Футурологическая концепция культуры
Основной представитель− Алвин Тоффлер – американский социолог, культуролог и публицист. Окончил Нью-Йоркский университет. Известность приобрел в 1970-е гг. Он прогнозирует возможности возникновения нового социального порядка на предстоящем супериндустриальном этапе развития человечества. Свою теорию он назвал практопией, т.е. практической утопией.
► Главная идея А. Тоффлера состоит в том, что исторический процесс развития цивилизации проходит ряд этапов, которые он назвал волнами.
● Основные работы: «Футурошок» (1970), «Эко-спазм» (1975), «Третья волна» (1980), «Предпосылки и прогнозы» (1984), «Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI в.» (2003).
Тоффлеру, как социальному философу, достаточно ярко удалось выразить важную особенность современной социокультурной ситуации, когда мир оказался перед лицом неотвратимо надвигающихся перемен. Причем, речь идет не просто о линейной эволюции, но о зачатках качественно нового состояния общества. В 1980-е гг. он писал: «Мы – последнее поколение старой цивилизации и первое поколение новой. Новая цивилизация сейчас зарождается в наших жизнях. Это явление, обладающее огромной взрывчатой силой, столь же глубокое, как и Первая волна перемен, вызванная 10 000 лет назад становлением сельского хозяйства, или как потрясающая Вторая волна перемен, связанных с промышленной революцией. Мы – дети грядущей трансформации, то есть Третьей волны».
В своей работе «Третья волна», Тоффлер разделил всю историю человечества на «технологические волны», сменяющие одна другую, когда за сменой технологий происходит смена общественных формаций. Согласно взглядам Тоффлера, между социализмом в СССР и империализмом середины XX в. в США существенной разницы нет – оба случая обозначают легко узнаваемые черты индустриальной эпохи: централизованное жесткое управление, контроль и подавление социальной инициативы. Вместе с тем, каждая технологическая волна имеет собственные характерные только для нее особенности.
«Первая волна» − исторический этап аграрной цивилизации, когда основу всей жизнедеятельности составляла обработка земли.
«Вторая волна» − индустриальная цивилизация. Началом этого этапа Тоффлер считает промышленные революции в развитых странах Европы. Постепенно они охватили другие страны и регионы, вытеснив традиции и привычки аграрной стадии.
«Третьей волной» Тоффлер назвал эру информационной, электронной цивилизации, которая соединила преимущества технического прогресса с возрастанием роли гуманизма реального человека и его потребностей. Ее возникновение Тоффлер связывал, в первую очередь, с переменой «кода цивилизации», т.е. временем, когда основные параметры индустриальной цивилизации стали заменяться на противоположные.
Он обозначил следующие основные признаки новой цивилизации:
●Информационный капитал. Основой экономики становятся знания, опровергаются классические трудовые теории стоимости (в том числе и теория Маркса). Меняются методы оценки корпораций (в отличие от капитала индустриального общества, где стоимость организации складывается из стоимости зданий, оборудования, товаров, капитал Третьей волны, в основном, нематериален).
●Индивидуализация затронула все области потребления и производства (произошло отмирание серийного производства, массового потребления, массового унифицированного образования).
●Трансформация «труда» в творчество. Отмирание больших объемов массовой и легковоспроизводящейся деятельности, присущей экономике Второй Волны.
●Инновационный характер жизни в целом, когда «конкурентоспособно только обновляющееся».
●Масштабы. Разукрупнение организаций-гигантов и возникновение небольших подвижных команд.
●Организация. Пирамидальные, монолитные структуры управления Второй Волны заменяются на ситуативные, матричные, сетевые способы управления; управления в рамках временных коллективов, рабочих групп. Сохранение и повышение мобильности работающих групп с одновременным нарастанием гибкости управления.
●Инфраструктура – самое инвестиционно емкое и эффективное направление трансформаций, происходящих в настоящее время. Возникает потребность постоянного создания и совершенствования самых разных систем информационной связи, роль которых в экономике будущего огромна, т.к. «электронные магистрали – сердцевина экономики Третьей Волны».
●Ускорение, когда известная пословица «время – деньги» меняется в сторону смысла: «каждый следующий час дороже предыдущего».
