Тема 9. «В мире вечного»

Бывает так, что природа настраивает вас на высокую вол­ну размышлений, на строгий торжественный лад. Подробно­сти и частности данной местности вдруг охватят на второй план и теряют для вас свою значительность. Земля же пред­стает как часть мироздания — вечного, незыблемого, таин­ственного. Резко меняется масштаб вашего восприятия приро­ды. Теперь она несколько подавляет своим величием, отстра­ненностью. И вы уже не можете наделять природу, как обыч­но, своими повседневными, преходящими чувствами — пе-

чалью, радостью, тревогой. Не можете быть с нею как бы «на равных».

Общаясь с миром вечного, человек мыслит иными, возвышенными категориями, вступает в область высоких нравст­венных и философских откровений. Такое восприятие природы заставляет увидеть ее необычно. Преображаются земля и не­бо, иными становятся их взаимосвязь и само понимание пространства. Космичность земли явственнее проступает в пу­стынных местностях с открытыми горизонтами. Но ощуще­ние вечного, если оно родилось в вас, может быть связано с самыми разными мотивами — грядой холмов, небом, большим пустырем на окраине города, самим городом, если восприни­мать его сверху, и т. д.

Выполните пейзаж или цикл пейзажей с натуры или без нее, в тоне или цвете и постарайтесь выразить ваше понима­ние вечного. Может быть, работа над этой темой побудит вас искать новые, непривычные формы выражения.

УПРАЖНЕНИЯ*

Выберите и попробуйте осуществить сначала какое-то од­но, а потом и другие упражнения. Не огорчайтесь, если самые первые ваши попытки создания объемно-пространственных композиций окажутся не совсем удачными. Такая работа тре­бует известного опыта. Вооружитесь терпением. Скоро ваша неприспособленность к новому натурному материалу пройдет, и вы будете общаться с ним увереннее. Если наши упражне­ния полюбятся вам и вы почувствуете вкус к такой компози­ционной работе — выполняйте предложенные упражнения по мере возможности.

Упражнение 1. На ровной или неровной поверхности-ос­новании устройте вертикальную, легкую по ощущению поста­новку. Пусть она выразит рост взаимосвязанных или отдель­но стоящих форм. Назовите ее для себя «Гимн солнцу». Рас­положите постановку так, чтобы, выполняя эскиз, смотреть на нее чуть снизу.

Упражнение 2. Расположите формы на плоской поверхно­сти так, чтобы создавалось ощущение их спокойного, замед­ленного по ритму существования. На этот раз устройте по­становку внизу так, чтобы смотреть на нее сверху. Компози-ция ваша будет называться так: «Спят корабли в затоне».

Тема 9. «В мире вечного» - student2.ru " На с. 17—19 рассказано об упражнениях и специальной натуре, нужной для работы. На с. 28—30 можно прочесть о работе над постанов­кой натюрморта.

Упражнение 3. Работая над постановкой, организуйте под­светку при помощи переносной лампы. Меняя расположение форм, поищите такую их группировку и такое освещение, ко­торые дадут интересное расположение теней на поверхности основания — плоской или ступенчатой. Тема вашей компози­ции: «Южный городок».

Упражнение 4. Устройте постановку, выражающую беспо­койное движение, скопление, сутолоку форм. Воспользуйтесь подсветкой, и пусть она поможет вам усилить впечатление бес­покойства. Назовите свою работу «Причудливый мир камней и скал».

Упражнение 5. Придумайте такую композицию, где в пространстве будет жить какая-то одна вертикальная форма или несколько тесно сгруппированных форм. Найдите такое соотношение их к окружающему пространству, которое лучше выразит ощущение одиночества, 'заброшенности. Назовите упражнение «В пустынном краю».

Упражнение 6. Поищите силуэтное решение. Найдите рит­мическое расположение вертикальных форм на фоне бумаж­ного экрана, подсветите его сзади. Ваша тема: «Лунный свет за деревьями». В этом случае можно использовать рулончики бумаги разной высоты, надрезав их у основания звездочкой и наклеив на картонные плашки. Для такой постановки вам могут пригодиться и свечи.

НАТЮРМОРТ

Сначала поговорим о постановках, потому что этот вид композиционной работы очень важен для художника. Между тем учащиеся повышенного курса, казалось бы, имеющие уже немалый опыт в устройстве постановок, редко радуют нас композиционными удачами в натюрмортах. Особенно обидно, когда вялое, банальное и лишь внешне благополучное уст­ройство натуры принадлежит способному живописцу или ода­ренному рисовальщику.

