Европейская культура в средневековье
В Европе господствующей системой верований стало христианство, которое начало восприниматься как «западная» религия, хотя зародилось на Востоке, в Палестине. Оно испытало влияние многих древних верований (митраизма, иудаизма и других), оттуда – мифо-поэтический и ритуально-догматический потенциал. Его породило сложное развитое общество с острыми социальными, экономическими, политическими противоречиями. Первоначально эта система религиозных представлений была принадлежностью лишь одной из многочисленных сект. В частности, стала весьма популярной секта ессеев, проповедовавших коммунальность жизни, аскетизм. Рукописи, принадлежавшие авторам этой секты и найденные в 1946-47 гг. в Кумранских пещерах на берегу Мертвого моря, показывают, что именно их представления о грядущем мессии («Учителе справедливости») из рода царя Давида питали будущее хриcтианство. Так полагают последователи «исторической» школы. Мифологическая же школа происхождения христианства считает, что главным истоком христианства являются древние верования, связанные с идеей умирающего и воскресающего Бога.
Основная идея христианства – понятие греха и спасения. По представлениям первых христиан, некий Мессия (так переводится Христос) явился в мир, не был узнан, приняв мученическую смерть на кресте (это был распространенный вид казни в Римской империи – вспомним подавление восстания Спартака), стал спасителем человечества. Жизнеописание Христа в четырех Евангелиях (Марка, Матфея, Луки и Иоанна) вошло в Новый Завет, в котором объединены 27 книг, оформившийся не ранее П в.н.э. Вместе с Ветхим Заветом, состоящим из 38 книг, он составил Библию, священную книгу для всех направлений христианства (хотя разные группы признают либо всю Библию, либо отдельные ее части). Так же по-разному они воспринимают идеи Троицы (Бога-Отца, Бога-сына, Святого духа), ада и рая, спасения через праведную жизнь и покаяние, Страшного суда после второго пришествия мессии и царства небесного.
Возникло христианство как учение угнетенных низов, вело проповедь всеобщего равенства, осуждало богатство и безделие (известное изречение «Кто не работает, тот не ест» пришло из Библии). Неприятие развратного и несправедливого мира выразилось в «Апокалипсисе» Иоанна Богослова, рисующего земную катастрофу и гибель грешного человечества. Весьма скоро оно распространилось в восточных провинциях Римской империи, и до возникновения ислама играло важную роль в Северной Африке и сирийских провинциях. Там возникли крупные центры (самым значительным была Александрия Египетская), где работали также такие крупные богословы как Августин, Иоанн Дамаскин и другие. В Римской империи христиане подвергались гонениям, практически все святые мученики католичества и православия жили во 2-3 вв. н.э. К началу средневековья ушли в прошлое преследования христиан, а при императоре Константине (274 -337 гг) христианство стало официально признанной религией Восточной римской империи, хотя сам он крестился только в конце жизни. Отношение к христианству изменилось после победы над Максенцием в 312 году, когда перед сражением во сне ему было явление Креста. Миланский эдикт 313 года признал равные права христиан и язычников. Правда, при Юлиане Отступнике (361 -363 гг.) поощрялись и еретические направления, и старые политеистические религии. А при Феодосии 1 (379 -395 гг.) христианство окончательно стало государственной религией, и нетерпимо стали относиться к любым другим представлениям. Были запрещены Олимпийские игры (возобновлены в 1896 г.); закрыта Академия в Афинах, практически уничтожена крупнейшая Александрийская библиотека (ныне восстанавливается).
В первые века существования христианства эту религию приняло и население Грузии, Армении, Нубии (на территории современной Республики Судан) и Аксума (на территории современной Эфиопии), а с 1У века она стала в этих странах государственной. В конце 1У века христианство приняли остготы (епископ Вульфин - -ум. в 383 г., перевел Библию на готский язык); затем – вестготы в Галлии (Хлодвиг крестился в 496/497 гг.) и в Испании (вандалы и свевы), бургунды и лангобарды (в 568 г., уже на территории современной Италии); позднее – жители Ирландии (ее христианизацию связывают с именем святого Патрика, жившего в У веке), затем Британии, скандинавские народы (Х в.). В том же Х веке – жители Чехии, Польши, Венгрии, к ХШ веку – славянские и германские племена междуречья Эльбы-Одера. После УП века на Востоке его позиции потеснил ислам, однако до сей поры в Египте (в форме коптского направления) и Эфиопии сохранилось древнее христианство. Но и в течение всего средневековья (и поныне) во многих районах Азии и Африке сохраняются христианские общины. Это греки, румыны, славяне в Османской империи, христиане Ливана, Сирии, Палестины и современного Израиля (в том числе и арабы). Несторианское направление живо и до сих пор в Иране, Монголии, Китае. В Индии существует Малабарская церковь, по преданию основанная апостолом Фомой (считается, что он похоронен в Гоа). А в 15-17 веках христианство было государственной религией африканского Конго.
