Вл. И. Немировичу-Данченко 13 страница

1 "Будет ли меня ждать Немирович до 10-го и удобно ли взять роль у Халютиной", -- писала Лилина Станиславскому 26 августа 1913 г. На другой день после возвращения Лилиной в Москву, 11 сентября, состоялась ее беседа с Немировичем-Данченко о роли Марьи Тимофеевны Лебядкиной ("Хромоножки") в спектакле "Николай Ставрогин" (инсценировка романа "Бесы"). Роль Лебядкиной -- одна из больших творческих удач М. П. Лилиной.

2 "Горе от ума" было возобновлено 27 октября 1914 г. в декорациях М. В. Добужинского. Роль Чацкого по-прежнему исполнял В. И. Качалов; М. П. Лилина играла уже не Лизу, а Хлестову.

3 Проект постановки "Отелло" в Первой студии под руководством и с участием Л. М. Леонидова не осуществился. Леонидов сыграл Отелло только в 1930 г., в спектакле МХАТ.

Мысль о постановке комедии В. Дьяченко "Гувернер" (с благотворительной целью) возникла потому, что Станиславский блестяще исполнял роль Дорси в Обществе искусства и литературы. Спектакль не состоялся.

4 Роль актрисы Ортензии в "Хозяйке гостиницы" М. П. Лилина не играла.

452*

Открытка. Послана в Кисловодск. Дата устанавливается по почтовому штемпелю.

1 Сомов Константин Андреевич (1869--1939) -- живописец и театральный художник, один из видных представителей объединения "Мир искусства".

453*

Открытка. Дата устанавливается по почтовому штемпелю.

1 "Сердце не камень" -- пьеса А. Н. Островского.

Кустодиев Борис Михайлович (1878--1927) -- живописец, график и театральный художник. Входил в объединение "Мир искусства". В сезоне 1913/14 г. был приглашен в Художественный театр. "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина и "Осенние скрипки" Сургучева шли в декорациях и костюмах Кустодиева. Он написал также эскизы и сделал макет к неосуществленному спектаклю "Волки и овцы" (сезон 1915/16 г.).

2 Митиль и Кот -- роли в пьесе Метерлинка "Синяя птица"; Михаил Чехов роль Кота не играл.

454*

1 Письмо и экземпляр пьесы с надписью В. Я. Брюсова не сохранились. В 1913 г. Брюсов написал трагедию "Протесилай умерший".

455*

Дата устанавливается по фразе письма: "Прочесть удастся после открытия сезона, каковое очень опаздывает" (сезон 1913/14 г. открылся 23 октября 1913 г.).

1 Л. Я. Гуревич сообщала Станиславскому в письме от 19 июня, что она переводит для него "чудесные выписки из Мольера и его биографии" (Музей МХАТ, архив КС).

В архиве К. С. Станиславского хранятся отрывки из "Воспоминаний о Мольере" аббата д'Алленваля и фрагменты из книги К. Манциуса о Мольере.

2 В 1913 г. вышло первое издание книги "Моя жизнь" А. И. Шуберт.

3 Петр Михайлович -- Ярцев, театральный критик.

4 См. прим. к письму No 451.

5 Яков Яковлевич -- брат Л. Я. Гуревич (псевдоним -- Крюковской), прислал Станиславскому пьесу "На большую дорогу" (шла в 1913 г. в Передвижном театре П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской).

456*

Дата устанавливается по содержанию письма: "Сегодня, т. е. сейчас, сдал еще один экзамен. Гзовская играла Туанету" (24 октября 1913 г.); "Опять меня оторвали, и письмо пролежало два дня".

1 Ставрогинцы -- участники спектакля "Николай Ставрогин" ("Бесы" Достоевского).

2 "Прекрасная Елена" -- оперетта Ж. Оффенбаха.

