Изучение и пропаганда литературы для детей
Большой вклад в науку о детской литературе внес педагог Феликс Густавович Толль (1823–1867), составивший книгу «Наша детская литература. Опыт библиографии современной отечественной детской литературы, преимущественно в воспитательном отношении» (1862). Он оценивал детские книжки с позиций позитивизма, еще не зараженного материализмом и атеизмом. Одна из целей его работы состояла в том, чтобы «указать детским писателям поприща, которые требуют их сил, в противоположность тем, на которые они вотще тратят свою деятельность». Тщетность заключалась в изображении писателями исключительно детского мира.
Благодаря Толлю наука и критика начали заметно влиять на литературный процесс. К изучению и пропаганде литературы для детей подключились писатели: прозаик В.М.Гаршин и педагог А.Я.Герд подготовили три «Обзора детской литературы», вышедших в 1880-х годах. Отличием этих изданий была переориентация детского чтения на идеи дарвинизма. Особое значение имели три выпуска указателя книг и статей «Что читать народу» (1884, 1889, 1906). Их подготовили учительницы женской воскресной школы в Харькове по инициативе и при активном участии Христины Даниловны Алчевской (1841 – 1920), активистки женского образования. Здесь впервые были опубликованы отзывы учеников разных возрастов о прочитанном. Многих писателей весьма заинтересовали материалы указателя: впервые мнение малограмотных читателей, в том числе детей и подростков, влияло на их позицию. По указателю Алчевской формировались библиотеки многих школ, и сегодня по нему можно представить круг чтения учеников, встретивших XX век.
К 1904 году список указателей книг для детского чтения и руководств по составлению школьных библиотек превышал три десятка. Используя эти данные, методист-филолог Николай Владимирович Чехов (1871 – 1947) уверенно отделял детскую литературу не только от общей, но и от народной литературы, избрав критерием степень «научной подготовки» читателя.
В серии указателей 1910-х годов «Что читать» библиограф И. В. Владиславлев впервые обратился к детям: он давал советы, как вести записи о книгах. Дети включались в процесс профессионального формирования круга детского чтения и критического осмысления литературы.
В 1860–1890-х годах распространением народной и детской книги занялись Петербургский и Московский комитеты грамотности. Проводились литературные конкурсы, создавались рекомендательная библиография и обзоры народно-учебной и детской литературы, массовыми тиражами выпускались книги и бесплатно рассылались по школам. Московский комитет особенно тесно сотрудничал с издателем И.Д.Сытиным. В Петербурге и земствах создавались педагогические музеи: здесь собирались учебные, наглядные и методические пособия, игрушки, народные и детские книги. Работа этих центров послужила образцом для московского Музея детской книги, организованного в 1934 году Яковом Петровичем Мексиным (1886–1943, репрессирован).
В 1949 году началась работа в Московском Доме детской книги: здесь заседал Международный совет по детской книге, велась обширная переписка с писателями и специалистами в стране и за рубежом, собиралась уникальная библиотека (в том числе детских писем), составлялись подробные каталоги, рекомендации и обзоры, проходили встречи с писателями и художниками, устраивались выставки, конкурсы... Дома детской книги открылись в Ленинграде, Киеве, Тбилиси, а также в Софии. В постсоветских условиях один за другим они закрывались, последним завершил основную деятельность Московский Дом – летом 2002 года.
В целом история русской детской литературы и ее научного освещения, начиная с 1870-х годов, довольно точно повторяет изломанную линию политической истории. Вопросы детской литературы нередко ставились с партийных позиций.
