Тема 2. История и общественные науки

Занятие 2. Междисциплинарность в практике школы «Анналов».

22 сент, черновики сообщений до 19 сент

План.

1. Междисциплинарные подходы в творчестве Марка Блока и Люсьена Февра.

2. Междисциплинарность в творчестве Фернана Броделя.

3. Третье поколение школы «Анналов» и развитие междисциплинарного подхода (на примере творчества одного историка).

Методические указания.

По всем вопросам студенты готовят сообщения, посвящённые зарождению и применению междисциплинарных подходов в работах классиков трёх поколений школы «Анналов». При подготовке авторы сообщений ищут ответы на вопросы:

1. Каковы основные вехи биографии историка? В какой степени они предопределяли его обращение к междисциплинарности?

2. Какова область исследовательских интересов историка? В чём состоят его заслуги в этой области?

3. Какие задачи ставил перед собой историк в конкретно-исторических исследованиях?

4. К достижениям каких дисциплин ему пришлось обратиться для успешного решения поставленных задач? В чём состоит конкретный вклад других дисциплин в решение поставленных историком задач?

5. Как изменилось со временем отношение историка к применению междисциплинарного подхода? Под влиянием чего это произошло?

6. Можно ли проследить ограниченность возможностей исторической науки и (или) других дисциплин при реализации междисциплинарного подхода историком?

Авторам сообщений предлагается подготовить раздаточный материал в виде выдержек из книг классиков школы «Анналов», посвящённых вопросам применения междисциплинарного подхода. В ходе группового обсуждения предлагается обсудить, насколько отношение классиков школы «Анналов» к междисциплинарности совпадает или отличается от подходов российских (советских) историков.

Общее задание для всех студентов по итогам трёх заданий: составить схему взаимодействия истории с другими науками (графически представить взаимодействие, обозначить основные методы и направления интеграции). После заслушивания всех сообщений студенты в ходе групповой работы обсуждают оптимальную схему и предлагают её общему вниманию.

Источники.

1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти ; послесл. А.Я. Гуревича. М., 1992.

2. Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999.

3. Арьес Ф. Время истории. М., 2011.

4. Блок М. Короли-чудотворцы: очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии / предисл. Ж. Ле Гоффа ; послесл. А.Я. Гуревича. М., 1998.

5. Блок М. Характерные черты французской аграрной истории / ред., авт. предисл. А. Д. Люблинская. М., 1957.

6. Блок М. Феодальное общество. М., 2003.

7. Бродель Ф. Что такое Франция? М., 1994–1997. Кн. 1-3.

8. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. М.: Прогресс, 1986–1992. Т. 1–3.

9. Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. М., 2002–2004. Ч. 1–3.

10. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. М., 2008.

11. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М., 2001.

12. Ле Гофф Ж. Людовик IX Святой / предисл. М.Ю. Парамоновой. М., 2001.

13. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / общ. ред. Ю.Л. Бессмертного ; послесл. А.Я. Гуревича. М., 1992.

14. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время.труд и культура Запада / под ред. В.А. Бабинцева. Екатеринбург, 2000.

15. Ле Гофф Ж. Средневековье и деньги. Очерк исторической антропологии. СПб., 2010.

16. Ле Руа Ладюри Э. История климата с 1000 года / под ред. Т.В. Покровской. Л., 1971.

17. Февр Л. Бои за историю : сб. ст. / ст. А.Я. Гуревича ; коммент. Д.Э. Харитоновича. М., 1991.

18. Анналы экономической и социальной истории. Избранное : сб. ст. М., 2007. В сборнике: Сайюс А. Изменения методов торговли в средневековой Италии; Пирен А. Крупная экспортная торговля в Средние века: Вина Франции; Кулишер И. Крупная промышленность в XVII-XVIII веках: Франция, Германия, Россия; Бомон Б. Производственная активность Германии после войны 1914-1918 гг.; Меке Г. По поводу пятилетнего плана; Миквиц Г. Проблема золота в Античности; Андреадес А. Военные финансы Александра Великого; Блок М. Проблема золота в Средние века; Озер А. Размышления об истории банков в Европе Нового времени, с конца XV века до конца XVIII века; Башман Ж. Банковская система Швейцарии; Жирар А. Иностранцы в экономической жизни Испании в XVI и XVII веках; Блок М. Немецкая колонизация в Польше; Братиану Г.И. Прикрепление к земле и фискальный режим. Опыт сравнительной румыно-славяно-византийской истории; Грас Н. С. Б. Бизнес и история бизнеса; Асакава К. Роль религии в экономической и социальной истории Японии; Мекке Г. Проблема населения в СССР; Вилар П. Рельс или дорога: Их роль в общей транспортной проблеме в Испании; Волкович Д. Кризис морских перевозок; Хальбвакс М. «Большой Берлин»: Гигантская агломерация или крупный город?; Жийар Ш. Проблемы истории дорог. Открытие Готарда; Пирен А. Образование купцов в Средние века

Литература.

1. Афанасьев Ю. Н. Историки против эклектики: французская историческая школа «Анналов» в современной буржуазной историографии ; РАН, Ин-т всеобщей истории. М., 1980.

2. Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов» ; РАН, Ин-т всеобщей истории. М., 1993.

