Словарь основных терминов. Акце́нт — в изобразительном искусстве - прием подчеркивания цветом
Акце́нт — в изобразительном искусстве - прием подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве той детали, на которую нужно обратить внимание зрителя.
Дейтеранопы не чувствительны к зелёным тонам, характерных для средневолнового света.
Домина́нта (от лат. dominans «господствующий») в изобразительном искусстве - господствующее цветовое пятно или значимый элемент в композиции.
Диктату́ра цвета(лат. dictatura) — цветовое решение, при котором вся полнота колористического строя картины принадлежит только одному цвету.
Дополнительными являются пары цветов, расположенные на противоположных сторонах цветового круга.
Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу, а также созданием изображения с помощью цифровых технологий.
Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.
Константность цвета – это видимая неизменность цвета предмета, несмотря на изменение освещенности.
Светлота – характеристика цветов, определяющая близость хроматических и ахроматических цветов к белому.
Колорит– особенность цветового и тонального строя произведения. Под колоритом понимают гармонию и красоту цветовых сочетаний, а также богатство цветовых оттенков. В колорите находят отражение цветовые свойства реального мира, но при этом отбираются только те из них, которые отвечают определённому художественному образу.
Контраст – распространённый художественный приём, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усилению.
Локальный цвет – 1) цвет, характерный для окраски данного предмета; 2) в живописи – цвет, взятый в основных больших отношениях к соседним цветам, без детального выявления цветовых оттенков.
Мазок – след кисти с краской.
Насыщенность -понимается величина, обратно пропорциональная количеству белой краски, добавленной к чистому цветовому тону.
- В. Оствальд рассматривал насыщенность, как активность цветового компонента в красочном пятне или процент серого и белого в нем.
- Г. Гельмгольц рассматривал насыщенность как интенсивность цветового впечатления, подходя к понятию чисто психологически.
- С. Краков определяет насыщенность как “степень отличия данного хроматического цвета от одинакового с ним по светлоте серого цвета… видимая степень заметности цветового тона в данном хроматическом цвете.”
- По определению Р. Ивенса “насыщенность” – это процентное содержание цветового тона в цвете.
- Под яркостью понимается величина, обратно пропорциональная количеству чёрной краски, добавленной к цветовому тону.
Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
Неоимпрессионизм — течение в живописи, возникшее во Франции около 1885 г. Его основными представителями были Ж. Сёра и П. Синьяк. Термин ввёл критик Феликс Фенеон (фр. Félix Fénéon) в статье для бельгийской газеты «L’art Moderne» («Современное искусство»), чтобы отличать творчество Сёра от импрессионистов. Впоследствии стиль Сёра также получил название «пуантилизм».
Нюанс – очень тонкий оттенок или очень лёгкий переход от света к тени и т.п.
Оттенок– 1) цветовой тон; 2) разновидность какого-либо цвета.
Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка), или дивизионизм — направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта.
Протонопынедостаточно чувствительны к красным тонам, свойственных длинноволновому свету.
Физическая интенсивность света - понимают количество энергии содержащейся в источнике света. Субъективный или психологический эффект, оказываемый интенсивностью на наблюдателя, называется яркостью
Цветовой круг – 1)визуальныйцв. круг,определяет порядок смешения цветов - красок (наряду с черной и белой для контроля яркости и насыщенности); 2) компьютерный цв. круг,показывает распределение цветов путем смешения основных аддитивных цв., применяемых для вывода на экран и субтрактивных основных цветов используемых для печати на цветных принтерах.
Цветовой тон (оттенок) – 1) это свойство цвета, определяющее местоположение в видимой части спектра; 2) качество цвета, благодаря которому данный цвет отличается от других цветов (например, красный от синего).
Яркость - понимается величина, обратно пропорциональная количеству чёрной краски, добавленной к цветовому тону.