3 Станиславский писал это письмо до того, как была напечатана статья Горького "Еще о "карамазовщине" ("Русское слово", 27 октября 1913 г.), в которой он протестовал против постановки: "Не Ставрогиных надобно ей [современной молодежи -- Л. Ф.]показывать теперь, а что-то другое. Необходима проповедь бодрости, необходимо духовное здоровье, деяние, а не самосозерцание, необходим возврат к источнику энергии -- к демократии, к народу, к общественности и науке". Буржуазно-либеральная пресса выступила в защиту спектакля.

В течение октября и ноября большевистская газета "За правду" печатала отклики рабочих, ставших на сторону Горького в его споре с Художественным театром.

4 М. П. Лилина исполняла роль Марьи Тимофеевны Лебядкиной ("Хромоножки").

5 Васильевы -- семья врача в Кисловодске, в доме которой жила К. К. Алексеева.

457*

В подлиннике -- описка. Письмо написано не 7 октября, а 7 ноября.

1 6 ноября днем состоялось торжественное заседание труппы Малого театра под председательством M. H. Ермоловой. Выступали: А. И. Южин, Вл. И. Немирович-Данченко и другие; К. С. Станиславский возложил у бюста Щепкина венок от МХТ. M. H. Ермолова прочитала отрывки из воспоминаний Г. Н. Федотовой о М. С. Щепкине.

Вечером состоялся спектакль. Были исполнены: третий акт "Ревизора", третий акт "Горя от ума", "Школа мужей" Мольера; в заключение шел апофеоз: "Щепкин и созданные им образы" и "Щепкин среди труппы Малого театра".

2 Г. Н. Федотова подарила Станиславскому рукопись своих воспоминаний.

9 ноября 1913 г. Г. Н. Федотова отвечала Станиславскому; "Моя любовь к Вам умрет вместе со мною, а Вы, мой беспокойный художник, наверно, уже променяли меня на одну из Ваших новых систем" (Музей МХАТ, архив КС).

458*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

Одновременно с приветствием Художественный театр отправил в подарок Передвижному театру П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской декорации спектакля "Пер Гюнт".

459*

Записка, посланная Станиславским А. Н. Бенуа во время репетиции "Хозяйки гостиницы".

Дата помечена неизвестным лицом.

460*

1 Написано после одной из репетиций "Хозяйки гостиницы" Гольдони. Дата, очевидно, помечена адресатом.

461*

Дата устанавливается по премьере "Хозяйки гостиницы" и по ответному письму Л. Я. Гуревич от 26 февраля 1914 г. (Музей МХАТ, архив КС).

1 О. В. Гзовская ушла из театра 1 июля 1914 г., но выступала в отдельных спектаклях МХТ. С 15 июня 1915 г. она снова была зачислена в труппу Художественного театра и пробыла в нем до 1917 г.

2 Свободный театр был закрыт из-за разногласий между режиссурой и владельцами театра Е. П. и В. П. Суходольскими. В декабре 1914 г. был создан Камерный театр. А. Я. Таиров, возглавивший его, в Свободном театре ставил пантомиму "Покрывало Пьеретты". А. Г. Коонен перешла в Камерный театр.

Проект второго театра остался неосуществленным.

Дата устанавливается по почтовому штемпелю.

1 Л. Я. Гуревич привезла выписки из книг немецких, французских, английских, итальянских актеров и драматургов о сценическом искусстве. "Всего несколько дней пробыли мы в Люстдорфе, но они были полны глубокого содержания,-- вспоминала она.-- Ходили с привезенными мною материалами на пляж и, выискав такое место, где меньше было народу и не мешали работать, читали вслух. Иногда Константин Сергеевич отрывался от чтения и, прищурив глаза, задумывался. Потом подолгу обсуждали прочитанное..." ("О Станиславском", ВТО, 1948, стр. 138).

463*

Открытка. Пьеса З. Гиппиус "Зеленое кольцо" была поставлена во Второй студии МХТ в день ее открытия, 24 ноября 1916 г.

464*

Год устанавливается по фразе письма: "...живем очень тревожно по случаю войны", месяц и число -- по дню именин Вл. И. Немировича-Данченко -- 15 июля.

