Предмета история Древнего мира
в 5 классе (68 ч)
П/П | Раздел программы, количество часов | Тема урока | Тип урока Количество часов | Планируемые результаты (предметные) | Характеристика основных видов образовательной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) |
Содержание урока | ||||||
1. | Вводный урок "Ключи к познанию прошлого" | Урок открытия нового знания (1ч) | Уметь: определять значение исторического прошлого; называть и описывать основные виды исторических источников; рассказать об истории родного края; работать с картой; объяснить свое отношение к наиболее значительным событиям и историческим личностям | - находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; - анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне; - устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне. - излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. | - осознавать мотивацию учения | |
2. | Счет лет в истории | Урок открытия нового знания (1ч) | Уметь: вести счет лет в истории; определять век и вести подсчет исторического времени; устанавливать последовательность счета на ленте времени | — находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; — устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне; - грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы | потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | |
ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ (7 ч) | ||||||
3. | Древнейшие люди | Урок открытия нового знания (1ч) | Объяснять понятие орудие труда, приводить примеры. Показывать на карте места расселения древнейших людей. Рассказывать об условиях жизни и занятиях древнейших людей. Называть основные отличия древнейших людей от животных | умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. | Личностные УУД: · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Регулятивные УУД: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные УУД: · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные УУД: · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. | |
4. | Появление "человека разумного" | Урок открытия нового знания (1ч) | Знать: какие орудия труда использовались древнейшим человеком. Уметь: описывать условия существования древнейших людей | умение давать определения понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками - выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуальн - планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект}, используя ИКТ; — работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ. | ||
5. | Рождение религии и искусства | Урок открытия нового знания (1ч) | Объяснять значение терминов религия, искусство. Рассказывать о верованиях и искусстве первобытных людей. | умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение - выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуальн - планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект}, используя ИКТ; — работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ. | ||
6. | Древние земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения | Урок открытия нового знания (1ч) | Знать: условия и образ жизни земледельцев и скотоводов. Уметь: объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов | умение давать определения понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. | ||
7. | От неолита к энеолиту | Урок открытия нового знания (1ч) | Объяснять понятие ремесло. Рассказывать об изменениях в жизни древних людей при переходе к земледелию и скотоводству. Объяснять значение использование металлов в истории первобытного общества | умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал умение слушать учителя, высказывать свое мнение умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. | ||
8. | Первые очаги цивилизаций | Урок открытия нового знания (1ч) | Разъяснять значение термина "цивилизация". Рассказывать о первых очагах цивилизации. Сравнивать жизнь людей в первых очагах цивилизации и в предшествующую эпоху. | умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации умение слушать учителя, высказывать свое мнение определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); выдвигать версии, выбирать средства достижения цели индивидуально | ||
9. | Значение первобытности для последующей истории человечества | Урок отработки умений и рефлексии (1ч) | Уметь: определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. умение слушать учителя, высказывать свое мнение определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. | ||
ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 ч) | ||||||
10. | Междуречье: рождение цивилизации | Урок открытия нового знания (1ч) | Объяснять значение термина государство. Показывать на карте местоположение древнейших государств Междуречья. Рассказывать об условиях жизни и о занятиях населения, крупнейших городах. | умение давать определения понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками - выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуальн - планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект}, используя ИКТ; — работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ. | Личностные: · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Регулятивные: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные УУД: · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные УУД: · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. | |
11. | Культура Шумера | Урок открытия нового знания (1ч) | Объяснять значение терминов культура, миф. Объяснять как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире. | умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение - выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуальн - планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект}, используя ИКТ; — работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ. | ||
12. | Древний Вавилон | Урок открытия нового знания (1ч) | Объяснять понятие закон. Рассказывать о жизни Древнего Вавилона. Характеризовать источники, рассказывающих о древних цивилизациях (материальные и письменные источники, законы Хаммурапи). | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. умение слушать учителя, высказывать свое мнение - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. | ||
13. | Страна на берегах Нила и её жители | Урок открытия нового знания (1ч) | Уметь:определятьхарактерные черты государственного строя; показывать на исторической карте границы Древнего Египта; характеризовать природные условия; объяснять причины возникновения древнеегипетского государства | умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками - выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуальн - планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект}, используя ИКТ; — работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ. | ||