В Европе эта религия вначале воспринималась верхушкой общества, жителями замков и городов, а деревенское население долго еще продолжало исповедовать традиционные верования (иногда их элементы прослеживались даже в ХУШ-Х1Х столетиях, как это отмечал, например, А.Я.Гуревич). Таковы празднование Вальпургиевой ночи, Хеллоуина; обычаи, связанные с майскими обрядами (в частности, с майским деревом); русская Масленица; многие календарные обряды. Сохранялась вера в чудодейственную силу наложения рук королей, частей тела или одежды покойников. Долго верили в особую «силу земли» и даже для подтверждения сделок о передаче земли пергамент с такой записью клали на землю. А в южной Франции (близ Лиона) около 1250 г. было приказано срубить дерево на могиле «святого пса» и выбросить его кости; однако еще в 70-е годы Х1Х века местные крестьяне приходили на это место молиться о заступничестве. Христианские правители старались искоренять подобные верования, понимая их важность для местного населения и осознавая, то эта «вера отцов» может быть основой сопротивления новой власти. Так франкский король Карл, разбив в бою саксов, повелел уничтожить языческого идола Ирминсула, заявив: «Победа моя была бы не полной, если бы не удалось уничтожить этого идола» (так же поступил и князь Владимир, креститель Руси, повелев бросить в Днепр идола Перуна и других языческих божеств ).
С самых ранних периодов существования это учение в среде его приверженцев вызывало споры. Во второй половине 1 в.н.э. разделились сторонники узкого подхода (в пределах Палестины) к учению и широкого, предполагавшего обращение иноверцев (самым значимым из таких ранних миссионеров был Павел, называвший себя «служителем Христа у язычников» и, видимо, бывший автором изречения – «нет ни эллина, ни иудея»).
Изменилось и само христианство. Раннее христианство было главным образом религией социальных низов (среди них было немало рабов), теперь же его приверженцами стали средние слои и даже аристократы. Критика существующих порядков сменилась критикой религии. Был сделан акцент на загробное воздаяние, на будущее вознаграждение за терпение и страдания на земле блаженством на том свете. Определять же меру греха и возможность будущего блаженства были призваны служители церкви. Церковная иерархия стала многочисленной и очень сложной. И сама церковь старалась приспособиться к существующему строю, постепенно стала крупнейшим землевладельцем, имела своих «церковных рабов», чье положение приближалось к положению колонов. Епископы стали богатыми и влиятельными людьми. Главные епископаты были созданы в Константинополе, Антиохии, Иерусалиме, Риме и Александрии. Церковники стали из гонимых гонителями приверженцев иных религий.
Разработана была церковная иерархия, в основных чертах сохранившаяся доныне. Патриархам подчинялись митрополиты и архиепископы; затем шли епископ, управлявшие епархиями (церковными округами), низшие ступени занимали священники, руководившие приходами. Церковь стала обладать налоговым иммунитетом, а у франков – и судебным. Не подчинявшиеся верховной церковной власти стали считаться еретиками. Определять, кто является еретиком, а кто праведником, были призваны собрания представителей всех верховных чинов церкви – вселенские соборы. В 1У-У веках н.э. жили «вселенские учителя», мнение которых часто было решающим – Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный и другие. Творения этих «отцов церкви» составили Священное предание. Позднее вплоть до ХШ в. принадлежность к «ереси» устанавливали епископы. А затем в 1215 г. Иннокентием П-ым был создан особый суд – Инквизиция Со времен Тулузского собора 1229 г. уже существовали постоянные трибуналы во всех странах Европы. Но наибольшее влияние Инквизиция приобрела в Испании и ее глава Торквемада. Охота на еретиков и ведьм приняла огромный размах, было сожжено более 8800 человек (суду инквизиции подлежали и животные – вспомним хотя бы роман В.Гюго «Собор Парижской богоматери»), более 90 000 были приговорены к конфискации имущества и церковным наказаниям. Обвинения в ереси оказалось политическим и экономическим орудием.
