Корма, овсы, расходы и долги мои
Всему виною — сын мой
Стрепсиад не знает, как отбиться от кредиторов Фидиппида. Он хочет послать непутевого сына в школу модных философов, в соседний домик, где расположена «мыслильня». Там обитают «мудрые души», которые за плату обучают искусству выиграть любое дело. Стрепсиад также уговаривает сына:
Рассказывают, там, у этих умников. Две речи есть.
Кривая речь и правая. С кривою речью всяк всегда, везде
Одержит верх, хотя бы был кругом не прав.
ОБУЧЕНИЕ В «МЫСЛИЛЬНЕ». Но сын отказывается туда отправиться, и вместо него в «мыслильню» идет Стрепсиад. «Мыслильня» — довольно странное заведение. Это дом, где размышляют на философские темы. Ученики в этом заведении, исхудавшие и грязные, явно карикатурные фигуры, оправдывают аттестацию, выданную им Фидиппидом: «Негодяи бледно-рожие, бахвалы, плуты, нечисть босоногая, дурак Сократ и Херефонт помешанный».
Поглощенный химерическими «исследованиями», Херефонт измеряет длину прыжка блохи, для чего помещает ее на дощечку, намазанную воском, где отмечает ее следы. Кроме того, «мудрец» Херефонт изучает вопрос о «комарином пенье»: «Трубит комар гортанью или задницей».
Наконец, драматург являет зрителям Сократа, который ри сит в воздухе в корзине. Суть своих занятий он определяет гак: «Паря в пространствах, мыслю о судьбе светил».
О себе Сократ говорит так:
Средь образованных затем меня прозвали Кривдой,
Что прежде всех придумал я оспаривать законы.
И правду кривдой толковать, и побеждать неправдой.
Сократ толкует со Стрепсиадом о каких-то туманных материях, об облаках, эфире и прочем, что простодушному старику трудно уразуметь. Сократ же обещает Стрепсиаду, что если тот будет «прилежен» и «усерден», то сумеет даже уподобиться его ученику Херефонту.
В комедии Аристофан дает волю богатой фантазии и чувству юмора. Исполнен комизма процесс обучения Стрепсиада, где в роли учителя выступает сам Сократ. Одна нелепица громоздится на другую. Аристофан в смешном виде представляет своих идейных недругов. Вот метод преподавания софистами логики: «Основную мысль найди, развей ее и расчлени по костякам, определи и сопряги». Вот суть учения философа Протагора: «Слабейший аргумент сделать сильнейшим». Стреисиад все это слабо улавливает. В итоге Сократ отказывается его учить, ибо перед ним — «глупейший старикашка и забывчивый». Предводительница хора облаков советует тому послать взамен себя сына.
СТРЕПСИАД И ФИДИППИД. Стрепсиад, возвратившийся, домой ни с чем, бессилен избавиться от кредиторов сына. После этого отец побуждает Фидиппида посетить «мыслильню», хотя сын и предупреждает, что ничего толкового это не даст. Действительно, сын кое-чему научился. Вернувшись из школы Сократа, Фидиппид объясняет отцу, как сделать так, чтобы истцы «отчалили с носом». Вскоре Стрепсиад выпроваживает кредиторов Паасия и Аминия, построив с ними переговоры в духе того крючкотворства, который практиковали в «мыслильне».
Но однажды Стрепсиад, выбегает из дома, жалобно стеная. Выясняется, что его поколотил собственный сын. Последнее было для эллинов тягчайшим проступком. Между сыном и отцом завязался литературный спор: отец, человек старого закала, хвалил поэтов Симонида и Эсхила, сын, как и можно, было предположить, оказался привержен модным влияниям, противоречащим вкусам его родителя. Эсхила Фидипиид назвал «первейшим из поэтов по части шума, болтовни, нескладицы и вздора». Когда же Фидиппид начал восхвалять Еврипида ангора трагедии «Эол» «о брате с родной сестрой, избави бог, бесстыдно переспавшем», Стрепсиад уже не в силах все это выдержать. Начинается скандал, сын бросается на отпа «душить, давить и тискать». В этом эпизоде — завязка тех мотивов, которые получили развитие в другой комедии Аристофана — «Лягушки».
Конфликт между отцом и сыном принимает принципиальный характер. Стрепсиад, желая усовестить сына, напоминает Фидиппиду, как он заботился о нем в детстве. Тогда Фидиппид, прибегает к технике софистической мудрости: если отец бил его в детстве, желая добра, то и сыну, движимому подобными благими намерениями, пристало поколотить родителя. Стреп- I сиад пробует убедить отпрыска, что обычай запрещает подни- I мать руку на отцов. Но Фидиппид стоит на своем, ссылаясь на пример животных:
Возьмите с петухов пример и тварей, им подобных,
Ведь бьют родителей они, а чем они отличны
От нас?..
