Урок 12. Былины. Крылатые слова и выражения
Урок8. Былины
Цели:
♦ формирование первоначальных представлений о былине;
♦ развитие интереса к историческим литературным произведениям;
♦ установление связи художественного текста и музыкального произведения;
♦ развитие умения обобщать, делать выводы.
♦ воспитание патриотизма
♦ снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Обобщение работы по легенде «Вороны Ут-Рёста».
3. Урок может начаться слушанием фрагмента «Утро» из оперы «Пер Гюнт» норвежского композитора Эдварда Грига.
Произведение этого композитора не случайно выбрано в качестве иллюстрации к народной норвежской легенде «Вороны Ут-Рёста». Примечательно, что Григ был горячим патриотом своей родины. Он восхищался её красотой. И делал это через музыку. Музыкант и композитор творчески обрабатывал народные мотивы, обобщая черты музыкального фольклора Норвегии. В его музыке отражены поэтические образы северной природы, картины народной жизни, душа норвежца.
После того как учащиеся прослушали музыкальный фрагмент, они отвечают на вопрос: «Какому эпизоду, отрывку из легенды может соответствовать эта музыка?» Большинство ребят видят связь музыкального фрагмента с описанием утренней природы в легенде.
Можно прослушать ещё один фрагмент из оперы «Пер Гюнт» — «Песню Сольвейг». Его большинство учащихся соотносят с последними эпизодами сказания.
Такая работа с музыкальными произведениями и художественным текстом развивает образное мышление учащихся, учит их слышать музыку в художественном слове, событии, действии героев.
С помощью учителя четвероклассники определяют и основную мысль легенды. Она заключается в том, что смелые, сильные, настойчивые люди всегда смогут преодолеть жизненные испытания. А их щедрость, умение дружить, доброта будут покорять сердца других людей и вызывать к ним уважение и любовь.
Далее можно предложить учащимся рассмотреть рисунки, сделанные ими к тексту, и акцентировать их внимание на том, что разные виды искусства — литература, музыка и живопись — прекрасно дополняют друг друга.
В заключение первой части урока — выразительное чтение учащимися прозаического текста наизусть.
4. Вторая часть урока — знакомство четвероклассников с новым жанром устного народного творчества — былиной.
Учитель читает текст «Былины» без вступительной беседы.
Повторное чтения учащихся «про себя».
Физкультминутка
Беседа по тексту
Зрительно дополнить материал учебника может картина В. Васнецова «Богатыри». Учитель описывает словами каждого из изображённых богатырей — Добрыню Никитича, Алёшу Поповича и Илью Муромца — и рассказывает о том, как они защищали Родину. А народ складывал былины о храбрых и мужественных её защитниках.
5.Домашнее задание: прочитать текст «Былины», вспомнить былины, которые прочитали самостоятельно, по желанию можно подготовить их пересказ.
6.Подведение итогов.
7.Рефлексия.
Урок9. Былины. «Исцеление Ильи»
Цели:
♦ выявление художественного своеобразия былинного жанра;
♦ развитие умения выборочного, диалогического чтения;
♦ развитие умения подробного пересказа;
♦ расширение словарного запаса, развитие речи учащихся;
♦ воспитание чувства патриотизма.
♦ снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Первая часть урока посвящена выявлению особенностей жанра былины.Для этого используются ответы на вопросы по тексту «Былины» и дополнительный материал, представленный в беседе учителем.
Ответ на вопрос «Почему былины называют ещё песенными сказаниями?» учитель может пояснить, используя следующий материал.
Поначалу былины создались народом как песни и были предназначены не для чтения, а для исполнения. Можно зачитать воспоминание одной из собирательниц устного народного творчества XIX века — Валентины Харузиной о том, как она слушала исполнение былины: «Исполнитель с улыбкой обвёл взглядом всех присутствующих и, заметив в них нетерпеливое ожидание, начал петь. Лицо старика-певца мало-помалу изменялось: что-то вдохновенное выступило в нём, голубые глаза разгорелись, в них заблестели слезинки, румянец пробился сквозь смуглые щеки.
Певец как бы жил со своими любимцами-богатырями, жалел до слёз немощного Илью Муромца, когда он сиднем-сидел тридцать лет, торжествовал с ним победу над Соловьем-разбойником.
Жили с героем былины и все присутствующие. По временам возглас удивления невольно вырывался у кого-нибудь из них, но временами дружный смех грелся в комнате. Все сидели, не сводя глаз с певца, ловили каждый звук его монотонного, но чудного, спокойного мотива».
Таким образом учитель настраивает учащихся, которые подготовили свои былины к пересказу, на песенный лад их изложения, на употребление былинных слов и выражений.