С 1У века набирает силу монашество, возникшее в Египте, Сирии и Палестине еще в Ш веке. В Европе первые монастыри возникли около Канн. Складывались отдельные монашеские направления, оформившиеся в ордена. Первые из них проповедовали аскетизм, умеренность, даже бедность. Таким был в первые века своего существования, например, орден святого Бенедикта (около 480/490 – 555/560 гг.), сложившийся в 530 году около Неаполя. К УП-УШ векам оформилось требование целибата не только для монахов, но и для священников. К Х-Х1 вв. монашество стало значимой политической силой. Особенно большую роль стало играть Клюнийское аббатство в Бургундии (основано в 910 году). Монастыри стали сами богатыми феодалами, поражали роскошью. Против этого неоднократно проходили выступления и самих монахов, и подвластных крестьян. Так, в конце Х1 века Цистерий в Бургундии выступил за отказ от роскоши, за обязательность физического труда. В Прибалтике этот орден отказался от деревень, принадлежавших монахам. ХП столетие называют веком «внутренней христианизации», когда наблюдалось стремление найти индивидуальный путь спасения. Популярным стало чтение Библии (а ведь в Европе долго Библия была доступна только иерархам), появились ее переводы на местные языки. В городах участились ереси.
А в ХШ веке возникли «нищенствующие» ордена – доминиканцы и францисканцы. Если бенедиктинцы были аскетами-отшельниками, отказавшимися от мирской жизни, то приверженцы этих орденов стали аскетами-проповедниками, путешествующими по христианскому миру. Доминик, провозглашенный позднее святым (ум. в 1221 г.) - испанский монах. Его «братья-проповедники» работали на юге Франции; в Болонье и Париже они создали сеть теологических учреждений, где преподавали богословие и разные языки. Одним из самых знаменитых и почитаемых доминиканцев был Фома Аквинский (умер в 1274 г.).
Святой Франциск (умер в 1226 г.) был сыном богатого купца в Аксизе (Италия). Почувствовав любовь и сострадание ко всему живому, он раздал свое богатство, проповедовал бедность, смирение, внимание ко всему живому – его считают первым христианским экологом. Монахи этих орденов много путешествовали, проповедовали в Палестине, Египте, Закавказье, Крыму, у монголов и даже в Китае. Известно, что сам Франциск Ассизский был принят египетским султаном. Доминиканцы вскоре отошли от строгого нестяжательства, строя богатые обители. В среде францисканцев произошел раскол на спиритуалов и конвентуалов (сторонников своих монастырей «конвентов. Однако и они сохраняли открытость, обители чаще использовались как временные убежища для странников-проповедников.
Продолжались споры в среде богословов и теологов об истинности разных восприятий идей христианства. На первом Никейском соборе (325 г.) было осуждено учение Ария Александрийского, считавшего, что Бог-Сын лишь творение Бога-Отца и принят постулат единства Троичности. Но арианство было достаточно популярно и многие народы Европы приняли христианство именно в такой форме. Окончательной победой над арианством считаются решения П Константинопольского собора 381 года. На этом же соборе Константинополь был провозглашен Новым Римом. Важную роль в становлении христианской церкви и политической истории сыграли Ш Эфесский (434г.) и !У Халкедонский (451 г.) соборы. В Эфесе отвергнуты были утверждения Нестория о единственной человеческой природе Христа, тело которого стало временной обителью Бога. Был утвержден догмат о Пресвятой Богородице. Последователи Нестория обосновались на востоке – в Индии, Персии, Китае, Монголии. В Халкедоне, напротив, осуждался Евтихий, полагавший, что была лишь божественная сущность Христа и отрицавший его человеческую сущность. Его последователи, монофиситы, жили и живут в Сирии, Египте, Армении, Эфиопии. Собор принял догмат о двух воплощениях. На том же соборе была определена структура, предполагавшая «петрархию» - наличие пяти равных кафедр – в Александрии, Антиохии, Константинополе, Иерусалиме, Риме. Со временем ведущее место заняла римская, по легенде основанная первоапостолом Петром. С У века Римский Папа стал восприниматься как глава всех кафедр.
