Творческие задания, используемые в танцевальных движениях и театрально - игровой деятельности

«TAHEЦ РОЗЫ»

Под красивую мелодию (использовать грамзапись, собственный мотив) исполняется танец удивительного прекрасного цветка - розы. Ребенок сам придумывает к нему движения.

Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил прекрасную розу». Ребенок застывает в любой позе. Чем богаче воображение, тем интереснее движения танца и поза «застывшей», замерзшей розы.

«КТО ЛУЧШЕ?»

Игра развивает воображение и творчество в движениях.

Предложить ребенку придумать танец под хорошо знакомую мелодию. Это может быть, как, например «Волшебник - недоучка» или «Жил да был один король», либо что-нибудь более мелодичное и спокойное. Характер дви­жений в любом случае должен соответствовать звучащей музыке. Можно организовать соревнования между детьми: чей танец получится лучше, чьи движения окажутся интереснее и выразительнее.

«ВДОЛЬ ПО БЕРЕЖКУ»

Выразительно, нараспев прочесть ребенку стихотворение:

Вдоль по бережку лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

Со крыла водичку стряхивает.

Вдоль по бережку молодчик идет;

Выше бережка головушку несет,

Сапожком своим постукивает,

Да по пяточкам постукивает.

Ребенок должен выразить содержание этого стихотворения в движении.

«ОТГАДАЙ КТО МЫ?»

Выбирается ведущий. Ему сообщается, что в его отсутствие дети превратятся в животных (время года, погоду или какой-нибудь предмет). Ведущий выходит из комнаты, играющие договариваются и приглашают ведущего.

Движениями дети показывают, во что они превратились (например, слонов, зайцев, дождливую погоду, художников, строителей, дровосеков и т.д.), а ведущий отгадывает и, отгадав, расколдовывает.

«ПРЕВРАЩЕНИЯ»

Под музыку Шумана «Смелый наездник» ребенок превращается во всадника. Он скачет на коне.

Я горжусь своим конем,

он летит как ветер,

Обгоняю я на нем

всех коней, на свете.

«ОБЕЗЬЯНКА»

Ребенку предлагается стать обезьянкой или зеркалом и повторять всет что делает педагог: он шагает и обезьянка шагает, поднимает руки и обезьянка тоже.

Игровое упражнение можно делать в паре. Зрители наблюдают и оценивают «правильно-неправильно», «успевает обезьянка или не успевает».

Можно видоизменить задание путем его усложнения от повторения отдельных движений и действий к сложной их последовательности.

Играющие могут меняться ролями, когда правила игры, становятся понятны ребенку. В обезьянку или зеркало превращается взрослый. Смена ролей активизирует творческое воображение ребенка.

«КТО Я?»

Игру можно проводить с детьми любого возраста. Она не требует специальной подготовки: играть можно также и на прогулке.

Педагог или кто-либо из детей жестом, мимикой, звуком изображают что-то или кого-то, например: поезд, машину, чайник, дерево, собаку, цыпленка-табака, морскую свинку, доброго волшебника, муху-цокотуху, самовар - это зависит от выдумки играющего. Детям предлагают отгадать изображенный предмет. После правильного ответа следует спросить, как ребенок догадался то, что изображалось.

«У ЗЕРКАЛА»

Предложить детям ролевую гимнастику у зеркала,

Нахмуриться, как: король,

Ребенок, у которого отняли игрушку,

Человек, скрывающий улыбку.

Улыбнуться, как: Вежливый японец,

Собака своему хозяину,

Мать младенцу,

Младенец матери,

Кот на солнце.

Сесть, как: Пчела на цветок,

Наказанный Буратино,

Обиженная собака,

Обезьянка, изображающая Вас,

Поросенок на кактусе,

Наездник на лошади,

Невеста на свадьбе.

«ИГРА С ПЛАТКОМ»

Игра развивает воображение, выразительность движений, артистизм. Предложить ребенку платок или шарф. Попросить с помощью платка, движений, мимики изобразить:

Бабочку

Лису Принцессу

Волшебника

Бабушку

Фокусника

Больного с зубной болью.

«ПОПРОБУЙ, УГАДАЙ!»

Игра развивает воображение, внимание, быстроту реакции. Играющие садятся в круг (можно стоя в кругу). Из них выбирают «управитель» и «гость». «Гость» выходит из комнаты. «Управитель» назначается так, чтобы гость не знал, кто выполняет эту роль.

По правилам игры все участники повторяют за управителем те движения, которые он им показывает. «Гость», войдя в комнату и внимательно на­блюдая за играющими, должен догадаться, кто же является «управителем».