После рассказа былин и выявления их главных героев учитель просит рассказчиков устно составить портретные описания былинных героев.
Иллюстрацию картины В. Васнецова «Богатыри» можно также ещё раз использовать для данной цели.
Физкультминутка
3. Вторая часть урока начинается с выразительного — «протяжного» — чтения учителем былины «Исцеление Ильи» и вопросов:
• Какое впечатление произвела на вас былина?
• Какие картины представились ярче всего?
4. Затем четвероклассники перечитывают былину «цепочкой» и отвечают на все вопросы, представленные в методическом аппарате учебника, кроме последнего.
Особое внимание на уроке следует обратить на художественное своеобразие былины. 5. Под руководством учителя учащиеся находят в былине:
а) элементы сказки: жил да был; троекратные повторы;
б) просторечную лексику (народные выражения): отворять, испить, доныне, кабы, за сирых заступайся, поклонился до земли;
в) повторы: один-одинёшенек, работу-работами, путь-дорога, вера-правда;
г) слова с уменьшительно-ласкательным значением: ноженьки, силушки, силушки-половинушка, путь- дороженька, чужедальняя сторонушка;
д) устойчивые выражения (эпитеты): чисто-поле, роса утреняя, высокий тын, речка быстра, стольный град, копьё булатное, земля родимая, добрынь конь,
Ока-матушка.
6. Словарная работа.
В былине много слов, требующих пояснения. Они представлены в учебнике сразу после текста. Хорошо, если учитель во время чтения сразу поясняет незнакомые учащимся слова, не отправляясь к словарю. Вторично и уже более внимательно четвероклассники прочитывают их самостоятельно после работы над текстом. Чтобы учащиеся хорошо усвоили новые слова, учитель предлагает им ещё раз поразмышлять над их смыслом. Затем все закрывают учебники, а учитель вразнобой называет слова, объяснение которым ученики дают так, как они запомнили.
7. Домашнее задание: прочитать былину, составить план и подготовиться к подробному пересказу текста с использованием былинных слов и выражений.
8.Подведение итогов.
9.Рефлексия.
Урок 10. Былины. «Илья Муромец и Калин-царь»
Цели:
♦ выявление художественного своеобразия былинного жанра;
♦ развитие навыка чтения «про себя»;
♦ развитие умения подробного воспроизведения текста;
♦ формирование творческих способностей, умения прогнозировать продолжение текста;
♦ воспитание чувства патриотизма, смелости.
♦ снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
При пересказе былины «Исцеление Ильи» учащиеся могут пользоваться тетрадью по литературному чтению, где они записали план пересказа. К каждому пункту плана могут быть выписаны также былинные слова и выражения, которые необходимо употребить при пересказе. Подробный пересказ может осуществляться «цепочкой»: каждый новый пункт плана рассказывает следующий ученик.
В этой части урока при проверке домашнего задания желательно закрепить и новую лексику. Каждое слово или выражение, представленные после текста, трактует отвечающий ученик.
3. Затем учитель предлагает учащимся послушать новую былину «Илья Муромец и Калин-царь».Перед чтением можно пояснить, что Калин-царь — это
татарский герой русского фольклора. В татарском языке «калин» означает «жирный, толстый, глупый». Русский народ, пренебрежительно относясь к захватчику, дал ему такое прозвище. Первоначально былина читается до части: «Несчастлив был его выезд: бил он, топтал врагов, а под конец к ним в плен попался».
Затем учащиеся прогнозируют свои варианты дальнейшего продолжения текста. После высказываний детей былина читается учителем да конца.
4. Выявив первоначальное восприятие текста:
• Чем удивил вас в этой былине Илья Муромец?
• Когда вы за него волновались, переживали?,
5 Учитель предлагает четвероклассникам молча перечитать былину с предварительным заданием: обратить внимание на сказочные элементы в былине, простонародную лексику, устойчивые выражения.
Физкультминутка
6. После самостоятельного чтения четвероклассники отвечают на вопросы по воспроизведению текста:
• Как Илья Муромец попал в заточение?
• Кто и как помог ему?
• Какая беда пришла в Киев?
• Что предложил князь Владимир Илье Муромцу?
• Почему русские богатыри не поехали защищать князя Владимира?
• Когда и как пришли богатыри на помощь Илье Муромцу?
• Как произошло перемирие князя Владимира и Калин-царя?
7. Затем учащиеся обращаются к тексту, выявляя его былинные особенности. Они замечают использование дважды цифры 3 (три года, на три месяца); повторы — видимо-невидимо, с помощью учителя выделяют просторечные слова: похвалялся, затужил, погубил — объясняют их значение; определяют устойчивые выражение: подушки пуховые, одеяла шёлковые, вина сладкие, славный богатырь, палаты белокаменные, чистые поля, лук тупой, стрелы калёные.