После низложения константинопольского патриарха Нестория в 431 г.н.э. последователи его варианта веры (несториане) двинулись далее на Восток, вплоть до Монголии и Китая. Косма Индикоплов, сирийский монах, совершивший путешествие на Восток в У1 веке и написавший о нем «Христианскую топографию», встречал христиан на Сокотре, Цейлоне, полуострове Индостан. Здесь христиане жили в окружении последователей иных конфессиональных направлений.
В У1-УП вв. область, подчиненная непосредственно Папе, стала самостоятельной. Принимая сначала сюзеренитет восточноримских императоров, вскоре она превратилась в независимую. Первым Папой, одновременно церковным и фактически светским правителем Рима стал Григорий1 (590-604 гг.). Церковь стала не только крупнейшим землевладельцем (во многих странах ей принадлежало до трети земель); но и важной политической силой. Церковь стала считать себя всемирной, вселенской, то есть «католической». Из среды духовенства выходили канцлеры, королевские советники, а затем и представители сословных собраний (Генеральные штаты; парламент; кортесы и т.п.). Руководители церкви (Папы) стремились полностью подчинить себе светскую власть. Без их благословления не проходило ни одного важного события. В конце УШ – начале1Х вв. согласно некоему «Константинову дару» (позднее признанному фальшивкой) Папы присвоили право короновать государей и вручать знаки императорской власти. Они помазывали на царство королей и императоров. С 843 года гарантией статуса императора стало владение Римом и проведение акта коронации в соборе святого Петра. Борьба за верховную власть между Папой и императорами и королями стран Европы была важным элементом истории всего средневекового периода. Первое время выбора Папы проходили под контролем императоров. На местах монастыри и духовные лица оставались под властью сеньоров. Но в 1059 г. Папой Николаем П было провозглашено «право инвеституры», согласно которому Папу выбирала коллегия кардиналов, как это происходит до наших дней. В 1076 г. усилиями Григория УП было установлено, что «патронат» сеньоров распространяется только на светские обязанности, в частности, пожалования земли. Духовная же власть сосредотачивалась в руках Ватикана. Он имел право отлучать правителей от церкви, осуществлял «право интердикта» - запрещение отправления служб, проведения таких обрядов как крещение, отпущение грехов, покаяния перед смертью и т.д. В обществе глубоко религиозном эти наказания рассматривались как весьма суровые и чреватые страданиями в ином мире. Папы даже имели право объявлять крестовые походы против неугодных королей. Папство разработало институт «легатов», своих эмиссаров во всех странах Европы, державших их в курсе всех событий. В это же время появились «индульгенции» - возможность откупиться от грехов, заплатив церкви определенную сумму. Важным тезисом стала идея непогрешимости Пап.
Конец ХШ – Х1У века стали временем особенно ожесточенного противостояния духовной и светской власти, конфликтов с европейскими монархиями. Так, Филипп 1У Французский обложил налогом духовенство. Папа Бонифаций УШ намеревался отлучить его от церкви, но в его резиденцию ворвались солдаты и пленили его. Папа умер в Ананьи в 1303 году. На протяжении 1309-1377 годов Папы жили в Авиньоне под контролем французских королей. Этот период получил в истории название «авиньонское пленение». К этому времени церковь стала богатой организацией, преследовались идеи бедности, а рассказы о бедности Христа и апостолов рассматривались как еретические. С начала Х1У века распространилась теория о необходимости отделения церкви от государства, за независимоcть национальных церквей. Против Папства выступали такие выдающиеся личности как Уильям Оккам, Марсилий Падуанский, Данте, Ян Гус, Джон Виклиф, чьи труды были популярны во всей Европе. 1378-1471 гг. стали годами Великой Схизмы (Раскола). После смерти Григория Х1 в 1378 году в Европе оказались два Папы – итальянские кардиналы выбрали одного, живущего в Риме, а французские –другого, имевшего резиденцию в Авиньоне. Собор 1409 года в Пизе низложил обоих и выбрал третьего. Наконец, собор 1414-1418 годов в Констанце принял решение о подчинении Папы соборам и их регулярных созывов для решения как внутрицерковных проблем, так и для взаимоотношений с государями. Противостояние светской и папской власти в Англии привело к Реформации при Генрихе 8-ом (1491-1547 гг.) и возникновению нового направления христианства – англиканства, при котором не признается верховная власть Римского Папы.
