Музыкальный руководитель

Главный дирижер. Главный хормейстер.

МУЗЫКА'ЛЪНЫЙ ФЕЛЬЕТО'Н,музы-
кально-речевой эстрадный жанр. Тематическая
направленность не отличается от фельетона эст-
радного, но значительно возрастают исполни-
тельские возможности при его сценическом во-
площении. Разновидностью М. ф. является "муз.
мозаика" - своеобразный .монтаж из цитат и
отрывков музыкально-текстовых произведений,
к-рые несут определенную драматургическую
функцию. При этом муз. материал может соот-
ветствовать словам или являться по отношению к
ним своеобразным контрапунктом (контра-
стировать). (Реприза)

МЫШЦ ОСВОБОЖДЕНИЕ,Свобода мышц.

МЮ'ЗИКЛ(англ, musical), вид синтетиче-
ского зрелища, в к-ром драматический сюжет,
воплощен в диалогах, музыке, пении и хореогра-
фии.

Новое в М. по отношению к оперетте, музы-
кальной комедии и ревю состоит в том, что все
эл-ты, объединенные в структуре произведения,
находятся в нерасторжимом единстве, внутренне
взаимосвязаны, подготавливают переход одной
формы воплощения в другую. Песни и танцы в
М. обычно не оправдываются фабульно, как это
делается в оперетте. Они функционируют в М.
поэтически, как .метафора.

Замкнутая цепь фабульного развития событий
прерывается в М., прямым обращением в зал, как
в спектаклях Б. Брехта, но не для того, чтобы
вызвать эффект "отчуждения", а для того, чтобы
"замкнувшись" на зрителе, вовлечь его внутрь
представляемого, это момент наивысшего эмо-
ционального обобщения: актер не только не вы-
ходит из образа, он живет в нем с наибольшей
полнотой и, даже обращаясь к зрителю, говорит с
ним не от себя, а от имени своего героя.

Разность структур М., оперетты и зонга отра-
жает различие в содержании, к-рое этими струк-
турами организовано.

Основной формальный признак М. - синкре-
тичность музыкально-драматической формы,
рожденной стремлением к созданию зрелища
повышенного эмоционального воздействия. В
великих М. герои и их судьбы должны волновать
зрителя. Это драмы и комедии, где музыка и
танцы должны подчеркивать человеческие эмо-
ции, говорить всерьез ("Оклахома!" Р. Роджерса -
О. Хаммерстайна. "Эини, бери ружье" И.
Берлина - X. и Д. Филдзов. "Вестсайдская ис-
тория" БернстаЙна).

МЬЮЗИК-ХОЛЛ(англ, music-hall, бук». -
концертный зал), вид эстрадного театра, в про-
грамме к-рого чередуются эстрадные, цирковые,
балетные, музыкальные номера легкого жанра.
Первые М.-х, возникли в АВеликобритании в се-
редине 19 в. В России М. не получил широкого

распространения, как на Западе. Черты больших
мюзик-холльных представлений можно увидеть в
садово-парковых феериях (напр., в "Эрмитаже" у
М. Лентовского), в программах больших кафе-
шантанов. Советские мюзик-холлы, созданные в
20'-е годы, как и вся русская эстрада, испытали на
себе заметное влияние драматического театра. М.
состоят из различных по жанру номеров.
"Короткометражность" диктует свои законы ар-
тистам, постановщикам, авторам. В небольших и
многоактных обозрениях основной представления
остается номер- Отдельные эпизоды, номера
объединяются либо фигурой обозревателя, либо
"сквозным сюжетом", либо, конферансом.

н

НАРО'ДНОЕ ТВОРЧЕСТВО(народное иск-
во, фольклор}, синтетическое по характеру иск-во,
художественная коллективная творческая
деятельность трудового народа, отражающая его
жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и
бытующие в народных массах поэзия (предания,
песни, сказки, эпос), музыка (песни, инстру-
ментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы,
сатирические пьесы, театр кукол), танец, архи-
тектура, изобразительное иск-во и декоративно-
прикладное иск-во. Н. т., зародившееся в глубокой
древности, - историческая основа всей мировой
художественной культуры, источник

национальных художественных традиций, выра-
зитель народного самосознания. В широком
смысле к Н. т. относят все виды непрофессио-
нального иск-ва (самодеятельное иск-во, в т, ч.
народные театры).

