Фольклор. Исторический очерк

Истоки мировой литературы – в героическом эпосе, сказках, легендах, в песнях, пословицах, загадках, в том, что обычно называют фольклором. Он возник тогда, когда русский народ ещё не имел письменности. Труд вызвал к жизни первые песни и сказки. Песни облегчали работу, подчиняя её к определённой размеренности, четкому ритму.

Не умея правильно объяснить явления природы, первобытный человек верил в то, что окружающий его мир надёлён добрыми и злыми духами, он старался умилостивить их, воздействуя на них заклинаниями и обрядовыми песнями, которые исполнялись во время полевых работ, свадеб и похорон. Со временем старинные обрядовые песни, утратив своё первоначальное значение, остались в памяти народной как лирические или игровые.

Героические песни рассказывали о подвигах знаменитых воинов, прежде всего государей, предводителей. Позднее певцы соединяли несколько песен в одну на основе какого-нибудь сюжета. Так возникли русские былины, исторические и многие другие песни.

Устное народное творчество является своеобразным историческим документом: рассказывает философию народа, его твёрдую веру в справедливость и заслуженное счастье, в победу добра над злом.

Важным разделом народной культуры были эпические и мифологические сказания, передававшиеся из поколение в поколение. В них прослеживаются мифы о первых кузнецах, о начале пашенного земледелия, о давних битвах со степными кочевниками, олицетворённого в образе жестокого и кровожадного Змея Горыныча.

«Вполне справедливо можно сказать, что русский народный эпос служит для народа неписаною, традиционною летописью, переданною из поколения в поколение в течение столетий. Это не только поэтическое воссоздание жизни, но и выражение исторического сознания народа… Русский народ в своих былинах осознал своё историческое значение», - писал знаменитый филолог века19-го, академик Ф.И. Буслаев.

В десятом веке, в эпоху становления и укрепления государства, зародился новый эпический жанр – героический былинный эпос. Былины, или старины, как их называли сами сказатели и их слушатели, посвящались русским богатырям Илье Муромцу, Добрыне Никитичу, Алёше Поповичу, новгородскому гусляру Садко, заезжему богатырю Дюку Степановичу. Былины «поются», сказываются своеобразным мерным напевом, торжественно и медленно, как гимны отваге и мужеству богатырей. Обычно сказитель начинал с запева, иногда это было всего несколько слов, иногда же целая самостоятельная картина:

Высота ли, высота поднебесная,

Глубота, глубота Океан-море,

Широко раздолье по всей земле,

Глубоки омуты днепровские.

Сказитель не мог бы удерживать в памяти многие тысячи стихов, если бы в былинных текстах не повторялись веками выработанные так называемые типические формулы, или «общие места», которыми он пользовался в своём повествовании: описание пира, богатырской поездки, прихода богатыря в княжеские палаты, седлание коня и т.д.

Былинные приёмы создают медленно развертывающиеся торжественное, монументальное повествование о подвигах могучих богатырей, всегда готовых встать на защиту родной русской земли.

Русский богатырь, воплотивший в себе лучшие человеческие качества: смелость, честность, верность, беззаветную любовь к родине, - Илья Муромец, ныне причисленный Русской Православной церковью к лику Святых. Былины рассказывают о его чудесной силе, о борьбе с Соловьём-разбойником, захватчиком Идолищем поганым, о победе над Калином-царём, о ссоре с князем Владимиром. С ним вместе добрый и смелый, но любящий прихвастнуть Алёша Попович и умный, образованный Добрыня Никитич. Все они – защитники Киевского государства.

Совсем другой мир раскрывается в новгородских былинах об удальце Василии Буслаеве, не верящем ни во что, кроме своей силы и смелости, и о гусляре Садко, чарующем своей игрой морского царя. Эти былины знакомят нас с жизнью богатого Новгорода, с его широкими международными связями. Одной из лучших русских былин – о пахаре Микуле Селяниновиче, наделённом чудесной богатырской силой и олицетворяющем трудовой русский народ. Микула Селянинович вошел в дружину сына Святослава – Олега, воевавшего с варягами в 915 году.

Былинных персонажей, известных сказателям, куда больше, чем самих богатырей, среди них есть редко встречающиеся, такие как Самсон Самсонович, Полкан Полканович, Пересмеяны племянник и мн.др. А ведь ещё былинные персонажи, в том числе такие значительные, как князь Владимир и княгиня Апраксия, Маринка Кайдаловна, Марья Лебедь Белая, Мишатка Путятин.

Целый цикл богатырских былин народ сложил о князе Владимире, оборонявшем Русь от непрошеных гостей. Его любовно называли Красным Солнышком. Другой цикл былин был посвящён князю Всеславу Полоцкому, народному избраннику во время восстания 1068-го года. Третий цикл былин воспевал Владимира Мономаха и его борьбу с половцами.

Громадное количество былин и былинных персонажей говорит об их популярности, о необходимости обращения к этим бесценным свидетельствам мироощущения и мировоззрения русского человека, его идеалов.

Нашла отражение в былинах и русская история. Для народных сказаний бесспорно, характерны идеи патриотизма, защиты родной земли. Но в отличие от летописей, где судьба Руси зависит от князя Киевского, от его храбрости, мудрости или слабости, в былинах в минуту опасности единственными защитниками Родины становятся богатыри из народа. Былины противопоставляют официальной версии истории свою, народную.

ВО ВРЕМЕНА КНЯГИНИ ОЛЬГИ…

Финно-угорские племена некогда занимали довольно обширную территорию: почти всю нынешнюю Россию до Урала.

Но пограничные племена, в частности словене новгородские, по территории ильменские (побережье озера Ильмень) так называемые ильменские вины. А на территории псковской будущей земли жили прибалтийские вины. Это родственные (не путать с эстонцами, это эсты, одно из финно-угорских) племена нарума и чудь, они жили по соседству, как живут сейчас. Восточные славяне, пришедшие сюда, двигались по территории Вислы (современная Польша). С этих же территорий, во время великого переселения народов, уходят и балтийские племена, но чуть раньше. Балты – это литовцы и латыши. И здесь они сталкиваются непосредственно со славянами. Славяне приходят на эту территорию в 5 веке, где уже жило не многочисленное эстахонное население, являющееся аборигенами. Поэтому здесь были большие предпосылки занять обширные свободные земли, пригодные для возделывания, охоты и рыболовства. Эти земли были свободными и не нужно было их завоёвывать. Балты мирно соседствовали со славянами, о чём нам говорят данные топонимики. 5% гидронима (названия рек и озёр) всего Северо-Запада балтийского происхождения и столько же – финского, а выше – славянского.

Данные археологии и лингвистики подтверждают, что с конца 5 века берега реки Великой стали зоной тесных балто-славянских и финских этно-язычных контактов. Данные лингвистики говорят о том, что славяне осваивали изначально древние земли Балтики и территорию современной Псковщины. Об этом же и говорят данные антропологии. Для исследования было взято западное побережье Псковского озера

Наши рекомендации