14. | Мир пирамид. Общество Древнего Египта | Урок открытия нового знания (1ч) | Высказывать суждения о причинах создания пирамид. Рассказывать о строительстве пирамид. Описывать древнеегипетские пирамиды как памятники истории и культуры. Описывать произведения древнеегипетского искусства. | сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. | ||
15. | Могущество Древнего Египта | Урок открытия нового знания (1ч) | Уметь: определять причины и последствия военных походов фараонов; высказывать оценочные суждения об исторических событиях и явлениях | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | ||
16. | Верования древних египтян | Урок открытия нового знания (1ч) | Называть особенности древнеегипетской религии. Рассказывать о пантеоне египетских богов. Объяснять, в чем заключалась роль религии и жрецов в древнеегипетском обществе. | умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. | ||
17. | Финикия – страна мореплавателей | Урок открытия нового знания(1 ч) | Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья. Рассказывать об особенностях государства и общественной жизни. Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита. | сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне; определятьцель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать учебную деятельность; работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. | ||
18. | Древняя Палестина | Урок открытия нового знания(1 ч) | Показывать на карте территорию Древней Палестины. Рассказывать о занятиях населения и об особенностях общественной жизни. | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты; определятьцель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать учебную деятельность; работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. | ||
19. | Библейские пророки | Урок открытия нового знания (1ч) | Понимать значение термина иудаизм. Рассказывать о Ветхом Завете. Объяснять значение перехода к монотеистической религии | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений | ||
20. | Ассирийская империя | Урок открытия нового знания (1ч) | Показывать на карте территорию Ассирийской империи. Называть особенности государства и общества. Рассказывать о культуре Древней Ассирии, используя иллюстрации учебника | сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне | ||
21. | Нововавилонское царство | Урок открытия нового знания (1ч) | Показать на карте территорию Нововавилонского царства. Рассказывать об управлении государством, его подъеме и крушении. Рассказывать об основных памятниках культуры, используя иллюстрации учебника | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. | ||
22. | Древняя Персия – "страна стран" | Урок открытия нового знания (1ч) | Уметь: показывать на карте расположение Персидской державы; раскрывать особенности государственно-административного устройства; сравнивать политический строй древних государств | сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне | ||
23. | Ранние цивилизации Древней Индии | Урок открытия нового знания (1ч) | Показывать на карте территорию Древней Индии. Характеризовать условия жизни и занятия населения. | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. умение слушать учителя, высказывать свое мнение развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. | ||
24. | Общество в Древней Индии | Урок открытия нового знания (1ч) | Объяснять значение понятия каста. Рассказывать об общественном строе Древней Индии, положении представителей различных каст. Объяснять, какую роль играли идеи иудаизма и буддизма в жизни индийцев | сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. | ||
25. | Первые китайские государства | Урок открытия нового знания (1ч) | Показывать на карте территорию Древнего Китая. Объяснять значение понятия империя. Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае. Рассказывать о первых китайских государствах | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. | ||
26. | Древняя мудрость и изобретения китайцев | Урок открытия нового знания(1ч) | Объяснять значение понятия конфуцианство. Рассказывать о Конфуции и его учении. Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества. Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. | ||
27. | Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток" | Урок развивающего контроля | Называть основные различия цивилизаций Древнего Востока. Сравнивать хозяйство, общество и государства. Называть изобретения и культурные достижения цивилизаций Древнего Востока. Высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру | сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); — выдвигать версии, выбирать средства достижения цели индивидуально | ||
28. | Природа и население Греции | Урок открытия нового знания (1ч) | Уметь: характеризовать природные условия и за- нятия населения Древней Греции; определять признаки цивилизации, находить подтверждение их наличия. Критически анализировать информацию исторического источника | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. умение слушать учителя, высказывать свое мнение определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); — выдвигать версии, выбирать средства достижения цели индивидуально | Личностные УУД: · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; ·понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Регулятивные УУД: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные УУД: · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные УУД: · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении | |
29. | Боги греков | Урок открытия нового знания | Характеризовать верования древних греков. Рассказывать о пантеоне греческих богов. Объяснять значение религии в жизни Древней Греции | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. | ||
30. | Герои греков | Урок открытия нового знания | Объяснять значение термина миф. Рассказывать о мифологических героях Эллады. Объяснять, почему миф является одним из исторических источников. Раскрывать значение древнегреческой мифологии в мировой культуре | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. | ||
31. | Первые государства на Крите | Урок открытия нового знания (1ч) | Показывать на карте территорию государств на острове Крит. Рассказывать о занятиях населения. Описывать сохранившиеся памятники истории и культуры минойского периода. | сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне умение слушать учителя, высказывать свое мнение умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. | ||
