ВОПРОС: Какое историческое происхождение хоругвей в православных храмах?
ОТВЕТ: Хоругвь есть не что иное, как св. икона, висящая на древке в виде знамени. Она изображает собою победное знамя Христовой Церкви, напоминая нам, что все мы, христиане, – воины Христовы, ведущие непрестанную брань с врагами нашего спасения. Поэтому хоругви и носятся клириками впереди крестных ходов, изображающих собою победное шествие Церкви.
ВОПРОС: Как быть, если во грехе смертном обличает совесть, но исповедаться нельзя за неимением духовного отца? как тогда литургисать? Может быть, можно заменить исповедь некоторым количеством земных поклонов?
ОТВЕТ: Если смертный грех таков, что влечёт за собой, по церковным канонам, извержение из сана, то литургисать не следует совсем, дабы не навлечь на себя ещё большего осуждения Божия. По мнению такого высокого авторитета, каким является великий вселенский учитель и святитель св. Иоанн Златоуст, священнослужитель, совершивший смертный грех, за который полагается извержение из сана, должен «не ожидать суждения от других, но ранее самому отречься от этой власти», то-есть власти священнодействия (см. Творения т. 1, стр. 423), ибо «удерживать себя в этом достоинстве вопреки благопристойности – значит лишать себя всякого прощения и еще более воспламенять гнев Божий, прилагая к одному другое тягчайшее преступление» (там же).
Вообще же, в других случаях, когда совесть подсказывает, что необходимо прежде совершения литургии исповедаться, а духовного отца поблизости нет, по авторитетному мнению. Высокопреосвященного Митрополита Московского Филарета, можно произнести самому над собой разрешительную молитву, предварительно слёзно оплакав свой грех и прося за него у Бога прощения, по следующей формуле, перефразируя обычную разрешительную молитву из Требника:
«Господи Боже наш, Иисусе Христе, благодатию и щедротами Твоего человеколюбия прости мне вся согрешения моя, и понеже не имам ныне служителя Твоего, приемлющего мое покаяние, невидимая благодать Твоя да разрешит мя, от всех грехов моих, во имя Отца, н Сына, и Святого Духа, аминь».
Это по нужде, добавляет Митрополит Филарет. Как скоро можно иметь вблизи духовника, то должно воспользоваться удобностью и исповедаться у него...
Само собою разумеется, что злоупотреблять такою разрешительною молитвою не следует, а употреблять ее действительно только в крайних случаях.
ВОПРОС: Как быть, если некому доверить плат при причастии детей и при наличии одних женщин в храме?
ОТВЕТ: Можно держать плат и самому священнослужителю левою рукою, вместе с чашею, требуя, чтобы ребёнка подносили как можно ближе к чаше и держимому в левой руке плату, о который и отереть губы младенца после причащения, насколько это возможно.
ВОПРОС: Один украинский священник восточного обряда доказывал, что можно и не быть на вечерне и утрени служащему священнику, когда нет псаломщика, а просто творить молитву Иисусову: 600 молитв за вечерню, 1500 – за утреню, 100 – за канон Спасителю, 100 – за канон Божией Матери и 50 – за канон Ангелу-Хранителю. Прав ли он в своих рассуждениях и приемлемо ли это на практике нормальной жизни? или хотя бы в крайнем случае во время путешествия священника, едущего служить в провинцию, где нет постоянного священника?
ОТВЕТ: Как правило, священник, намеревающейся совершить Божественную литургию, должен предварительно отслужить полный суточный круг Богослужения или, по крайней мере, хотя бы вечерню и утреню, или (в соответствующие дни) всенощное бдение. В случае невозможности отслужить всё это в церкви, он обязан вычитать это у себя на дому, а также каноны Иисусу Сладчайшему, Божией Матери и Ангелу-Хранителю с акафистом и Правило ко Св. Причащению.
Если у священника нет для этого необходимых книг, тогда лишь он может заменить все эти богослужебные чинопоследования молитвой Иисусовой, как это указано в Следованной Псалтири под заголовком «Неумеющым граммате правило написано прежде сице:» Там действительно указано за вечерню 600 молитв Иисусовых, а за утреню – 1500. Перед этим же в той же Следованной Псалтири сделано и другое указание под заголовком: «Аще же которыя люди граммате не умеют», где указано несколько меньшее число молитв Иисусовых, но вместе с тем указываются особо и поклоны, которые при этом надо творить. Так например за вечерню молитв Иисусовых сто и поклонов 25; за утреню – молитв триста и поклонов 50 и т. д.
ВОПРОС: Если приходится жить в городе, где нет православной русской церкви и нет поблизости, и поэтому приходится посещать богослужения в греческой церкви – то можно ли причащаться в греческой церкви, если у них нет исповеди?
ОТВЕТ: Исповедь в греческой церкви есть, но только нет в настоящее время обычая, как у нас в России, исповедываться каждый раз перед причащением Св. Христовых Таин. Вы всегда можете попросить греческого священника, чтобы он Вас поисповедывал, сказав ему, что по русскому обычаю, Вы не дерзаете приступать к причащению Св. Христовых Таин без предварительной исповеди и разрешения Ваших грехов.
ВОПРОС: Согрешает ли смертно иерей, который после 12 часов ночи разрешает себе курение или курит тотчас же после потребления Св. Даров, как это практикуется у военных священников?