Научное познание. Значение научной теории

Сегодня, в век научно-технического прогресса, человечество особенно ясно осознает место и значи­мость науки в своей жизни. В современном обществе все большее внимание уделяется проведению науч­ных исследований в самых различных областях по­знания, получению новых данных об окружающем мире, созданию новых технологий производства ма­териальных благ.

Наукой принято называть теоретические систе­матизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абст­рактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.

Важнейшими социальными функциями науки являются:

а) познавательно-объяснительная — наука при­звана познавать и объяснять устройство мира и зако­ны его развития;

б) мировоззренческая — наука помогает челове­ку не только объяснить известные ему знания о ми­ре, но и выстроить их в целостную систему, рассмот­реть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;

в) прогностическая — наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям, но и прогнозировать последствия таких из­менений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития об­щества и дать рекомендации по их преодолению.

Наука является основной формой человеческого познания. Научное познание отличается от обыденного:

1) стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений;

2) особым (научным) языком, используемым для их описания;

3) специфическими способами обоснования истинности полученных знаний;

4) желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные потребности общества, но и важные для будущих поколений.

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания — эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются методы наблюдения, эмпирического описания и эксперимента. Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах.

Особое место среди вышеперечисленных методов занимает эксперимент. Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Особым видом эксперимента является мыслительный эксперимент, при котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями. На этом основании данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания — теоретическим и эмпирическим.

Из других методов, относящихся к теоретическому уровню научного познания, можно выделить метод гипотезы, а также формулирования научной теории.

Сущностью метода гипотезыявляется выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называют объяснительными. Наряду с ними существуют так называемые экзистенциальные гипотезы, представляющие собой предположения о существовании явлений, которые еще не известны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить предположение о существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева).

На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помимо описательной функции выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов. В этом состоит ее основное значение.

Научные дисциплины, образующие в своей сово­купности систему наук в целом, условно делятся на ес­тественные, общественные и технические науки. Ес­тественные науки (физика, химия, биология и др.) изучают мир живой и неживой природы; обществен­ные, или социально-гуманитарные (философия, ис­тория, социология, политология, этика, экономика, право и др.) — общество; технические (материало­ведение, сопротивление материалов, гидравлика и др.) — технику и технологию производства.

В зависимости от степени связи с практикой нау­ки подразделяют на фундаментальные и приклад­ные. Задачей фундаментальных наукявляется познание законов, управляющих поведением и взаи­модействием базовых структур природы, общества и мышления. Цель прикладных наукзаключается в применении результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и прак­тических проблем.

Таким образом, наука даёт нам систематизированные взгляды на окружающий мир.

Методы научного познания.

1. наблюдение – целенаправленное созерцание, восприятие предметов и явлений в их естественном виде, то есть такими, каковы они есть в непосредственной действительности. Эффективность зависит от предварительных знаний исследователя об объекте наблюдения, от его умения правильно сформулировать цель исследования, его настойчивости в достижении цели, от умения точно и всесторонне описать полученные результаты.

2. эксперимент– метод, при котором объект исследования ставится в искусственные, точно учитываемые условия. Это позволяет выделить и изучить объект в чистом виде, установить, как объект в целом или его отдельные стороны изменяются под влиянием тех или иных условиях.

3. анализ– это расчленение предмета на образующие его элементы, стороны, с тем, чтобы понять их место, выделить из них существенные, главные.

4. синтез– является вещественным или мысленным объединением частей, сторон предмета, позволяющим раскрыть их внутренние, необходимые связи, а тем самым и присущие предмету закономерности.

5. индукция– процесс движения мысли от единичных явлений к общим выводам.

6. дедукция– это процесс движения мысли от общего к единичному.

7. абстрагирование -мысленное отвлечение от тех или иных сторон, черт предмета и выделение других, необходимых и важных на данном этапе исследования.

8. конкретизация – результат воссоединения выделенных в процессе абстрагирования понятий в нечто единое, целостное.

9. использование приборов.

10. математические методы.

11. моделирование – способ, прием познания, позволяющий посредством одной системы воспроизвести другую, более сложную систему, являющуюся объектом исследования.

Наши рекомендации