Задания к контрольной работе по исторической грамматике русского языка для студентов 2 курса

Вариант 1.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из летописи по Лаврентьевскому списку 1377 г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах прозвашасѧ (4), имены (4), пришедше (15) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские и древнерусские соответствия, восстановите праславянские формы.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах мнозҍхъ, рҍцҍ, друзии, Чеси, речьки, втечеть, межю, землѧ.

6. Найдите в тексте а) старославянские и б) древнерусские по происхождению слова с фонетическими приметами начала слова, выделите эти приметы.

7. Выпишите из текста слова, в которых произойдет переход є в ’о.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 2.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из летописи по Лаврентьевскому списку 1377 г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах потечеть (6), племени (20), словеть (22) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские соответствия, восстановите праславянские формы. Установите, являются ли сочетания ра, ле в словах братъ и племени признаком старославянского происхождения.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах Варѧжьское, рҍша, оучилъ, можеть, полунощье, втечеть.

6. Найдите в тексте древнерусские по происхождению слова с фонетическими приметами начала слова, выделите эти приметы.

7. Докажите, что в словах озеро, потечеть, лҍса, по Двинҍ выделенные буквы писец употребил правильно.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 3.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из летописи по Лаврентьевскому списку 1377 г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах пережьгуть (10), возьмуть (12), добьють (13) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские соответствия, восстановите праславянские формы.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах наоучи, пережьгуть, ωбычаи, нази, мучими, слышаще, хвощютсѧ, дивлѧху.

6. Найдите в тексте старославянизмы (с фонетическими приметами). Дайте им древнерусские соответствия.

7. Выпишите из текста слова, в которых произойдет переход є в ’о.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 4.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из летописи по Лаврентьевскому списку 1377 г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах послаша (3), словеса (11), слыша (11) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Объясните происхождение выделенных согласных в словах поучалъ, кнѧземъ, Гречьску, книжнаго, слыша, рҍчи, крьщена.

5. Выпишите из текста все слова неславянского происхождения и укажите их фонетические приметы.

6. Найдите в тексте старославянизмы (с фонетическими приметами). Дайте им древнерусские соответствия.

7. Выпишите из текста слова, в которых произойдет переход є в ’о.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 5.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из летописи по Лаврентьевскому списку 1377 г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах слышавъ (12), слово (13), приложиста (5) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с неполногласными сочетаниями. Приведите к ним древнерусские соответствия, восстановите праславянские формы. Установите, является ли сочетание ра в слове правѧть признаком старославянского происхождения.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах пришедъшема, виличья, начаста, преложиста, слышав, нҍции, язъци, волци, ѡвца, чада, ропьщуть, съставливати.

6. Найдите в тексте а) древнерусские и б) старославянские по происхождению слова с фонетическими приметами начала слова; в) неславянские по происхождению слова, укажите их фонетические приметы.

7. Докажите, что в словах отвҍщевати, отлученъ, оученья выделенные буквы писец употребил правильно.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 6.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из летописи по Лаврентьевскому списку 1377 г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах послати (8), собрашесѧ (9), рече (16) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с неполногласными сочетаниями. Приведите к ним древнерусские соответствия, восстановите праславянские формы.

5. Объясните происхождение выделенных мягких согласных в словах Печенҍзи, велицҍ, начаста, множьство, въстужиша, рече, рҍцҍ, Переяславци, льзҍ, приближисѧ, землю.

6. Найдите в тексте а) древнерусские и б) старославянские по происхождению слова с фонетическими приметами начала слова. Дайте им древнерусские/старославянские соответствия.

7. Докажите, что в словах вылҍсти, к рҍцҍ выделенные буквы писец употребил правильно.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 7.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из летописи по Лаврентьевскому списку 1377 г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах начало (1), слышавше (9), перевезесѧ (17) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские/древнерусские соответствия, восстановите праславянские формы.

5. Объясните происхождение выделенных мягких согласных в словах начати, бҍжа, плотници, хромьцемь, слышавше, исполчивъ, дружину, сҍча, Новгородци.