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ,способность.

проявляемая в умении подмечать существенные,
характерные, даже малозаметные свойства пред-
метов или явлений. Предполагает любознатель-
ность, пытливость и приобретается в жизненном *
опыте. Ее развитие - важная задача формирования
установки на познание и адекватное восприятия
действительности. Н., как особая чуткость к
явлениям окружающего мира и человеческим
отношениям, является одним из главных про-
фессиональных качеств реж-ра массовых театра-
лизованных действий и требует постоянной тре-
нировки и развития.

НАБЛЮДЕНИЕ,1) (Психол.) изучение мира
на уровне чувственного познания, целена-
правленное и осознанное. В нем проявляются
личностные особенности восприятия, установки,
направленность личности 2) Один из важнейших
видов тренинга режиссерской наблюдательности
и способности раскрывать смысл и драматургию
жизненных фактов и событий и перевода их в
театрализованное действие. Оно осуществляется в
период обучения в этюдах на жизненный факт, где
реж-р, показывая привлекший его внимание
жизненный факт осмысливает его и выстраивает
композиционное целое.



НА СТАДИО'НЕ ПРЕДСТАВЛЕ-НИЕ
СПОРТИВНО-ХУДО'ЖЕСТВЕННОЕ,Спор-
тивно-художественное представление на
стадионе.

НАСТРОЕНИЕсравнительно продолжительное ,
устойчивое психическое состояние умеренной или
слабой интенсивности, проявляющее как
положительный или отрицательный эмоциональный
фон психической жизни индивида. В отличие от
ситуативных эмоций и эффектов, является
эмоциональной реакцией не на непосредственное
последствие конкретных событий, а на их значение
для субъекта в контексте общих жизненных планов,
интересов и ожиданий. Сформировавшиеся Н., в
свою очередь, способны влиять на эмоциональные
реакции в связи с происходящими событиями
соответственно меняя направление мыслей,
восприятие и поведение.

В зависимости от степени осознанности
причин вызвавших конкретное Н.. оно переживается
либо как нерасчлененный общий эмоциональный
фон (приподнятое, подавленное настроение пр.),
либо как четко идентифицируемое состояние (скука,
печаль, тоска, страх, или же увлеченность, радость,
восторг и пр.).

НАСТРОЕ'НИЕ ПРАЗДНИЧНОГО
ДЕЙСТВИЯ,создание праздничного настроения-
одна из главных задач режиссуры массово-
театрализованного действия, где определен-Ж
выразительные средства, среди к-рых особое
значение имеет .музыка, вызывают настроение
каждого эпизода и номера, возбуждая эмо-
циональное отношение к его жизненному смыслу.
НО'М ЕР(< лат. numerus - число), основной
составной эл-т театрализованного действия,
представляющий собой оригинальное законченное
произведение исполнительского иск-ва. К
признакам, отличающим Н. от других форм сце-
нического иск-ва, относятся: лаконизм, приоритет
рассказа как средства отображения действи-
тельности, новизна материала (собственно но-визиа
содержания, новизна трактовки), индиви-
дуальность исполнителя (его темперамент, склад
характера, своеобразие речевых и вокальных
данных, сценическое обаяние заставляют трижды
знакомое содержание звучать по-новому),
непосредственность общения с публикой. Н. -
первооснова театрализованного представления.
Различают два типа Н.: поставленные самостоя-
тельно, вне зависимости от замысла тематического
представления, или эстрадные (концертные) Н., и
Н., поставленные специально для раскрытия те.мы
и идеи определенной композиции, постановки.
(Реприза, Информация о номере, Массовая сцена.
Монтаж: номеров. Прикрытие).
НОМЕРО'В МОНТА'Ж,Монтаж номеров.
НРА'ВСТВЕННОЕ ДЕ'ЙСТВИЕ,процесс
воздействия чел-ка на свой душевный мир, на свое
отношение к людям, к окружающему миру.

НУЛЕВО'Й ПЛАН СЦЕ'НЫ,условная зона,
пролегающая по всей ширине сцены. Передней
границей Н. п. с. служит красная линия сцены.

О

Наши рекомендации