Империалистическая война 1914 г. застала семью Станиславского, Л. Я. Гуревич, В. И. Качалова в Мариенбаде, где они отдыхали после гастролей в Одессе.

1 Постановка трагедии Ф. Шиллера "Коварство и любовь" осталась неосуществленной. В то время внимание театра привлекла пьеса Мережковского "Будет радость".

465*

1 Послано в Канев Киевской губернии.

466*

1 Вернувшись на родину, Станиславский опубликовал свои воспоминания "Из пережитого за границей" ("Русские ведомости", 1914, No 211, 212, 216, 220; то же в Собр. соч., т. 5, стр. 499--513).

2 Маскотта -- так в шутку называли в Художественном театре Е. Н. Немирович-Данченко, так как считалось, что она приносит театру счастье (mascotte -- амулет (франц.).

467*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

468*

1 Телеграмма Немировича-Данченко не сохранилась.

2 Сезон 1914/15 г. открылся 27 октября 1914 г.

Датируется по почтовому штемпелю.

1 "Гебен" -- немецкий крейсер. См. прим. к письму 495.

1 М. В. Добужинский был художником спектакля "Горе от ума" в новой сценической редакции 1914г.

2 Премьера "Смерти Пазухина" M. E. Салтыкова-Щедрина состоялась 3 декабря 1914 г.

3 Пушкинский спектакль МХТ был впервые показан 26 марта 1915 г. Режиссер и художник -- А. Н. Бенуа. Станиславский, репетировавший роль Сальери, одновременно вел репетиции "Пира во время чумы". Немирович-Данченко работал над "Каменным гостем".

4 Спектакль Первой студии "Калики перехожие" (пьеса В. М. Волькенштейна) не был перенесен на сцену МХТ. Первое представление "Осенних скрипок" И. Д. Сургучева состоялось 14 апреля 1915 г.

471*

Датируется по программе первого по возобновлении спектакля "Горе от ума".

1 В день открытия нового сезона, перед началом спектакля "Горе от ума", в Художественном театре были исполнены национальные гимны России и ее союзников -- Франции, Англии, Японии, Бельгии, Сербии и Черногории. Сулержицкий усматривал в этом невольное прославление войны.

472*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 2001, оп. 1, ед. хр. 39.

Пятницкий Митрофан Ефимович (1864--1927) -- собиратель и пропагандист русских народных песен. В 1911 г. организовал хор из крестьян. После революции хор вырос в серьезный профессиональный коллектив. В 1925 г. Пятницкому было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Ныне Государственный русский народный хор носит имя M. E. Пятницкого.

473*

1 ...залаживал Пушкина -- с 14 ноября 1914 г. в МХТ начались беседы о Пушкинском спектакле, в который были включены "Пир во время чумы", "Каменный гость" и "Моцарт и Сальери".

2 Премьера "Смерти Пазухина" Салтыкова-Щедрина в МХТ состоялась 3 декабря 1914 г.

3 Некоторые из этих кукол хранятся в Музее МХАТ

4 Н. А. Смирнова исполняла роль леди Макбет в трагедии Шекспира "Макбет" (Малый театр).

1 Станиславский называл "выписками из Риккобони и К0" фрагменты сочинений и писем крупнейших актеров мира, собранные для него Л. Я. Гуревич.

2 Воспоминания Л. Я. Гуревич о пережитом за границей под названием "Возвращение домой" были напечатаны в "Русской мысли" (1914 г., кн. 10 и 11). Статья "Война и петроградские артисты (письмо из Петрограда)" напечатана в "Русских ведомостях" 11 декабря 1914 г.

475*

1 "Мы устраиваем вечер и концерт в пользу солдат от Союза артистов частных петроградских театров, под названием "Артист -- солдату"... Между прочим, предлагаем публике автографы артистов с несколькими словами от них; и, конечно, безразлично, будет ли это пожелание, или фразы из любимых авторов, или даже их взгляды на войну" (из письма Н. Ф. Скарской к Станиславскому; Музей МХАТ, архив КС).