3. Могильницкий Б. Г. История исторической мысли XX века : курс лекций. Вып. 2: Становление «Новой исторической науки» : учебное пособие. Томск, 2003.

4. Споры о главном: дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов» / ИВИ РАН; отв. ред. Ю.Л. Бессмертный. М., 1993.

5. Агирре Рохас К.А. «Анналы» и марксизм. URL: http://annuaire-fr.narod.ru/statji/Aguirre-Rojas-2009.html

6. Шенкао М.А. Изучение ментальностей во французской школе «Анналов». URL: http://www.terrahumana.ru/arhiv/09_01/09_01_05.pdf

Занятие 3. Микроистория: от частного к общему

24 сент, черновик сообщения до 20.09

План.

1. Междисциплинарность в концепции Карло Гинзбурга.

2. «Возвращение Мартена Герра» Натали Земон Дэвис.

Методические указания.

В ходе занятия студентам предстоит предметно разобраться с понятием «микроистория» и возможностями применения междисциплинарного подхода в микроисторических исследованиях. Вначале преподаватель напоминает, чем отличается микроистория от традиционного изучения микрообъекта. Затем студентам предлагается обсудить творчество двух крупных историков современности, выявляя их вклад в развитие исторической науки и степень междисциплинарности их исследований.

Для подготовки к первому вопросу докладчику необходимо прочитать книгу Карло Гинзбурга «Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в ХVI в.», а также познакомиться с другими материалами, характеризующими творчество известного итальянского историка. Примерные вопросы:

1. В чём состоит междисциплинарность подхода К. Гинзбурга?

2. Как понимает К. Гинзбург «народную культуру»?

3. Почему К. Гинзбург не оперирует понятием «ментальность»?

4. Какие исследовательские задачи ставит автор книги?

5. Мог ли он решить эти задачи без обращения к историко-антропологическим методам?

6. Насколько репрезентативен пример Меноккио?

7. Каковы выводы автора книги «Сыр и черви»?

8. Что означает название книги? Что хотел этим названием сказать автор?

Подготовка ко второму вопросу требует предварительного чтения книги Н. Земон Дэвис и просмотра кинофильма «Возвращение Мартена Герра» (режиссёр Даниэль Винье, 1982 г.; в главной роли – Жерар Депардьё).

Обсуждение второго вопроса строится вокруг впечатлений студентов от фильма: почему режиссёр избрал этот сюжет? Насколько содержание фильма отличается от книги? Что удалось изобразить с помощью средств киноискусства в дополнение к общим впечатлениям от книги?

В ходе групповой работы студенты готовят мини-рецензии на книгу и фильм, предлагают свои решения проблемы междисциплинарности в работе Н.З. Дэвис. Примерные вопросы для обсуждения таковы: в чём состоит междисциплинарный подход в книге Н.З. Дэвис? К каким дисциплинам, помимо антропологии, она обращается? Какие задачи ставит автор книги? Можно ли было решить поставленные задачи без привлечения других дисциплин? Достижения и методы каких дисциплин можно было бы привлечь для того, чтобы усилить доказательную базу автора?

По итогам двух занятий студенты делают вывод о том, насколько возможно вообще микроисторическое исследование без привлечения методов, применяемых в других дисциплинах. Является ли междисциплинарность обязательным элементом микроисторического исследования? Ответ на этот вопрос позволяет обобщить результаты работы по изученной теме.

Творческое задание, которое предлагается студентам по окончании занятия, состоит в индивидуальном написании небольших сценариев фильма по мотивам книги К. Гинзбурга «Сыр и черви». Для подготовки сценариев важен вопрос о том, какие средства были использованы создателями фильма «Возвращение Мартена Герра».

Литература.

1. Гинзбург К. Мифы-эмблемы-приметы. Морфология и история : сб.ст. / послесл. С. Козлова. М., 2004.

2. Гинзбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. М., 2000. См. также: URL: http://www.verigi.ru/?book=30 или http://vk.com/doc994515_414294159?hash=ef8383e2e26cf7db0a&dl=b31fc754f8414a1960

3. Гинзбург К. Германская мифология и нацизм. Об одной старой книге Жоржа Дюмезиля // Новое литературное обозрение. 1998. №31.

4. Гинзбург К. Остранение: Предыстория одного литературного приема // Новое литературное обозрение. 2006. №80.

5. Гинзбург К. Широты, рабы и Библия: опыт микроистории // Новое литературное обозрение. 2004. №65.

6. Живов В. Об исторической науке у Карло Гинзбурга // Новое литературное обозрение. 2004. №65.

7. Дэвис Н.З. Дамы на обочине. Три женских портрета ХVII века. М., 1999.

8. Дэвис Н. З. Возвращение Мартена Герра. М., 1990. См.: http://vk.com/doc151162067_396680128?hash=5bd564ace6f6aa136c&dl=b8d6ba0ab8a585500d

9. Прошлое – крупным планом: современные исследования по микроистории / Европ. ун-т в СПб., Ин-т им. Макса Планка; ред.: М.М. Кром и др. СПб., 2003.

10. Фильм «Возвращение Мартена Герра»:

http://vk.com/video-23340064_166570102

Наши рекомендации