Тв-во пруса в 70-80-х годах

Свою писательскую деятельность Прус начал как новеллист. Первые рассказы носили чисто юмористический характер. Сборник «То да сё, вернее ни то, ни сё, или 48 повестушек д\взрослых и детей»(1872) – не затрагивает важных вопросов современности, юмор грубоват.

«Жилец с чердака», «Сиротская доля», «Бальное платье» (написаны в середине 70-х) и др. Тема – тяжёлое положение бедняков в условиях капиталистического города. Правда, писатель не сразу нашёл художественные средства, отвечающие новому содержанию произведений и задач. Гиперболизированные контрасты, нагромождение трагических развязок («Дворец и лачуга», 1875), стремление к сенсационным сюжетам («Кладбищенские рассказы», 1875), мелодраматические ситуации («Проклятое счастье», 1876).

Совершенствует мастерство, усиливается самостоятельность как художника. В начале 80-х – достаточно зрелые реалистические рассказы: «Михалко», «Антек», «Жилет», «На каникулах».

Основная тема рассказов Пруса – жизнь самых различных слоёв народа, вводит в литературу героев социальных низов (продолжает традиции писателей 40-50-х, Крашевского, например). Реалистическая достоверность, разнообразие типов.

Глубоко и психологически тонко раскрывает мир героев-тружеников. Новаторство Пруса: показал величие труда «маленького человека», готовность к подвигу, самопожертвованию («Михалко», «На каникулах»).Новелла «Тени» (1885) – скромный труд безвестного фонарщика вырастает до символа движения человечества по пути прогресса.

Уже в рассказах звучит столь характерная для его крупных произведений критика шляхты («Деревня и город», «Анелька»). Обличает стяжательство, погоню за деньгами («Проклятое счастье», «Шкатулка бабушки», «Обращённый»). Прус затрагивает и тему искусства в буржуазном общества, буржуа не ценят и не понимают настоящего искусства, подлинным создателем и ценителем является простой народ («Эхо музыки»).

Патриотическая тема к традициям национально-освободительной борьбы звучит в рассказах «Голоса прошлого» и «Ошибка».

Отличительная черта рассказов Пруса – сочетание юмора с лиризмом («Сиротская доля», «Антек», «Анелька»). Пишет о детях тепло и проникновенно.

Предельная конкретность и простота описаний, стремление избежать излишнего словесного украшательства.

Для новелл характерна активная авторская позиция, а также стремление установить тесный контакт с читателем (влияние журналистской деятельности).

Повесть «Возвратная волна» (1880), одно из первых, посвящённых рабочему классу. В центре повести – конфликт между буржуа и рабочими.История ткацкой фабрики, принадлежащей немцу Адлеру, который жестоко эксплуатирует рабочих. В целях экономии увольняет врача и фельдшера, погибает рабочий Гославский, остальные поднимают бунт, Адлер вызывает полицию. Адлер (отсутствие человечности, ограниченность) и его сын Фердинант (эгоист, космополит) – типичные буржуа, перспектива полного вырождения этого класса. С большой симпатией изображён Гослав – талантливый слесарь и механик. Развенчание мифа о том, что благосостояния можно добиться простому рабочему трудом и бережливостью.

В итоге зло наказано: Фердинанда убивает на дуэли осуждавший его противник, а Адлер сходит с ума, выжигает фабрику и гибнет под развалинами.

Повесть «Форпост» (1885). История борьбы крестьянина Слимака с немецкими колонистами, принуждающими его продать землю. Прус показал стойкость польских крестьян в борьбе с иноземной колонизацией, их привязанность к земле. Слимак упорно держится за землю, теряя в борьбе с колонистами своих близких, но земли не продаёт. Помещик же не задумываясь договаривается с немцами о продаже своего имения.

Колонисты организованны, трудолюбивы, некоторых немцев-тружеников, простых людей, привела в Польшу нужда.

Изображение польской деревни с её сложными социальными противоречиями, конфликтами (Слимак и помещик, Слимак и Мацек Овчаж – хозяин и батрак, Гжиб и Слимак – сельская буржуазия и остальные крестьяне).

Строительство железной дороги меняет облик деревни. писатель понимает, какие бедствия несёт капитализм.

Все события Прус воспроизводит в интерпретации и понимании крестьян, психологически тонко воссоздаёт их внутренний мир. Писатель сумел показать, что представители трудового народа могут быть не менее интересными героями литературного произведения, чем представители высшего общества. Выступал против одного из авторов журнала «Глос», который утверждал, что все крестьяне одинаковы, «стадо людей».

Слимак – полнокровная и живая фигура. В нём есть черты труженика, собственника, однако он вместе с тем темен, забит, невежественен.

Яркий образ деревенской женщины – Ягна, жена Слимака, решительно восстаёт против продажи земли.

Образ батрака Мацека Овчажа, усердно трудившегося (хозяин выгоняет его, Мацек, замерзает в лесу) и Батрачки Зоськи (сходит с ума от жестокой бедности и вечного страха остаться без работы).

Полное отсутствие патриотизма у шляхтичей, легкомыслие, презрительное отношение к народу.

Непреодолимая пропасть между крестьянами и шляхтичами, поэтому писатель весьма иронически характеризует демократические замашки панича, шурина помещика (нелепая внешность, неумение ездить верхом, полное непонимание психологии крестьян).

Как средство идейно-художественной выразительности особое место занимает пейзаж (в отличие от других произведений пруса).

Наши рекомендации