Caesar novas legiōnes in Italiā conscribēbat et cum eis in Galiam adveniēbat

Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3.Б.6. Профессиональный цикл. Базовая часть»» ФГОС-3 по направлению подготовки 035800 – «Фундаментальная и прикладная лингвистика».

Данная учебная дисциплина рассчитана на студентов I курса. Для ее освоения необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в средней образовательной школе.

Данная учебная дисциплина входит в систему следующих образовательных курсов: языкознание, иностранные языки, классические языки, лингвистическая терминология, культурология; также входит в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение общих принципов организации и установление общих тенденций и различий в развитии грамматических систем языков; в совокупность дисциплин гуманитарного цикла, изучающих человека в разных аспектах. Данный курс начинает цикл изучения древних языков, формирует терминологическую, теоретическую и эмпирическую базу для освоения других дисциплин профилизации (древнегреческий язык, старославянский языки; введение в языкознание, сравнительно-историческое языкознание, лингвистическая типология).

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Студент должен знать (иметь представление и использовать в практической деятельности):

  • теоретические основы фонетической и грамматической систем латинского языка;
  • характерные признаки грамматических единиц латинского языка;
  • синтаксические особенности латинского языка;
  • принципы перевода с латинского языка на русский;
  • перевод и грамматическую характеристику составляющих латинских фразеологизмов (100 ед.);
  • семантику и грамматическую характеристику лексических единиц (500 ед.);
  • особенности ритмики и принципов латинского стихосложения («Ad Melpomenen» (Horatius), «Gaudeamus»).

Студент должен уметь

  • понимать, осмысливать, интерпретировать базовую лингвистическую информацию;
  • идентифицировать и дифференцировать грамматические единицы латинского языка;
  • воспроизводить и давать лексико-грамматический, историко-культурный комментарий к фразеологизмам (100 ед.);
  • воспроизводить, определять семантику и давать грамматическую характеристику лексическим единицам (500 ед.);
  • устанавливать межъязыковые связи латинского языка и современных языков (русский, английский);
  • анализировать языковые факты, используя систему основных понятий и терминов общего языкознания;
  • устанавливать генетические связи латинского языка с другими индоевропейскими языками.

Студент должен владеть

  • основной лингвистической терминологией, применяемой в практике преподавания латинского языка и других языков;
  • приемами определения места словоформы в грамматической системе латинского языка;
  • основными приемами образования грамматических форм;
  • алгоритмом перевода латинского предложения;
  • основами сопоставительного анализа латинского языка и современных языков (английский, немецкий/итальянский).

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 035800 – «Фундаментальная и прикладная лингвистика»:

а) общекультурные (ОК):

- владение культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-1);

б) профессиональные (ПК):

- знание основных понятий и категорий современной лингвистики (ПК-1);

- знанием основ грамматики латинского языка и умением читать со словарем латинские тексты (ПК-3);

- владение основными методами фонологического, морфологического, синтаксического и семантического анализа с учетом языковых и экстралингвистических факторов (ПК-7).

Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 144 часа (58 часов – аудиторная работа, 50 часов – самостоятельная работа, 36 часов – экзамен). Формы итогового контроля: зачет (1 семестр), экзамен (2 семестр).

Содержание учебной дисциплины

Введение

Понятие «латинский язык». Краткие сведения о периодах развития латинского языка в античную эпоху. Памятники письменности латинского языка. Судьба латинского языка в средние века и эпоху Возрождения, в XVII-XVIII вв., в новое время. Латинский язык как основа романских языков. Влияние латинского языка на германские и славянские языки. Латинский язык как источник международной научной, научно-политической, культурной терминологии. Общеобразовательное значение латинского языка.

Письмо и фонетика. Латинский алфавит: происхождение, состав, название букв. Условность произношения букв. Два типа произношения латинских букв: классическое и традиционное. Гласные. Количественная и качественная характеристика гласных. Монофтонги. Дифтонги и диграфы. Характеристика согласных. Произношение отдельных согласных (s, c, h, k, l, x, j), сочетаний согласных (ch, ph, rh, th), буквосочетаний (ti, ngu, su, qu). Правила слогораздела. Правила долготы и краткости слога. Правила постановки ударения.

Морфология

Имя существительное

Грамматические категории: род, число, падеж. Распределение имен существительных по типам склонения, в зависимости от индоевропейской основы. Парадигмы склонений. Закономерности образования падежных форм.

Имя прилагательное

Классификация имен прилагательных по трем склонениям (I-II и III склонения). Парадигмы склонений. Количество родовых окончаний и их морфологические признаки. Степени сравнения. Употребление падежей при степенях сравнения.

Местоимение

Разряды местоимений: личные, возвратное, притяжательные, указательные, относительное, вопросительные, неопределенные, отрицательные, определительные. Склонение местоимений. Местоименные прилагательные

Имя числительные

Разряды числительных: количественные, порядковые, разделительные, числительные-наречия. Склонение числительных. Римские цифры. Краткие сведения о римском календаре, мерах, денежной системе.

Глагол

Грамматические категории: лицо, число, наклонение, залог, время. Глагольные основы: инфекта, перфекта, супина. Способы образования этих основ. Распределение глаголов по четырем спряжениям в зависимости от конечного гласного основы инфекта. Четыре основные формы глагола в латинском языке. Характеристика двух временных систем: инфекта и перфекта. Образование форм времен системы инфекта (Praesens, Imperfectum, Futurum I). Образование форм времен системы перфекта (Perfectum, Plusquamperfectum, Futurum II). Наклонения: indicatives, coniunctivus, imperatives (значение, употребление). Инфинитивы. Причастия. Супин I и II. Герундий и герундив. Отложительные и полуотложительные глаголы. Глагол esse и его производные. Неправильные глаголы: ire, fieri, velle, nolle, malle, ferre, edere. Недостаточные и безличные глаголы.

Наречие

Самостоятельные и производные наречия. Образование наречий. Степени сравнения наречий.

Служебные части речи

Предлоги. Употребление предлогов с падежами (Accusativus, Ablativus). Постпозитивное слияние предлога cum с местоимениями. Постпозитивные предлоги gratia, causa.

Синтаксис

Синтаксис простого предложения. Сказуемое и подлежащее, способы их выражения. Простое и составное сказуемое. Согласование именной части сказуемого подлежащим. Отрицательная конструкция. Порядок слов в простом распространенном предложении. Страдательная конструкция. Выражение действующего лица в страдательной конструкции. Функции инфинитива. Инфинитивные обороты Accusativus cum infinitivo, Nominativus cum infinitivo. Причастие и его функции. Ablativus absolutus. Употребление супина I и II. Gerundium и его функции. Gerundivum и его функции. Употребление конъюнктива в независимом предложении. Синтаксис сложного предложения. Сочинение и подчинение. Правило последовательности времен (consecutio temporum).

