Сценарий театрализованного представления

Действуют: Гитарист, Искательница, Пошляк, Пустой, Ограбленный, Сограждане.
  Слышатся звуки гитары. На сцене появляется Гитарист. Звучит песня Гитариста  
Гитарист: Сколь мир многообразен и чуден потому. И мы ни в коем разе не критики ему. Он дремлет и судачит, дарует и берет... И что все это значит, никто не разберет. То к чуду прикоснется в наитии святом, то разом обернется сквалыгой и шутом. От полночи до света восторг и маета, лукавая планета, святая простота!
Во время исполнения песни участники оформляют сцену как своеобразный вернисаж портретов, написанных выдающимися художниками всех времен и народов. Зрители видят веселые, серьезные, задумчивые лица людей, исполненных богатой внутренней сущности. Развесив портреты, участники покидают сцену. Гитарист остается на сцене во время всего представления то в роли барда, то в роли наблюдателя. На сцене появляется Искательница. В руках у нее большая картонная коробка, перевязанная лентой с бантом. «Ля-ля-ля! Ля-ля!» – напевает Искательница, кружится и любовно поглядывает на коробку.
Искательница:Ах, ты, мое сокровище! Ах, ты, мое чудо! Ах, ты, моя прелесть!
Из-за кулис выглядывают и выходят на сцену любопытствующие участники
Первый:Никак шляпка?
Искательница:А вот и не шляпка!
Второй:Торт, небось?
Искательница:И вовсе даже не торт!
Третий:Ну тогда – шлык фильдеперсовый!
Искательница:И никакой не шлык!
Четвертый:Исподнее и боле ничего!
Искательница:Как бы не так!
Участники (вместе):Тогда что?
Искательница:Это... мой внутренний мир! Ах, ты мое сокровище! Ах, ты мое чудо! Ах, ты моя прелесть!
Первый:Ишь ты... Какая загадочная!
Второй:Внутренний мир говорит...
Третий:Вот и у меня внутренний карман есть...
Четвертый:Так ведь и у меня внутренности имеются!
Пятый:И я тоже внутрь употребляю...
Искательница:Эх, вы, дураки чумазые, черти долговязые! Жалко мне вас! Внутренний мир – это... это!.. Это!! Да что говорить, об этом петь надобно. Любезный, будьте добры!
Гитарист:Чего изволите?
Искательница:Что-нибудь этакое... о внутреннем мире...
Гитарист:С нашим удовольствием!
  Звучит песня в исполнении Гитариста  
Гитарист: Белый свет колобродит снаружи под созвездием Гончего Пса. То дожди колготятся, то стужи завывают на все голоса. Мы снаружи – без изъяна. Полюбуйтесь-ка на нас! Может поздно, может рано, но пробьет наш звездный час. А внутри мы исполнены мрака, и ни зги там не видно, увы. Может, злая бродяжит собака и рычит в конуре головы. К сожаленью, в сердцевине, не пронизанной лучом, мы не ведаем и ныне, что к чему и что почем.
  Занавешивается первый портрет  
Первый:Ишь ты!
Второй:Какая загадочная!
Третий:Может, вскроем да поглядим?
Искательница:Я тебе вскрою! Я тебе погляжу! Не твой внутренний мир – мой внутренний мир!
Четвертый:И то верно... Вскроешь – а оттэда как шарахнет, и наших нет.
Пятый:Или еще того хлеще – газом шибанет.
Первый:Газом не газом, а с панталыку собьет... Это точно!
Искательница:Вахлаки! С панталыку... У вас панталыки-то – кот наплакал. Это я вам как женщина говорю.
Второй:Женщина...
Третий:Женщина говорит!
  На сцену вбегает Пошляк  
Пошляк: Где женщина? И вправду – женщина.
Четвертый:А что есть женщина?
Пошляк:Интересуетесь? Женщина – это станок любви!
  Получает по морде  
Пошляк:За что? Я думаю так: к женщине надо подкатываться снизу. Женщины это любят и только делают вид, что они этого не любят.
  Получает по морде  
Пошляк:Да что же это такое? Я тогда говорить не буду!.. Женщина устроена так, что она вся мягкая и влажная.