476*

1 Репетируя в театре и у себя дома, Станиславский проходил с А. А. Гейротом роль Моцарта ("Моцарт и Сальери" Пушкина). Очевидно, это вызвало недовольство Бенуа. Бенуа как режиссер требовал полной самостоятельности, но помочь актеру в работе так, как это делали Станиславский и Немирович-Данченко, он не мог. Возникали обиды. Бенуа писал Немировичу-Данченко 25 января 1915 г.: "Вы, невольно для себя, в силу своего авторитета, в силу того, что артистам привычно с Вами работать, заместили меня у режиссерского стола совершенно" (Музей МХАТ, архив Н-Д).

Спорили также по поводу трактовки пьес (Бенуа видел, например, в "Пире во время чумы" символическую трагедию).

Пушкинский спектакль был последней работой Бенуа в Художественном театре.

477*

1 В письме от 9 января 1915 г. Немирович-Данченко предлагал Станиславскому встретиться перед собранием пайщиков и вкладчиков Товарищества МХТ для того, чтобы обсудить предварительно насущные вопросы жизни театра.

2 11 января Станиславский утром играл Фамусова, а вечером выступал в Большом зале консерватории, в концерте "в пользу жертв войны".

478*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

Бабанин Константин Михайлович -- артист Художественного театра с 1906 по 1924 г., затем с 1932 г. Один из инициаторов Четвертой студии МХАТ.

1 К. М. Бабанин был в это время на фронте.

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГИАЛ, ф. 689, дело 1210.

1 Рустейкис Алексей Андреевич -- артист МХТ с 1914 по 1916 г. и с 1917 по 1918 г. Ученик школы петербургского Малого театра (Суворинского), рекомендованный в МХТ М. Г. Савиной. Играл роль Моцарта в "Моцарте и Сальери" Пушкина.

1 Черновик статьи А. Н. Бенуа "Пушкинский спектакль", где он полемизирует с отрицательными отзывами рецензентов (см. "Речь" от 31 марта и 7 апреля 1915 г.).

Бенуа прислал Станиславскому рисунок нового костюма Сальери.

2 О работе Станиславского над ролью Сальери см. Собр. соч., т. 1, стр. 365--371.

481*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина.

Теляковский Владимир Аркадьевич (1860--1924) с 1898 по 1901 г. был управляющим Московской конторой императорских театров, с 1901 по 1917 г. -- директором императорских театров.

1 3 апреля 1915 г. Теляковский писал Станиславскому, что он возмущен "тоном и критикой так называемых знатоков театра", выступивших против Пушкинского спектакля МХТ.

2 Здесь Станиславский по памяти цитирует слова Тригорина из второго действия "Чайки" Чехова.

482*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ, ф. 98, оп. 1, ед. хр. 62.

Делен-Волконская Наталья Викторовна и Волконский Михаил Николаевич -- петербургские друзья МХТ и Станиславского.

1 Любовь Яковлевна -- Гуревич.

В письме от 6 апреля 1915 г. Волконские писали о своем интересе к предстоящим гастролям Художественного театра, к Пушкинскому спектаклю МХТ и пренебрежительно отзывались о рецензентах, критиковавших игру Станиславского в роли Сальери.

Дата устанавливается по фразе письма: "Написал вчера длинное письмо ко дню свадьбы" (5 июля 1915 г. исполнилось 26 лет со дня свадьбы К. С. Станиславского и М. П. Лилиной).

1 "Евпаторийские новости" от 3 июля 1915 г.

Дата устанавливается по связи с предшествующим письмом.

1 Пальна -- имение А. А. Стаховича в Орловской губернии.

Послано в Ессентуки.

Послано в Кисловодск.

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГИАЛ, ф. А. Е. Молчанова, No 678, ед. хр. 1182.

Молчанов Анатолий Евграфович с 1892 г. был чиновником особых поручений при Дирекции императорских театров, а с 1897 по 1900 г. -- заведующим монтировочной частью Александрийского театра. С 1915 г.-- вице-президент Русского театрального общества.