Лексика и словообразование

Лексический запас (около 500 слов). Слова латинского происхождения в русском языке и современных европейских языках. Методические указания по работе со словарем. Способы словообразования: аффиксация и сложение. Наиболее употребительные аффиксы латинских имен существительных, прилагательных, глаголов.

Латинское стихосложение.

  Раздел дисциплины С е м е с т р Н е д е л я Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах Формы текущего контроля успеваемости (по неделям). Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Л ПР СР К
Введение: латинский язык как классический язык, его история, периоды развития, памятники, значение для последующих эпох. Алфавит. Гласные. Дифтонги. Согласные. Буквосочетания. Количество слога. Ударение 1-2     Коллоквиум Устный опрос. (еженед.) Тест
Глагол: грамматические категории. Глагольные основы. Основные формы глагола Распределение глаголов по четырем типам спряжения. Praesens indicativi activi глаголов 4-х спряжений. Imperativus praesentis activi правильных глаголов. 3-4     Устный опрос. (еженед.) Проверочная работа «Нормы латинского произношения и ударения»
Имя существительное: грамматические категории, распределение существительных по типам склонения. I склонение. Глагол sum, fui, - esse (быть) в Praesens indicativi activi. Синтаксис простого предложения.     Устный опрос. (еженед.) Проверка владения латинской глагольной терминологией
II склонение существительных (формальные признаки, образец склонения, особенности склонения форм среднего рода).     Устный опрос. (еженед.) Лексический минимум №1 (письменно/устно) Проверка владения латинской именной терминологией
Прилагательные I -II склонения. (формальные признаки прилагательных I-II склонения; согласование прилагательных с существительным; составление и склонение словосочетаний).     Устный опрос. (еженед.) Проверочная работа «Состав и склонение словосочетаний (1-2 склонение)»
Местоимения: личные, возвратное, притяжательные. Латинские предлоги.     Устный опрос. (еженед.) Лексический минимум №2 (письменно/устно)
III склонение существительных. Согласный тип III склонения. Важнейшие фонетические законы.     Устный опрос (еженед.) Латинскиая фразеология. Часть1 (устно)
Указательные местоимения. Imperfectum indicativi activi глаголов 4-х спряжений и глагола esse (быть).     Устный опрос. (еженед.)  
Futurum I indicativi activi глаголов 4-х спряжений и глагола esse (быть).     Устный опрос. (еженед.)  
III склонение: гласный тип (формальные признаки и склонение существительных)     Устный опрос. (еженед.)  
Страдательный залог времен системы инфекта. Синтаксис страдательной конструкции (Ablativus instrumenti, Ablativus auctoris). Infinitivus praesentis passivi.     Устный опрос. (еженед.) Проверочная работа «Образование форм системы инфекта обоих залогов»
III склонение: смешанный тип (формальные признаки и склонение существительных III смешанного склонения, важнейшие исключения).     Устный опрос. (еженед.)  
Прилагательные III склонения. Participium praesentis activi (формальные признаки прилагательных III склонения, их виды и склонение; образование, склонение и словообразовательное значение причастий настоящего времени действительного залога).     Устный опрос. (еженед.) Лексический минимум №3 (письменно)  
Местоимения: вопросительные, относительное, определительные, неопределенные, отрицательные. Местоименные прилагательные. 16-17     Проверочная работа «Состав и склонение словосочетания (3 склонение)» Контрольная работа Латинская фразеология. Часть2 (устно) Зачет за семестр
Система перфекта. Perfectum indicativi activi. Plusquamperfectum, Futurum II (secundum, exactum) indicativi activi.       Устный опрос. (еженед.)  
Participium perfecti passivi, Participium futuri activi. Времена системы перфекта страдательного залога. Отложительные и полуотложительные глаголы (особенности формообразования и значения).       Устный опрос. (еженед.) Проверочная работа «Система форм отложительных и полуотложительных глаголов»
Инфинитивы и инфинитивные обороты. Accusativus cum infinitivo: состав и принцип перевода Nominativus cum infinitivo: состав и перевод; сравнительная характеристика инфинитивных оборотов.     Устный опрос. (еженед.) Лексический минимум №1 (письменно/устно)    
Степени сравнения прилагательных Синтаксис падежей при степенях сравнения прилагательных (Ablativus comparationis, Genetivus partitivus). Супплетивные, недостаточные, аналитические степени сравнения прилагательных. Наречия. Степени сравнения наречий.     Устный опрос. (еженед.) Проверочная работа «Степени сравнения прилагательных. Образование наречий и их степеней сравнения»
Существительные IV и V склонения. Общее в склонении имен существительных латинского языка.     Устный опрос. (еженед.) Латинская фразеология. Часть1 (устно)
Ablativus absolutus (состав оборота, способы перевода).     Устный опрос. (еженед.) Проверочная работа «Практика перевода предложений с разного типа синтаксическими конструкциями»
Числительные: разряды, склонение. Римский календарь. Римские меры длины.     Устный опрос. (еженед.)  
Конъюнктив в простом предложении (Praesensconjunctivi activi et passivi). Студенческий гимн Gaudeamus.     Устный опрос. (еженед.) Проверочная работа «Практика перевода синтаксических конструкций с использованием числительных разных разрядов» Лексический минимум №2 (письменно/устно)
Глаголы, сложные с esse. Неправильные глаголы.     Устный опрос. (еженед.)  
Gerundium и Gerundivum (образование, значение).     Устный опрос. (еженед.) Проверочная работа «Определение и перевод форм неправильных глаголов»
Конъюнктив. Особенности употребления сослагательного наклонения в независимом предложении.     Устный опрос. (еженед.)  
Латинское стихосложение Чтение и перевод адаптированных и оригинальных текстов 12-16     Устный опрос. (еженед.) Лексический минимум №3 (письменно/устно). Gaudeamus (наизусть) Латинская фразеолгоия. Часть2 (устно). Ad Melpomenen (наизусть) Контрольная работа Экзамен
             

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа студентов разработана в рамках актуального на сегодняшний компетентностного подхода к обучению и сложившейся в высшей школе практики преподавания древних языков. Предлагаемые формы работы, типы заданий и виды промежуточной и итоговой аттестации по курсу способствуют овладению заявленными общекультурными и профессиональными компетенциями.