С господством Пап не желали примириться константинопольские патриархи. Стремление той и другой стороны стать единственной властной силой, как и некоторые особенности обрядов и догматов привели к открытому столкновению и последующей схизме (разделению). Церковь здесь не была в такой конфронтации со светской властью. Сохранялись четыре патриархии в Александрии, Антиохии, Иерусалиме и Константинополе, не подчинявшиеся Римскому Папе. В этой части Европы и на Ближнем Востоке, не принимали индульгенций, не признавали существование чистилища, причащались хлебом и вином, признавали лишь Священное Писание, но не Предание и т.д. Эти различия подспудно готовили разрыв. Враждебные выпады константинопольского патриарха Михаила Кирулария привели к тому, что Папа Лев 1Х (1049-1054) отправил туда своих легатов, которые во время обедни в храме Святой Софии предали анафеме патриарха. В ответ Кируларий созвал собор и проклял Папу. Главными противоречиями были политические. Однако имели значения и некоторые догматические различия. Так, по-разному эти два направления представляли себе пресуществление тела Христова (на Востоке хлеб и вино - тело и кровь его; на западе для мирян – только хлеб, для священников – хлеб и вино); на Западе с ХШ века появилось понятие чистилища; очень велика роль церкви в подготовке души к загробному миру; разный набор таинств; для восточных церквей священна Библия, для западных еще и священные писания отцов церкви и признание безусловного главенства и священства Папы. Так христианство разделилось на римско-католическую церковь и Греко-кефалическую, православную. Под влиянием византийского толка христианства и в тесной связи с ним развивались церкви Восточной Европы, Востока и Эфиопии (многие из них называются «ортодоксальными», православными). Позднее предпринимались попытки примирения, на соборе 1274 г. в Лионе и 1439 на Ферраро-Флорентийском соборе разрабатывались условия заключения унии, но безуспешно. Взаимная анафема была снята общим соглашением лишь 7 декабря 1965 года.
Церковь полностью регламентировала жизнь Европы, как повседневную, так и вопросы войны и мира, взаимоотношений феодалов и вассалов. В 1083 г. архиепископ Кельнский писал: «С первого дня пришествия Господа нашего вплоть до Крещения и с третьего воскресения перед Великим постом до восьмого дня Троицы и в течение всех постов всех времен года, по воскресеньям, пятницам и субботам в течение всего года, а также в другие дни, специально указанные Церковью, следует соблюдать декрет о мире, дабы все путешествующие и остающиеся дома могли наслаждаться чувством безопасности и миром, дабы никто не мог совершить убийства, поджога, ограбления или вооруженного нападения, никто не мог ранить другого саблей, палкой или другим оружием, дабы никто не мог осмелиться… взять с собой доспехи, щит, саблю, пику или какое-то другое оружие».
Претензии высшего клира на безоговорочное господство церкви, ее вызывающее богатство вызывали естественное недовольство, которое выливалось в возникновение ересей. Чаще они возникали в урбанизированных районах – в Южной Франции, Германии, Северной Италии, Нидерландах, Англии, Чехии. Самая значительная – ересь катаров (чистых) в Северной Италии (Ломбардия) и на юге Франции. Центром стал город Альби, по имени которого ересь получала также название альбигойской. В этом учении, как и в богомильстве в Болгарии и павликианстве в Византии, явно заметна связь с восточными манихейскими идеями о борьбе света и тьмы, добра и зла. При этом внешний мир, как и тело человека, рассматривалось как зло, оковы для души, воплощенного добра. Католическую церковь, государство, феодальных сеньоров катары также считали носителями зла, призывали к аскетизму, секуляризации церковной собственности (прежде всего земли). Папа Иннокентий Ш в начале ХШ века организовал крестовый поход против катаров. В ходе войны, длившейся с 1209 по 1299 г, были жестоко подавлены все очаги ереси. Катары ожесточенно сопротивлялись – крепость Монсегюр пала в 1244 г., замок Керибюс – в 1255, а последнего катара сожгли в 1321 г. Убивали всех жителей городков, замков, деревень подряд, не спрашивая о вере. Когда был задан вопрос, как выделить еретиков из общей массы, ответ был – «Убивайте всех, Господь найдет своих».