8. Следующий этап работы — расширение словарного запаса четвероклассников.Они внимательно изучают слова, вынесенные за текст, и читают их объяснение, затем рассматривают рисунки шатра и лука со стрелами. Зрительные впечатления закрепляют значение данных слов.
9. В заключительной части урока учащиеся читают «Жемчужины народной мысли» и доказательно определяют, какая из пословиц подходит к содержанию былины.
10. Домашнее задание: прочитать былину, составить характеристику главного героя, используя оба текста про Илью Муромца.
11. Подведение итогов.
12. Рефлексия.
Урок 11. Былины. «Вольга и Микула»
Цели:
♦ закрепление представлений о жанре былины;
♦ развитие умения выборочного чтения;
♦ формирование умений рассуждать, отстаивать свою точку зрения, составлять характеристику героев;
♦ расширение словарного запаса учащихся;
♦ воспитание гордости за смелость, мужество, силу богатырей.
♦ снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Урок начинается с характеристики былинного богатыря Ильи Муромца (домашнее задание).Под руководством учителя учащиеся описывают его, используя иллюстрацию картины В. Васнецова «Богатыри» и рисунок в учебнике.
Неизменный спутник Ильи Муромца — его конь. Четвероклассникам предлагается вспомнить, как Илья
Муромец купил коня и как ухаживал за ним, чтобы он был под стать богатырю.
Чтобы характеристика героя выстраивалась последовательно, учитель вопросами направляет ответы учащихся.
• Как Илья Муромец относился к своим родителям?
Подтвердите ответ текстом.
Четвероклассники определяют, что герой любил родителей, был внимательным к отцу и матери. Отца он называет «родимый ты мой батюшка» и просит его благословления послужить верой-правдой князю Владимиру.
• С какой целью едет Илья Муромец служить князю Владимиру? И как это его характеризует?
Учащиеся определяют, что Илья Муромец ехал защищать свою Родину от набегов татар, которые хотели поработить Русь. Это характеризует его как патриота отчизны, любящего свою родину.
Беседа продолжается следующим образом:
• Какие слова из былины «Илья Муромец и Калин-царь» подтверждают патриотические стремление героя? (На предложение Калин-царя служить ему Илья Муромец отвечает: «Не нужны мне твои дары богатые. Буду не тебе служить, а родной
земле!»)
• Какие черты характера проявил Илья Муромец в бою с татарами? (Смелость, ловкость, силу. Учащиеся подтверждают свои высказывания цитатами
из текста.)
3. Обобщив высказывания детей, учитель переходит ко второй части урока — знакомству с ещё одним былинным героем — Микулой Селяниновичем.
После выразительного чтения учителем былины «Вольга и Микул» и ответа на вопрос «Что удивило вас в былине» учащиеся перечитывают ё» вслух «цепочкой» и отвечают на вопросы по воспроизведению сюжета (вопросы 1-4 — см. методический аппарат).
Физкультминутка
4. Затем четвероклассники читают текст «про себя» и определяют черты характера героя, подтверждая свои высказывания выборочным чтением.
5. Вслед за ответами учащихся учитель записывает на доске: Микула Селянинович — добрый молодец, простой русский крестьянин обладает «силой непомерной», доброжелательный, заботливый, трудолюбивый, «Землю пашет. Хлебом Русь кормит». Учащиеся параллельно могут записать эту характеристику в литературную тетрадь.
6. Если на уроке ещё остаётся время, то к каждой из частей былины можно сделать устные коллективные рисунки.
7. В заключение урока — чтение и анализ текста «Жемчужины народной мысли».
8. Домашнее задание: проречитать текст, найти в нём былинные слова и выражения, по желанию прочитать новую былину о русских богатырях.
9.Подведение итогов.
10.Рефлексия.
Урок 12. Былины. Крылатые слова и выражения
Цели:
♦расширение знаний о былинном жанре;
♦ развитие умения подробного пересказа;
♦ развитие интереса к истории языка, внимания к его образным средствам;
♦ обогащение словарного запаса учащихся;
♦ развитие интереса к познанию мира.
♦ снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
В начале урока учащиеся слушают несколько былин в пересказе одноклассников.На тот случай, если никто из детей не прочитает новую былину, у учителя должен быть сборник былин, из которого он сможет прочитать и обсудить одну из былин.
Такой вариант использования дополнительного материала предлагается в связи с ограниченным объёмом учебника и с целью активизации потенциальных возможностей четвероклассников.