  Раздел дисциплины С е м е с т р Н е д е л я Самостоятельная работа студентов
Введение: латинский язык как классический язык, его история, периоды развития, памятники, значение для последующих эпох. Алфавит. Гласные. Дифтонги. Согласные. Буквосочетания. Количество слога. Ударение 1-2 Конспект вводной лекции. Шатров, Леушина: введение, §§ 1-7, упр.1-4, с. 131-132 Составление алгоритма определения места ударения в слове (ОК-1). Подготовка к тесту и проверочной работе «Нормы латинского произношения и ударения» (ОК-1).
Глагол: грамматические категории. Глагольные основы. Основные формы глагола Распределение глаголов по четырем типам спряжения. Praesens indicativi activi глаголов 4-х спряжений. Imperativus praesentis activi правильных глаголов. 3-4 Шатров, Леушина: §§ 86-92, тексты с. 132-133, упр. с.133-134 Составление алгоритма работы с глагольной формой (ОК-1) Лексико-грамматический комментарий глагольных форм (ПК-3). Отбор и историко-культурный комментарий идиом латинского языка (ПК-7).
Имя существительное: грамматические категории, распределение существительных по типам склонения. I склонение. Глагол sum, fui, - esse (быть) в Praesens indicativi activi. Синтаксис простого предложения. Шатров, Леушина: §§ 11-15, 17, 18, 150, 160-162, тексты с. 134, упр. с. 134-135 Составление алгоритма работы с формой существительного (ОК-1). Лексико-грамматический комментарий форм субстантивов (ПК-3). Отбор латинских лексем, являющихся источниками образования слов в современных европейских языках (ПК-7). Отбор и историко-культурный комментарий идиом латинского языка (ПК-7). Составление алгоритма анализа латинского простого предложения (ОК-1, ПК-7). Подготовка к сдаче лексического минимума №1 (ПК-3).
II склонение существительных (формальные признаки, образец склонения, особенности склонения форм среднего рода). Шатров, Леушина: §§ 16, 19-25, тексты с. 135, упр. с. 135-136 Лексико-грамматический комментарий форм субстантивов и глаголов (ПК-3). Отбор латинских лексем, являющихся источниками образования слов в современных европейских языках (ПК-7). Отбор и историко-культурный комментарий идиом латинского языка (ПК-7). Подготовка к проверочной работе «Состав и склонение словосочетаний (1-2 склонение)» (ОК-1, ПК-3).
Прилагательные I -II склонения (формальные признаки прилагательных I-II склонения; согласование прилагательных с существительным; составление и склонение словосочетаний). Шатров, Леушина: §§ 45-50, тексты с. 134, упр. с. 134-135 Лексико-грамматический комментарий форм прилагательных (ПК-3). Отбор латинских лексем, являющихся источниками образования слов в современных европейских языках (ПК-7). Отбор и историко-культурный комментарий идиом латинского языка (ПК-7). Подготовка к сдаче лексического минимума №2 (ПК-3).
Местоимения: личные, возвратное, притяжательные. Латинские предлоги. Шатров, Леушина: §§ 66-70, 158-159, тексты с. 136, упр. с. 137 Лексико-грамматический комментарий форм местоимений разных разрядов (ПК-3). Отбор латинских лексем, являющихся источниками образования слов в современных европейских языках (ПК-7). Отбор и историко-культурный комментарий идиом латинского языка (ПК-7). Подготовка к сдаче латинских фразеологизмов (часть 1) (ПК-1, 7).
III склонение существительных. Асигматический и сигматический способы образования именительного падежа. Согласный тип III склонения. Важнейшие фонетические законы. Шатров, Леушина: §§ 26-32, 8-10, тексты с. 138-139, упр. с. 139-140 Лексико-грамматический комментарий форм различной частеречной принадлежности (ПК-3). Отбор латинских лексем, являющихся источниками образования слов в современных европейских языках (ПК-7). Отбор и историко-культурный комментарий идиом латинского языка (ПК-7).  
Указательные местоимения. Imperfectum indicativi activi глаголов 4-х спряжений и глагола esse (быть). Шатров, Леушина: §§ 71-72, 94, тексты с. 140, упр. с. 140-141 Лексико-грамматический комментарий форм различной частеречной принадлежности (ПК-3). Отбор латинских лексем, являющихся источниками образования слов в современных европейских языках (ПК-7). Отбор и историко-культурный комментарий идиом латинского языка (ПК-7).  
Futurum I indicativi activi глаголов 4-х спряжений и глагола esse (быть). Шатров, Леушина: §§ 95, тексты с. 141, упр. с. 141-142 Лексико-грамматический комментарий форм различной частеречной принадлежности (ПК-3). Отбор латинских лексем, являющихся источниками образования слов в современных европейских языках (ПК-7). Отбор и историко-культурный комментарий идиом латинского языка (ПК-7).
III склонение: гласный тип (формальные признаки и склонение существительных) Шатров, Леушина: §§ 33-34, тексты с. 141, упр. с. 141-142 Лексико-грамматический комментарий форм различной частеречной принадлежности (ПК-3). Отбор латинских лексем, являющихся источниками образования слов в современных европейских языках (ПК-7). Отбор и историко-культурный комментарий идиом латинского языка (ПК-7). Подготовка к проверочной работе «Образование форм системы инфекта обоих залогов» (ОК-1, ПК-3).
Страдательный залог времен системы инфекта. Синтаксис страдательной конструкции (Ablativus instrumenti, Ablativus auctoris). Infinitivus praesentis passivi. Шатров, Леушина: §§ 96-102, тексты с. 142, упр. с. 142-143 Лексико-грамматический комментарий форм различной частеречной принадлежности (ПК-3). Отбор латинских лексем, являющихся источниками образования слов в современных европейских языках (ПК-7). Отбор и историко-культурный комментарий идиом латинского языка (ПК-7).
III склонение: смешанный тип (формальные признаки и склонение существительных III смешанного склонения, важнейшие исключения). Особенности III склонения. Шатров, Леушина: §§ 35-37, тексты с. 143, упр. с. 143-144 Лексико-грамматический комментарий форм различной частеречной принадлежности (ПК-3). Отбор латинских лексем, являющихся источниками образования слов в современных европейских языках (ПК-7). Отбор и историко-культурный комментарий идиом латинского языка (ПК-7). Подготовка к сдаче лексического минимума №3 (ПК-3).
Прилагательные III склонения. Participium praesentis activi (формальные признаки прилагательных III склонения, их виды и склонение; образование, склонение и словообразовательное значение причастий настоящего времени действительного залога). Шатров, Леушина: §§ 51-53, 121-123, тексты с. 143, упр. с. 143-144 Лексико-грамматический комментарий форм различной частеречной принадлежности (ПК-3). Отбор латинских лексем, являющихся источниками образования слов в современных европейских языках (ПК-7). Отбор и историко-культурный комментарий идиом латинского языка (ПК-7). Подготовка к проверочной работе «Состав и склонение словосочетания (3 склонение)» (ОК-1, ПК-3).  