1 Мария Гавриловна Савина была женой А. Е. Молчанова.

Печатается по тексту, опубликованному в журнале "Рампа и жизнь", 1915, No 40.

Приветственная телеграмма, подписанная Станиславским и Немировичем-Данченко, была послана Ф. И. Шаляпину в связи с 25-летием его сценической деятельности. В этот день, 26 сентября 1915 г., в Большом театре шла "Хованщина". Ф. И. Шаляпин исполнял партию Досифея. Телеграмма была оглашена в антракте, когда происходило чествование артиста.

489*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина.

1 Оленин Петр Сергеевич (1874--1922) -- оперный певец, впоследствии участвовал в спектаклях Оперной студии при Большом театре.

2 В этих беседах Станиславского с оперными артистами Большого театра зарождалась реформа оперного искусства. Через три года, в 1918 г., Станиславский стал руководителем Оперной студии при Большом театре, из которой вырос Оперный театр имени К. С. Станиславского.

490*

1 Мстислав Валерианович -- Добужинский.

2 Речь идет о пьесе Мережковского "Будет радость" (первое представление -- 3 февраля 1916 г.).

3 Комедия А. Н. Островского "Волки и овцы", как уже указывалось, не была поставлена Художественным театром.

4 Инсценировка повести Ф. М. Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели" была поставлена в МХТ 26 сентября 1917 г. Постановка Станиславского и Немировича-Данченко. Художник -- Добужинский.

Станиславский в этом письме сообщает первоначальное распределение ролей. В спектакле играли: роль Фомы Опискина -- И. М. Москвин, дядюшки (Ростанева) -- Н. О. Массалитинов, племянника (Сергея Александровича) -- В. Г. Гайдаров, Обноскина -- А. Э. Шахалов, Сашеньки -- Е. И. Корнакова, Татьяны Ивановны -- Л. М. Коренева, генеральши -- Е. М. Раевская, Перепелицыной -- С. Г. Бирман, Н. А. Соколовская. Роль Мизинчикова в окончательный вариант инсценировки не вошла.

5 "Потоп" Г. Бергера (первый спектакль -- 14 декабря 1915 г.). Режиссер -- Е. Б. Вахтангов. М. А. Чехов исполнял роль Фрезера.

6 "Вечер А. П. Чехова" в Первой студии состоялся 26 марта 1916 г. (см. прим. к письму 424).

492*

1 29 января 1916 г. В. Я. Брюсов просил Станиславского предоставить ему билет на премьеру пьесы Мережковского "Будет радость": "Решаюсь обратиться к Вам с небольшой просьбой. Дело в том, что я, впервые за 26 лет моей литературной деятельности, согласился выступить как театральный критик. Именно, я согласился вести театральный отдел в "Утре России", давая отчеты (свои и других рецензентов под моей редакцией) о всех новых театральных постановках в Москве. В дальнейшем, если работа мне придется по душе и удастся, я не ограничусь, конечно, этой газетой, но буду писать о театре и в других изданиях".

1 "Роза и Крест" А. Блока -- неосуществленная постановка Художественного театра.

2 Сборник "Круг чтения для актера" не был издан.

494*

Дата устанавливается по почтовому штемпелю.

Послано в Евпаторию, где в это время жил тяжело больной Сулержицкий.

495*

1 Алексей Александрович -- Стахович.

2 "Гебен" -- немецкий военный крейсер. В начале войны "Гебен" находился в Средиземном море. Вместе с другим военным кораблем, "Бреслау", "Гебен" ускользнул от британской эскадры и ушел 9 августа 1914 г. из Мессины в Дарданеллы, где вошел в состав турецкого флота. Оба судна действовали в Черном море (обстрел Новороссийска, Феодосии и др.).

496*

Ответ на письмо Немировича-Данченко от 8 августа 1916 г.

