Должностные обязанности

Музыкальный руководитель:
2.1. Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.
2.2. Участвует в разработке образовательной программы образовательного учреждения
2.3. Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам музыкального воспитания детей, определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих задатков.
2.4. Определяет содержание музыкальных занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы, способы обучения, образовательные, музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры, современные методы оценивания достижений воспитанников.
2.5. Участвует в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы образовательного учреждения (музыкальных вечеров, развлечений, пения, хороводов, танцев, представлений кукольного и теневого театра и иных мероприятий), спортивных мероприятий с воспитанниками, обеспечивает их музыкальное сопровождение.
2.6. Консультирует родителей (лиц, их заменяющих) и воспитателей по вопросам подготовки воспитанников к участию в массовых, праздничных мероприятиях.
2.7. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
2.8. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой.
2.9. Выполняет правила охраны труда и пожарной безопасности.

3. Права

Музыкальный руководитель имеет право:
3.1. Участвовать в управлении образовательным учреждением, защищать свою профессиональную честь и достоинство.
3.2. Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением.
3.3. В пределах своей компетенции и в порядке, определенном Уставом ДОУ, присутствовать на занятиях, проводимых другими педагогическими работниками.
3.4. Представлять на рассмотрение заведующего предложения по улучшению деятельности ДОУ.
3.5. Получать от работников ДОУ информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
3.6. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
3.7. На рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.
3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию, проходить аттестацию.

Ответственность

Музыкальный руководитель несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с трудовым законодательством.
4.2. За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.
4.3. За причинение материального ущерба в соответствии с действующим законом об образовании.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА


Моделирование темпа
– Речевое – декламация всех текстов в различных темпах, от очень медленного до очень быстрого.
– Двигательное – исполнение любого движения медленно, быстро, умеренно, постепенно ускоряя и замедляя.
– Графическое – частота символов (пульса) обозначает скорость движения:
Быстро:
! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! !
Умеренно:
! ! ! ! ! ! ! ! ! ! !
Медленно:
! ! ! ! ! !
Замедляя:
! ! ! ! ! ! !
Все те же способы нужно использовать, превращая упражнения в игру, при моделировании метра, ритма, звуковысотных отношений, динамики, фактуры, формы, то есть можно использовать детям любой элемент музыкальной речи.
Моделирование метра и размера
– Двигательное метрирование – это использование различных видов равномерного движения: звучащие жесты, а также любые другие движения тела. Тактирование – показать, касаясь разных частей своего тела, двухдольный, трехдольный и четырехдольный размеры. Сильная доля и слабые исполняются неодинаково. Например, шлепок по коленям плюс два щелчка; притоп плюс три удара указательными пальцами.
– Графическое использование рисунков, карточек или записи.
Моделирование ритма
Детям значительно проще представить себе ритмические отношения, если для этого использовать речь, мышечные ощущения, цвет, пространственные представления и др. Любой вид моделирования ритмических отношений может стать основой для множества игр, развивающих у детей метроритмическое чувство. Например, детям можно предложить придумать свою систему ритмослоговой поддержки при чтении ритмов вместо общепринятой: ту-у ( ), та ( ), ти-ти ( ), тири-тири .
Например, дети изобрели такой «тарабарский язык»: ба-а, зум, ко-ко, тики-тики (длительности те же). Попробуйте повторить, а затем расшифровать и записать барабанное послание туземцев: зум-ко-ко, тики-тики-тики-тики-ба-а. Эта игра может продолжаться долго, так как все дети захотят передать свое послание.
Теперь предложите детям зашифровать какую-нибудь ритмоформулу в привычные слова и их цепочки: лимон – апельсин, банан – мандарин, лиса – петушок, козел – огород, звезда – небеса и т. д. Более сложный вариант получится из повторяющихся ритмоформул: стакан-лимон, выйди-вон, выйди-вон. Можно речевые ритмоформулы хлопать, а затем составлять или находить по записи на доске. Важно, чтобы это придумывали, играя, дети, а не педагог. Не надо превращать подобные забавные и полезные игры в трудовую повинность. Здесь важна завораживающая игра фантазии, плодом которой может быть даже полнейшая небывалая околесица, типа такой:
В бочке варится уха ( )
Из глухого петуха. ( )
Вот какая требуха! ( )
Чтобы лучше ощутить ритмические отношения, детям совершенно необходимо «пропустить» их через свое тело. Моделирование ритма в движении составляет также неисчерпаемую тему для игры, общения, музицирования. Самый простой, доступный и очень занимательный для детей способ – это сыграть ритмический рисунок, а для начала – лучше речевую фразу на своем теле, используя для этого прежде всего звучащие жесты. Например, такая веселая фраза может быть сыграна по строчкам: хлопками, а затем шлепками по коленям. Или: восьмые – щелчки пальцами, четвертные – хлопки.
Не люблю винегрет.
( – хлопки.)
Дайте супа из конфет!
( – шлепки.)
Далее движение может становиться более масштабным: ритмичные взмахи руками вдоль туловища и шлепки по бедрам; два шага в сторону и приседание: перекрестные или простые хлопки, на вторую строчку обмен местами с партнером. Игра тогда надолго увлекает детей и может продолжаться с разными фразами, вариантами движений, которые без устали придумывают дети.

В игре «Веселый кубик» участвует группа детей. На сторонах кубика графически изображен ритм танцевальных движений: притопы одной ногой, двумя, тройной притоп, носок, бег, переменный шаг.
Дети по очереди бросают кубик и выполняют соответствующий ритмический рисунок.
С целью проверки полученных знаний и результата достижений проводятся развлечения, праздники, шоу-программы, которые доставляют детям, родителям, гостям много радости.
Современные исследования психологов и педагогов показали, что во всестороннем развитии ребенка велика роль труда совместно со взрослыми: родителями и педагогами группы.
Способны ли взрослые оказать помощь в развитии ритмических навыков?
Результаты анкетирования показывают, что большинство педагогов понимают значимость музыкального воспитания дошкольников, однако недостаточно компетентны в вопросах танцевальной культуры. Все педагоги указывают, что необходима дополнительная помощь, а именно консультации и практикумы.
Анкетирование родителей по выявлению творческих способностей детей показывает: что они понимают необходимость в музыкальном воспитании своих детей, но сами затрудняются в решении этой проблемы. Ответы их свидетельствует о том, что воспитание музыкальности очень важно и необходимо в дошкольном возрасте, однако в семье недостаточно уделяют этому внимания. Поэтому нетрадиционные родительские собрания «Встреча за круглым столом», занятия-практикумы, вовлекающие родителей в творческий процесс, имеют колоссальный успех, так как родители видят возросший уровень двигательных навыков у детей, то есть конкретный результат. Для каждого возраста детей проводятся музыкальные занятия, досуговые мероприятия, праздники с целью взаимодействия с детьми.

Наши рекомендации