РАЗВЯЗКА. Когда же Фидиппид предлагает побить и матушку, поскольку такой акт также законен, то подобного Стрепсиад пережить не в силах. Он предлагает Фидиппиду наказать «мерзостных Сократа с Херефонтом», которые «обоих нас опутали». Но сын отказывается поднять руку на «наставников». Тогда отчаявшийся Стрепсиад решает сам «подкалить безбожников» и поджигает «мыслильню». Финал комедии — сцена пожара, паники, охватившей Сократа и его учеников. Стрепсиад призывает слугу «колоть, рубить, преследовать» тех, кто «богов обесчестил».
ЗНАЧЕНИЕ КОМЕДИИ В комедии отозвались идейные споры аристофановской эпохи. Конечно. Сократ в его комедии, видимо, далек от Сократа исторического. Драматург комически обыграл отдельные стороны учения Сократа и его личности. Он и заострил то, что не одобрял, гипертрофировал, представил в карикатурных формах. В образе Сократа Аристофан изобразил не столько конкретное лицо, сколько создал обобщенный сатирический образ лжеученого. Сама же комедия воспринимается сегодня как произведение, выходящее за рамки своего времени. Она шире, чем просто критика софистов. Это — изобретательная сатира на лженауку и лжепедагогов.
«Лягушки»
Как было отмечено, тематика комедий Аристофана — злободневна и многообразна. Заботили его собственно, и проблемы того драматического искусства, которому он себя посвятил. Аристофан — автор комедии, уникальной по содержанию: аналогичную, ей трудно найти в мировой литературе до него. Ее содержание — острые театральные, литературные споры его времени. Впрочем, значение ее выходит далеко за рамки аристофановской эпохи. Она — о природе искусства, его роли и назначении.
Это — комедия «Лягушки», которая была поставлена в 405 г. до н.э., т.е. спустя год после того, как греческая сцена осиротела с кончиной сначала Еврипида, а затем Софокла.
СВОЕОБРАЗИЕ КОМПОЗИЦИИ. В комедии выделяются две части. Первая — путешествие Диониса в загробный мир, насыщенное множеством комических эпизодов; вторая — спор Эсхила и Еврипида на литературные темы. Среди главных героев — Дионис, бог, покровительствующий театру. Он представлен Аристофаном в нарочито «сниженном», карикатурном духе: напоминает не величественного бога, а афинского щеголя, сытого, румяного и охочего до развлечений. Дионис, подобно легендарному Орфею, спустившемуся в преисподнюю, чтобы вызволить свою жену, прекрасную Эвридику, пытается вывести из подземного царства Еврипида, поскольку в Афинах не осталось ни одного крупного живого мастера трагедии.
При этом Дионис вспоминает о том, что когда-то в Аид спустился Геракл. Там находился свирепый трехголовый пес Цербер (Кербер), охраняющий выход из царства мертвых. Он всех туда пропускал, но никого не выпускал обратно. Чтобы умилостивить Цербера, греки клали в гроб лепешку, которую умерший отдавал Церберу. Лишь Геракл в Аиде связал Цербера и отдал Еврисфею, микенскому царю, которому служил. Дионис расспрашивает Геракла о том, какова дорога в подземный мир. При этом щегольский вид вызывает у Геракла нескрываемое веселье. Получив указания, Дионис отправляется в путь, будучи обряжен в львиную шкуру. Он держит в руках палицу наподобие Геракла, на ногах же у него модные сапожки.
По дороге с Дионисом, которого сопровождает верный раб Ксанфий, происходит ряд комических эпизодов. Так, увидев похоронную процессию, Дионис обращается к покойнику с предложением снести поклажу в преисподнюю. Покойник вопрошает о цене. «Две драхмы дашь?» — Дионис хочет снизить цену. Они никак не могут сторговаться. В итоге покойник кричит: «Чтоб мне вновь ожить!» Но трудиться за столь ничтожную сумму, он ненамерен!
Наконец после целого ряда перипетий Дионис и Ксанфий достигают подземного озера, которое надо пересечь, чтобы попасть в загробный мир. Там трудится Харон, сын Эреба и Нюкты (Ночи), перевозящий на челне души усопших. Харон готов взять Диониса, но отказывается от Ксанфия, поскольку с рабами дела не имеет. Он советует Ксанфию обежать вокруг озера Дионису, не знакомому с физическим трудом, приходится взяться за весла и грести. Плавание происходит под аккомпанемент лягушачьего пения: «Брекекекс, коакс, коакс». Подобное пение хора, облаченного в лягушачьи одежды, объясняет название комедии. Наконец Дионис и Ксанфий прибывают ко дворцу Плутона, где их встречает раб Эак.
ЭСХИЛ И ЕВРИПИД: АГОН ДВУХ ТРАГИКОВ. Наиболее значимые события развертываются во второй части комедии, в подземном царстве.
Эак сообщает о том, что за события там произошли: