Две российские столицы

Москву и Санкт-Петербург всегда противопоставляли друг другу. Действительно, они совсем не похожи: “строгий, стройный вид” Петербурга, его геометрически четкие линии, классическая архитектура европейского стиля, плоская, ровная местность – и расположенная на холмистой местности Москва, ее извилистые улицы, соседство древнерусской архитектуры с более поздними классическими образцами. Петербург строился по плану, Москва веками строилась стихийно и история Российского государства отразилась в ее облике, а в облике Петербурга отразилась история Российской империи.

Само строительство Санкт-Петербурга было вызовом Москве. Петр I создавал его как европейскую столицу новой России, противостоящей Московской Руси. При Петре I Петербург был символом молодой, прогрессивной России, Москва считалась оплотом традиций и консерватизма, и вместе с тем она оставалась в русском сознании исконно русским центром, «матушкой Москвой». Так стало в России две столицы.

Российская империя укреплялась, и Петербург, имперская столица, стал восприниматься многими как город придворной аристократии, город чиновников-бюрократов, бездушный и холодный, а хлебосольная Москва – как средоточие русской души.

Сегодня Москва и Санкт-Петербург сохраняют свое значение и свои традиции. Москва остается городом с русским национальным колоритом. В Москве реставрируются и воссоздаются многие древнерусские архитектурные памятники, церкви, возрождаются национальные традиции праздников.

Москва – самый богатый город России и одна из самых дорогих столиц мира. Петербург стремится поддерживать традиционно высокий уровень культуры, искусства и науки. Наверное, нет смысла спорить, какой город лучше: Россию невозможно представить и без Москвы, и без Петербурга.

Текст 19.

Поэты о России

Каждый народ имеет свои традиции, привычки, неписаные правила бытового и общественного поведения, шкалу ценностей, которые обусловлены его мировосприятием и умонастроением – менталитетом, сложившимся под влиянием многих исторических факторов. Народный характер многогранен, однако в национальных стереотипах закреплены две-три черты, которые являются или считаются наиболее типичными для того или иного народа.

Когда говорят о русских, часто называют взаимоисключающие черты: духовность, широта, щедрость – с одной стороны, а с другой стороны – лень, неорганизованность, бесхозяйственность. Общеизвестно долготерпение русского народа, вместе с тем много говорится о его бунтарстве и анархизме, о чем свидетельствует российская история. Все это отмечают в своем народе сами русские.

Очень много строк, написанных с большой и трепетной любовью, поэты и писатели посвятили своей стране.

Люблю Россию я, но странною любовью.

Не победит ее рассудок мой... - признавался М.Ю.Лермонтов.

Россия, нищая Россия!

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,

Как слезы первые любви.

Так писал уже в XX веке Александр Блок.

Н.А.Некрасов, любимый в народе классик XIX века, выразил свое понимание России, может быть, самое точное:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь!

В наше время широкую известность получили строки Федора Тютчева:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать:

В Россию можно только верить.

Текст 20.

Экология культуры

Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим.

Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет чётко обозначенной границы между природой и культурой.

До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязнённые реки и моря, восстановить леса, поголовье животных, если не уничтожена порода животных или вид растений целиком. Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного равновесия.

Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

«Запас» памятников культуры, крайне ограничен в мире, и он истощается со всё прогрессирующей скоростью.

Это не значит, что надо приостановить строительство новых сооружений в старых городах, держать их "под стеклянным колпаком". А это значит только то, что градостроительство должно основываться на изучении истории развития городов и на изучении корней, из которых оно вырастает. И новое должно также изучаться с этой точки зрения. Подлинно новая культурная ценность возникает в старой культурной среде. Так же точно следует сказать, что следование традиции предполагает поиск живого в старом, его продолжение, а не механическое подражание.

(Д.Лихачёв. Заметки о русском)

Текст 21.

Наши рекомендации