Местоимения: вопросительные, относительное, определительные, неопределенные, отрицательные. Местоименные прилагательные. 16-17 Шатров, Леушина: §§ 73-77, тексты с. 144-145, упр. с. 145 Лексико-грамматический комментарий форм различной частеречной принадлежности (ПК-3). Отбор латинских лексем, являющихся источниками образования слов в современных европейских языках (ПК-7). Отбор и историко-культурный комментарий идиом латинского языка (ПК-7). Подготовка к контрольной работе за 1-ый семестр (ОК-1, ПК-3, 7) Подготовка к сдаче латинской фразеологии (часть 2) (ПК-1, 7).
Система перфекта. Perfectum indicativi activi. Plusquamperfectum, Futurum II (secundum, exactum) indicativi activi.   Шатров, Леушина: §§ 109, 111-112, тексты с.145-146, упр. с.146 Лексико-грамматический комментарий форм различной частеречной принадлежности (ПК-3). Отбор латинских лексем, являющихся источниками образования слов в современных европейских языках (ПК-7). Отбор и историко-культурный комментарий идиом латинского языка (ПК-7). Подготовка к проверочной работе «Система форм отложительных и полуотложительных глаголов» (ОК-1, ПК-3).
Participium perfecti passivi, Participium futuri activi. Времена системы перфекта страдательного залога. Отложительные и полуотложительные глаголы (особенности формообразования и значения).   Шатров, Леушина: §§108, 110, 113, 124-126; тексты с.167-168, упр. с. 168, §§ 145-148, тексты с. 150-151, упр. с. 151 Лексико-грамматический комментарий форм различной частеречной принадлежности (ПК-3). Отбор латинских лексем, являющихся источниками образования слов в современных европейских языках (ПК-7). Отбор и историко-культурный комментарий идиом латинского языка (ПК-7). Подготовка к сдаче лексического минимума №1 (ПК-3).
Инфинитивы и инфинитивные обороты. Accusativus cum infinitivo: состав и принцип перевода Nominativus cum infinitivo: состав и перевод; сравнительная характеристика инфинитивных оборотов. Шатров, Леушина: §§132-139, 205-208; 209-211, тексты с.148-150, упр. с.149, 150 Лексико-грамматический комментарий форм различной частеречной принадлежности (ПК-1, 10). Отбор латинских лексем, являющихся источниками образования слов в современных европейских языках (ПК-7). Отбор и историко-культурный комментарий идиом латинского языка (ПК-7). Подготовка к проверочной работе «Степени сравнения прилагательных. Образование наречий и их степеней сравнения» (ОК-1, ПК-3).
Степени сравнения прилагательных Синтаксис падежей при степенях сравнения прилагательных (Ablativus comparationis, Genetivus partitivus). Супплетивные, недостаточные, аналитические степени сравнения прилагательных. Наречия. Степени сравнения наречий. Шатров, Леушина: §§54-65; тексты с.151-152, 155-156, упр. с.153, 157 Лексико-грамматический комментарий форм различной частеречной принадлежности (ПК-3). Отбор латинских лексем, являющихся источниками образования слов в современных европейских языках (ПК-7). Отбор и историко-культурный комментарий идиом латинского языка (ПК-7). Подготовка к сдаче латинских фразеологизмов (часть 1) (ПК-1, 7).
Существительные IV и V склонения. Общее в склонении существительных латинского языка. Шатров, Леушина: §§ 38-44; тексты с. 153-1154, упр. 154 Лексико-грамматический комментарий форм различной частеречной принадлежности (ПК-3). Отбор латинских лексем, являющихся источниками образования слов в современных европейских языках (ПК-7). Отбор и историко-культурный комментарий идиом латинского языка (ПК-7). Подготовка к проверочной работе «Практика перевода предложений с разного типа синтаксическими конструкциями» (ОК-1, ПК-3).
Ablativus absolutus (состав оборота, способы перевода). Шатров, Леушина: §§ 215-219; тексты с. 154-155, упр.с.155 Лексико-грамматический комментарий форм различной частеречной принадлежности (ПК-3). Отбор латинских лексем, являющихся источниками образования слов в современных европейских языках (ПК-7). Отбор и историко-культурный комментарий идиом латинского языка (ПК-7).
Числительные: разряды, склонение. Шатров, Леушина: §§ 78-85; тексты с.157, упр.с.158 Лексико-грамматический комментарий форм числительных (ПК-1, 10). Отбор латинских лексем, являющихся источниками образования слов в современных европейских языках (ПК-7). Отбор и историко-культурный комментарий идиом латинского языка (ПК-7). Подготовка к проверочной работе «Практика перевода синтаксических конструкций с использованием числительных разных разрядов» (ОК-1, ПК-3). Подготовка к сдаче лексического минимума №2 (ПК-3).
Конъюнктив в простом предложении (Praesens conjunctivi activi et passivi). Студенческий гимн Gaudeamus. Шатров, Леушина: §§ 114-120, 220; тексты с.158, 186, упр.с. 159 Лексико-грамматический комментарий форм различной частеречной принадлежности (ПК-3). Отбор латинских лексем, являющихся источниками образования слов в современных европейских языках (ПК-7). Отбор и историко-культурный комментарий идиом латинского языка (ПК-7). Выучить Gaudeamus (ПК-3, 7).
Глаголы, сложные с esse. Неправильные глаголы. Шатров, Леушина: §§ 147-157; тексты с.159-160, упр.с.160 Лексико-грамматический комментарий форм различной частеречной принадлежности (ПК-3). Отбор латинских лексем, являющихся источниками образования слов в современных европейских языках (ПК-7). Отбор и историко-культурный комментарий идиом латинского языка (ПК-7). Подготовка к проверочной работе «Определение и перевод форм неправильных глаголов» (ОК-1, ПК-3).
Gerundium и Gerundivum (образование, значение). Шатров, Леушина: §§ 239-240; тексты с. 163-164 Лексико-грамматический комментарий форм различной частеречной принадлежности (ПК-3). Отбор латинских лексем, являющихся источниками образования слов в современных европейских языках (ПК-7). Отбор и историко-культурный комментарий идиом латинского языка (ПК-7).  
Конъюнктив. Особенности употребления сослагательного наклонения в сложном предложении. Шатров, Леушина: §§221-238; тексты с. 160-163 Составление алгоритма анализа латинского сложного предложения (ОК-1, ПК-7). Лексико-грамматический комментарий форм различной частеречной принадлежности (ПК-3). Отбор латинских лексем, являющихся источниками образования слов в современных европейских языках (ПК-7). Отбор и историко-культурный комментарий идиом латинского языка (ПК-7). Подготовка к сдаче лексического минимума №3 (ПК-3).
Латинское стихосложение Шатров, Леушина: Приложение с. 188-190; Гораций «Памятник» с. 175 (наизусть) Лексико-грамматический комментарий форм различной частеречной принадлежности (ПК-3). Историко-культурный комментарий к тексту стихотворения (ПК-7). Сравнительный анализ русских переводов «Памятника» Горация (М. Ломоносов, Г. Державин, А. Фет) (ПК-7). Подготовка к сдаче латинской фразеологии (часть2) (ПК-1, 7).  
Чтение и перевод текстов 13-15 Шатров, Леушина: Хрестоматия, тексты (по выбору) с.165-173 Лексико-грамматический комментарий форм различной частеречной принадлежности (ПК-3). Отбор латинских лексем, являющихся источниками образования слов в современных европейских языках (ПК-7). Подготовка к итоговой контрольной работе (ОК-1, ПК-3, 7). Ad Melpomenen (наизусть) (ОК-3, 7). Подготовка к экзамену

