Основные направления и методика деятельности Координационно-методического центра

Основные направления деятельности методической службы нацелены на:[28]

v оказание помощи (консультативной, методической, ресурсной) специалистам и сотрудникам учреждений культуры в понимании целей развития, политики, стратегии и тактики инновационных изменений, в раскрытии творческих способностей;

v координацию деятельности сельских учреждений культуры;

v развитие народного творчества;

v удовлетворение потребностей специалистов в информации;

v обучение/воспитание специалистов, способных самостоятельно решать проблемы, позитивно мыслить, предотв­ращать конфликты и другие негативные проявления в условиях нововведений, строить эффективную коммуникацию с общественностью: СМИ, структурами власти, потребителями, профессиональным сообществом и пр.

Ни одна общественно-значимая идея не может воплотиться в действительность без соответствующей информационной поддержки.

- КМЦ разрабатывает нормативно-правовые документы для учреждений культуры района;

- в помощь специалистам выпускает сценарно-репертуарные, справочно-библиографические и методические материалы;

- издает специальные рекомендательные выпуски в помощь исполнителям целевых районных программ «Развитие и сохранение культуры Сысольского района на 2006-2010 гг.», «Дети Сысолы», «Старшее поколение».

- приоритетным направлением в работе КМЦ является оказание методической и практической помощи как опытным так и молодым специалистам, не имеющим профессионального образования. С целью их обучения и повышения квалификации сотрудники КМЦ проводят районные семинары, творческие лаборатории, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства и т.д.;

- создан банк данных по разделам: народные коллективы, исполнители, художники, мастера народных и художественных промыслов;

- КМЦ организует и проводит районные конкурсы, праздники, фестивали. Среди них: ежегодный музыкально-поэтический праздник Иван лун в честь первого коми поэта Ивана Алексеевича Куратова, ежегодно на масленицу проводится народный праздник «Гажа валяй», праздник малых деревень «Ичот сиктой-олан гожо», фестиваль «Юные дарования Сысолы» и др.

Новые социально-экономические условия требуют и новых форм организации социально-культурной деятельности. Многие учреждения культуры района пытаются профессионально решить эту задачу. Так, например, методисты КМЦ помогают в проведении среди детей и подростков анкетирования по выявлению их культурных потребностей и интересов; - организации социологических исследований по направлениям: - выявление интересов и запросов различных социальных категорий населения в сфере развития жанров и направлений народного творчества в современных условиях; - выявление интересов и запросов социально незащищенных категорий населения, их инициативы в сфере досуга и др.

В районе имеет определенную тенденцию к развитию любительское движение. К сожалению, ему уделяется гораздо меньше внимания, чем развитию деятельности творческих самодеятельных коллективов. Выявление уровня досуговой деятельности любительских объединений в учреждениях культуры различных типов (беседы, опросы, наблюдение) – одна из основных задач КМЦ.

В последние годы в районе заметно активизировалась работа по возрождению забытых народных традиций, восстановлению уникальных особенностей культурно-исторической среды каждого поселка, села. И в этом смысле народное творчество сегодня – один из основных моральных ориентиров в деятельности КМЦ, формировании культурной политики региона (картотеки, компьютерный «банк» данных).

С целью изучения общественного мнения о социокультурной жизни в районе организуют «круглые столы», к работе в которых привлекаются работники культуры, образования, представители общественности, властных структур.

Опыт проведения интересных, оригинальных программ описывается в статьях районной газеты и методическом журнале «Клубничка», выходящем ежеквартально.

В форме научного отчета для участников финно-угорского фестиваля обобщен опыт проведения Куратовских чтений.

Разработаны рекомендации по обобщению опыта проведения народного праздника «Гажа валяй» и музыкально-поэтического праздника «Иван лун».

Восприятие передового опыта происходит и на научно-практических конференциях, практикумах, творческих лабораториях, мастер-классах и т.д.

Сегодня КМЦ становится местом концентрации передового опыта работы учреждений культуры района. Но надо отметить, что обобщение передового опыта не всегда отвечает требованиям в выборе задач, научной достоверности, обоснованности выводов и обобщений. Следует организовать практическое обучение методистов не только общей методике, но овладению методической техникой.