  Получает по морде  
Пошляк:Если женщину понюхать...
  Получает по морде  
Пошляк:Если это будет еще повторяться, я замолчу! На чем мы остановились? Ах, да! Так вот. Женщина любит смотреть на себя. Она садится перед зеркалом совершенно голая...
  Получает по морде  
Пошляк:Голая.
  Получает по морде  
Пошляк:Голая!
Получает по морде  
Пошляк:Голая! Женщина голая! Голая баба!
На Пошляка сыплются удары. Он падает. Участники расступаются. Пошляк начинает шевелиться и, наконец, встает, размазывая сопли
Пошляк:За что? Может, это вовсе и не я, может, это мой внутренний голос...
  Пошляк уползает за кулисы  
Пятый:Внутренний голос – это еще не внутренний мир!
Первый:Не скажи! Каков мир – таков и голос.
Второй:А что вы, ей богу! Вскроем и поглядим.
Искательница:А я не дам! Не для того я взлелеяла, чтобы глядеть, а пуще того -трогать... Свой внутренний мир заимейте, тогда и суйтесь!
Третий:Да у меня этот внутренний мир знаешь какой? Как у троянского коня пузо... Любезный, подтверди!
Гитарист:С нашим удовольствием!
  Звучит песня Гитариста  
Гитарист: И золотник, и медная полушка порой бывают цвета одного. Троянский конь - коварная игрушка. Поди узнай, что в брюхе у него! Поди, узнай, чья тайная засада ужо грозит погибелью тебе. Поди узнай, кому все это надо и кто в ночи играет на трубе. Ах, этот конь, вместилище напасти, земная сыть, что вовсе не пуста! Поди узнай, какой он будет масти и что он есть от гривы до хвоста.
  Занавешивается второй портрет  
Четвертый:А мой внутренний мир весь такой маленький, весь такой лохматенький, на зверька похож...
Пятый:А вот мой внутренний мир очень даже пикантный. От него даже серой немного несет...
Первый:Интересно получается! Весьма интересно! От кого-то несет, а кто-то пахнет...
Второй:Как внутренним миром пахнет, так форточку открывай!
Третий:Бросьте! Вот у меня внутренний мир, что глыба. Не своротишь! Потому как я человек серьезный... А ты как считаешь?
  Вопрос обращен к Пустому, только что появившемуся на сцене  
Пустой:Вы знаете, а у меня внутри – «пфу»...
Четвертый:Как это так - «внутри пфу»?
Пятый: «Внутри пфу» – это нехорошо.
Первый:Не может быть «внутри пфу».
Второй:Это безобразие – «внутри пфу»!
Третий:Это чудовищно – «внутри пфу»!
Искательница: «Внутри пфу» –просто неслыханно!
Четвертый:Это уж совсем черт знает что – «внутри пфу»!
Пустой:Вы знаете, а у меня «внутри – пфу».
Пятый:Надо его избавить от этого «пфу».
Первый:У него не должно быть «внутри пфу».
Второй:Необходимо, чтобы этого «пфу» у него не было.
Третий:Он должен изжить это свое несчастное «пфу».
Искательница:Это «пфу» ему нужно презреть.
Четвертый:Ему надо наполнить себя смыслом.
Пятый:Избавиться от этого «пфу» – его прямая обязанность.
Пустой:Вы знаете, а у меня внутри – «пфу»!
Первый:Сейчас изладим!
Второй:Поможем!
Третий:Выручим!
Искательница:Спасем!
Четвертый:Наверстаем!
Пятый:Наградим!
Первый:Осчастливим!
Второй:Любезный, марш! Пожалуйста!
Гитарист:С нашим удовольствием!
  Звучит песня Гитариста. Участники, кроме Искательницы и Пустого, покидают сцену  
Гитарист: Совершенству нет предела. Помогай ему расти! Пусть цветут и дух и тело нам во благо и к чести. Нету вакууму места в человеке. Гой еси! Ком божественного теста в душу живу принеси! Поусердствуй о немногом иль и многом, так сказать! Озаботься вместе с Богом думать, чувствовать, дерзать!
Занавешивается третий портрет  
Искательница:Ох, что-то будет, что-то будет...