Движения могут быть самыми разными: от простых хлопков до любых танцевальных. Главное, чтобы гость не заметил, кто из играющих является ведущим, т.е. «управителем».

«ЛИСИЧКА ПОДСЛУШИВАЕТ»

Игра для развития выразительности, воображения, передачи эмоциональных различных состояний.

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Выразительные движения: Голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.

Поза -Ногу выставить вперед, корпус тела слегка наклонить вперед.

«ЧТО ТАМ ПРОИСХОДИТ?»

Развивает выразительность, воображение, эмоции.

Мальчики стояли в тесном кружке, и что-то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочка. «Что там происходит?» - подумала она, но поближе подойти не решилась.

Выразительные движения: Голову поворачивать в сторону происходящего действия, пристальный взгляд.

Поза: Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.

«КУЗНЕЧИК»

Развивает выразительность движений, воображение, эмоции.

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг - и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

Выразительные движения: Шею вытянуть вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступая на пальцы.

«ЛЮБОПЫТНЫЙ»

Задачи те же.

По улице шел мужчина и нес в руках спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик это заметил, и ему очень захотелось узнать, что лежит в сумке. Мужчина шел большими шагами и не замечал мальчика. А мальчик прямо-таки «прилип» к прохожему: то с одной стороны подбежит к нему, то с другой и, вытягивая шею, заглядывает в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, положил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки около сумки, слегка потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Там лежали всего-навсего две обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно махнул рукой, встал и не спеша, пошел к своему дому.

«ВОЖАТЫЙ УДИВИЛСЯ»

Развивает выразительность движений, воображение, эмоции, мимики. Педагог читает отрывок из стихотворения С.Маршака «Рассеянный с улицы Бассеянной.»

Однажды на трамвае он ехал на вокзал

И, двери открывая, вожатому сказал:

Глубокоуважаемый Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало мне надо выходить,

Нельзя ли у трамвая вокзал остановить?

Вожатый удивился -трамвай остановился.

Вот какой рассеянный с улицы Бассеяной.

Выбирается ребенок на роль вожатого. К нему со странной просьбой обращается человек рассеянный с улицы Бассеяной.

Поза: Ребенок смотрит на говорящего, руки бессильно падают вниз или одна рука прикрывает рот, как с целью сдержать восклицание.

Мимика: Брови и верхние веки приподнимаются.

«ВКУСНЫЕ КОНФЕТЫ»

Развивает выразительность движений, воображение, эмоции, мимику.

У девочки в руках воображаемый кулек /коробка/ с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят де­вочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика: Жевательные движения, улыбка.

«ЛЮБЯЩИЕ РОДИТЕЛИ»

Выразительность движений, воображение.

Мама - медведица и папа - медведь укачивают своего любимого сыночка.

Сначала мама- медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа- медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже немного покачивается. Мама - медведица передает медвежонка папе. Теперь папа - медведь качает малыша, а мама- медведица глядит на обоих ласково, с любовью.

Выразительные движения: Сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться под напев колыбельной вправо-влево, на лице улыбка.

«ДВА КЛОУНА»

Два веселых клоуна жонглируют воображаемыми разноцветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами падают. Им немножко грустно, они сидят на полу и качают головами. Успокоившись, колуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова весело жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг другу.

Выразительные движения: Голову откинуть, рот широко открыть, губы растянуть улыбкой, брови приподнять, глаза слегка прищурить.

«НОВАЯ КУКЛА»

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, показывая всем желанный подарок, прижимая ее к себе и снова кружится.

«ПОСЛЕ ДОЖДЯ»

Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

«ЛАСКА»

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.

«ЦВЕТОК»

Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляя теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Выразительные движения: Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны - вверх - цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика:_Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

«ТИШЕ!»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они, то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

Этюд сопровождается музыкой Берлина «Спящий котенок».

Выразительные движения: Шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови идут вверх.

«ИГРА В СНЕЖКИ»

Зима. Дети играют в саду в снежки. Музыка: Г.Струве «Веселая горка»

Выразительные движения: Нагнуться, схватить двумя руками снег, распрямиться и бросить снежок резкими короткими движениями, широко раскрывая пальцы.

«ИГРА С КАМУШКАМИ»

Дети гуляют по берегу моря. Они, то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками. Дети, то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль.

Муз. Т.Ломовой «На берегу».

«ЗОЛОТЫЕ КАПЕЛЬКИ»

Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнышко. Дождь стал золотым. Ребенок подставляет лицо золотым капель­кам дождя. Приятен теплый летний дождь.