Чем опытнее художник, тем углубленнее ведет он работу над постановкой. Иногда она состоится далеко не сразу. Тут торопливость может обернуться большим творческим про­счетом, поэтому художник так долго переставляет с места на место предметы, двигает их, заменяет одно другим, что-то до­бавляет, от чего-то отказывается, ищет нужное освещение, свое место по отношению к натуре и т. д. Непосвященному че­ловеку такое топтание или метания художника вокруг поста­новки могут показаться странными (почему же так бесконеч-

но долго?). Но он занят серьезнейшим делом: уточняет свой замысел и как бы примеривает натуру к себе, к своей идее, даже прикидывает решение будущего натюрморта. Он творит, думает.

Художник вживается в постановку, стараясь почувствовать ее и со стороны и как бы изнутри, понять те сложные взаимо­отношения, те связи, которые образует между предметами их соседство. Когда-то прекрасный педагог ЗНУИ Василиса Ива­новна Губарева написала статью о композиции. Там есть хо­роший пример, приведем его: «...У предметов тоже есть ха­рактер, как и у людей. Например, чайники. Вспомните, какие вам приходилось видеть чайники. Одни могут быть маленьки­ми, щеголеватыми, другие громадными, добродушными; мо­гут быть сверкающими модниками, а могут (быть прокопчен­ными, перевязанными веревочкой чайниками-старичками. И взаимосвязь между предметами бывает такой же, как и меж­ду людьми. Попробуйте один и тот же предмет поставить в различные компании. Поставьте, например, тот же чайник сначала среди маленьких чашечек на столе, а потом на полу среди бидонов, ведер и т. д. Здесь разница не только в том, что он будет выглядеть то маленьким, то большим, но раз­личными будут и взаимоотношения предметов. Среди чашек чайник важно подбоченится, будет выглядеть господином, ца­рем. Во второй же компании он будет чувствовать себя зате­рянным, маленьким, обиженным — «бедным родственником»*.

Не всегда художник в образном раскрытии натуры вот так очеловечивает для себя предметы, но в постановке они действительно наделяются для него новыми чертами и каче­ствами. Это уже не просто тот или иной бытовой, утилитар­ный предмет, но и нечто иное — воплощение творческой мыс­ли художника в произведении. Предметы могут многое рас­сказать о жизни людей, о своих хозяевах, но прежде всего они говорят о самом художнике, его настроении, чувствах и мыслях.

Важно понять, что после первой, может быть, еще отвле­ченной идеи этот рассказ начинает осуществляться именно в работе над постановкой, когда происходит осознание началь­ной стадии замысла. Еще нет рисунка, еще нет живописи, но в художнике уже живет их предчувствие. И если он творчески работает над постановкой, она подсказывает ему многое. В том числе иногда и способ работы, очень существенные его стороны. Потому что одна постановка может настроить на большой, другая — на маленький размер рисунка или этюда.

Тема 9. «В мире вечного» - student2.ru * О развитии творческих способностей самодеятельных художников. Сборник. М., «Советская Россия», 1976, с. 123—124.

Одну захочется писать маслом, а для другой понадобится па­стель, черная гризайль или перо. Постановка часто диктует и формат работы, а сильное ощущение данной формы и данно­го пространства может определить потребность в той или иной густоте или прозрачности красочного слоя, штрихах, маз­ке и т. д.

В работе над постановкой существенно и простое физическое общение с предметами. Вы держите их в руках, ощущае­те их формы и материальность, тяжесть или легкость, плотность, упругость, податливую мягкость, гладкость или шеро­ховатость и т. п. И это живое ощущение остается в вас и по­том помогает в работе.

Каждый художник по-своему обходится с натурой. Один чувствует потребность резко менять характер постановок, дру­гой сознательно ограничивает себя небольшим кругом нату­ры, уже знакомой в работе. Он вновь и вновь обращается к ней, все глубже постигая себя, свою идею. Так могут возник­нуть очень близкие по характеру композиции, однако каждая из них будет неповторимой.

Увлекательны постановки из подобных, сходных, почти одинаковых или одинаковых предметов. Тут они нередко сов­сем утрачивают свою бытовую суть, прямую причастность к повседневной жизни и становятся материалом для создания композиционных ритмических структур. Такие работы, подоб­но стихам или музыке, обретают особый пластический язык и могут вызвать самые возвышенные мысли и чувства, как их вызывают и более сложные по живописно-ритмическим струк­турам произведения.

Мы предложим вам различные задания и разные формы работы с натурой. Не торопитесь с выбором темы. Не оста­навливайтесь на той или иной из них лишь потому, что поста­новка оказывается для вас легко доступной и все нужные предметы под рукой. Выберите то, что вызывает в вас боль­ший эмоциональный отклик, большее желание. Может быть, поначалу такое желание покажется даже неосуществимым, но все-таки попытаться стоит. В этом случае при большой заин­тересованности вы и нужные предметы разыщете или замени­те их так, что постановка только выиграет от такой замены.

Напоминаем, что каждую тему, каждый из предложенных вариантов вы вправе повернуть как-то по-своему. Более то­го, наша тема и ее изложение могут натолкнуть вас и на что-то совсем отличное от предложенного нами в задании.

Наши рекомендации