Консенсуальные договоры. Купля-продажа. Права и обязанности сторон. Эвикция. Ответственность продавца за недостатки вещи

Обращение вещей (переход их из хозяйства в хозяйство) имело место еще до появления денег и представляло собой непосредственный обмен вещи на вещь (так называемую мену). На смену меновой формы пришел обмен товара на деньги (немедленная купля-продажа на наличные). Позднее стороны стали заключать договор, по которому одна принимает на себя обязательство передать товар, другая – уплатить за него цену. Основная хозяйственная цель договора купли-продажи заключается в том, чтобы в хозяйство покупателя поступили на праве собственности те или иные нужные для него вещи. Договор купли-продажи можно определить как консенсуальный контракт, посредством которого одна сторона – продавец (venditor) обязуется предоставить другой стороне – покупателю (emptor) в собственность вещь, товар, а другая стороны – покупатель обязуется уплатить продавцу за проданную вещь определенную денежную цену. Товар и цена являлись существенными элементами договора купли-продажи. Товаром могли быть в основном телесные вещи, не изъятые из оборота. Однако можно было продать и нетелесную вещь (res incorporalis), например право требования. Цена должна быть определенной и выражаться в денежной сумме (в этом отличие купли-продажи от мены, при которой эквивалентом вещи, передаваемой одной из сторон другой, являлась также какая-нибудь вещь, передаваемая второй стороной первой стороне).

Конечной целью договора купли-продажи являлась передача вещи покупателю на праве собственности. Но если продавец сам не был собственником вещи, то, естественно, покупатель также не становился её собственником, а следовательно, вещь могла быть виндицирована её собственником. В этом случае продавец нес ответственность за эвикцию (от слова evincere – вытребовать, отсудить) вещи. Эвикцией вещи называется лишение покупателя владения полученной от продавца вещью вследствие отсуждения её каким-либо третьим лицом на основании права, возникшего до передачи вещи продавцом покупателю.

Продавец обязан был предоставить вещь в надлежащем состоянии по качеству. Нормы права об ответственности продавца за ненадлежащее качество проданной вещи развивались постепенно. По цивильному праву продавец отвечал за свои заявления и обещания, но лишь за такие, которые делались серьезно с целью установления ответственности, а не представляли собой простого расхваливания товара, которое нельзя было понимать как принятие на себя продавцом ответственности.

Особенно большое значение имели сделки продажи, совершаемые на рынках, так как здесь продавались наиболее ценные для рабовладельческого хозяйства товары – рабы и скот. Рыночные сделки находились под наблюдением особых должностных лиц – курульных эдилов, которые издавали эдикты, содержащие специальные правила. В борьбе против продажи вещей, имеющих недостатки, которых покупатель не мог заметить при заключении договора, были введены два иска. Один иск был направлен на то, чтобы "сделать вещь некупленной", т.е. вернуть стороны в то положение, в каком они были при заключении договора; другой иск был направлен на уменьшение покупной цены. По обоим эдильским искам продавец отвечал даже в том случае, если сам не знал о существовании недостатков вещи.

Покупатель обязан был уплатить покупную цену. Если по заключении договора купли-продажи проданная вещь погибала по случайной причине, т.е. без вины в том как продавца, так и покупателя, то неблагоприятные последствия факта гибели вещи ложились на покупателя, т.е. покупатель нес риск независимо от того, стал ли он уже собственником купленной вещи или еще нет.

Договор имущественного найма и его виды. Права и обязанности сторон. Поднаем.

Классическое римское право знало три вида договора найма (locatio-conductio):

1) Наем вещи (locatio-conductio rei);

2) Наем услуг (locatio-conductio operum);

3) Наем работы или подряд (locatio-conductio operis или operis faciendi).

Наймом вещей называется такой договор, по которому одна сторона (наймодатель, locator) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю, conductor) одну или несколько определенных вещей для временного пользования, а другая сторона обязуется уплачивать за пользование предоставленными вещами определенное вознаграждение (merces, pensio) и по окончании пользования возвратить вещи в сохранности наймодателю. Предметом такого договора могли быть вещи – движимые и недвижимые, но из числа движимых вещей только такие, которые не принадлежат к числу потребляемых. Вознаграждение за пользование должно определяться в денежном выражении, но в договорах найма (аренды) сельскохозяйственных земельных участков допускалось определение наемной платы в натуре.