1 По снабжению топливом МХТ был включен "в группу просветительных учреждений" вместе с университетом. Остальные театры находились в шестом разряде.

2 Немирович-Данченко приводил в своем письме "выборку из отчета", в котором указывались суммы, предназначенные для "помощи жертвам войны".

3 Вторая студия МХТ открылась в 1916 г.

4 Немирович-Данченко хотел слияния студий с театром и возражал против их автономии. Это и порождало принципиальные разногласия между ним и Станиславским в данном вопросе.

5 Роль Ростанева в "Селе Степанчикове", которую репетировал Станиславский.

6 Немирович-Данченко вел тогда репетиции по возобновлению пьесы Чехова "Иванов". Василий Иванович Качалов исполнял заглавную роль.

В драме "Роза и Крест" Качалову была сначала поручена роль Бертрана, а потом, в 1917 г.-- Гаэтана.

7 "Маринка" В. Волькенштейна в МХТ не шла.

8 Кудрявцев Николай Павлович (ум. в 1920 г.) -- актер МХТ с 1909 по 1920 г.

9 Немирович-Данченко, характеризуя пьесу Д. Мережковского о Бакунине ("Романтики"), писал Станиславскому: "Я не могу отделаться от привкуса спекуляции возвышенными идеями. Это какая-то особенная спекуляция, не просто, откровенно шарлатанская, не грубая, но липкая, изворотливая... От большой начитанности, от своих религиозно-философских споров он [Мережковский] хочет демонстрировать через театр свои временные взгляды..." (Музей МХАТ, архив Н-Д). Пьеса не была принята Художественным театром.

10 Ксандра -- роль в пьесе Мережковского "Романтики".

11 Немирович-Данченко предполагал, что роль улана Митеньки, "самого умного и самого чуткого человека" в пьесе "Романтики", мог бы играть Качалов (из письма Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому).

12 ...роль Самсона -- в пьесе Л. Андреева "Самсон в оковах".

О художественных и идейных разногласиях МХТ с Л. Н. Андреевым см. письмо Вл. И. Немировича-Данченко и Л. Н. Андрееву от 6 октября 1916 г. ("Избранные письма", стр. 336--337).

13 Драма Иосипа Косара называлась "Непобедимый корабль" (поставлена не была).

14 Эти гастроли не состоялись.

15 "Король темного покоя" Р. Тагора репетировали Вл. И. Немирович-Данченко и Н. С. Бутова в 1916--1917 гг. С 1925 по 1927 г. в Художественном театре шли репетиции "Прометея" Эсхила. Эти постановки остались неосуществленными.

16 Метнер Николай Карлович (1879--1951) -- композитор и пианист, был профессором Московской консерватории.

17 Сухачева Елена Георгиевна была актрисой Первой студии и позднее МХАТ.

18 Немирович-Данченко хотел поручить Н. П. Асланову роль Львова в пьесе А. П. Чехова "Иванов".

19 Из "массалитиновской" театральной школы выросла Вторая студия МХАТ. Школа была основана Николаем Массалитиновым, Николаем Подгорным и Николаем Александровым -- ее так и называли в театре "школа трех Николаев".

20 Л. М. Леонидов и А. Э. Шахалов не были введены в Пушкинский спектакль.

21 Н. П. Кудрявцеву хотели дать роль лакея Яши, которую исполнял Н. Г. Александров ("Вишневый сад").

22 Репетилова в "Горе от ума" Леонидов не играл. До возобновления спектакля в 1925 году основным исполнителем этой роли оставался Лужский. Гейрот сыграл ее значительно позже -- в новой постановке 1938 г.

497*

Дата устанавливается по связи с предшествующим письмом.

1 "Флорентийская трагедия" О. Уайльда, "Том Сойер" по М. Твену не были поставлены. На сцене Первой студии шли "Росмерсхольм" Ибсена (апрель 1918 г., при участии О. Л. Книппер-Чеховой и Л. М. Леонидова), "Дочь Иорио" д'Аннунцио (январь 1919 г.), "Двенадцатая ночь" Шекспира (декабрь 1917 г.).