Пустой:А что будет? Хуже не будет.
  Участники появляются на сцене с подарками-символами, поочередно оделяя ими Пустого  
Третий:Вот!
Пустой:Это что?
Третий:Это твоя детская непосредственность.
  Вручает Пустому детский горшок  
Четвертый:Вот!
Пустой:А это что?
Четвертый:А это твоя романтическая приподнятость!
  Вручает Пустому голубой воздушный шар  
Пятый:И вот!
Пустой:Что это?
Пятый:Это твоя интеллектуальная закваска.
  Вручает Пустому багетовую раму без холста  
Первый:А это твое философическое «я»!
  Вручает Пустому университетскую шапочку  
Второй:А это твой общественный интерес!
  Вручает Пустому российский флажок  
Третий:А вот это твоя мистическая склонность!
  Вручает Пустому игральную карту с дамой пик  
Четвертый:А это твоя сексуальная озабоченность!
  Вручает Пустому газету «Мистер Икс»  
Участники(все вместе):Поздравляем с внутренним миром!
  Пустой сгребает подарки в кучу  
Пустой:Где взяли-то?
Пятый:А где взяли, там больше нет.
Первый:А где больше нет, там и взять нечего.
Пустой:Ограбили кого?
Второй:Зачем? С граждан по нитке – нищему внутренний мир.
Пустой:Экое богатство привалило... И чего мне с ним делать?
  Искательница завистливо косится в сторону Пустого  
Искательница:Давай меняться! Ты мне – свой внутренний мир, а я тебе – свой.
Пустой:Ну, не знаю... Мой-то весь, как на ладони, а твоего я пока не видел.
Искательница:Ну, тогда пропадай! Я уж за ценой не постою.
Пустой:Никак невозможно. Себе дороже. Мой-то весь, как на ладони, а твоего я пока не видел.
Искательница:Тогда подари, что ли?
Пустой:Как же я тебе его подарю, когда он у меня весь, как на ладони, а твоего я отродясь не видел?
Искательница:Ну, хорошо... Тогда дай поносить!
Пустой:А я что носить буду? Свой-то у меня вот он, как на ладони, а что там у тебя, мне неведомо.
Искательница:Так и быть. За интеллектуальную закваску можешь ручку поцеловать.
Пустой (заинтересованно):Ручку, говоришь? А, ладно. Бог с ней, с закваской! Бери! А теперь ручку, пожалуйста! (Целует ручку) Прелестно!
Искательница:А за поцелуй в щечку свое философское «я» отдашь?
Пустой:Согласен. И без философического «я» как-нибудь просуществую. (Целует щечку) Восхитительно! Я балдею!
Искательница:А за общественный интерес и другую щечку подставлю!
Пустой:Давай другую! Мне этот интерес без надобности... (Целует другую щечку) Божественно!
Искательница:А за детскую непосредственность и романтическую приподнятость я и в губы разрешу.
Пустой:Неужто в губы! Где наша не пропадала! Бери! (Целует в губы) Умопомрачительно!
Искательница:А за мистическую склонность в объятия упаду!
Пустой:Падай. Ну ее к лешему, эту мистическую склонность!
  Обнимает Искательницу, которая освобождается от затянувшегося объятия  
Искательница:Но-но! За такое лапанье мистической склонности маловато будет! Как насчет сексуальной озабоченности?
Пустой:А вот за это и отдаться – мало будет. А что, своей не имеется?
Второй:А вот вскроем и поглядим.
Искательница:Ишь вы, шустрые какие! Моей сексуальной озабоченностью интересуются! Да только я другому отдана и буду век ему верна. Любезный, подтверди.
Гитарист:С нашим удовольствием!
  Звучит песня Гитариста  
Гитарист: То-то времечко настало – кроме секса бога нет! Свергнуть душу с пьедестала догадался белый свет. Только судороги тела, да возня до утра вплоть Все святое нынче съела человеческая плоть. Будем веселы и бойки. Что от грусти помирать! Хорошо с подружкой в койке и резвиться и играть.
  Занавешивается четвертый портрет  
Искательница:Вот спасибо! Вот уважил! (Обращается к Пустому) Ну так как насчет озабоченности?
