Корма, овсы, расходы и долги мои

Всему виною — сын мой

Стрепсиад не знает, как отбиться от кредиторов Фидиппида. Он хочет послать непутевого сына в школу модных философов, в соседний домик, где расположена «мыслильня». Там обитают «мудрые души», которые за плату обучают искусству выиграть любое дело. Стрепсиад также уговаривает сына:

Рассказывают, там, у этих умников. Две речи есть.

Кривая речь и правая. С кривою речью всяк всегда, везде

Одержит верх, хотя бы был кругом не прав.

ОБУЧЕНИЕ В «МЫСЛИЛЬНЕ». Но сын отказывается туда от­правиться, и вместо него в «мыслильню» идет Стрепсиад. «Мыслильня» — довольно странное заведение. Это дом, где размышляют на философские темы. Ученики в этом заведении, исхудавшие и грязные, явно карикатурные фигуры, оправдыва­ют аттестацию, выданную им Фидиппидом: «Негодяи бледно-рожие, бахвалы, плуты, нечисть босоногая, дурак Сократ и Херефонт помешанный».

Поглощенный химерическими «исследованиями», Херефонт измеряет длину прыжка блохи, для чего помещает ее на дощеч­ку, намазанную воском, где отмечает ее следы. Кроме того, «мудрец» Херефонт изучает вопрос о «комарином пенье»: «Тру­бит комар гортанью или задницей».

Наконец, драматург являет зрителям Сократа, который ри сит в воздухе в корзине. Суть своих занятий он определяет гак: «Паря в пространствах, мыслю о судьбе светил».

О себе Сократ говорит так:

Средь образованных затем меня прозвали Кривдой,

Что прежде всех придумал я оспаривать законы.

И правду кривдой толковать, и побеждать неправдой.

Сократ толкует со Стрепсиадом о каких-то туманных мате­риях, об облаках, эфире и прочем, что простодушному старику трудно уразуметь. Сократ же обещает Стрепсиаду, что если тот будет «прилежен» и «усерден», то сумеет даже уподобиться его ученику Херефонту.

В комедии Аристофан дает волю богатой фантазии и чувству юмора. Исполнен комизма процесс обучения Стрепсиада, где в роли учителя выступает сам Сократ. Одна нелепица громоздится на другую. Аристофан в смешном виде представляет своих идей­ных недругов. Вот метод преподавания софистами логики: «Основную мысль найди, развей ее и расчлени по костякам, определи и сопряги». Вот суть учения философа Протагора: «Слабейший аргумент сделать сильнейшим». Стреисиад все это слабо улавливает. В итоге Сократ отказывается его учить, ибо пе­ред ним — «глупейший старикашка и забывчивый». Предводите­льница хора облаков советует тому послать взамен себя сына.

СТРЕПСИАД И ФИДИППИД. Стрепсиад, возвратившийся, до­мой ни с чем, бессилен избавиться от кредиторов сына. После этого отец побуждает Фидиппида посетить «мыслильню», хотя сын и предупреждает, что ничего толкового это не даст. Дейст­вительно, сын кое-чему научился. Вернувшись из школы Со­крата, Фидиппид объясняет отцу, как сделать так, чтобы истцы «отчалили с носом». Вскоре Стрепсиад выпроваживает креди­торов Паасия и Аминия, построив с ними переговоры в духе того крючкотворства, который практиковали в «мыслильне».

Но однажды Стрепсиад, выбегает из дома, жалобно стеная. Выясняется, что его поколотил собственный сын. Последнее было для эллинов тягчайшим проступком. Между сыном и отцом завязался литературный спор: отец, человек старого закала, хвалил поэтов Симонида и Эсхила, сын, как и можно, было предположить, оказался привержен модным влияниям, противоречащим вкусам его родителя. Эсхила Фидипиид назвал «первейшим из поэтов по части шума, болтовни, нескладицы и вздора». Когда же Фидиппид начал восхвалять Еврипида ангора трагедии «Эол» «о брате с родной сестрой, избави бог, бесстыд­но переспавшем», Стрепсиад уже не в силах все это выдержать. Начинается скандал, сын бросается на отпа «душить, давить и тискать». В этом эпизоде — завязка тех мотивов, которые полу­чили развитие в другой комедии Аристофана — «Лягушки».

Конфликт между отцом и сыном принимает принципиаль­ный характер. Стрепсиад, желая усовестить сына, напоминает Фидиппиду, как он заботился о нем в детстве. Тогда Фидиппид, прибегает к технике софистической мудрости: если отец бил его в детстве, желая добра, то и сыну, движимому подобными благими намерениями, пристало поколотить родителя. Стреп- I сиад пробует убедить отпрыска, что обычай запрещает подни- I мать руку на отцов. Но Фидиппид стоит на своем, ссылаясь на пример животных:

Возьмите с петухов пример и тварей, им подобных,

Ведь бьют родителей они, а чем они отличны

От нас?..