В пору подготовки революции лагерю «левых» специалистов противостояли «правые» силы. В 1897 году писатель-народник А. В. Круглов в очерке «Литература маленького народа» выступил против тех, кто дает в руки 15-летнему юноше «Что делать?» Чернышевского. Он поставил вопрос о сущности понятия «детская литература». С его точки зрения, детскую литературу отличают «начало хорошей нравственности» и уроки трудолюбия; традиционалистскую этику он противопоставил этике политического радикализма. Монархисты разоблачали «вред», наносимый юному поколению чтением Карамзина, Жуковского, Льва Толстого, Некрасова. Государственному Совету было предложено изъять «вредные» хрестоматии, пропитанные революционным духом, из школьного обращения. С. Володимеров в книге «Школьная подготовка второй русской революции» (1913) писал: «...все, доступное по цене и рекомендованное гг. Владиславлевым и Рубакиным, составляет в совокупности строго очерченный круг чтения, открыто рассчитанный на воспитание будущих бомбометателей, не видящих вокруг, сквозь мутно красные очки, надетые на них этим кругом чтения, быть может, всю жизнь, ничего, кроме «мести и печали», кроме «нужды и горя», кроме героизма «каторги». В острой борьбе «левая» педагогическая общественность определила преобладающее развитие революционно-политических тенденций в детской литературе и ее научно-критической оценке.
Вместе с тем работа издателей, педагогов, библиотекарей, критиков способствовала установлению критериев и вычленению корпуса «классических» произведений (с учетом «левой» тенденции), которые уже можно было рассматривать диахронически как историю.
Один из первых ретроспективных взглядов на детскую литературу – «Очерки истории детской литературы» (1878) П.В.Засодимского, писателя-народника, автора детских сказок, рассказов и воспоминаний о детстве. Оппозицию ему в конце 1870-х годов составил критик, публицист из революционного лагеря Н.В. Шелгунов. Он доказывал единство подъемов детской литературы с подъемами общественного движения, полемизировал с педагогом и писателем В. П. Острогорским, умеренным либералом. Поражение в перспективе революций либералов и народников давало повод «левым» рассматривать историю детской литературы в контексте истории освободительного движения. Шелгуновский «историзм» противоречил научным принципам и служил политике.
В первых российских учебниках детской литературы Н. В.Чехова (1909) и В.П.Родникова (1915) был заявлен подход, развивавший позицию Засодимского, Круглова, Острогорского, а также учения Толстого и Ушинского. Однако эти малополитизированные трактовки ушли в резерв науки вплоть до последних десятилетий XX века. В первых советских учебниках и пособиях (А. П. Бабушкина, 1948; Л.Ф. Кон, 1960) история детской литературы излагалась по шелгуновской теории, подкрепленной ленинской периодизацией русской истории. В учебниках 1970– 1980-х годов идея освободительного движения ослаблена (например, в учебнике под редакцией Е.Е.Зубаревой), а в учебнике под редакцией А.В. Терновского она является скорее данью официозу. Ф. И.Сетин, с 1960-х годов изучавший древнюю историю детской литературы, значительно отошел от официальной доктрины в своем учебнике 1990 года. Ныне идея культуры, развивающейся от «варварства к апофеозу», потеряла актуальность. Реальная история детской литературы полна не только примерами положительной эволюции, но и примеров регресса, упадка, забвения ее достижений и целых пластов. Светел мир детских книг, но история их зачастую драматична.
В 1900-х годах обозначился очередной этап исследований – вычленение и изучение собственно детской художественной литературы «в ее историческом развитии и современном состоянии – с одной стороны, как отрасли общей литературы, с нею тесно связанной, с другой – как известного орудия педагогического воздействия». Так сформулировал свои задачи Н. В. Чехов (Николай Владимирович). Он рассматривал литературу как вид искусства, а не как книжную продукцию, полагая, что с рекомендациями по чтению успешно справляются другие специалисты. К работе над историческим сводом детской литературы он привлек А. К. Покровскую, Р. В.Длугач, Е. А. Бекетову, М.А. Бекетову, Т. А. Григорьеву, В. Т. Козелло, В. Н. Недзвецкую, Ю. В. Фомину, Л.А.Чупырину, В. М.Сергиеву и др.