Пустой:Ну нет! Совсем внутренний мир терять мне не с руки. У меня в нем кроме этой самой озабоченности ничего боле и нету. Самому сгодится.
  Слышится отчаянный крик «Караул!». На сцену вбегает Ограбленный  
Ограбленный:Караул! Внутренний мир сперли! А ну, вертай взад!
Третий:Чего орешь? Может, у тебя его и не было вовсе.
Ограбленный:Как это не было? Еще вчера был, а вот теперь нету. Потому как сперли...
Четвертый:И много сперли?
Ограбленный:А все и сперли! Теперь вот сквознячок внутри гуляет. Может, ты взял?
Пятый:Мне без надобности. С этим внутренним миром канитель одна.
Ограбленный:Тогда ты?
Первый:Еще чего? У меня внутри все место занято. Пиво я весьма уважаю.
Ограбленный:А не ты ли спер?
Второй:Чтоб я?! Чтоб мне?! Чтоб у меня?!
Ограбленный:Ну тогда ты!
Третий:А вот это видел? (показывает кулак) Моя тара твоей не пара! У меня внутри ничего не болит, поскольку я сызмала – монолит.
  Искательница прикрывает выменянные на поцелуи подарки Ограбленный замечает это
Ограбленный:А ведь это мое! Моя детская непосредственность! И это мое! Моя романтическая приподнятость! И мистическая склонность! И интеллектуальная закваска! Отдай!
Искательница:Не отдам! Натурой оплачено!
Ограбленный:Отдай, говорю! Где взяла?
Искательница:Где взяла, там уже нет. Не отдам! Только через мой труп!
Четвертый:Кажись, смертоубийство карячится... Чего, мужик, раскипятился? Дама дело говорит.
Искательница:Профукают свой внутренний мир, а потом шумят, ироды... На, подавись!
  Подвигает Ограбленному коробку, перевязанную лентой  
Ограбленный:Однако... Весьма изящно упакованная вещь. Будет кому что показать. Благодарю вас, сударыня! Обожаю сюрпризы... Подтверди, любезный!
Гитарист:С нашим удовольствием!
  Звучит песня Гитариста  
Гитарист: От пустых клоунад и реприз ничего, кроме колик в желудке. А случится приятный сюрприз - хорошо, как от дружеской шутки. Но, бывает, теряешь покой, если вдруг, как стеклом по железу, средь сюрпризов найдется такой, что глаза к переносице лезут. И грешит на судьбу человек, и мордуется вроде урода. Ах, избавь нас, о боже, навек от сюрпризов подобного рода!
  Занавешивается пятый портрет  
Ограбленный:И чего тут?
Пятый:Чего, чего... Вскроем и поглядим!
Участники(вместе):Налетай, братцы! Вскрывать будем!
  Участники наступают на Ограбленного. Тот прикрывает коробку руками.  
Первый:Жизнь или внутренний мир!
Ограбленный:Господа, помилуйте! Ведь само в руки пришло...
Второй:Век свободы не видать!
Ограбленный:Помогите!
Третий:Через семь гробов, в крестовину, в душу, в архангела Гавриила!
Ограбленный:Караул! Грабят!
  Ограбленный бросается бежать, участники за ним  
Четвертый:Сей момент бантик развяжем!
Пятый:Внутренний мир – общее достояние!
Первый:Не потерпим индивидуализму!
Второй:Все для всех!
Третий:А ну кажи!
Четвертый:Позор ловчилам!
  Ограбленный и участники исчезают за кулисами. На сцене остаются Искательница, Пустой и Гитарист  
Искательница:Ну, вот теперь и отдышаться можно... Собраться с мыслями...
Пустой:Ну и ну... обмишулился я, гляжу... все отдал, одна сексуальная озабоченность при мне. Это же не жизнь теперь будет, а сплошной половой вопрос получается...
Искательница:Чего заскучал? Не импотент, поди? Вопрос не в повестку – утешишься! Ты лучше скажи, что мне с моим добром делать? Хлопот теперь не оберешься: приподнятость не урони, склонности поусердствуй, непосредственность побереги, интерес не потеряй... А жить когда? Когда компот с белым хлебом кушать?