498*

Дата устанавливается по фразе письма: "Вечером играю без репетиции в первый раз "Трактирщицу" (впервые в сезоне 1916/17 г. "Трактирщица" шла 18 сентября 1916 г.).

На подлиннике этого письма Станиславский сделал помету о Сулержицком: "Последний приезд в Москву из Евпатории. 1916 г., сентябрь".

499*

Дата устанавливается по ответному письму Немировича-Данченко, на котором стоит помета Станиславского: "1 октябрь 916" (Музей МХАТ, архив Н-Д).

1 Станиславский вел в это время репетиции "Села Степанчикова", Немирович-Данченко одновременно репетировал "Розу и Крест" А. Блока.

2 "Чайная", "Его превосходительство" и др. -- названия отдельных сцен спектакля "Село Степанчиково".

3 Роль Манефы -- в пьесе А. Н. Островского "На всякого мудреца довольно простоты".

500*

1 "Москвин призывался -- оказалось плохое сердце -- не взяли. Массалитинову -- отсрочка на месяц" (из письма Станиславского к Гуревич от 16 октября 1916 г.).

2 В это время роль графа Любина в "Провинциалке" Тургенева Стахович исполнял в очередь со Станиславским.

501*

Дата устанавливается по первому исполнению Л. И. Дмитревской роли Лизы в "Горе от ума" (21 октября 1916 г.).

1 Лидия Михайловна -- Коренева. В "Горе от ума" играла Лизу.

502*

В подлиннике год указан ошибочно (Л. А. Сулержицкий умер 17 декабря 1916 г.).

1 К. С. Станиславский читал свои воспоминания о Сулержицком на гражданских поминках 25 января 1917 г. (см. "Сулер. Воспоминания о друге", Собр. соч., т. 5, стр. 532--537).

503*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в архиве Академии наук СССР (Ленинград), ф. 9, оп. 5, Nо4.

1 Анатолий Федорович -- Кони.

504*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив Н. А. Котляревского, ф. 135, No 138.

1 20 марта 1917 г. К. С. Станиславский был избран почетным академиком по разряду изящной словесности.

505*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в архиве Академии наук СССР (Ленинград), ф. 9, оп. 5, No4.

Шахматов Алексей Александрович (1864--1920) -- известный ученый-лингвист, академик.

Печатается по подлиннику ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив А. Ф. Кони, ф. 134, оп. 3, ед. хр. 32.

507*

Печатается по подлиннику ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив Н. А. Котляревского, ф. 135, No 1059. Дата устанавливается по почтовому штемпелю.

1 Станиславский уезжал с семьей на курорт -- в Шафраново бывш. Уфимской губернии.

508*

Дата устанавливается по последнему спектаклю, сыгранному О. В. Гзовской в МХТ.

1 Эта записка (на визитной карточке) была приложена к цветам, которые Станиславский послал Гзовской в день ее ухода из Художественного театра.

509*

1 Станиславский играл Ростанева ("Село Степанчиково") еще в 1891 г. в Обществе искусства и литературы. Этот образ, по его словам, был близок его "человеческой природе": "У меня с ним естественно произошло полное слияние, и были одни и те же взгляды, помыслы, желания" (Собр. соч., т. 1, стр. 138). Ростанев считался одной из лучших ролей Станиславского; сам он причислял ее к своим удачам.

Во время репетиций "Села Степанчикова" осенью 1917 г. пайщики МХТ во главе с Немировичем-Данченко посоветовали Станиславскому отказаться от роли Ростанева и передать ее Н. О. Массалитинову. Это было вызвано тем, что работа Станиславского над Ростаневым шла чрезвычайно медленно и мучительно. Он стремился к органическому рождению образа, а не к простому повторению ранее игранной роли. К тому же ему как режиссеру приходилось одновременно вести репетиции нескольких пьес: "Роза и Крест", "Село Степанчиково", "Чайка" (с новыми исполнителями).

Наши рекомендации