Древние обитатели южноуральских гор

Люди открыли для себя долины горных рек нашего края еще в древнем каменном веке. Долины рек служили им как бы «дорогами», по которым они заселяли неведомые ранее земли. Следы их пребывания здесь известны ученым, прежде всего в многочисленных пещерах, промытых подземными водами в толще южноуральских гор. Не в глубине их (темнота пещер казалась враждебной), а под сводами входных гротов люди находили укрытие от непогоды. Именно здесь они разводили свои костры, свет которых защищал от пугающей темноты ночи и грозных соперников – диких зверей. Мы плохо знаем жизнь первооткрывателей горных долин нашего края вне пещер. Нет свидетельств. Зато сами пещеры скрывают разнообразные тайны, связанные с древнейшими южноуральцами. Входы в некоторые пещеры еще в глубокой древности были погребены под обломками камней, упавших сверху, и люди после этого не могли в них попасть в течение последующих тысячелетий. А это значит, что следы древней жизни в них не были позднее потревожены никем. Иногда подобные пещеры открываются современным людям. Так случилось около ста лет назад, когда в ходе ремонтных работ на железной дороге у города Усть-Катав, на реке Юрюзань (найди на карте), после взрыва скалы обнажился вход в неизвестную ранее пещеру. Когда люди проникли в нее, то поняли, что здесь давно никто не был. Из глинистого пола торчали диковинные кости древних животных. Вызванный из Москвы археолог Сергей Николаевич Бибиков определил, что в этой пещере нет следов пребывания древних людей. Зато он нашел остатки их жизни (угли от костров и небольшое количество каменных предметов), погребенные под двухметровым слоем обломков камней, во входных гротах нескольких соседних пещер (в Бурановской, Ключевской). В прошедшем столетии пещеры неоднократно радовали археологов, изучающих начало истории людей в горах Южного Урала. Назовем, например, пещеры на реке Ай у небольшого поселка Сикияз-Тамак, что в современном Саткинском районе. Пещеры здесь были известны давно, но их археологическое изучение было начато Владимиром Ивановичем Юриным сравнительно недавно. Прежде всего, он установил, что пещер здесь гораздо больше, чем считали ранее. Затем внимательно обследовал их. Выяснилось, что пещеры полны свидетельствами пребывания в них людей в различные времена. Но самые первые люди пришли сюда еще в древнем каменном веке. Они периодически жили в этом районе, сообща охотились на животных, а в одной из пещер устроили свое святилище. В этой пещере археологи нашли черепа громадных хищников той поры – пещерных медведей. Полагают, что древние люди поклонялись духу этих гор или своему прародителю, наделив его чертами медведя.

Святилищем людей конца ледниковой эпохи была и другая пещера – Игнатиевская, что на реке Гымыза (приток реки Сим) в Катав-Ивановском районе. Археолог Валерий Трофимович Петрин обнаружил на обоих ее этажах рисунки древнейших обитателей этих мест, выполненные охрой (глиной) и сажей. Рисуя образы животных современной им эпохи (мамонтов, диких лошадей, шерстистых носорогов) древние шаманы творили волшебство, заботясь о многочисленности животных и успехах охоты на них. Здесь же происходили и обряды посвящения детей во взрослые люди. Так считает Валерий Трофимович Петрин.

После окончания ледниковой эпохи (около 10000 лет назад) горы и долины Южного Урала постепенно приобрели современный вид. Что имеется в виду? Прежде всего, то, что постепенно, медленно, в течение нескольких тысячелетий стаяли громадные ледники, заполнявшие некоторые горные долины, например, в районе горы Иремель. Стало теплее. Появились болота. Таежные дебри укрыли долины и склоны гор. Именно к этому времени относятся стоянки древних охотников-рыболовов, которые около полувека назад исследовал археолог Геральд Николаевич Матюшин на берегах затерянного высоко в горах, закрытого большую часть года облаками загадочного озера Зюраткуль, что в Саткинском районе. Раскопки на нескольких мысах берега озера (Мыс Каменный, Долгий Ельник) дали ученому и студентам Челябинского педагогического института большое количество миниатюрных каменных пластинок с параллельными краями, из которых древние мастера искусно делали разнообразные орудия охоты, рыболовства. Непролазные чащи тогда были полны зверей, озера переполнены рыбой. Археологи пока не пришли к единому мнению относительно образа жизни обитателей гор Южного Урала этого периода каменного века, который получил у ученых название мезолит. Скорее всего, он был таким же, как и у жителей открытых пространств в ту далекую эпоху и предполагал существование как круглогодично обитаемых поселений, так и сезонных стоянок охотников-рыболовов, на которых те на время ставили легкие переносные шалаши на каркасе из жердей, крытых пластами бересты или шкурами животных. Этот образ жизни не менялся в течение нескольких последующих тысячелетий. Тысячелетиями жили по берегам горных рек небольшие группы охотников-рыболовов. На одной из подобных стоянок, исследованных учеными на реке Уфа, удалось исследовать основание постройки типа островерхого шалаша и костра, в котором лежали обгоревшие кости диких животных – косуль, Археологи считают, что огонь в этом костре горел примерно пять тысяч лет назад, в период, который получил название «медно-каменный век» (энеолит).

Находки в горных пещерах Южного Урала, сделанные археологами в последние годы, показали, что в бронзовом веке (II – начало I тыс. до н.э.) горные долины посещали и жители степей. Обломки именно их керамических сосудов обнаружены в пещерах. И здесь самое время вспомнить, что некоторые археологи помещают священную гору степных пастушеских племен Евразии – Хара Березайти, соединявшую «миры» Земли и Неба, в наши места. Они полагают, что на эту роль более всего подходила известная среди южноуральцев и самая высокая в наших местах гора Иремель. По верованиям древних скотоводов рядом со священной горой находилось священное озеро. И действительно, в нескольких десятках километров от горы Иремель находится озеро Зюраткуль. И хотя пока это только догадка, придумка, может быть будущие исследователи древнего прошлого нашей горной страны найдут доказательства в раскопках древних поселений и святилищ.

В начале I тыс. до н.э. в горах Южного Урала появился новый народ. Археологи дали ему, как и другим, забытым в веках, условное название «гамаюнская культура» по месту первой находки остатков его культуры в Свердловской области. Пришельцы умели строить из дерева и земли дома-крепости, были хуже соседей знакомы с металлами и способами их получения. Среди орудий много каменных. Гамаюнская керамическая посуда круглодонная и украшена орнаментом, – рядами глубоких ямок в шахматном порядке и целыми «полями» «косых» крестов, похожих на знак умножения. Археолог Виктор Александрович Борзунов из Екатеринбурга считает, что люди гамаюнской культуры вынуждены были покинуть свои родные места на севере Урала из-за многолетних дождливых лет, в течение которых были затоплены их охотничьи угодья. Новую родину они нашли здесь, на Южном Урале. Здесь они выстроили свои укрепленные поселения – городища. Одно из них археологи изучили на реке Уфа. Оно занимало речной мыс, перегороженный двумя линиями обороны со стороны берега. Каждая линия обороны состояла изо рва и деревянной стены на валу за ним. В развалинах городища ученые наткнулись на остатки мастерских, где плавили медь и изготавливали разнообразные каменные орудия. Этот мыс на реке Уфа был настолько удобен, что и в последующий период – в средние века, здесь также было устроено городище.

Изучение древней и средневековой истории гор и долин Южного Урала лишь начато, но уже показало, сколь загадочные и волнующие открытия ожидают здесь долгие тысячелетии пытливых исследователей, то есть, вас.

Наши рекомендации