32. | Ахейская Греция | Урок открытия нового знания (1ч) | Показывать на карте территорию государств. Рассказывать об особенностях государства и общества. Описывать сохранившиеся произведения искусства | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. | ||
33. | Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" | Урок открытия нового знания (1ч) | Уметь: выделять этапы исторического развития, указывать их границы, давать названия. Определять мотивы поступков героев и богов, высказывать своё отношение к ним | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. | ||
34. | Возникновение полиса | Урок открытия нового знания (1ч) | Объяснять значение понятий полис, колонизация, метрополия. Показывать на карте направления греческой колонизации, греческие города-государтсва на побережье Понта Эвксинского. Раскрывать значение колонизации | сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне умение слушать учителя, высказывать свое мнение умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | ||
35. | Рождение демократии в Афинах | Урок открытия нового знания (1ч) | Понимать значение термина демократия. Рассказывать, почему возникли и в чем проявлялись демократические порядки в Афинах. Объяснять, что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. | ||
36. | Олигархическая Спарта | Урок открытия нового знания (1ч) | Объяснять значение понятия олигархия. Давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты. Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему. Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства между собой | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя, высказывать свое мнение умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | ||
37. | Начало Греко-персидских войн | Урок открытия нового знания (1ч) | Показывать на карте основные сражения. Раскрывать цели сторон в военных действиях и определять свое отношение к ним. Составлять схему военных действий в битве при Марафоне, объяснять значение сражения | сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; - устанавливать причинно-следственные связи на сложном уровне умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. | ||
38. | Нашествие персидских войск на Элладу | Урок открытия нового знания (1ч) | Рассказывать о нашествии персидских войск на Элладу. Рассказывать об основных сражениях. Приводить примеры героизма участников войн. Объяснять причины и значения победы эллинов | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. | ||
39. | Афины при Перикле | Урок открытия нового знания (1ч) | Составлять характеристику Перикла как исторического деятеля. Характеризовать афинскую демократию при Перикле. Сравнивать Афины в период правления Перикла с предшествующим временем. Объяснять причины расцвета Афинского государства | сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне умение слушать учителя, высказывать свое мнение развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. | ||
40. | Афинский Акрополь | Урок открытия нового знания (1ч) | Составлять рассказ об Акрополе. Называть выдающихся архитекторов и скульпторов, приводить примеры их произведений, узнавать и описывать их. | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | ||
41. | Театр | Урок открытия нового знания (1ч) | Объяснять понятий трагедия, комедия. Называть выдающихся авторов трагедий и комедий, приводить примеры их творчества. Раскрывать значение театра в жизни Древней Греции. | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками -определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. | ||
42. | Олимпийские игры | Урок открытия нового знания (1ч) | Объяснять значение Олимпийских игр в жизни Эллады. Описывать древнегреческие олимпиады. | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. | ||
43. | Как учили детей в Древней Греции | Урок открытия нового знания (1ч) | Рассказывать о воспитании и образовании детей в различных государствах Древней Греции. | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. | ||
44. | Повседневная жизнь греков | Урок открытия нового знания (1ч) | Рассказывать о жизни взрослых, о воспитании и образовании детей в различных государствах Древней Греции | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. | ||
45. | Города Греции подчиняются Македонии | Урок открытия нового знания (1ч) | Показывать на карте расширение территории Македонии. Объяснять причины роста могущества Македонии. Рассказывать о завоеваниях македонянами греческих городов-государств | сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне умение слушать учителя, высказывать свое мнение развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. | ||
46. | Александр Македонский и завоевание Востока | Урок открытия нового знания (1ч) | Показывать по карте направления походов и территорию державы Александра Македонского. Составлять характеристику Александра Македонского как исторического деятеля. Объяснять причины распада державы Александра Македонского | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. | ||
47. | Восток и Греция после Александра Македонского | Урок открытия нового знания (1ч) | Понимать значение термина эллинизм. Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя, высказывать свое мнение определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); — выдвигать версии, выбирать средства достижения цели индивидуально | ||
48. | Культурные достижения Древней Греции, их значение для современности | Урок общеметодологической направленности (1ч) | Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции. Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения. Объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); — выдвигать версии, выбирать средства достижения цели индивидуально | ||
49. | Предшественники римлян | Урок открытия нового знания (1ч) | Показывать на карте Аппенинский полуостров, называть племена, населявшие его. Показывать на карте местоположение древнейших государств. Рассказывать о жизни этрусков. Описывать произведения искусства этрусков | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. | Личностные УУД: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Регулятивные УУД: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные УУД: · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные УУД: готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. | |