5. Образовательные технологии

Учебный процесс по данной учебной программе подготовки проводится с использованием как традиционных (лекции, семинары, практические занятия, коллоквиумы), так и инновационных (использование мультимедийных средств) форм и технологий образования.

В рамках сложившейся практики преподавания иностранных языков при проведении занятий по данной программе используются активные формы работы в сочетании с интенсификацией самостоятельной работы студентов (подготовка практического занятия, участие в обязательных консультациях, собеседование по разделам для самостоятельного изучения, подготовка и сдача квалификационных составляющих курса (лексика, фразеология, “Ad Melpomenen” (Horatius), “ Gaudeamus”).

6. Оценочные средства для текущего контроля, промежуточной аттестации по итогам освоений дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

1. Тема коллоквиума: География, хронология и историко-культурное значение латинского языка.

2. Типы проверочных работ:

  1. Зачетная работа по фонетике (образец):

I. Слова разбейте на слоги, определите количество предпоследнего слога, поставьте ударение и запишите произношение: Maraphon, lagoena, Hymenaeus, propinquus, rhombus, chirigraphum, ornīthon, anguis, eunūchus, auspicium.

II. Запишите нормы чтения латинских согласных C, S.

III. Сформулируйте правила долготы слога.

  1. Составить и просклонять словосочетание (на материале существительных и прилагательных I, II, III склонения): populus, i f + altus, a, um; testis, is m + novus, a, um; exemplar, āris n + vetus, eris.
  2. Выберите вариант правильного согласования имени прилагательного с именем существительным: lux nova / lux novus новый свет; persōna novum/ persōna nova новое лицо; deus novum / deus novus новый бог; ovum novum / ovum novus новое яйцо.
  3. Определить и перевести на русский язык формы глаголов: ducebātur, delebāmur, captābam, delevistis, munīris.
  4. Определить и перевести на латинский язык формы глаголов: меня любят, он будет расти, тебя побеждали, их будут отправлять, вас почитали.
  5. Определить и перевести на русский язык именные формы (имена существительные, прилагательные, числительные, местоимения): terrārum, bella, nomini, murō, victoriā, hostibus, corpus, tibi, fortia, lupĕ

7. Выберите правильный перевод латинской глагольной формы:

mittēbat он отправлял / он отправил

videbāmus нас видели / мы видели

ornābar меня украсят / меня украшали

mittitis вы посылаете / ты посылаешь

vidēbis ты будешь видеть / ты видел

8. Выберите латинскую форму, соответствующую русскому переводу:

нас украшают (а) mittunt (д)

их украсят (б) ornāmur (а)

вас отправляют (в) vidēbar (г)

меня видели (г) ornabuntur (б)

они отправляют (д) mittimini (в)

  1. Проспрягать глагол в требуемом времени (времена системы перфекта обоих залогов): duco, duxi, ductum, ducere «вести» в Praesens indicativi passivi и в Futurum I indicativi activi.
  2. Перевести на русский язык предложения с использованием синтаксических оборотов Accusativus cum infinitivo, Nominativus cum infinitivo, Ablativus absolutus: Lucretius dicit Epicurum animos hominum maximis erroribus liberavisse. Leo rex bestiarum putatur. Imminente periculo incolae rura reliquerunt. Примечание: rus, ruris n деревня.
  3. Определите формы отложительных глаголов, переведите: nascitur, nascentur, nascebāris, natus sum; miserēbar, miserēbor, miserēmur, miser(i)ti erāmus; oriuntur, ortae eritis, oriēris, orta erunt; machinabātur, machinabitur, machinātus est, machināris; mortuus esse, moriēmini, moriar, moriuntur.
  4. Образуйте степени сравнения прилагательных, переведите:asper, era, erum грубый, суровый, difficilis, e трудный, parvus, a, um. Образуйте от прилагательных наречия и их степени сравнения, переведите: clarus, a, um ясный, crudelis, e жестокий, patiens, entis терпеливый.
  5. Записать латинские числительные цифрами: tredecim, duodeviginti, duo et triginta, quadringenti, quttuor milia, decem, ducenti viginti unus Перевести на русский язык словосочетания с числительными: (in) quinta decima aetate, (in) millesimo nongentesimo sexagesimo anno, octoni libri, septeni deni anni.

3. Образцы зачетной контрольной работы за 1 семестр:

Образец 1

1. Составьте и просклоняйте словосочетание хороший воин

miles, itis m – воин, bonus, a, um - хороший

2. Образуйте от существительных формы Acc. Sing. et Pl.

canis, is m, f; ager, agri m; vita, ae f; scutum, i n

3. Переведите на русский язык, определив время, залог, лицо и число глагольных форм

ducebātur, delebāmur, captābam, deleberis, munīris

Примечание: capto, 1 – ловить, duco, xi, ctum, 3 – вести, deleo, ēvi, ētum 2 – уничтожать

munio, 4 - укреплять

4. Переведите на латинский язык, определив время, залог, лицо и число глагольных форм

мы ловим, они будут ловить, вы ведете, я уничтожал, их укрепляют

5. Определите латинский первоисточник слов

аграрный, овальный, студент, дикция, одиозный, гонор, сервис, патриотизм, кантата, имитация

6. Переведите предложение и сделайте разбор каждого слова

Caesar novas legiōnes in Italiā conscribēbat et cum eis in Galiam adveniēbat

7. Переведите на латынь

История – дочь времени, жизнь памяти

Образец 2

1. Определите тип склонения имен существительных:

avis, avis f mater, matris f urbs, urbis f

animal, animālis n maritimus, ī m aquila, ae f

monumentum, ī n magister, trī m nauta, ae m

2. Определите падеж, число, род, склонение следующих имен:

templis modos pace militis longōrum

temporum virī amico mī doloribus

3. Переведите глагольные формы, определив время, лицо, число, тип спряжения:

a) с латинского на русский: stringēmus, estis, tradiderint, nominamini, colebām;

b) с русского на латинский: ты наказываешь, быть доверяемым, его вели, нас будут обучать, я рассказал.