6. Найдите в тексте исконно русские слова. Дайте им старославянские соответствия.

7. Докажите, что в словах перевеземъсѧ, свҍту, на мҍстҍ, ледъ выделенные буквы писец употребил правильно.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 8.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из летописи по Лаврентьевскому списку 1377 г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах погыбнете (10), послушающе (13), сгонити (21) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские/древнерусские соответствия, восстановите праславянские формы.

5. Объясните происхождение выделенных мягких согласных в словах кнѧзь, отьца, послоушати, пороучити, пришьдъшю, помози, Переяславль, хощеть, отхожю.

6. Найдите в тексте а) древнерусские и б) старославянские по происхождению слова с фонетическими приметами начала слова.

7. Докажите, что в словах свҍта, рекъ выделенные буквы писец употребил правильно.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 9.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из Поучения Владимира Мономаха).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах оуганивалъ (3), ωтѧлъ (13), скочилъ (14) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские/древнерусские соответствия, восстановите праславянские формы. Установите, древнерусским или старославянским является слово розбихъ.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах отьцьмь, на розҍхъ, скочилъ, повеже, руцҍ, нозҍ, сҍсти, тружахъсѧ.

6. Найдите в тексте древнерусские по происхождению слова с фонетическими приметами начала слова.

7. Докажите, что в словах с конем, у колҍна, на бедры выделенные буквы писец употребил правильно.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 10.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из Поучения Владимира Мономаха).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах призиралъ (11), мѧ (14), славѧще (18) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с неполногласными сочетаниями. Приведите к ним древнерусские соответствия, восстановите праславянские формы. Установите, можно ли слова грҍшнаго, прославляю с неполногласными сочетаниями считать старославянскими по происхождению.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах держалъ, конюсҍхъ, вдовицҍ, служьбы, грҍшьнаго, грамотицю, можеть.

6. Найдите в тексте древнерусские по происхождению слова с фонетическими приметами начала слова, дайте им сарославянские соответствия.

7. Докажите, что в словах дҍла, своемь, грҍшнаго, звҍри выделенные буквы писец употребил правильно.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 11.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из Ипатьевской летописи 1425г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах начало (1), посолъ (17), слышавъ (21) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские соответствия, восстановите праславянские формы. Выпишите слова, в которых сочетания ра, ла, рҍ, лҍ не являются признаками старославянского происхождения.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах отьцю, множеством, дружину, слышавъ, Половьци, Переяславлю, помочь.

6. Найдите в тексте древнерусские по происхождению слова с фонетическими приметами начала слова, дайте им старославянские соответствия.

7. Объясните отсутствие перехода є в ’о в словах Глҍбъ, вҍсть, крҍпко.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 12.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из Ипатьевской летописи 1425г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах слышати (7), именемь (11), выбиша (24) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские/древнерусские соответствия, восстановите праславянские формы. Выпишите слова, в которых сочетания ра, ла, рҍ, лҍ не являются признаками старославянского происхождения.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах тѧжьцҍ, множьствомъ, слышати, ѡмрачиша, отроци, нощь, побеженым, горожаны.

6. Выпишите из текста слова: а) старославянские; б) древнерусские; в) иноязычные по происхождению – с фонетическими приметами их происхождения.

7. Объясните отсутствие перехода є в ’о в словах телҍгъ, снҍгь, перьвыи.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 13.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из Ипатьевской летописи 1425г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах проклѧтыи (13), послалъ (19), поимавъ (22) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские/древнерусские соответствия, восстановите праславянские формы. Установите, является ли сочетание ра в слове братъ признаком старославянского происхождения.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах тишина, кнѧзь, мирници, сыновьць, велицҍ, дщерь, земль, проклѧсти.

6. Выпишите из текста слова: а) старославянские; б) древнерусские по происхождению – с соответствующими фонетическими приметами их происхождения.