На наймодателе лежала обязанность предоставить нанимателю пользование нанятой вещью (или вещью и плодами от неё). Наймодатель отвечал за всякую вину, он также был обязан платить за отданную внаем вещь налоги, нести всякого рода публичные повинности и пр. Наниматель был обязан платить наймодателю за пользование вещью условленную наемную плату пропорционально времени пользования. Он нес ответственность за всякого рода повреждения и ухудшения нанятой вещи, если они произошли по его вине. По окончании найма нанятая вещь должна была быть возвращена без задержки и в надлежащем состоянии. Прекращался договор найма истечением срока, но, если фактически пользование вещью со стороны нанимателя продолжалось и по окончании срока, договор считался возобновленным по молчаливому согласию сторон. В некоторых случаях договор найма вещи мог быть прекращен односторонним отказом от него той или другой стороны.

Наниматель не лишен был права (если не было противоположного соглашения с наймодателем) передать нанятую вещь в пользование другому лицу (поднаем). Такая передача не снимала с основного нанимателя ответственности перед наймодателем за сохранность вещи и надлежащее её использование.

Договор подряда. Договор поручения. Содержание. Прекращение.

Договором подряда (найма работы, locatio-conducto operis) назывался договор, по которому одна сторона (подрядчик, conductor) принимала на себя обязательство исполнить в пользу другой стороны (заказчика, locator) известную работу, а заказчик принимал на себя обязательство уплатить за эту работу определенное денежное вознаграждение. Отличие этого договора от договора найма услуг заключалось в том, что по договору найма услуг нанявшийся обязан был к предоставлению отдельных услуг; договор же подряда направлен на то, чтобы подрядчик дал определенный законченный результат. Подрядчик отвечал за всякую вину, не исключая легкой. Ему разрешалось пользоваться при исполнении договора услугами других лиц, но с тем, что за их вину он отвечал как за свою собственную. На обязанности заказчика лежала уплата условленного вознаграждения.

Договор поручения состоял в том, что одно лицо (мандас, доверитель) поручало, а другое (мандатарий, поверенный) принимало на себя исполнение безвозмездно каких-либо действий. Предмет поручения могли составлять как юридические действия (совершение сделок, выполнение процессуальных действий), так и услуги фактического характера. Безвозмездность исполнения поручения являлась существенным признаком договора поручения. Однако если мандатарий получал за оказанную услугу какой-то подарок, это признавалось допустимым. К мандатарию предъявлялись строгие требования относительно точности, тщательности и заботливости в исполнении поручения. Он должен был довести принятое на себя дело до конца или сообщить манданту о невозможности исполнения поручения, чтобы тот мог заменить его другим лицом; если мандатарий не поставил манданта в известность о невозможности исполнить поручение, он отвечал перед мандантом за причиненный ущерб. Личное исполнение поручения не всегда было обязательно; иногда мандатарий вправе был привлечь к исполнению поручения других лиц. Мандант обязан был возместить мандатарию издержки, понесенные при исполнении поручения, даже независимо от результата, достигнутого путем произведенных расходов, лишь бы мандатарий действовал добросовестно и разумно. Кроме общих случаев прекращения договорных обязательств, договор поручения прекращался также односторонним отказом от договора той или иной стороны, а равно смертью одной из сторон.

Наследственное право

Понятие наследования

Наследование в римском праве - переход имущества умершего лица к одному или нескольким лицам. Наследование - есть преемство универсальное. Это значит, что наследник, вступая в наследство, приобретает единым актом все имущество наследодателя (или определенную долю имущества) как единое целое. Универсальный характер наследования проявляются в том, что к наследнику переходят сразу и права и обязанности, входящие в состав наследства, в том, что наследник может приобрести в составе наследства даже такие права и обязанности, о существовании которых он не знал. Также известно сингулярное преемство, т.е. предоставление лицу отдельных прав – так называемые легаты или отказы. Наследование возможно было или по завещанию или по закону (если завещание не состоялось, признано недействительным, или наследник, назначенный в завещании не принимал наследства).

Наследование в римском частном праве (и в современном) характеризуется как универ­сальное преемство, т. е. преемство всего комплекса имущест­венных прав и обязанностей наследодателя.

