Особенности драматургии С. Выспяньского
Выспяньский (1869 – 1907) – это сложное, оригинальное явление в польской литературе рубежа веков, почти ренессансная личность эпохи модернизма (был учеником Матейки и первоначально считал живопись своим жизненным призванием, занимался ею до конца жизни). Поэт, драматург, он не был сторонником какой-либо определённой политической ориентации. Продолжая «пророческую» традицию своих великих предшественников, одновременно развернул генеральную полемику против романтического понимания истории, против политического романтизма. Сам погружённый в круг тем и образов прошлого Польши, он боролся с рабской приверженностью прошлому, отвлекающей от задач современности.
Выспяньский не основал в польской драматургии ни течения, ни школы, он остался единственным представителем созданного им направления в театре, где он стремился быть одновременно поэтом-драматургом, художником и режиссёром. В своём театре Выспяньский синтезировал многие традиции и тенденции эпохи.
Именно Выспяньскому принадлежит идея национального монументального театра и идея театра как автономного искусства. Творчество Выпяньского тесно связано с Краковом в широком и узком смысле. В узком – потому что действие многих его драм происходит в этом городе, в широком – потому что творчество драматурга вырастает из атмосферы Кракова, прошлого, которое скрывается в зданиях и памятниках. Неудивительно, что Выспяньский был воспитанником Краковских школ и их отношений к традициям. Всё творчество (драмы) Выспяньского можно условно разделить на 3 тематические группы: 1) античные; 2) исторические; 3) современно-политические драмы. Все эти группы объединены одним: всюду автор выступает драматургом-новатором, который, ещё только работая над своим произведением, видит его сразу на сценической площадке, ищет для него новую сценическую форму в соединении функций художественного слова с элементами живописи и музыки. В своей драматургии Выспяньский выступает последователем вагнеровского синтетического театра и реализатором представлений Мицкевича о славянской драме – монументальной, опирающейся на народное творчество. Античность была одним из существенных компонентов в художественном видении мира у Выспяньского. Античное и польское переплеталось в творческом сознании поэта: древний Вавель представлялся ему польским Акрополем. В начале творческого пути – идеал драмы в древнегреческой трагедии. Формальные признаки античной трагедии: единство времени и места действия, хор (в ранних произведениях). Ряд произведений Выспяньского – свободная парафраза сюжетов «Илиады», «Одиссеи» («Протисилай и Лаодамия», «Ахил») и древнегреческой мифологии; сюжеты переосмысляются. Так, в мифе, послужившим отправной точкой «Мелиагра», герой погибает, проклятый матерью за то, что в схватке он нечаянно убил её брата. В трагедии Выспяньского преступление Мелеагра вызвано во многом психологическими причинами: Мелеагр убивает дядей, которые оскорбили его невесту по наущению матери. Трагедия человеческих страстей, столкновение характеров. Судьба подготовлена борьбой страстей и интересов. Проблема рока, человек – вершитель воли судеб. «Возвращение Одиссея» - тоже модернизация античного сюжета. Здесь ничего не остаётся от гармонии, величественной красоты античного мира. От Одиссея, известного нам по Гомеру, у героя Выспяньского остаётся только большая физическая сила, в остальном – это бессильно протестующий против судьбы человек. Во всём укладе жизни королевского дворца нет ничего достойного, величественного (шутки, издевательства, насмешки и т. д.). Обратный приём – обантичивание конфликтов действительности: «Клятва» («Проклятия»), «Судьи». Сюжет «Клятвы» опирается на подлинное происшествие ( в одной деревне крестьяне расправились с молодой женщиной, экономкой ксёндза, посчитав её виновницей страшной засухи, христианский Бог определяет трагическую судьбу героев драмы, мотив рока, хор). Исторические драмы – самый обширный раздел творчества. Выспяньский не стремится к реалистическому воссозданию исторический событий, ставит отвлечённые историко-философские, политические и моральные проблемы. Выспяньского привлекают далёкое прошлое страны и восстание 1830. Создавал пластические, живописные картины прошлого в форме синтетической, театральной по всем своим параметрам драме. «Легенда» - драматическая поэма-сказка (подвиг королевы Ванды, принёсшей себя в жертву ради разгрома иноземных захватчиков). Реминисценции Мицкевича, Словацкого. Много фольклора. Новаторский приём – разделение сцены на подводную и надводную части. Тема Кракова, краковского замка на Вавеле. «Болеслав Смелый» (декоративный стиль эпохи Пястов). В основе – конфликт короля с епископом Станиславом, примкнувшим к оппозиционной партии, поддерживаемой немцами. Король под нажимом феодальной власти бежит, а епископа причисляют к лику святых. Конфликт как столкновение языческой и христианской религий, конфликт смелости короля с христианскими нормами. В конце – гроб епископа наступает на короля, давит – метафора. Толкование Выспяньского: святость епископа ничего Польше не дала, а вот король мог бы преумножить могущество страны. Критика польского общества 30-х за его бессилие, неспособность к действию, за слишком лёгкое согласие умереть (нафиг жертвенность вашу) – в «Варшавянке». В образе ген. Хлопицкого – тщеславие, несогласованность действий, личные интересы выше национальных, отсутствие веры в успех. Юзеф Рудский (жених Марии), старый солдат – посланы им на заведомую смерть. Только Хлопицкий и Мария понимают, что ждёт нацию. «Ноябрьская ночь» - порыв повстанцев к свободе и славе, обречённость борьбы (события начала восстания, фантастические сцены). Восстание задумано и выполняемо не только патриотами, но и олимпийскими богами (совет Афины-Паллады с Никами, опред. программа восстания). Основная идея: жертва понесённая повстанцами, не бессмысленна, она подготавливает лучшее будущее. «Легион» - конфликт романтического и реалистического восприятий, критика философии жертвенности. «Освобождение» - театральная адаптация современной ситуации. Оценка роли и функции романтизма в современности. Народ не может существовать без государства. Восхищение мифом христианской Польши, преклонение перед смертью – всё этто вредно. Символическая фигура Гения. Судьба Польши – основная тема. Главный герой – Конрад (черты героя-бунтаря «Дзядов» и самого Выспяньского). Знатный шляхтич, Бедный шляхтич, псевдопатриот Предводитель. Конрад проходит извилистый путь философского познания самого себя, уясняет своё место в жизни и призвание. Он приходит к заключению, что освобождение народа должно быть подготовлено преодолением пассивности. «Свадьба» (1901) вызвала бурную дискуссию. Свадьба поэта (шляхтича) Рыдля и крестьянской дочери Ядвиги. Синтез современной ситуации, характерной для Галиции. Пессимистический оттенок.Эттот союз кажется автору иллюзорным, обе стороны ещё не созрели. Крестьяне политически незрелы, заняты только своими проблемами. У шляхты – образ идеализированного мужика и деревни в целом. У интеллигенции весьма поверхностные знания о народе. |