РАЗВЯЗКА. Когда же Фидиппид предлагает побить и матуш­ку, поскольку такой акт также законен, то подобного Стрепси­ад пережить не в силах. Он предлагает Фидиппиду наказать «мерзостных Сократа с Херефонтом», которые «обоих нас опу­тали». Но сын отказывается поднять руку на «наставников». Тогда отчаявшийся Стрепсиад решает сам «подкалить безбож­ников» и поджигает «мыслильню». Финал комедии — сцена по­жара, паники, охватившей Сократа и его учеников. Стрепсиад призывает слугу «колоть, рубить, преследовать» тех, кто «богов обесчестил».

ЗНАЧЕНИЕ КОМЕДИИ В комедии отозвались идейные споры аристофановской эпохи. Конечно. Сократ в его комедии, видимо, далек от Сократа исторического. Драматург комически обыграл отдельные стороны учения Сократа и его личности. Он и заострил то, что не одобрял, гипертрофировал, представил в карикатурных формах. В образе Сократа Аристофан изобразил не столько конкретное лицо, сколько создал обобщенный сатирический образ лжеученого. Сама же комедия воспринимается сегод­ня как произведение, выходящее за рамки своего времени. Она шире, чем просто критика софистов. Это — изобретательная сатира на лженауку и лжепедагогов.

корма, овсы, расходы и долги мои - student2.ru

«Лягушки»

Как было отмечено, тематика комедий Аристофана — злобо­дневна и многообразна. Заботили его собственно, и проблемы того драматического искусства, которому он себя посвятил. Ари­стофан — автор комедии, уникальной по содержанию: аналогич­ную, ей трудно найти в мировой литературе до него. Ее содержа­ние — острые театральные, литературные споры его времени. Впрочем, значение ее выходит далеко за рамки аристофановской эпохи. Она — о природе искусства, его роли и назначении.

Это — комедия «Лягушки», которая была поставлена в 405 г. до н.э., т.е. спустя год после того, как греческая сцена осироте­ла с кончиной сначала Еврипида, а затем Софокла.

СВОЕОБРАЗИЕ КОМПОЗИЦИИ. В комедии выделяются две части. Первая — путешествие Диониса в загробный мир, насы­щенное множеством комических эпизодов; вторая — спор Эс­хила и Еврипида на литературные темы. Среди главных героев — Дионис, бог, покровительствующий театру. Он представлен Аристофаном в нарочито «сниженном», карикатурном духе: на­поминает не величественного бога, а афинского щеголя, сыто­го, румяного и охочего до развлечений. Дионис, подобно леген­дарному Орфею, спустившемуся в преисподнюю, чтобы вызволить свою жену, прекрасную Эвридику, пытается вывести из подземного царства Еврипида, поскольку в Афинах не оста­лось ни одного крупного живого мастера трагедии.

При этом Дионис вспоминает о том, что когда-то в Аид спу­стился Геракл. Там находился свирепый трехголовый пес Цербер (Кербер), охраняющий выход из царства мертвых. Он всех туда пропускал, но никого не выпускал обратно. Чтобы умило­стивить Цербера, греки клали в гроб лепешку, которую умер­ший отдавал Церберу. Лишь Геракл в Аиде связал Цербера и отдал Еврисфею, микенскому царю, которому служил. Дионис расспрашивает Геракла о том, какова дорога в подземный мир. При этом щегольский вид вызывает у Геракла нескрываемое веселье. Получив указания, Дионис отправляется в путь, будучи обряжен в львиную шкуру. Он держит в руках палицу наподобие Геракла, на ногах же у него модные сапожки.

По дороге с Дионисом, которого сопровождает верный раб Ксанфий, происходит ряд комических эпизодов. Так, увидев похоронную процессию, Дионис обращается к покойнику с предложением снести поклажу в преисподнюю. Покойник вопрошает о цене. «Две драхмы дашь?» — Дионис хочет снизить цену. Они никак не могут сторговаться. В итоге покойник кри­чит: «Чтоб мне вновь ожить!» Но трудиться за столь ничтожную сумму, он ненамерен!

Наконец после целого ряда перипетий Дионис и Ксанфий достигают подземного озера, которое надо пересечь, чтобы попасть в загробный мир. Там трудится Харон, сын Эреба и Нюкты (Ночи), перевозящий на челне души усопших. Харон готов взять Диониса, но отказывается от Ксанфия, поскольку с рабами дела не имеет. Он советует Ксанфию обежать вокруг озера Дионису, не знакомому с физическим трудом, приходится взяться за весла и грести. Плавание происходит под аккомпане­мент лягушачьего пения: «Брекекекс, коакс, коакс». Подобное пение хора, облаченного в лягушачьи одежды, объясняет назва­ние комедии. Наконец Дионис и Ксанфий прибывают ко двор­цу Плутона, где их встречает раб Эак.

ЭСХИЛ И ЕВРИПИД: АГОН ДВУХ ТРАГИКОВ. Наиболее значи­мые события развертываются во второй части комедии, в под­земном царстве.

Эак сообщает о том, что за события там произошли:

Наши рекомендации