Наследованием называется переход имущества умершего лица к одному или нескольким другим лицам. Это значит, что наследник, вступая в наследство, приобретает единым актом всё имущество наследодателя (или – при наличии нескольких наследников – определенную долю имущества) как единое целое. Универсальный характер проявляется и в том, что к наследнику переходят сразу и права, и обязанности, входящие в состав наследства, в том числе такие права и обязанности, о существовании которых наследник не знал. В римском праве известно сингулярное преемство, то есть предоставление лицу отдельных прав – так назывались легаты теория отказы. Наследственно-правовые отношения возникали, когда законный наследник, способный принять наследство, заявлял, что при­нимает наследство. Если речь шла о наследстве дееспособного на­следодателя и о вещах, могущих являться предметом наследова­ния, наследник получал все права, которыми прежде владел насле­додатель. Наследование, возможно, было или позавещанию, или по закону (если завещание не состоялось, признано недействительным, или наследник, назначенный в завещании не принимал наследства). Недопустимо было сочетание этих двух оснований при наследовании после одного и того же лица, т.е. переход одной части наследства по завещанию, а другой – по закону.

Наследодатель, defunctus или de cuius, являлся лицом, кото­рое при жизни могло быть носителем наследственных прав и обя­занностей. Этим правом не обладали латины, лица alieni juris, если не они располагали peculium castrense и quasicastrense, и частные рабы, в то время как общественные рабы могли располагать mortis causa половиной пекулиума. Юридическое лицо не могло быть наследодателем. Физическое лицо, могущее быть наследодателем, получало этот статус в момент смерти.

Статус наследника при определенных условиях могло получить любое физическое лицо, даже рабы. Чтобы получить статус наследника, физическое лицо должно было жить в момент деляции, то есть в момент смерти наследодателя. Исключение составляли потомки наследодателя, родившиеся после его смерти. Статус наследника могли получать и юридические лица. В постклассический период и церковь могла получить статус наследника [14, c.313].

Необходимо различать открытие наследства и вступление в него. Наследство открывается в момент смерти наследодателя; с открытием наследства для определенных лиц связано получение права приобрести наследство. Однако переход прав происходит только в момент вступления в наследство, когда наследник выражает волю принять наследство.

Основное значение в Древнем Риме имело наследование по завещанию (secundum tabulas testamenti). Отсюда такие термины, как завещательное наследство (hereditas testamentaria) или наследник по завещанию (heres ex testamento).

Наследование по завещанию. Содержание завещания.

Завещание есть правомерное выражение воли, сделанное торжественно для того, чтобы оно действовало после нашей смерти.

Завещанием в римском праве признавали не всякое распоряжение лица своим имуществом на случай смерти, а лишь такое, которое содержало назначение наследника. Такое назначение должно было быть в самом начале завещания. Завещание являлось односторонней сделкой, т.е. оно выражало волю только завещателя. Завещание не являлось договором, т.к. выражение воли наследника имеет место не при совершении завещания, а только после смерти завещателя, как самостоятельный акт. Односторонний характер завещания проявлялось также в праве завещателя в любое время односторонне изменить или отменить завещание.

Собственник имущества имел право сам определить, к кому и в каком объеме после его смерти должны перейти входящие в это имущество права и обязанности. Чтобы завещание приобрело юридическую силу, оно нуждалось в определенном оформлении. Цивильное право допускало три различных способа составления завещаний:

1) провозглашение завещателем своей предсмертной воли в куриатных комициях (собраниях);

2) завещание воина, объявлявшееся в строю перед военным сражением;

3) завещание в виде манципации (посредством меди и весов); последнее имело наиболее широкое распространение.

В праве постклассического периода было принято различать частные и публичные завещания. Частные завещания составлялись в присутствии семи свидетелей. Публичные завещания совершались перед магистратом, судом или императором.

В завещании, прежде всего, определялись наследники, назначенные его составителем.

Условия действительности завещания:

1) для совершения завещания требовалась специальная способность. Ее не имели недееспособные (душевнобольные, малолетние, расточители), лица, осужденные за некоторые преступления, все подвластные, кроме воинов, за которыми признавалось право завещательного распоряжения военным пекулием;

2) форма завещания - требовала 7 свидетелей, письменная форма необязательна. Существовали публичные завещания:

а) путем занесения распоряжения завещателя в протокол суда;

б) путем передачи в императорскую канцелярию на хранение завещания;

3) наследник должен был быть назначен лично завещателем, ясно и точно. Такой способности не имели лица, которые к моменту смерти не были зачаты, дети государственных преступников.