3. Следующий этап урока — обобщение знаний учащихся о былинах и сообщение новых сведений познавательного характера.
Учитель ведёт с учащимися беседу, в ходе которой определяются характерные особенности былин.
• Кто является главными героями былин?
(Русские богатыри, защитники Родины сильные, смелые, мужественные люди.)
• Похожа ли былина на сказку? Чем?
(В ней могут быть сказочный зачин и концовка, сказочные герои, например змей-Горыныч, сказочные действия, сказочные повторы и т.д.)
• Какими речевым своеобразием отличаются былины? В них, например, используются просторечные слова: отворять, разом, доныне, кабы и т.д. А ещё?
(Слова с уменьшительно-ласкательным значением (приводятся примеры); устойчивые выражения (эпитеты) (приводятся примеры), повторы слов.)
4. Затем учитель делает обобщение и даёт дополнительные сведения о былинах.
«Былины — произведения искусства, жанр устного народного творчества. Да, действительно для них характерен некоторый вымысел, сказочность, но вымысел этот является поэтической правдой.
В былинах мы найдём много исторических достоверных примет. Кто не знает, например, старинное вооружение воинов: меч, щит, копье, шлем, кольчугу. (Хорошо бы эту амуницию воинов показать на иллюстрации.) Всё это есть и у богатыря. Некоторые персонажи былин носят имена исторических деятелей. Например, упомянутый в былине «Илья Муромец и Калин-царь» князь Владимир действительное лицо — князь Владимир Всеволодович Мономах, живший в XI веке в Киевской Руси.
Былины настолько достоверны в описаниях деталей жизни тех времен, что по ним учёные восстанавливают внешний вид зданий того времени, судят о том, как жили наши предки.
Былины рассказывают о непобедимых русских богатырях — и в этом тоже их правда. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали народ на подвиг во славу отечества, поднимали дух и настроение людей в годы испытаний. Былины воспитывали в юношах любовь к родной земле, презрение к врагам-захватчикам.
Однако не следует думать, что в былинах всё изображалось так, как было в действительности.
Былины наполнены и фантазией, и выдумкой народа. Так, чтобы подчеркнуть силу и смелость русского богатыря, в былины вводятся сказочные существа (например, Змей-Горыныч), с которыми сражаются былинные герои.
Поводом к созданию былины чаще служило какое-нибудь событие, а порой — песни, которые славили героев-воинов.
Мы слушали с вами, как рассказывались былины — будто песни пелись. Это потому, что некоторые былины были созданы на основе русских народных песен.
Также, как и картины, изображающие русских богатырей, былины заставляют нас не забывать героическое прошлое, испытывать чувство гордости за смелых и мужественных её сыновей, самим любить свою Родину, а если будет необходимость, то и защитить её».
Далее учитель может сказать, что часто в былинах употреблялись пословицы и поговорки русского народа, а заодно и вспомнить, чем пословица отличается от поговорки.
Пословица — это меткое короткое суждение, вывод, сделанный народом из каких-либо случаев, событий. Пословица обычно состоит из двух частей, которые часто рифмуются, например: «Сделал дело — гуляй смело».
Поговорка — это часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которые можно заменить другими словом, близким по значению, например: «стучать зубами» — замерзать, «палец о палец не ударить» — бездельничать и т.д. В народе такие поговорки ещё называются «крылатыми словами».
Физкультминутка
5. Сделав такой логический переход, учитель предлагает учащимся прочитать в учебнике крылатые слова и выражения, а затем поразмышлять над ними.
Из предложенных выражений можно выбрать те, которые могут употребляться в былинах: «Аника-воин», «косая сажень в плечах». Остальные выражения могут встречаться в сказках, сказаниях. С ними учащиеся могут составить предложения.
6. Домашнее задание: подготовиться к ответам на вопросы рубрики «Вспомните» по материалу «Повторяю и творю». Задания даются по рядам:
1 -й ряд: определить, что такое пословица, вспомнить пословицы о Родине, о труде, о дружбе;
2-й ряд: определить, что такое загадка, скороговорка, вспомнить и загадать учащимся класса по две-три загадки, проговорить одну скороговорку;
3-й ряд: вспомнить различные виды песен — колыбельные, шуточные, обрядовые, привести примеры;
4-й ряд: вспомнить название народных сказок: о животных, бытовых, волшебных, подготовиться к пересказу одной из сказок;
5-й ряд: вспомнить, какие читали легенды; подготовить пересказ одной из легенд;
6-й ряд: вспомнить, какие читали былины; подготовить пересказ одной из былин.
7. Подведение итогов.
8. Рефлексия.