50. | Рим эпохи царей | Урок открытия нового знания (1ч) | Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии. Характеризовать управление Римом в царскую эпоху. Раскрывать значение понятий патриций, плебей | сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. | ||
51. | Ранняя республика | Урок открытия нового знания (2ч) | Раскрывать значений понятий республика, консул, трибун, сенат. Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. | ||
52. | Римская семья: нравы и религия | Урок открытия нового знания (1ч) | Называть особенности римской семьи, приводить примеры семейных отношений. На основании источников, описывать и давать оценку качествам, которые ценили древние римляне. Сравнивать верования древних жителей Италии и древних греков | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя, высказывать свое мнение определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); — выдвигать версии, выбирать средства достижения цели индивидуально | ||
53. | Рим завоевывает Италию | Урок открытия нового знания (1ч) | Показывать на карте расширение территорий Рима, основные направления военных походов. Объяснять значение понятий стратег, легион. Описывать взаимоотношения римлян и покоренных народов. Объяснять изменения в обществе и государстве, происходящие в результате внешнеполитической экспансии римлян | сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне умение слушать учителя, высказывать свое мнение определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); — выдвигать версии, выбирать средства достижения цели индивидуально | ||
54. | Пунические войны | Урок открытия нового знания (2ч) | Характеризовать причины и итоги войн Рима. Показывать на карте и описывать основные события Пунических войн. Составлять хронологическую таблицу войн и главных сражений. Высказывать свою оценку завоеваний древних римлян, раскрывать их значение и последствия | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. | ||
55. | Рим превращается в мировую державу | Урок открытия нового знания (1ч) | Показывать на карте владения Римской империи. Рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями. Объяснять изменения в обществе и государстве, происходящие в результате превращения Рима в мировую державу | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. | ||
56. | Земельные реформы братьев Гракхов | Урок открытия нового знания (1ч) | Объяснять значение понятия реформа. Рассказывать, как изменялось положение крестьян и других свободных людей в Древнем Риме. Объяснять причины и результаты реформ. Рассказывать о судьбе братьев Гракхов. Давать оценку их деятельности. | сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне умение слушать учителя, высказывать свое мнение умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | ||
57. | Рабство в эпоху Поздней республики | Урок открытия нового знания (2ч) | Объяснять, как изменялось положение рабов в Древнем Риме. Сравнивать положение рабов и роль рабства в жизни древневосточных обществ, Древней Греции и Древнего Рима. Высказывать суждения о влиянии рабства на древнеримское общество | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. | ||
58. | Гибель республики | Урок открытия нового знания (1ч) | Объяснять значение понятий император, диктатор. Рассказывать о политической жизни Рима, называть причины упадка республики | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); — выдвигать версии, выбирать средства достижения цели индивидуально | ||
59. | Диктатура Цезаря | Урок открытия нового знания (1ч) | Составлять характеристику Цезаря как исторического деятеля. Сравнивать изменения в политической и общественной жизни в условиях диктатуры Цезаря с предшествующим периодом | сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне умение слушать учителя, высказывать свое мнение определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); — выдвигать версии, выбирать средства достижения цели индивидуально | ||
60. | Рим становится империей | Урок открытия нового знания (1ч) | Раскрывать значение понятия империя. Сравнивать правления Цезаря и Августа. Давать оценку изменениям, произошедшим в государстве | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. | ||
61. | Преемники Августа | Урок открытия нового знания (1ч) | Рассказывать о политической жизни в Риме, давать характеристику преемникам Августа. Составлять хронологическую таблицу важнейших событий | сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. | ||
62. | Возникновение христианства | Урок открытия нового знания (1ч) | Понимать значение термина христианства. Раскрывать значение понятий Новый Завет, Евангелие, святой, мученик. Объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. | ||
63. | "Золотой век" Римской империи | Урок открытия нового знания (1ч) | Рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме. Составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника. Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя, высказывать свое мнение умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. | ||
64. | Римляне в повседневной жизни | Урок открытия нового знания (1ч) | Описывать жизнь римлян, принадлежавших к различным слоям общества; сравнивать повседневную жизнь древних римлян и древних греков | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | ||
65. | Империя в III – начале IV в. | Урок открытия нового знания (1ч) | Показывать на карте границы Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после ее разделения. Рассказывать о жизни разных слоев общества. Характеризовать изменения, происходящие в жизни рабов | сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; - устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. | ||
66. | Падение Западной Римской империи | Урок открытия нового знания (1ч) | Показывать на карте направления переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи. Называть и объяснять причины падения Западной Римской империи | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя, высказывать свое мнение определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии; - планировать учебную деятельность; - работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. | ||
67. | Политическое и правовое наследие Древнего Рима, его значение для современности | Урок открытия нового знания (1ч) | Понимать значение терминов политика, право. Называть основные достижения римлян в сфере политики и права. Приводить примеры, показывающие воздействие римского наследия на современную жизнь | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. | ||
68. | Семь чудес света | Урок общеметодологической направленности (1ч) | Характеризовать семь чудес света | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. |