Успенский собор Московского Кремля

Это православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, с 1991 года Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси .

Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I (Ивана Калиты): в 1326 г. на месте деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор, постройка 1326—1327 годов) — первый каменный храм Москвы, во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.

Это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (построенный в 1230—1234 годах Георгиевский собор стал вершиной владимиро-суздальского зодчества и последней белокаменной постройкой перед монголо-татарским нашествием). Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Храм был увенчан кокошниками.

Успенский собор Московского Кремля - student2.ru Успенский собор Ивана Калиты. Реконструкция С. В. Заграевского Успенский собор Московского Кремля - student2.ru Успенский собор в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра Успенский собор Московского Кремля - student2.ru Вид с южной стороны

При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Московского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве.

30 апреля 1471 года состоялась закладка нового собора. Начатое строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.

Новый храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1642—1644 годы собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля.

Собор имеет монолитный лаконичный облик. Единство здания подчёркнуто равным делением фасадов с помощью ЛОПАТОК[11]. На гладких стенах — узкие окна и АРКАТУРНЫЙ ПОЯС[12]. АПСИДЫ[13] собора относительно невысоки и прикрыты с юга и с севера ПИЛОНАМИ[14]. пилонами. Собор украшен пятью мощными главами, смещёнными к востоку. Современники отмечали, что здание смотрится «аки един камень».

Внутренний объём собора поделён на 12 равновеликих квадратов столпами. Круглые столпы в основном пространстве дают ощущение огромного зала.

Плинфа (от греч. πλίνθος — «плита») — характерный для древнерусского домонгольского зодчества тонкий обожжённый кирпич, ширина которого примерно равнялась длине. Применялась в строительстве Византии и Древней Руси.

Об исключительной значимости белого камня не только для древнерусской архитектуры, но и для истории Древней Руси

Христианство пришло на Русь из Византии, но там церковное строительство велось из плинфы или в смешанной технике Плинфа (от греч. πλίνθος — «плита») — характерный для древнерусского домонгольского зодчества тонкий обожжённый кирпич, ширина которого примерно равнялась длине (могла достигать . Применялась в строительстве Византии и Древней Руси.

Успенский собор Московского Кремля
Успенский собор Московского Кремля - student2.ru Успенский собор, вид с юго-востока
Страна Россия
Город Москва, Кремль, Соборная площадь
Конфессия Православие
Епархия Московская
Автор проекта Аристотель Фиораванти
Архитектор Фиораванти, Аристотель
Строительство 1475—1479 годы годы
Статус Охраняется государством
Состояние Действующий

[1]Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике

Издательство Ленинградского университета Л 1971 Электронный источник:

http://www.lib.ua-ru.net/content/1630.html

Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997; Электронный источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD,_%D0%9C%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

[2] http://bukvi.ru/obshestvo/kulturologia/problemy-proisxozhdeniya-iskusstva.html

[3] Аркбута́н (фр. arc-boutant) — наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб, расположенный за пределами основного объёма здания. Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания, увеличить оконные проёмы, а также пролёты сводов.

Традиционно аркбутаны связывают с готической архитектурой, хотя в замаскированном виде они применялись ещё в византийских и романских сооружениях. Однако в XII веке аркбутаны, по-прежнему выполняя функцию распределения нагрузки, превратились в специально выставленный напоказ декоративный элемент и использовались в таких известных сооружениях, как Шартрский собор, Собор Парижской Богоматери, Собор в Бове, Реймсский собор и др.

[4] Проблемы происхождения искусства// Электронный источник:

http://bukvi.ru/obshestvo/kulturologia/problemy-proisxozhdeniya-iskusstva.html

[5]Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике

Издательство Ленинградского университета Л 1971 Электронный источник:

http://www.lib.ua-ru.net/content/1630.html

Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997; Электронный источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD,_%D0%9C%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

[6] Бледнова Н.С., Вишняцкий Л.Б. и др. Первобытное искусство: проблема происхождения // Электронный источник: http://www.twirpx.com/file/185700/

[7] Лубенко В. В. Антропологические проблемы современной науки и методология Стержневой Истины // Концепт. – 2013. – Социально-антропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. - Концепт. – 2013. Электронный источник: http://e-koncept.ru/teleconf/64010.html#comment_222

Лубенко В. В., Ильина О. Я.Аксиологическая эпистемология – идеи и принципы Научное мнение № 5 2011 с 9-20 Электронный источник: http://unipress.pro/catalog.php?pid=18&aid=147

Лубенко В.В., Онлайн-дискуссия 28 марта 2013, 01:30 // Концепт. – 2013. – Социально-антропологические проблемы информационного общества. Электронный источник: https://e-koncept.ru/2013/64010.htm#comment_222

Лубенко В.В., «Онтология и гносеология аксеологической эпистемологии». Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования 2011 №6 Электронный источник: http://www.twirpx.com/file/1075006

[8] Бритова Н. Н., Лосева Н. М., Сидорова Н. А. Римский скульптурный портрет, 1975

Вальдгауер О. Ф. Этюды по истории античного портрета, 1938; Римская портретная скульптура III века н. э. // Искусство: Живопись, скульптура, архитектура, графика. Часть 1: Древний мир, средние века, эпоха Возрождения.

Вощинина А. И. Римский портрет. Коллекция Государственного Эрмитажа. — Л., 1974.

Соколов Г. И. Римский скульптурный портрет III века, 1983.

Хафнер, Герман. Выдающиеся портреты античности. 337 портретов в слове и образе.

Федорова Е. В. Императорский Рим в лицах

[9] Всеобщая история искусств: Искусство римской республики

[10] Бритова Н. Н., Лосева Н. М., Сидорова Н. А. Римский скульптурный портрет, 1975

[11] ЛОПАТКА – плоский вертикальный выступ стены без базы и капители, характерна для романской архитектуры и древнерусского зодчества.

[12] Аркатура - ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений.

[13] (от др.-греч. ἁψίς, ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре. Небольшой пониженный выступ гранёной или полукруглой формы, примыкающий к основному объёму здания и не имеющий внутри себя алтаря, называется апсидиола[1]. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах

[14] Пилон - башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды (в плане — прямоугольник). Пилоны сооружались по обеим сторонам узкого входа в древнеегипетский храм (известны с эпохи Среднего царства, около 2050 — около 1700 до н. э.).

Наши рекомендации