7. Объясните, какое из двух зафиксированных в тексте написаний поеха и ҍха – можно отнести к ХI веку. Объясните, почему в слове питьё произошел переход є в ’о, а в слове место его не было.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 14.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Договор Олега с греками – отрывок из Ипатьевской летописи 1425г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах клѧхсѧ (2), сбираю (9-10), оумремъ (23) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские/древнерусские соответствия, восстановите праславянские формы. Установите, являются ли сочетание ра в слове права и рҍ в слове грҍкы признаком старославянского происхождения.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах иссҍчени, помышлѧю, кнѧзь, оутвҍржаю, хочю.

6. Выпишите из текста: а) старославянские; б) древнерусские слова с фонетическими приметами начала слова.

7. Объясните отсутствие перехода є в ’о, а в словах века, греки.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 15.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из Ипатьевской летописи 1425г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах слышавше (2), оумерлъ (2), iзоiмавъ (6) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские/древнерусские соответствия, восстановите праславянские формы. Установите, является ли сочетание ра в слове братъ признаком старославянского происхождения.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах половьць, дроужина, пришедшии, слышати, мнози, почаша, речи, всажа.

6. Выпишите из текста: а) старославянские; б) древнерусские слова с фонетическими приметами начала слова.

7. Установите, в каких словах текста возможен переход є в ’о. Объясните отсутствие перехода є в ’о в слове время.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 16.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из Ипатьевской летописи 1425г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах послаша (3), погубити (6), возметь (6-7) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские соответствия, восстановите праславянские формы. Установите, являются ли сочетания ра, ла в словах братома и расплакасѧ признаком старославянского происхождения.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах кнѧже, слышавъ, ѡтьци, послоуша, мозҍте, Всеволожая, хочемъ, межю, блюсти.

6. Выпишите из текста: а) старославянские; б) древнерусские слова с фонетическими приметами начала слова.

7. Установите, правильно ли этимологически употреблены в тексте буквы е, ҍ в словах дҍди, земли.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 17.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из Ипатьевской летописи 1425г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах проси (1), снѧти (11), животворѧщаго (13-14) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские соответствия, восстановите праславянские формы. Установите, являются ли сочетания ра, ла в словах брата и Мьстислава признаком старославянского происхождения.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах велицҍ, дружины, чьто, дчери (дъчери), земль, вести (ср.: ведена).

6. Выпишите из текста: а) старославянские; б) древнерусские слова с фонетическими приметами.

7. Установите, правильно ли этимологически употреблены в тексте буквы е, ҍ в словах в Кыевҍ, веремѧ.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 18.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из Ипатьевской летописи 1425г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах зачало (1), сҍде (7), оузьрҍшасѧ (21) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские соответствия, восстановите праславянские формы. Установите, является ли сочетание ла в слове Ярославу признаком старославянского происхождения.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах кнѧженья, Половьци, слышавъ, зачало, крьщеньи, Переславль, сҍсти (ср.: сҍдѧщю).

6. Почему в словах Кыевъ, полкы, Половҍцькыми писец написал после к букву ы, а в слове Киевҍ – и? С какого времени в исконно русских словах на месте сочетаний гы, кы, хы появляются сочетания ги, ки, хи?

7. Объясните причины отсутствия перехода є в ’о в словах дед, сел.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 19.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из Ипатьевской летописи 1425г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах созвавшоу (2), пришедшоу (13), оумертъ (20) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские/древнерусские соответствия, восстановите праславянские формы. Установите, являются ли сочетания ла и лҍ в словах Владиславъ и оустрҍмисѧ признаками старославянского происхождения корней слов.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах рече, Божиею, велицҍ, Богородици, пришедшоу, побҍже, хочете, рече, съблюде, погнести (ср.: погнетши).

6. Почему в словах Кыевҍ, соцкыи, тысѧцкымъ, оугорьскыхъ писец написал после к букву ы, а не и? С какого времени в исконно русских словах на месте сочетаний гы, кы, хы появляются сочетания ги, ки, хи?