4. От каких латинских слов произошли следующие русские слова: локальный, маринист, Виктория, сепаратный, таблетка, анимизм, гербарий, парабеллум, популярный, орнамент?

5. Переведите, определите грамматическую основу, сделайте грамматический разбор всех слов:

а) Omne initium difficile est. б) Constat Romānos eōdem anno duas urbes florentes, Carthagĭnem et Corinthum, delevisse. в) Helvetiī Germānos finibus suis prohibēbant.

4. Образцы зачетной контрольной работы за 2 семестр:

Образец 1

1. Обозначьте обороты и переведите предложения.

1. Helvetii Sequanis invītis per eōrum fines iter facere non potuērunt.

2. Scio amīcum meum bene cantāre.

3. Thales primus defectiōnem solis praedixisse.

2. Сделайте полный синтаксический разбор предложения № 1.

3. Укажите словарную форму и перевод латинских слов, к которым восходят латинизмы: квартет, мемориал, менталитет, негатив, плюс, раритет, регресс, социальный, тест, транзит.

Образец 2

Переведите. Укажите особенности синтаксической организации предложения (найдите и обозначьте обороты). Дайте грамматическую характеристику всех слов выделенного курсивом предложения. Отметьте латинизмы.

Alexander et Apelles

Cum Alexander equitans ab Apelle pictus esset, imago regi minus placuit, quam artifex speravit. Sed cum Alexandri equus ad tabulam adductus esset, hic statim equo picto adhinnivit, quasi verus equus esset. Tum Apelles: “O rex, -inquit,- equus tuus, ut video, picturae peritior est, quam tu.”

Лексический минимум

Освоение лексического минимума (500 ед.) направлено на формирование представления о роли и значимости латинского языка в процессе формирования научной и общественно-политической терминологии (ПК-1), на расширение лигвистического и общекультурного кругозора, способствует усвоению частотной лекики латинского языка, необходимой для перевода как адаптированных, так и оригинальных латинских текстов (ПК-3). Кроме того, знание латинской лексики обеспечивает более точное понимание семантики слов латинского происхождения в русском словаре и их правильное употребление в процессе речевой коммуникации (ПК-7).