Муз. Христова «Золотые капельки»

Выразительные движения: Голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

«ЧУНГА-ЧАНГА»

Путешественник пристал на своем корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова - маленькие чернокожие дети. На мальчиках и девочках были одеты пестрые юбочки, на ногах и руках звенели браслеты с колокольчиками, в ушах были круглые серьги, на шее бусы в волосах красивые перья.

С веселой улыбкой они танцевали под музыку В. Шаинского «Чунга-Чанга». Путешественник решит остаться на этом острове.

Выразительные движения: Самостоятельно использовать танцевальные движения, передавать в движении настроение музыки.

«ПЕРВЫЙ СНЕГ»

Наступила зима. Все покрыто белым-белым снегом.

Утром глянул я чуть свет:

Двор по-зимнему одет.

Распахнул я настежь двери,

В сад гляжу, глазам не верю.

Эй, смотрите, чудеса -

Опустились небеса!

Было облако над нами,

Оказалось под ногами. (Гунули)

В саду стало чисто, просторно, красиво. Можно идти гулять. Скорее, скорее одеваться!

Выразительные движения: Идти по утоптанной тропинке, по глубокому снегу и т.д.

«ЗАКОЛДОВАННЫЙ РЕБЕНОК»

Развитие выразительности жеста.

Ребенка заколдовали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы, указывает направление: шкаф, стол, вверху, внизу, там и т.д.

Примечание: Предлагаю использовать музыкальный репертуар из сборника «Танец как вид искусства». Раздел - танцевальные упражнения и этюды.
Задания, способствующие развитию артистических

Навыков и умений.

(см. Раздел «развитие песенного творчества»).

Этюды на выразительность жеста.

Это я! Это мое!(для детей 4-5лет)

Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именного его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: ничего-то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (назы­вается имя играющего), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?». И т.п. Мальчик отвечает жестом

Выразительные движения. Рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь: «Я!» Идея обладания более обширного «Я» выражается более или менее сильным прижатием руки к груди: «Мое, принадлежит мне!».

Заколдованный ребенок(для детей 5-6лет)

Ребенка заколдавали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.

Сколько звуков(для детей 5-6лет)

Ведущий стучит несколько раз карандашом по столу. Ребенок должен показать на пальцах, сколько звуков.

Вот он какой!(для детей 5-6лет)

Ребенок должен без слов рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. Он воспроизводит отчетливые Жесты, которые характеризуют предмет: маленький, большой, заостренный, крупный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.

Тише!(для детей 3-4лет)

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» Этюд сопровождается музыкой Б. Берлина «Спящий котенок».

Выразительные движения. Шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».

Отдай!(для детей 4-5лет)

Ребенок требует отдать ему игрушку.

Выразительные движения. Кисти рук держать горизонтально ладонями кверху.

Иди ко мне(для детей 3-4лет)

Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.

Выразительные движения. Присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.

Уходи!(для детей 3-4лет)

Ребенок отталкивает обидчика.

Выразительные движения. Кисти рук держать вертикально, ладонями на­ружу.

До свидания!(для детей 3-4лет)

От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих, на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!».

Не покажу!(для детей 5-6 лет)

Мама подарила девочке маленькое зеркальце, чтобы она могла пускать солнечные зайчики. Дети обступили девочку, просят показать, какое оно. Но девочка, прижав ладонями, зеркальце к груди и расставив локти, вертится из стороны в сторону: «Не покажу!».

Я не знаю! (для детей 6-7 лет)

Мальчика - незнайку о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами да разводит руками: «Не знаю», «Не имею понятия», «Ничего не видел».

Выразительные движения.Приподняты брови, опущены уголки рта, приподняты на миг плечи, руки слегка разводятся, ладони раскрыты.

Игра в снежки (для детей 5-6лет)

Зима. Дети в саду играют в снежки.

Этюд сопровождается музыкой Г. Струве «Веселая горка».

Выразительные движения. Нагнуться, схватить двумя руками снег, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.

Игра с камушками(для детей 5-6лет)

Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками. Дети то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль.

Этюд сопровождается музыкой Т. Ломова «На берегу».

Дружная семья(для детей 6-7 лет)

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то рисует, кто-то шьет или вяжет и т.п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.

Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.

Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса «Золотой клубочек».

Возьми и передай!(для детей 6-7 лет)

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу какой-нибудь воображаемый предмет. Со стороны, глядя на руки детей, должно создаться впечатление, что они действуют с реальными предметами.

Формы эмоциональной

Выразительности

Наши рекомендации