Пустой:А вы компот, значит, любите?
Искательница:Не только компот, я еще шницель люблю.
Пустой:А где же вы шницель кушаете?
Искательница:Обыкновенно в пивной.
Пустой:Вы любите пиво?
Искательница:Нет, я больше люблю портвейн.
Пустой:Я тоже люблю портвейн.
Искательница:Вы любите портвейн? Как это хорошо! Я хотела бы вместе с вами выпить портвейну.
Пустой:И я тоже хотел бы с вами выпить портвейну.
Искательница:Простите, можно вас спросить об одной вещи?
Пустой:Конечно. Спрашивайте.
Искательница:Вам прямо-таки необходим этот дурацкий внутренний мир?
Пустой:Уж я таки сейчас и не соображу.
Искательница:А что вы скажете, если нам сейчас пойти и выпить портвейну?
Пустой:Ну что ж, я согласный.
Искательница:Тогда пошли... Любезный, проводи!
Гитарист:С нашим удовольствием!
  Звучит песня Гитариста
Гитарист: Пригубьте, тети! Глотните, дяди! Ах, вы не пьете? Чего же ради? Поддать при блюде – не гнуть подковы. Давайте будем как есть здоровы! И день грядущий, и время оно – отыщет пьющий на дне флакона. И спросит: «Де я?», в тоске зайдется... Была б идея – портвейн найдется!
  Занавешивается шестой портрет
На сцене – груда невостребованного внутреннего мира. Гитарист задумчиво обходит ее, осматривая каждый предмет. Время от времени вопросительно взглядывает в зал, показывая ту или иную оставшуюся принадлежность, как бы спрашивая - не нужна ли она кому-нибудь из зрителей. Из-за кулис появляется перепуганный Ограбленный, прижимающий к груди коробку с лентой. Ограбленный садится на авансцену и, озираясь по сторонам, начинает развязывать ленту. Из-за кулис, крадучись, появляются остальные участники и постепенно окружают Ограбленного, поглощенного своим занятием. И вдруг...
Участники(вместе):Вскро-о-е-е-м! (Бросаются на Ограбленного)
  На сцене – куча мала. Из груды тел высоко взлетает развязанная лента. И тут раздается оглушительный взрыв. Все разлетаются в стороны и падают замертво. Гитарист грустно констатирует сей факт  
Гитарист: Финита ля комедия!..
  Из-за кулис появляются Искательница и Пустой в обнимку и по всем признакам уже выпившие портвейна  
Искательница:Что это?
Пустой:Похоже, внутренний мир дуба дал...
Искательница:Мой?
Пустой:Был твой, да весь вышел.
Искательница:Неужто весь? И ничего не осталось?
Пустой:Как и есть – ничего.
Искательница:А твоя озабоченность? Эта самая?
Пустой:Увы и ах! Ну, да это – дело наживное... Еще озабочусь...
Искательница:В таком случае, прощай! Вот тебе мой экивок на память, а я, между прочим, помереть должна...
  Искательница ложится и умирает  
Пустой:Однако, нехорошо получается... Одиночество – оно хуже смерти будет... (обращается к Гитаристу) Браток! Добей, помилосердствуй!
Гитарист (берет гитару):С нашим удовольствием!
Пустой:Спасибо, браток!
  Пустой падает и умирает. Звучит песня Гитариста  
Гитарист: Уроним голову на грудь и воздадим им почесть. Они ушли не как-нибудь, а сутью озабочась. Они блуждали поперек и вдоль сего вопроса, но не смогли извлечь урок и рухнули с откоса. Они шарахались, пыля, в пути, что крив и злачен... Да будет пухом им земля! Простим их и оплачем!
  Гитарист кладет гитару на «труп» Пустого  
Гитарист:Финита ля комедия... Тс-с-с-с-с...
  Прижимая палец к губам, Гитарист на цыпочках покидает сцену.  
Занавес
     


Примечание: В представлении использованы мотивы произведений Д.Хармса «Лекция» и «Старуха».

Вопросы для самопроверки

1. Чем определяется документальный материал и художественный материал сценария?

2. Что такое метафора?

3. Что такое развернутая метафора?

Наши рекомендации