Другое движение – «вальденсов» (по имени Петра Вальденса, лионского купца, раздававшего имущество нищим и проповедовавшего покаяние и бедность) в 70-е годы ХП века охватило южные области Франции, Германии, Швейцарии, как в городах, так и среди крестьян.
Реакцией официальной церкви было объявление крестовых походов и создание в 1204 году Инквизиции (Расследование) – тайного церковного суда с целью искоренения еретиков. Жестокие, лицемерно «милосердные» казни «без пролития крови» через сожжение на костре (дабы душа грешника успела очиститься в огне) стали массовыми. Зачастую еретиками объявлялись политические противники либо богатые люди, чье имущество подвергалось конфискации. В 1207-1208 годах этот суд был передан в ведение ордена доминиканцев, основанному испанцем Гусманом Домиником. В число еретиков попадали и женщины, обвинявшиеся в ведовстве. Особенно широко борьба Инквизиции с ними развернулась после появления в 1486-7 гг. работы доминиканцев Генриха Крамера и Якоба Шпренгера «Молот ведьм». Казни предавались не только люди, но и животные, и книги (в 1559 году появился «Индекс запрещенных книг», подлежащих уничтожению в огне). Избежать наказания удавалось немногим обвиненным в ереси, хотя с ХШ в. появились «индульгенции», заплатив за которые можно было очиститься от грехов. Неистовый догматизм католического клира в сочетании с вызывающей роскошью подготовил последующую Реформацию и появление новых, протестантских направлений в христианстве. Первым главой таких движений был флорентиец Джироламо Саванарола, чьи проповеди вдохновляли восставших против засилья церкви горожан в 1494 г. А первая половина следующего, ХУ1 в. стала временем Реформации, начатой М.Лютером (1483-1546 гг.) и Ж.Кальвиным (1509-1564 гг.). Возникли новые протестантские направления –лютеранство и кальвинизм.
Естественно, что и культура и зарождающаяся наука развивалась в русле христианской идеологии. Линейное восприятие времени, сменившее цикличное, рассматривалось как прямое движение к концу света, Вечному суду. Господствовали требования праведной жизни, аскетизма, покаяния, умерщвления плоти и т.д. Высшей формой праведности считался уход от мира, монашество. Эти декларированные добродетели, однако, редко воплощались в жизни. И в церковных службах, убранстве церквей, и в частной жизни церковных иерархов наблюдалась показная роскошь. Искусство (и литература, и живопись, и скульптура) были частью христианской идеологии. В литературе господствовали Жития святых, богословские труды (наиболее известные принадлежали перу Блаженного Августина, Беды Достопочтенного и других). Живопись в то время ограничивалась иконографией, а скульптурные изображения на стенах и внутри храмов даже называли «Библией для неграмотных». Примерами могут быть сохранившиеся до нас храмы: Собор Парижской Богоматери; Реймский собор, Шартрский, собор Святого Витта в Праге и многие другие. Библейская история, ее сюжеты, история церкви на долгие века стали основой искусства Европы. Музыка, ставшая для нас классической, также рождалась в рамках христианских церковных служб. Библейские сюжеты (рассказы о Рождестве, Крещении Иисуса, о Деве Марии), жизнеописания святых, которым посвящены те или иные храмы стали основой массовых городских шествий, карнавалов, представлений. Европейский театр «марионеток» вырос из кукольных спектаклей о жизни Девы Марии. То же наблюдалось и в Восточной Европе. Здесь, правда, не столь распространена была церковная скульптура (за исключением, пожалуй, деревянной русской «пермской»), но фресковая живопись, мозаика, резьба по камню во владимирских храмах, позднее иконопись (наиболее известны работы Андрея Рублева и Дионисия) и книжная миниатюра питалась теми же сюжетами. Кукольные «вертепы», рассказывавшие о Рождестве, также стали прообразом театрального искусства. Сохранялись и нехристианские, традиционные формы искусства (скоромошество с плясками и игрой на народных инструментах) преследовались официальной церковью.