Об осознании роли КМЦ в районе со стороны местных администраций, общественности говорит количество акций и мероприятий, в которых КМЦ делегируется ответственная роль. Выступления методистов на сходах и собраниях; выделение рубрики в районной газете «Маяк Сысолы»; организация и проведение тематических проблемных «круглых столов» и т.д.

Контент-анализ (количественно-качественный анализ) публикаций в местной прессе по проблемам СКД; изучение и анализ документации сельских учреждений культуры (количество посещений, количество мероприятий и т.п.); анализ текстовых отчетов учреждений культуры и планов работы (разнообразие форм, охват различных социальных категорий, приоритеты деятельности); стремление и желание специалистов к обучению, повышению квалификации; анкетирование по проблемам методического обеспечения учреждения культуры (формы, частота обращения в центр, использование методических разработок, пожелания, рекомендации).

В контексте поиска инноваций КМЦ решает задачи:[29]

v поиска ресурсов для осуществления инноваций, спонсоров инновационных проектов и поддержание устойчивых коммуникаций при выполнении инновационного цикла по созданию инновации со всеми участниками инновационной деятельности;

v формирования во властных структурах представления об учреждениях культуры как об активно развивающихся, с одновременным обоснованием необходимости выделения дополнительных государственных средств для осуществления инновационной деятельности;

v продвижения готовых разработок (новшеств) в социальной среде, способствующего как использованию новых продуктов и технологий реальными и потенциальными потребителями, так и многократному использованию новшества во всех организациях.

Для определения средств и каналов внедрения нового принципиальное значение имеет тщательное изучение среды и формирование «банка» данных. В качестве аспектов сбора данных могут выступать:

v деятельность государственных и негосударственных структур (органов власти и политических организаций, отдельных политических и хозяйственных деятелей, благотворительных фондов, коммерческих фирм и организаций) в поддержку культуры (конкурсы проектов, условия предоставления поддержки, требования грантодателей; контактные данные ответственных исполнителей, их предпочтения, отношение к учреждениям культуры, интересы и потребности потребителей;

v деятельность структур СМИ по отражению событий из жизни учреждений культуры, (перечень издательств, телерадиокомпаний, проявляющих потенциальный интерес к деятельности учреждений культуры, ответственных редакторов и журналистов, характер (информационный, просветительский, критический и пр.); их программ (публикаций); характеристика их профессионализма и компетентности; способы и периодичность контактов с учреждениями культуры, требования к пресс-релизам, дайджестам и пр.), условия подачи информационных материалов (требования к тексту и т. п.);

v потенциальные меценаты и дарители, «друзья учреждений культуры», спо­собные оказать безвозмездную помощь учреждению, содейство­вать укреплению его имиджа (конкретные имена, предпочтения ,условия и формы взаимодействия);

v профессиональные контакты учреждений культуры с другими учреждениями, (издательствами, книжными магазинами, информационными и сервисными службами, WEB-студиями, учреждениями науки, просвещения), возможности осуществления контактов с целью решения инновационных задач.

Результаты изучения позволят КМЦ определить политику взаимоотношений с различными участниками инновационной деятельности, завязать контакты, построить взаимовыгодные (с учетом интересов сторон) инновационные отношения и коммуникации. Взаимовыгодность контактов строится на открытости и доступности различного рода информации, необходимом участникам (субъектам) инноваций для сотрудничества и совместной деятельности по реализации инноваций. Информированность участников инновационной деятельности (разработчиков, заказчиков, спонсоров или инвесторов разработки) относительно ожиданий сторон, возможностей и компетентности в выполнении различных инновационных задач, является главным условием взаимодействия, и, как следствие, реализации инноваций.