I семестр

1. orno,1 украшать

2. valeo, ui, -, 2 быть здоровым

3. narro,1 рассказывать

4. taceo, ui, itum,2 молчать

5. respondeo, ndi, nsum,2 отвечать

6. ambulo,1 гулять

7. bene хорошо

8. semper всегда

9. debeo, ui, itum,2 быть должным

10. audio,4 слушать

11. amo,1 любить

12. dormio,4 спать

13. venio, veni, ventum,4 идти

14. sentio, nsi, nsum,4 чувствовать

15. timeo,ui,-, 2 бояться

16. vivo,vixi,ctum,3 жить

17. cogito,1 мыслить

18. do,dedi,datum,dare давать

19. bis дважды

20. cito быстро

21. spiro,1 дышать

22. spero,1 надеяться

23. clamo,1 кричать

24. lego, legi, lectum,3 читать

25. scribo, psi, ptum, 3 писать

26. cano, cecini, cantum, 3 петь

27. ago, egi, actum, 3 делать, гнать

28. disco, didici, -, 3 учиться

29. dico, xi, ctum, 3 говорить

30. credo, didi, itum, 3 верить

31. studeo, ui, -, 2 стараться

32. tendo, tetendi, tentum, 3 тянуть, направлять

33. noto, 1 отмечать

34. festino, 1 спешить

35. divido, visi, visum, 3 делить

36. impero, 1 приказывать

37. tango, tetigi, tactum, 3 трогать

38. dea, ae f богиня

39. pugna, ae, f битва

40. sapientia, ae f мудрость

41. Aurora, ae f Аврора

42. Musa, ae f муза

43. amica, ae f подруга

44. magistra, ae f учительница

45. vita, ae f жизнь

46. schola, ae f школа

47. luxuria, ae f роскошь

48. filia, ae f дочь

49. inopia, ae f нужда

50. aquila, ae f орел

51. capto, 1 ловить

52. musca, ae f муха

53. victoria, ae f победа

54. cura, ae f забота

55. erro, 1 ошибаться

56. fama, ae f слух

57. epistula, ae f письмо

58. scientia, ae f знание

59. potentia, ae f сила

60. Europa, ae f Европа

61. video, vidi, visum, 2 видеть

62. reliquiae, arum f остатки

63. castra, orum n лагерь

64. oppidum, i n город

65. Romanus, i m римлянин

66. vir, i m мужчина

67. proelium, ii n сражение

68. gloria, ae f слава

69. puella, ae f девочка

70. industria, ae f трудолюбие

71. erubesco, bui, -, 3 краснеть

72. bellum, i n война

73. pеriculum, i n опасность

74. locus, i m место

75. otium, ii n отдых

76. copia, ae f множество

77. amicus, i m друг

78. paro, 1 приобретать

79. probo, 1 испытывать

80. puer, eri m мальчик

81. liber, bri m книга

82. poēta, ae m поэт

83. discipulus, i m ученик

84. magister, tri m учитель

85. agricola, ae m земледелец

86. ager, agri m поле

87. colo, colui, cultum, 3 возделывать. почитать

88. beneficium, ii m благодеяние

89. memoria, ae f память

90. teneo, ui, ntum, 2 держать

91. mitto, misi, missum, 3 посылать

92. salveo, -, -, 2 быть здоровым

93. ovum, i n яйцо

94. sum, fui, - esse быть

95. inter (с Acc) между

96. ab (c Abl) от, из

97. ad (c Acc) к, до

98. lingua, ae f язык

99. amicitia, ae f дружба

100. bonum, i n добро, благо

101. orno,1 украшать

102. valeo, ui, -, 2 быть здоровым

103. narro,1 рассказывать

104. taceo, ui, itum,2 молчать

105. respondeo, ndi, nsum,2 отвечать

106. ambulo,1 гулять

107. bene хорошо

108. semper всегда

109. debeo, ui, itum,2 быть должным

110. audio,4 слушать

111. amo,1 любить

112. dormio,4 спать

113. venio, veni, ventum,4 идти

114. sentio, nsi, nsum,4 чувствовать

115. timeo,ui,-, 2 бояться

116. vivo,vixi,ctum,3 жить

117. cogito,1 мыслить

118. do,dedi,datum,dare давать

119. bis дважды

120. cito быстро

121. spiro,1 дышать

122. spero,1 надеяться

123. clamo,1 кричать

124. lego, legi, lectum,3 читать

125. scribo, psi, ptum, 3 писать

126. cano, cecini, cantum, 3 петь

127. ago, egi, actum, 3 делать, гнать

128. disco, didici, -, 3 учиться

129. dico, xi, ctum, 3 говорить

130. credo, didi, itum, 3 верить

131. studeo, ui, -, 2 стараться

132. tendo, tetendi, tentum, 3 тянуть, направлять

133. noto, 1 отмечать

134. festino, 1 спешить

135. divido, visi, visum, 3 делить

136. impero, 1 приказывать

137. tango, tetigi, tactum, 3 трогать

138. dea, ae f богиня

139. pugna, ae, f битва

140. sapientia, ae f мудрость

141. Aurora, ae f Аврора

142. Musa, ae f муза

143. amica, ae f подруга

144. magistra, ae f учительница

145. vita, ae f жизнь

146. schola, ae f школа

147. luxuria, ae f роскошь

148. filia, ae f дочь

149. inopia, ae f нужда

150. aquila, ae f орел

151. capto, 1 ловить

152. musca, ae f муха

153. victoria, ae f победа

154. cura, ae f забота

155. erro, 1 ошибаться

156. fama, ae f слух

157. epistula, ae f письмо

158. scientia, ae f знание

159. potentia, ae f сила

160. Europa, ae f Европа

161. video, vidi, visum, 2 видеть

162. reliquiae, arum f остатки

163. castra, orum n лагерь

164. oppidum, i n город

165. Romanus, i m римлянин

166. vir, i m мужчина

167. proelium, ii n сражение

168. gloria, ae f слава

169. puella, ae f девочка

170. industria, ae f трудолюбие

171. erubesco, bui, -, 3 краснеть

172. bellum, i n война

173. pеriculum, i n опасность

174. locus, i m место

175. otium, ii n отдых

176. copia, ae f множество

177. amicus, i m друг

178. paro, 1 приобретать

179. probo, 1 испытывать

180. puer, eri m мальчик

181. liber, bri m книга

182. poēta, ae m поэт

183. discipulus, i m ученик

184. magister, tri m учитель

185. agricola, ae m земледелец

186. ager, agri m поле

187. colo, colui, cultum, 3 возделывать. почитать

188. beneficium, ii m благодеяние

189. memoria, ae f память

190. teneo, ui, ntum, 2 держать

191. mitto, misi, missum, 3 посылать

192. salveo, -, -, 2 быть здоровым

193. ovum, i n яйцо

194. sum, fui, - esse быть

195. inter (с Acc) между

196. ab (c Abl) от, из

197. ad (c Acc) к, до

198. lingua, ae f язык

199. amicitia, ae f дружба

200. bonum, i n добро, благо

II семестр

1. navigo,1 плыть

2. exercitus, us m войско

3. intro, 1 входить

4. maneo, mansi, mansum, 2 оставаться

5. arx, arcis f крепость

6. neco,1 убивать

7. incendium, ii n пожар

8. deleo, evi, etum, 2 уничтожать

9. servo,1 сохранять

10. erudio,4 обучать

11. Capitolium,, ii n Капитолий

12. clamor, oris m крик

13. anser, eris m гусь

14. expono, posui, positum, 3 выкладывать

15. educo,1 воспитывать

16. describo, psi, ptum,3 описывать

17. ipse, ipsa, ipsum сам

18. veto, vetui, vetitum, 1 запрещать

19. scio,4 знать, уметь

20. vivo,vixi,victum, 3 жить

21. legatus, i m посол

22. nuntio, 1 сообщать

23. paro,1 готовить

24. stultus, a, um глупый

25. puto, 1 думать

26. video, vidi, visum, 2 видеть

27. scribo, psi, ptum, 3 писать

28. doceo, docui, doctum 2 учить

29. beatus, a, um счастливый

30. miser, era, erum несчастный

31. dico, dixi, dictum, 3 говорить

32. constituo, ui, utum, 3 строить, решать

33. administro, 1 управлять

34. aequus, a, um одинаковый

35. vinum, i n вино

36. importo, 1 ввозить

37. volo, volui, -, velle хотеть

38. timeo, ui, - 2 бояться

39. voluptas, atis f удовольствие

40. summus, a, um высший

41. bonum, i n благо

42. regius, a, um царский

43. optimus, a, um наилучший

44. dux, ducis m вождь

45. trado, didi, ditum, 3 передавать

46. pons, pontis m мост

47. facio, feci, factum, 3 делать

48. iubeo, iussi, iussum, 2 приказывать

49. consentio, nsi, nsum, 4 соглашаться

50. consuetudo, inis f привычка

51. taceo, ui, citum, 2 молчать

52. vis f сила

53. elegantia, ae f изящество