Писатели раннего средневековья также работали в рамках этой идеологии. Уже при франкском дворе Карла Великого, который, будучи почти до конца жизни неграмотным, тем не менее почитал просвещение, жили такие видные деятели, как англосакс Алкуин, Павел Дьякон из Лангобардии, Теодульф из Испании. Франком Эйнгардом было написано жизнеописание Карла Великого. При дворе было создано ученое общество – Академия, где члены ее читали как античные, так и собственные сочинения. Интересный памятник этой эпохи, своеобразный учебник в форме вопросов и ответов, написанный Алкуином для воспитания принцев. Типичен вопрос: «Что есть человек?» и ответ на него: «Раб смерти, гость в своем доме, мимо проходящий путник». Для подготовки судей, писцов, секретарей были созданы особые школы при епископствах. Собирались и переписывались рукописи в особых скрипториях. Языком религии, литературы и науки была латынь, сохранявшиеся еще старые системы письма (как руническая в Скандинавии – до Х!У века ею делались деловые записи на деревянных дощечках, надписи на камнях) скоро вытеснились латиницей. Однако круг грамотных людей был очень узок. Рыцари и магнаты, даже придворные вельможи оставались в подавляющем большинстве неграмотными. Прибытие во Францию Анны Ярославовны (ставшей женой Генриха 1 и королевой) с сундуками, наполненными книгами на разных языках, вызвало недоумение двора.
Культура Восточной Европы испытала значительное влияние Византии. На Руси грамотные люди были в почете, создавались библиотеки из церковных книг, переводимых или созданных на церковно-славянском языке, главным образом в монастырях и при княжеских дворах. Сложилась богатая агиографическая и летописная литература. В этих произведениях были зафиксированы и дописьменные традиции. Здесь использовался греческий язык, как и в Византии и странах Восточной Европы; наряду с ним - церковно-славянский. Важным шагом для развития культуры Восточной Европы, прежде всего славян, было создание монахами Кириллом и Мефодием новых систем письменности (глаголицы и кириллицы). Они использовались очень широко. Надписи делали и на сосудах, на восковых табличках, использовали бересту (такие памятники письменности найдены во многих русских городах, от Великого Новгорода до Москвы), знать использовала пергамен. Вслед за переводами с греческого языка появились и оригинальные произведения. В 1015 г. – первый письменный судебник «Русская правда». В 1 половине Х1 века было создано «Слово о законе и благодати», в начале ХП столетия – «Повесть временных лет», положившая начало летописной культуре. Появились и сочинения, посвященные историческим событиям («Слово о полку Игореве» о борьбе с половцами; «Сказание о Мамаевом побоище» и «Авдотья-рязаночка» о сопротивлении нашествию монголов и другие). Византийское влияние видно и в церковной архитектуре. Старые шатровые формы сменились крестово-купольными храмами, такими как Софийский собор в Киеве (1017-1022/1037 гг.); такой же в Великом Новгороде(1045-1050 гг.); знаменитый храм Покрова на Нерли (1158 г.) и многие другие. Владимирско-суздальский стиль характерен изысканной каменной резьбой. Велось и монастырское строительство. В 1051 г. была построена Киево-Печерская Лавра.
Наибольшее влияние христианской идеологии на культуру было до конца Х1 века. В ХП-ХШ веках появляются и некоторые светские формы. Самым выдающимся поэтом этого времени в Западной Европе, несомненно, был флорентиец Данте Алигьере (1265-1321 гг.). Его «Божественная комедия» описывала путешествие в Ад и Рай, где он «встречал» множество знаменитых деятелей прошлого разных народов, далеко не всегда христиан (как, например, Вергилий). Интересен, в частности, его рассказ о аудиенции Франциска Ассизского, основателя ордена «босоногих» францисканцев у султана Египта. Важно отметить также, что написана эта поэма, представлявшая собой своеобразную энциклопедию культуры, не на латыни – языке церкви и культуры во всей Европе, а на тосканском языке.
За рамки строгого следования христианской идеологии выходила народная культура. Произведения разных фольклорных устных жанров складывались и на латыни, и на местных национальных языках. В танцах, песнях, свадебных, похоронных, календарных обрядах фиксировались древние, еще дохристианские представления; а в сагах, сказаниях (таких как исландские саги, русские былины, «Калевипоэг», сказания о Нибелунгах, «Старшая « и «младшая Эдда» и т.п.)– историческая память народа. Позднее многие сюжеты, а то и целые произведения народной литературы были записаны, либо частично или полностью вошли в авторские произведения.