7. Установите, правильно ли этимологически употреблены в тексте буквы е, ҍ в словах невҍрнии, к немоу.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 20.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Отрывок из Ипатьевской летописи 1425г.).

2. Выпишите из текста 5 слов с пропущенными буквами Ъ и Ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в этом отрывке написания с буквами е и о на месте редуцированных в сильной позиции.

3. Найдите в словах вземь (2), сложивъ (3), посла (6) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские/древнерусские соответствия, восстановите праславянские формы. Установите, является ли сочетание ра в слове братъ признаком старославянского происхождения слова.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах кнзъ, сложивъ, вҍньць, множьство, помочью, вҍсть (ср.: вҍдҍти).

6. Почему в слове боярьскии писец написал после к букву и? Как это слово могло быть записано в XI веке? С какого времени в исконно русских словах на месте сочетаний гы, кы, хы появляются сочетания ги, ки, хи?

7. Докажите, что в словах чьстью, къде, цҍла, вҍньць, земля буквы е, ь, ъ, ҍ употреблены правильно.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 21.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Послесловие к Остромирову Евангелию).

2. Выпишите из текста все слова Выпишите из текста все слова а) с редуцированными Ъ и Ь, напряженными редуцированными Ы, И в сильной позиции; б) с редуцированными Ъ и Ь в слабой позиции.

3. Найдите в словах зазьрети (30), слава (1), память (33) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские и древнерусские соответствия, восстановите праславянские формы.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах Объясните происхождение выделенных согласных в словах Бжию (5), нареченоу (5), кънѧзоу (9), сътѧжавшумоу (15-16), д҃шам (17), прао҃ць (20), кр҃щении (6).

6. Найдите в тексте древнерусские слова с фонетическими приметами начала слова. Выпишите из текста слова неславянского происхождения, укажите их фонетические приметы.

7. Выпишите из текста слова, в которых произойдет переход є в ’о.

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Вариант 22.

1. Спишите и переведите на современный русский язык текст (Грамота великого князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода (около 1130 г.).

2. Выпишите из текста все слова а) с редуцированными Ъ и Ь, напряженными редуцированными Ы, И в сильной позиции; б) с редуцированными Ъ и Ь в слабой позиции.

3. Найдите в словах бити (17), ωтимаеть (8), почьнеть (6) корень слова, определите исторические чередования гласных в нем, укажите, к какому ряду исторических чередований они относятся, причину их возникновения.

4. Найдите в тексте все слова с полногласными сочетаниями. Приведите к ним старославянские соответствия, восстановите праславянские формы. Выпишите из текста слова, в которых сочетания ра, ла, рҍ, лҍ не являются признаком старославянского происхождения слов.

5. Объясните происхождение выделенных согласных в словах кнѧжение (2), почьнеть (6), Б҃ца 79), дължни (11), пришьствия (20), продажами (5), князь (5).

6. Найдите в тексте древнерусские слова с фонетическими приметами начала слова. Выпишите из текста слова неславянского происхождения, укажите их фонетические приметы. Подберите старославянские соответствия к словам дьржа, дължнии, съмьрти.

7. Докажите, что писец правильно употребил буквы ѣ (ять) иє (есть) в словах землю (2), по моемъ(5), почьнеть(6), на ωбѣдѣ (18).

8. Выпишите из отрывка все имена существительные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, выявите тип склонения, определите род, число, падеж.

9. Выпишите из отрывка все имена прилагательные (в той форме, в какой они даны в тексте). Укажите начальную форму каждого, разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное), определите род, число, падеж.

10. Выпишите из отрывка все местоимения. Укажите начальную форму каждого, разряд, определите род, число, падеж.

11. Выпишите из отрывка все глаголы. Укажите начальную форму (инфинитив), наклонение, время, лицо, число. Определите класс глагола.

12. Выпишите из отрывка все причастия. Определите залог, время, род, число, падеж каждого.

Наши рекомендации