На протяжении многих лет главным средством распространения информации о нововведениях в учреждениях культуры являлись профессиональная печать и продукция методических центров. Как свиде­тельствует опыт, именно печать и, в частности, журналы «Клуб», «Встреча», «Библиотека», «Справочник руководителя учреждения культуры», «Дом культуры и др. оставались для многих специалистов социально-культурной сферы основным источником получения информации о новшествах. Существовавшая система документирования результатов научных исследований, методические рекомендации центральных и региональных методических центров не позволяли практическим работникам учреждений культуры адекватно оценивать, адаптировать и использовать результаты разработок и передовой опыт в социально-культурной деятельности.

Методические центры на основе анализа отчетной документации учреждений культуры и фронтальных плановых проверок оценивали состояние развития СКД, выявляли достойный распространения опыт и на базе передовых учреждений культуры создавали «Школы передового опыта». Затем формы и методы деятельности школ передового опыта «транслировались» в рамках методического объединения и за его пределами; при этом, школы передового опыта, как правило, не обеспечивали специалистов всей необходимой документацией, позволяющей эффективно внедрить предложенный для распространения опыт, а сами специалисты-новаторы редко фиксировали в документах (информационных картах) особенности внедрения опыта (за редким исключением); наиболее яркие достижения отражала профессиональная периодика, местные публикации (тезисы докладов и материалы различных конференций, семинаров и прочих мероприятий) и методические рекомендации методических служб.

Методические рекомендации (указания, инструкции и бюллетени, листовки, плакаты и пр.) о нововведениях остаются и сегодня основным видом документирования инновационных процессов в учреждениях культуры. В то же время специалистами признается факт, что существует необходимость как в поиске новых форм и видов инновационных сообщений, так и в совершенствовании методики изложения информации о новшествах, так как зачастую неверно расставляются акценты, имеющие первостепенное значение для инноваций: обстоятельно рассказывается о работе учреждения культуры, но не показываются ее результаты, методика внедрения.

Рекомендации составляются не на основе изучения практики, анализа и обобщения фактов, а в результате поверхностного ознакомления с ними. Кроме этого, определены обязательные позиции содержания документов о новшествах и нововведениях, отсутствует «регламент обращений» в методические центры с инновационными запросами, механизм подготовки научно-методических разработок по внедрению новшеств (разработки инновационных предложений). Сами же специалисты, в условиях отсутствия соответствующих указаний вышестоящих организаций, времени и стимулов для распространения инновационных идей не испытывали потребности в четкой фиксации всех особенностей собственных разработок.

Оценивая современную ситуацию, многие специалисты подчеркивают важность радикального обновления деятельности методических служб. В качестве необходимых задач совершенствования их деятельности предлагается:

v развивать научно-исследовательскую деятельность, ориентировать ее на обоснованный выбор актуальных для данного учреждения культуры проблем, комплексное использование форм и методов исследовательского труда. Проводимые исследования должны иметь практическую направленность, выход на организационно-методические решения, позволяющие внедрять результаты в практику;

v наладить работу по обучению сотрудников методикам документирования инновационной деятельности и формированию в масштабе всей страны корпоративного «банка инноваций»;

v развивать функции управленческого консультирования и повышать научный уровень методических пособий, усиливать возможности их применения в практике учреждений культуры, более тесно контактировать с ведущими исследовательскими коллективами;

v проводить самостоятельные аналитические разработки, выступать в качестве специализированных «банков данных», способных предоставлять учреждениям культуры информацию, характеризующую современные теоретические и практические инновационные разработки.

Деятельность методической службы зависит от масштабов и статуса учреждения, чьей структурной единицей эта служба является, от выбранного профиля и объекта методического обеспечения.

При этом деятельность методической службы может быть направлена на собственное учреждение, сеть учреждений культуры, профессиональное сообщество или общественность. В каждом конкретном случае, методическая служба может играть роль научно-исследовательского института, инновационной организации, консалтингового, обучающего (образовательного) центра для учреждений культуры различных типов.

[1] Культурно-досуговая деятельность [Текст ] / Под ред. А.Д. Жаркова, В.М.Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - С. 398.

[2] Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности библиотеки [Текст ]: учеб.-метод. пособие / А.Д. Жарков. - М.: Либерея-Бибинформ, 2008. - С. 26.