54. sermo, onis m разговор

55. sentio, sensi, sensum, 4 чувствовать

56. ictus, us m удар

57. apis, apis f пчела

58. rana, ae f лягушка

59. barba, ae f борода

60. philosophus, i m философ

61. fugio, fugi, fugiturus, 3 бежать

62. hora, ae f час

63. annus, im год

64. alea, ae f жребий

65. iacio, ieci, iactum, 3 бросать

66. vinco, vici, victum, 3 побеждать

67. utor, usus sum, uti пользоваться

68. Hannibal, alis m Ганнибал

69. iuvo, iuvi, iutum, 1 помогать

70. fortis, e храбрый

71. morior, mortuus sum, mori умирать

72. dulcis, e сладкий

73. decorus, a, um пристойный

74. progredior, gressus sum, progredi идти вперед

75. regredior, regressus sum, regredi идти назад

76. fidus, a, um верный

77. Iuppiter, Iovis m Юпитер

78. maximus, a, um величайший

79. pessimus, a, um наихудший

80. minimus, a, um наименьший

81. melior, melius лучше

82. peior, peius хуже

83. minor, minus меньше

84. maior, maius больше

85. velox, velocis быстрый

86. valetudo, inis f состояние здоровья

87. vetus, eris старый

88. hostis, is m враг

89. intellego, lexi, lectum, 3 понимать

90. scutum, i n щит

91. proelium, ii n сражение

92. relinquo, qui, ctum, 3 оставлять

93. odium, ii n ненависть

94. simulatio, onis f изображение

95. fructus, us m плод

96. manus, us f рука

97. domus, us f дом

98. cognosco, novi, notum, 3 познавать

99. lapsus, us m ошибка

100. spero, 1 надеяться

101. occasus, us m заход, закат

102. cornu, us n рог

103. genu, us n колено

104. visus, us m зрение

105. sensus, us m чувство

106. usus, us m опыт

107. res, rei f вещь, дело

108. humanus, a, um человеческий

109. acies, ei f острота

110. supero, 1 превосходить

111. motus, a, um движение

112. ortus, us m восток, восход

113. dies, ei m, f день, срок

114. nox, noctis f ночь

115. sum, fui, -, esse быть

116. gradus, us m шаг

117. Danaus, i m Данай

118. donum, i n дар

119. fero, tuli, latum, ferre нести

120. aveo, 2 радоваться, здравствовать

121. Caesar, aris m Цезарь

122. saluto, 1приветствовать

123. venio, veni, ventum, 4 идти

124. ver, veris n весна

125. turbo, 1 мутить, крутить

126. flumen, inis n река

127. capio, cepi, captum, 3 брать

128. piscis, piscis m рыба

129. triumvir, i m триумвир

130. nscor, natus sum, nasci рождаться

131. consul, is m консул

132. transporto, 1 перевозить

133. acer, acris, acre острый

134. acriter остро

135. facilis, e легкий

136. facilius легче

137. exemplum, i n пример

138. praeceptum, i n наставление

139. Carthago, inis f Карфаген

140. senatus, us m сенат

141. modestus, a, um благоразумный

142. modeste благоразумно

143. iustus, a, um справедливый

144. iuste справедливо

145. res publica, rei publicae f

146. gero, gessi, gestum, 3 вести

147. timor, oris m страх

148. decedo, cessi, cessum, 3 уходить

149. nobilitas, atis f знать

150. superbia, ae f гордость

151. celer, is, e быстрый

152. celeriter быстро

153. bis дважды

154. do, dedi, datum, dare давать

155. qui, quae, quod который

156. citus, a, um быстрый

157. cito быстро

158. victor, oris m победитель

159. crudelis, e жестокий

160. tracto, 1 исследовать

161. civilis, e гражданский

162. clarus, a, um известный

163. diligens, entis старательный

164. diligenter старательно

165. multus, a, um многочисленный

166. multum много

167. habeo, ui, itum, 2 иметь

168. plus больше

169. cupio, ivi, itum, 3 сильно желать

170. unus, a, um

171. duo, duae, duo

172. tes, tria

173. quattuor

174. quinque

175. sex

176. septem

177. octo

178. novem

179. decem

180. viginti

181. centum

182. mille

183. primus, a, um

184. secundus, a, um

185. alter, era, erum

186. tertius, a, um

187. quartus, a, um

188. quintus, a, um

189. sextus, a, um

190. septimus, a, um

191. octavus, a, um

192. nonus, a, um

193. decimus, a, um

194. hodie сегодня

195. cras завтра

196. citius быстрее

197. altius выше

198. fortis, e сильный

199. fortius сильне venter, tris m живот, брюхо

200. gaudeo, gavisus sum, 2 радоваться

201. igitur итак

202. iuvenis, e молодой

203. iucundus, a, um приятный

204. iuventus, utis f молодость

205. molestus, a, um тягостный

206. senectus, utis f старость

207. humus, i m земля, почва

208. finio, 4 заканчивать

209. mors, mortis f смерть

210. velox, ocis быстрый

211. atros, ocis жестокий

212. velociter быстро

213. atrociter жестоко

214. parco, peperci, -, 3 беречь

215. virgo, inis f девушка

216. gracilis, e стройный

217. formosus, a, um красивый

218. mulier, eris f женщина

219. tener, era, erum нежный

220. amabilis, e любимый

221. transeo, ii, itum, ire переходить

222. Academia, ae f

223. professor, oris m учитель

224. membrum, i n участник, студент

225. quilibet, quaelibet, quodlibet какой угодно

226. laboriosus, a, um трудолюбивый

227. superi, orum всевышние боги

228. inferi, orum подземные боги

229. flos, oris m цветок

230. rego, rexi, rectum, 3 править

231. civitas, atis f государство

232. caritas, atis f милость

233. Maecenas, atis m Меценат

234. protego, texi, tectum, 3 защищать

235. pereo, ii itum, ire погибать

236. tristitia, ae f печаль

237. dolor, oris m боль

238. diabolus, i дьявол

239. quivis, quaevis, quodvis любой

240. antiburschius, a, um настроенный против студенчества

241. fio, factus sum, fieri бывать

242. voluntas, atis f воля

243. prudens, entis благоразумный

244. prudenter благоразумно

245. respicio, spexi, spectum, 3 оглядываться

246. verto, verti, versum, 3 поворачивать

247. stylus, i m стиль

248. cano, cecini, cantum, 3 петь

249. triumphus, i m триумф

250. cedo, cessi, cessum, 3 уступать

251. possum, potui, posse мочь

252. volo, volui, -, velle хотеть

253. nolo,nolui, -, nolle не хотеть

254. fero, tuli, latum, ferre нести

255. eo, ii, itum, ire идти

256. ius, iuris n право

257. voco,1 звать

258. iudex, icis m судья

259. studeo, ui, -, 2 заниматься усердно

260. opto, 1 желать

261. pax, pacis f мир

262. natio, onis f народ

263. mando, 1 поручать

264. socius, ii m союзник

265. barbarus, i m варвар

266. adiuvo, iuvi, iutum, 1 помогать

267. libertas, atis f свобода

268. ictus, us m удар

269. porta, ae f ворота

270. epistola, ae f письмо

271. bibo, bibi, -, 3 пить

272. minuo, ui, utum, 3 уменьшать

273. versus, us m стих, ряд

274. nego,1 отрицать

275. indignatio, onis f негодование

276. spectaculum, i n зрелище

277. pecunia, ae f деньги

278. ancilla, ae f служанка

279. arena, ae f песок

280. describo, psi, ptum, 3 описывать

281. alo, alui, alitum, 3 кормить

282. gutta, ae f капля

283. lapis, idis m камень

284. rideo, risi, risum, 2 смеяться

285. emendo,1 исправлять, лечить

286. Carthago, inis f Карфаген

287. cogito, 1 мыслить

288. pactum, i n договор

289. servo,1 сохранять

290. ratio, onis f разум

291. gustus, us m вкус

292. disputo,1 спорить

293. censeo, sui, nsum, 2 оценивать, полагать

294. vis f сила

295. cavo,1 долбить

296. cado, cecidi, casum, 3 падать

297. disco, didici, -, 3 учиться

298. potestas, atis f власть

299. maiores, um (pl.) предки

300. tranfero, tuli, latum, ferre переносить

Наши рекомендации