умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.    
57.   Рабство в эпоху Поздней республики Урок открытия нового знания (2ч) Объяснять, как изменялось положение рабов в Древнем Риме. Сравнивать положение рабов и роль рабства в жизни древневосточных обществ, Древней Греции и Древнего Рима. Высказывать суждения о влиянии рабства на древнеримское общество умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.  
58.   Гибель республики Урок открытия нового знания (1ч) Объяснять значение понятий император, диктатор. Рассказывать о политической жизни Рима, называть причины упадка республики умение работать с текс­том, выделять в нем главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практиче­ской (в т.ч. в своих проектах); — выдвигать версии, выбирать средства достижения цели индивиду­ально
59.   Диктатура Цезаря Урок открытия нового знания (1ч) Составлять характеристику Цезаря как исторического деятеля. Сравнивать изменения в политической и общественной жизни в условиях диктатуры Цезаря с предшествующим периодом сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите­риям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне умение слушать учителя, высказывать свое мнение определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практиче­ской (в т.ч. в своих проектах); — выдвигать версии, выбирать средства достижения цели индивиду­ально  
60.   Рим становится империей Урок открытия нового знания (1ч) Раскрывать значение понятия империя. Сравнивать правления Цезаря и Августа. Давать оценку изменениям, произошедшим в государстве умение работать с текс­том, выделять в нем главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты. умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.  
61.   Преемники Августа Урок открытия нового знания (1ч) Рассказывать о политической жизни в Риме, давать характеристику преемникам Августа. Составлять хронологическую таблицу важнейших событий сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите­риям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели.
62.   Возникновение христианства Урок открытия нового знания (1ч) Понимать значение термина христианства. Раскрывать значение понятий Новый Завет, Евангелие, святой, мученик. Объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.  
63.   "Золотой век" Римской империи Урок открытия нового знания (1ч) Рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме. Составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника. Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя, высказывать свое мнение умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.  
64.   Римляне в повседневной жизни Урок открытия нового знания (1ч) Описывать жизнь римлян, принадлежавших к различным слоям общества; сравнивать повседневную жизнь древних римлян и древних греков умение работать с текс­том, выделять в нем главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
65.   Империя в III – начале IV в. Урок открытия нового знания (1ч) Показывать на карте границы Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после ее разделения. Рассказывать о жизни разных слоев общества. Характеризовать изменения, происходящие в жизни рабов сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите­риям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.  
66.   Падение Западной Римской империи Урок открытия нового знания (1ч) Показывать на карте направления переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи. Называть и объяснять причины падения Западной Римской империи умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя, высказывать свое мнение определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели.
67.   Политическое и правовое наследие Древнего Рима, его значение для современности Урок открытия нового знания (1ч) Понимать значение терминов политика, право. Называть основные достижения римлян в сфере политики и права. Приводить примеры, показывающие воздействие римского наследия на современную жизнь умение работать с текс­том, выделять в нем главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.  
68.   Семь чудес света Урок общеметодологической направленности (1ч) Характеризовать семь чудес света умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.  

Наши рекомендации