[3] Методические рекомендации по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества: Приложение 2 к приказу Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.05.06 № 229 /Справочник руководителя учреждения культуры. - 2007. - № 4. - С. 96.

[4] Система информационно-методического обеспечения деятельности учреждений культурно-досугового типа. Модернизация работы методических служб [Электронный ресурс] //www.cultinfo.ru

[5]Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] /Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - С. 192.

[6]Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога [Текст] /Н.И.Никитина, М.Ф.Глухова. - М.: Гуманиттар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - С. 330.

[7] Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления [Текст] /Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - С. 310.

[8] Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога [Текст] /Н.И.Никитина, М.Ф.Глухова. - М.: Гуманиттар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - С. 332.

[9]Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога [Текст] /Н.И.Никитина, М.Ф.Глухова. - М.: Гуманиттар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - С. 334.

[10] Попова, Ж. Профессиональный и персональный имидж: поиски гармонии [Текст] / Ж. Попова//Служба кадров и персонал. - 2006. - № 4. - С. 64.

[11] Кротова, Н.В. Психологическая структура личности молодого менеджера социально-культурной сферы: диагностика профессиональной и психологической пригодности [Текст] /Н.В.Кротова //Культура: управление, экономика, право. - 2003. - № 2. - С. 24.

[12] Чурилова, С. Профессиональный имидж [Текст] / С. Чурилова //Клуб. - 2003. - № 11. - С. 26.

[13] Чурилова, С. Профессиональный имидж [Текст] / С. Чурилова //Клуб. - 2003. - № 11. - С.27.

[14] Бороздина, Г.В. Психология делового общения [Текст]: Учеб пособие / Г.В. Бороздина. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С. 248.

[15] Менеджмент социальной работы [Текст]: Учеб пособие /Под ред. Е.И.Комарова, А.И.Войтенко. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. - С. 271.

[16] Гительман, Л.С. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению / Л.С.Гительман. - М.: Дело, 2000. - С. 194.

[17] Бирженюк, Г.М. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ [Текст] / Г.М.Бирженюк, А.П.Марков. – СПб., 1992. – С. 28.

[18] Чапарина, С. Инструментарий и субъекты культурной политики [Текст] / С. Чапарина//Культура: управление, экономика, право. – 2004. – № 2. – С. 23.

[19] Загребин, С. Культурная политика в современной России [Текст]: проблемы, программы, приоритеты / С.Загребин//Дом культуры. – 2008. – № 2. – С. 18.

[20] Проблемы модернизации деятельности учреждений культурно-досуговой сферы [Текст] //Дом культуры. – 2007. – № 2. – С. 16.

[21] Культурно-досуговая деятельность [Текст] / Под ред. А.Д. Жаркова, В.М.Чижикова. – М.: МГУК, 1998. – С. 388.

[22] Культурно-досуговая деятельность [Текст] / Под ред. А.Д. Жаркова, В.М.Чижикова. – М.: МГУК, 1998. – С. 389.

[23] Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности библиотеки [Текст ]: учеб.-метод. пособие / А.Д. Жарков. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – С. 28.

[24] Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности библиотеки [Текст ]: учеб.-метод. пособие / А.Д. Жарков. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – С. 30.

[25] Ванеев, А.Н. Методическое обеспечение библиотечной деятельности [Текст]: Учеб. пособие / А.Н.Ванеев. – М.: Издательство ИПО Профиздат, 2001. – С. 105.

[26] Хурамова, Т.Н. Экспресс-метод обучения сельских библиотекарей основам паблик рилейшнз [Текст] / Т.Н. Хурамова//Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. – № 5. – С. 32.

[27] Фадеева, Е.И. Социология и психология управления персоналом: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.И.Фадеева. – М.: ЦГЛ, 2006. – С. 94.

[28] Отчет Координационно-методического центра за 2007 год [Текст]. – Визинга, 2008. – С. 4.

[29] План работы Координационно-методического центра МО МР «Сысольский» Республики Коми на 2008 год [Текст]. – Визинга, 2007. – С. 3.

Наши рекомендации