Урок № 2. Жанр легенды. «Бездонное богатство» (белорусская легенда).
В. С. Воропаева
Т. С. Куцанова
Литературное чтение
В 4 классе
Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений
Минск
Урок № 1. Введение в тему «Золото, золото — слово народное».
Цели:1. Развитие интереса к чтению и книгам.
2. Знакомство с новыми учебными пособиями (учебник и тетрадь по литературному чтению).
3. Актуализация знаний о правилах пользования книгой.
4. Закрепление знаний о знакомых жанрах устного народного творчества.
5. Развитие мышления, памяти, речи.
Учащиеся четвертого класса уже знают, что на первый урок по литературному чтению они приносят самую интересную книгу, прочитанную летом, и располагают её на классной книжной выставке. Книги эти находятся на выставке до первого урока внеклассного чтения, который обычно так и называется: «Самые интересные книги, прочитанные летом». Кроме того, на другой выставке-стенде ребята помещают рисунки к своей книге. Поэтому накануне первого урока литературного чтения они уже погружены в атмосферу книги и чтения.
Урок необходимо начать с обзорного знакомства с книгами, представленными на выставке. В поле зрения учителя должны попасть наиболее значимые книги, авторы которых уже знакомы учащимся. Это даст возможность, во-первых, продолжить знакомство с творчеством писателей, а, во-вторых, направить самостоятельное чтение четвероклассников в нужное русло. Кстати будет в этом плане и выступления учащихся с аннотацией на прочитанную книгу.
Следующий этап урока — знакомство с новым учебником «Литературное чтение» — 4 класс и тетрадью по литературному чтению.
Учащиеся рассматривают учебник, размышляют над названиями его разделов и их содержанием, определяют знакомые фамилии поэтов и писателей.
Затем учителем читается обращение к читателям на третьей странице учебника, а учащиеся уточняют цели и направленность содержания каждого раздела.
Знакомясь с тетрадью по литературному чтению, учащиеся замечают, что в ней содержатся такие же основные разделы, как и и учебнике, что в ней есть обращения к учащимся и читательский дневник, а служит она дополнением к учебнику, в ней есть интересные, веселые и увлекательные задания (по опыту тетрадей для 2-го-3-го классов).
На данном уроке важно актуализировать и знания учащихся о правилах пользования книгой. Сделать это лучше в форме игры «Научи малышей». Ребята импровизируют, что бы они могли сказать малышам-первоклассникам, которые серьезно начинают дружить с книгой. Сюда могут войти советы:
1. Как подготовиться к чтению за столом (чистые руки, удобная поза, удобное освещение).
2. Как знакомиться с книгой (обложка, содержание, рисунки).
3. Как читать книгу (правильно перелистывать страницы, делать закладки, не ставить пометок стержнем и т.п.).
4. Как записать сведения о прочитанной книге (тетрадь по литературному чтению, читательский дневник, автор, название).
5. Как записаться в библиотеку и брать в ней книги.
К первому уроку учитель может подготовить и художественный материал: примеры произведений малых жанров устного народного творчества, например: потешки, перевертыши, прибаутки, загадки, пословицы, скороговорки. Ребята не только называют жанр произведения (после прочтения его учителем), но и отвечают своей загадкой, пословицей, скороговоркой и т.п. В этот этап урока обычно включаются все четвероклассники и он получается интересным и увлекательным.
На дом учащиеся получают задание: вспомнить знакомые жанры устного народного творчества — песни, сказки и их виды; подготовить о них информацию с примерами (задания дать по рядам).
Урок № 2. Жанр легенды. «Бездонное богатство» (белорусская легенда).
Цели: 1. Закрепление знаний о жанре народной песни и сказки.
2. Формирование первичных представлений о жанре легенды.
3. Обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи.
4. Развитие умения составления плана к тексту.
5. Развитие интереса к фольклору.
Для того, чтобы первая часть урока, направленная на закрепление представлений и знаний учащихся о таких жанрах фольклора как песня и сказка, прошла успешно, учителю необходимо тщательно подготовиться. У него должны быть заготовки колыбельных, шуточных, лирических и календарных песен (колядных, масленичных, купальских). Можно использовать тексты таких песен из учебника «Радуга» (2 класс) и «Литературное чтение» (3 класс). Кроме того, в литературной тетради для II и III классов также предложены различные виды песен.
О разновидностях народных песен готовят материал и учащиеся. Так, один ряд четвероклассников расскажет о колыбельных, шуточных, лирических народных песнях: вспомнят, что это за песни, когда они поются, в чем их особенность. Учитель же зачитывает каждую из видов такой песни, а учащиеся класса отвечают, к какому виду можно отнести услышанную песню. По такому же образцу продолжается дальше работа с календарными песнями (учащиеся второго ряда — учитель).
Информацию о сказках волшебных, бытовых, о животных также готовят учащиеся по рядам. Они должны не только рассказать об особенностях сказок разных видов, но и привести примеры таких сказок. Учитель дополняет изложения учащихся и приводит новые примеры известных народных сказок.
Вторая часть урока — знакомство с новым жанром устного народного творчества — легендой. В учебнике дается довольно полная, хотя и краткая характеристика данного жанра. Поэтому учитель читает материал учебника «Легенда», а учащиеся коллективно размышляют (после повторного молчаливого чтения) над вопросами:
1. Разновидностью какого жанра является легенда?
2. Что роднит легенду со сказкой?
3. Какие бывают легенды? В чем их особенность?
4. Почему мы обращаемся к далекому прошлому? Чем интересна нам жизнь предков?
Затем учитель читает белорусскую легенду «Бездонное богатство». Выявляя эмоциональное восприятие текста, учитель задает вопрос: «Что привлекло вас в этой легенде, что показалось интересным? Далее учащиеся вслух «цепочкой» перечитывают текст и отвечают на вопросы, предложенные в методическом аппарате к легенде. Вопросы направлены на воспроизведение текста через выборочное чтение и частичный пересказ. Следующий этап работы: деление текста на части и составление к нему плана. Он может быть примерно таким:
1. Мудрый князь Ярослав.
2. Князь на охоте. Борьба с туром.
3. Спасение князя.
4. Золото князя для загонщика Ранцевича.
5. Отказ загонщика от золота.
6. Ранцевич выбирает бездонное богатство.
7. Память о князе Ярославе.
План должен быть довольно подробным, так как правомерно использовать его для пересказа текста.
Н конце урока учащиеся могут поработать над подробным пере-мкичом текста по предложенному плану. Пересказ можно осуществить «по цепочке», т.е. каждый новый пункт плана пересказывает следующий ученик.
На дом четвероклассники получают задание: перечитать легенду, научиться её подробно пересказывать.