Крестьянская культура питала городскую, но там появлялись и свои специфические формы. Фаблио (во Франции), шванки (в Германии), новеллы (в Италии) наполнялись сатирическими мотивами, часто были направлены против феодалов. Они, как правило, были анонимными. В ХШ веке во Франции был создан «Роман о Лисе», где феодал выступал как голодный и жадный волк. Он приобрел международную известность, как и «Роман о Розе», чье авторство уже было известно (рыцарь Гильом де Лорис и горожанин де Мен). В нем утверждалось, что истинное благородство – не в знатном происхождении, а в личных достоинствах человека (умственных и нравственных). Появилась и бюргерская литература с антифеодальными, зачастую очень резкими выпадами.
Городские уличные жонглеры и шпильманы (певцы, музыканты, актеры пантомимы) стали провозвестниками театрального искусства. Как и скоморохи на Руси, они вызывали неодобрение официальной церкви; неоднократно принимались постановления о запрете их искусства; им отказывали в погребении в освященной земле. Но другой источник театра коренился в церковной практике – устраивались мистерии на библейские темы, прежде всего на Пасху. В средневековье сложилось и необычное уличное празднество – карнавалы, особенно знаменитыми стали венецианские. Особое направление устной городской культуры – поэзия бродячих «вагантов» - школяров.
В Западной Европе сложился и особый слой рыцарский культуры, сложный ритуал обычаев и манер (куртуазность), придворные развлечения, в том числе рыцарские турниры. Примером такого стиля является «Песнь о Роланде» (778 г.) – рассказ о гибели в походе на мавров племянника Карла великого в Пиренейских горах о рук басков. Большое место в рыцарской культуре занимали поэзия и музыка. Трубадуры, менестрели, миннезингеры, мейстерзингеры, ваганты переходили от замка к замку, от города к городу. Стихи и песни рассказывали о подвигах рыцарей, красоте дам, храбрости и верности, воспевали славную историю страны или отдельных знатных родов. Один из них, Архипиита Кельнский, писал:
Человеку нужен дом,
Словно камень прочный,
А меня судьба несла,
Как ручей проточный,
Влек меня бродячий дух,
Вольный дух порочный,
Гнал, как гонит ураган
Листик одиночный
Как без кормчего ладья
В море ошалелом,
Я мотался день-деньской
По земным пределам.
Не чужды были этим занятиям и рыцари, хотя и немногие. Большой популярностью пользовались сочинения, рассказывавшие о реальных событиях либо записавшие устные предания: «Песнь о Роланде» о походе Карла Великого в Испанию; « Песнь о моем Сиде» о сражении ХП века в Испании против арабов; «Песнь о Нибелунгах» в Германии ХП века; «Тристан и Изольда» о рыцарской морали; сказания о рыцарях Круглого стола и короле саксов Артуре, сказания скальдов в Скандинавии, Саги в Исландии и т.д.
Неграмотных было много. Долгое время обучение велось в монастырях, светские же люди, даже рыцари и короли, зачастую не знали грамоты. Позднее возникли школы, а затем и университеты (universitas – община, корпорация преподавателей и студентов). Крупными учебными и научными центрами стали в Х1 веке Болонская юридическая школа и Салернская медицинская. Древнейший официально оформленный университет Европы – Парижский. Возникший как «вольная школа» в начале ХП века, в 1200 году он закрепил права университета Сорбонны с 4 факультетами (артистическим, медицинским, богословским, юридическим) грамотой Филлипа П Августа. Его устав стал образцом для всех будущих университетов. В ХШ веке возникли Оксфордский и Кембриджский в Англии; Саламанкский в Испании; Неаполитанский в Италии. В Х1У веке открылись университеты в Праге, Кракове, Гейдельберге, Эрфурте, Кельне. К 1500 году в Европе было уже 65 университетов. Нередко «школяры», даже не закончив одного университета, отправлялись в другой, зачастую и в другие страны. Им отличал особый вольный нрав. Сложилось присловье: «Школяры учатся благородным искусствам в Париже; древним классикам – в Орлеане; судебным кодексам – в Болонье; медицинским припаркам – в Салерно; демонологии – в Толедо; а добрым нравам – нигде».Языком преподавания, науки, культуры была латынь. И тогда, когда начали переводить отдельные богословские сочинения на народные языки, система письменности (латиница) сохранилась.