Дзэн-буддизм и военная культура

Военное сословие, которое заметно усилило свою власть после раздоров между Северным и Южным дворами, начало вносить свои собственные нововведения в аристократическую по своей сущности культуру. Влияние дзэн-буддизма явилось также вкладом в развитие военной культуры, которая достигла своего апогея в период Муромати (длившийся с падения Сёгунат Камакура в 1333 году до конца Сёгунат Муромати в 1573 году), в течение которого центр управления был перемещен обратно в Киото.

Дзэн-буддизм отличался от других буддистских сект своим упором на индивидуальное воспитание и дисциплину. Искусство династий Сун и Юань, которое дзэн-буддистские монахи несли в Японию наряду с религией, было в большей мере ориентировано на эстетическое наслаждение, чем на поклонение. Эти новые черты, ассоциировавшиеся в дзэн-буддизмом, были с легкостью восприняты военной культурой.

Дзэн-буддизм пользовался покровительством со стороны Сёгуна Асикага и правящего класса. Эта секта утвердила систему Годзан Дзиссацу , согласно которой определялись пять храмов первичной важности и десять храмов вторичной важности. Дзэн-буддистские монахи этих пяти храмов выступали в качестве политических советников Сёгунат Муромати, не только участвуя в политике, международных делах и торговле, но также играя ведущую роль в области искусства и обучения. Процветание «литературы Годзан», которая в сущности состояла из строгих интеллектуальных игр, в которые играли дзэн-буддистские монахи, может быть названо как один из показателей секуляризации культуры дзэн-буддизма. Другой показатель тенденции к секуляризации в значительной степени проявился в архитектуре. Токо (беседка), тана (отлогая беседка, примыкающая к токо) и сёин (стол-окно), которые до сих пор считаются основными приспособлениями в японских домах, представляют собой черты архитектурного стиля Сёин, который заявил о своем появлении в конце эпохи Муромати и произошел от стиля учебник комнат монахов.

28 Осенний и зимний пейзажи: Зима. Выполнена Сэссю (1420–1506 гг.). Искусство пейзажной живописи, развившееся наряду с дзэн-буддизмом, было доведено до совершенства дзэн-буддистским монахом Сэссю.

29 Сад в храме Рёандзи. Дзэн-буддистское (созерцательный, интуитивный буддизм) видение природы являлось источником таких абстрактных садов «сухого пейзажа», состоявших исключительно из камней и белого песка.

ДЗЭН-БУДДИЗМ И ПРИРОДА

Характерной живописью в это время конечно же была та, которая писалась черной тушью, т. е. то, что было известно как суибоку-га , которое составляло неотъемлемую часть дзэн-буддистской культуры. В то время как именно эмоциональный призыв и цвет представляли собой жизнь и душу живописи стиля Ямато-э, одноцветная черная живопись суибоку-га была типично абстрактной и наводящей на размышления. В дзэн-буддизме высоко ценилась сансуй-га или пейзажная живопись из-за предоставлявшейся ею возможности духовного контакта с природой. Сами монахи упражнялись в живописи как в духовном занятии, и некоторые из них стали умелыми профессиональными художниками (известными как художниками-монахами).

Двумя художниками, начавшими писать, будучи монахами, были Дзёсэцу, написавший Хёнэн-дзу (Попытка поймать рыбешку тыквенной бутылью), и сюбун, который усовершенствовал и сделал более утонченным японский стиль сансуй-га. Хотя эти два представителя были мастерами в своем собственном плане, тем не менее именно Сэссю после своего возвращения из Китая минской династии в 1469 году произвел первый оригинальный японский шедевр пейзажной живописи тушью. Сэссю не принадлежал к кругам живописцев столицы и проживал в отдаленной деревенской местности, смешавшись с представителями всех сторон жизни и посвятив себя изображению суибоку-га, правдиво отображающей японский дух. Его характерными произведениями являются Аманохасидатэ-дзу, Сансуй Тёкан (пейзажи четырех сезонов), Сюто Сансуй-дзу (осенний и зимний пейзажи) и Хабоку Сансуй-дзу (пейзажи).

С древних времен японцы отдавали предпочтение садам искусственного происхождения, которые имитировали природу. Любовь природы, которую отстаивал дзэн-буддизм, несомненно, внесла свой вклад, поскольку ряд дзэн-буддистских монахов, включая Мусо Ко-куси, стали экспертами в искусстве пейзажного садоводства. Эти монахи развили новый стиль садоводства, спрессовывая необъятную пространственность природы в замкнутые рамки и представляя природу в символической манере. Ограниченное число деревьев и камней было необходимо, чтобы предположить всю природу как таковую вовсе не в противовес монохромным пейзажным изображениям, которые столь ценили те же самые монахи. Хорошим примером является сад Сайходзи. Появились также сады, которые выражали великие просторы природы одними лишь камнями и песком. Прозванные каменными садами или карэ сансуй (сухой пейзаж), их примеры можно проследить в Дайсэн-ин в Дайтокудзи и в Рёандзи.

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Наши рекомендации