С другой стороны, назначить наследниками можно было лишь кого-нибудь из числа тех, кто обладал пассивной завещательной способностью; она не признавалась ни за перегринами, ни за объединениями (юридическими лицами); понятно, что её не было и у рабов. Если завещание освобождало из рабства, то разрешалось здесь же назначить отпускаемого на свободу наследником по завещанию. Такой способности не имели лица, которые к моменту смерти не были зачаты, дети государственных преступников.

Назначение наследника под условием допускалось, если условие было отлагательным. В этом случае наследство открывалось не в момент смерти, а при наступлении условия. Условие отменительное не допускалось, т.к. это было не по римскому праву. Примером отлагательного условия может быть подназначение наследника - т.е. назначался как бы запасной наследник. В завещании назначение наследника иногда сопровождалось возложением на наследника выполнения определённых действий, использования имущества по определённому назначению.

Наряду с назначением наследников завещатель определял наследственную долю, выделяемую каждому из них. Размер выделенной доли зависел от усмотрения завещателя. Однако некоторые из числа законных наследников не могли быть лишены наследства полностью. Круг таких наследников с переходом от одной эпохи к другой меняется. В самые поздние времена к их числу относились восходящие и нисходящие родственники, а также родные братья и сестры наследодателя. Меняется и размер той части наследственного имущества которая переходила к ним в обязательном порядке. На позднем этапе постклассического периода он составлял 1/4 законной доли.

Для того, чтобы совершенный акт имел юридическую силу завещания, он должен был определить наследников с указанием либо на передачу всего наследственного имущества одному наследнику, либо о выделении определенных долей каждому из них.

Таким образом, завещание у римлян - строгое одностороннее формально-правовое распоряжение лица на случай его смерти, в котором обозначен наследник.

Наследование по закону

Наследование по закону происходило всякий раз, когда из-за отсутствия завещания оно всецело определялось порядком, закрепленным в нормах действующего права.

Наследниками по закону признавались лица, состоявшие в родстве с наследодателем. Цивильное право подразделяло законных наследников на три очереди (эта очередность была закреплена законом XII таблиц):

1) «Свои наследники» (sui heredes), именовавшиеся так потому, что они до того входили в семью умершего, а получив наследство, продолжали обладать имуществом, которое и раньше пребывало в сфере данной семьи. Своими считались наследники, становившиеся в результате смерти наследодателя юридически самостоятельными лицами и если к моменту открытия наследства не вышли из-под власти домовладыки;

2) Агнаты, т.е. лица, которые были в прошлом связаны с наследодателем отношениями подвластности и состояли бы в подобной связи, если бы не происшедшая ранее смерть их общего paterfamilias или если бы по крайней мере один из них не превратился в результате эмансипации в юридически самостоятельное лицо. Ближайший агнат вытеснял более отдаленного;

3) Только если после наследодателя не осталось агнатов к наследованию призывалась 3-я группа наследников - члены одного с наследодателем рода. Когнаты, т.е. кровные родственники умершего, а также бывший собственник вольноотпущенника в качестве его патрона. Как и во второй очереди, ближайший агнат вытеснял более отдаленного.

Претор различал уже не три, а четыре очереди законных наследников:

1) Unde liberi – те, кого цивильное право называло своими наследниками, а также дети наследодателя, даже вышедшие из-под его власти как эманципированные или в установленном порядке кем-либо усыновленные, если ко времени смерти наследодателя они стали юридически самостоятельными;

2) Unde legitimi – патрон умершего вольноотпущенника, а также все агнаты с вытеснением из них более отдаленных;

3) Unde cognati – все кровные родственники наследодателя (не далее шестой сепени родства);

4) Unde vir et uxor – переживший наследодателя супруг (в случае брака sine manu).

Установлено преемство наследства. В Уложении Юстиниана вообще не упоминается об агнатских родственниках, зато выделяются пять очередей законных наследников из числа когнатских родственников:

1) Все нисходящие родственники умершего с тем, что каждое поколение после первого наследует по праву представления;

2) Все восходящие родственники, а также родные братья и сестры с тем, что близкие родственники устраняют от наследования родственников отдаленных;

3) Неполнородные братья и сестры умершего, т.е. имевшие с ним общего отца при разных матерях или общую мать при разных отцах, с тем, что могло наследовать и потомство указанных лиц, но лишь по праву представления;

4) Все прочие кровные родственники без каких-либо ограничений с тем, что более отдаленная степень родства устраняется более близкой;

5) Переживший супруг.

Наши рекомендации