При этом будущее соединяет в себе факторы и невероятных ускорений, и неторопливости.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем суть концепции Тэйлора? Каковы ее достоинства и недостатки?
2. Назовите представителей эволюционистской школы. В чем общие и особенные черты их концепций развития культуры?
3. Основной представитель философии жизни и его понимание культуры. Аполлоновское и дионисийское начало.
4. Каковы достоинства и недостатки теории локальных цивилизаций? Какой вклад в развитие науки о культуре внесли О. Шпенглер, А. Тойнби и Н. Данилевский?
5. Социологическая школа и ее основоположники. Охарактеризуйте основные типы культуры, по концепции П. Сорокина.
6. В чем состоит понимание культуры, согласно Л. Уайту? Каковы основные подсистемы культуры, выделенные Уайтом, в чем заключаются основные показатели ее развития?
7. Психоаналитическая школа и ее представитель. Внесла ли что-либо новое концепция З. Фрейда в познание культуры?
8. Кто автор концепции коллективного бессознательного и в чем ее суть? В чем отличие теории З. Фрейда от теории К. Юнга?
9. В чем состоит суть развития культуры с точки зрения теории осевого времени?
10. Назовите основных представителей структурно-функционального подхода. В чем его отличие от предыдущих концепций культуры?
11. Каковы особенности понимания культуры с позиций основных представителей структурализма?
12. Игровая культура с точки зрения Й. Хейзинга и Х. Ортега-и-Гассета. Роль элиты и массы в развитии культуры.
13. Где и когда возникает евразийство? В чем состоит суть теории пассионарности Л. Гумилева?
14. Кого можно назвать одним из основных представителей футурологической концепции культуры? Каковы его основные взгляды на развитие человечества?
[1] Горбатов А.В., Михайлов Ю.И. Основные школы и концепции культурологии. Кемерово, 2000. С. 5.
[2] Анимистическая от лат. anima – душа.
[3] Дифференциация (лат. differentia – различие) – выделение различающихся моментов по единому принципу; интеграция – объединение расходящихся частей в единое.
[4] Кравченко А.И. Культурология: словарь. М., 2000. С. 372–373.
[5] Суть метафизики искусства А. Шопенгауэра заключалась в том, что только гений искусства благодаря чистому созерцанию и необычной фантазии способен к познанию вечной идеи и выражению ее в поэзии, изобразительном искусстве, музыке.
[6] Рихард Вагнер (1813–1883) – великий немецкий композитор, дирижер и музыкальный писатель. В своем творчестве тяготел к широким философским обобщениям и мифологическим сюжетам. Стремился соединить музыку природы, романтическую тоску по свободе и национальный пафос.
[7] Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – течение в общественной мысли, характеризующееся отрицанием общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры и т.п.
[8] Декаданс (от франц. dekadence – упадок) – общее обозначение кризисных явлений в философии, эстетике, литературе конца XIX – нач. XX вв., характеризующееся оппозицией к общепринятой (мещанской) морали.
[9] Трансцендентальный идеализм Канта – трансценденция (от лат. transcendere – переступать) – в широком смысле – переход границ между двумя областями, в особенности из области посюстороннего в область потустороннего. В нашем случае – основоположения, применение которых переходит за границы опыта.
[10] Позитивизм – философское направление, исходящее из данного, фактического, устойчивого, несомненного. Его представители полагали метафизические объяснения теоретически неосуществимыми и практически бесполезными.
[11] Метафизика – (греч. meta ta phisika – то, что за физическим) – первая философия. Термин употребляется в трех основных значениях: 1) философия как наука о всеобщем – исходный прообраз которой – учение Аристотеля о «первых родах сущего»; 2) онтология – учение о бытии как таковом; 3) философский способ познания и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу.
[12] Европоцентристская схема линейного историзма – одна из глобальных схем эволюции культуры, в которой европейская культура представлена как вершина развития человечества.
[13] Славянофильство – русское общественное движение, возникшее в 40–50-х гг. XIX в., сторонники которого выступали с обоснованием особого, отличного от западного, пути исторического развития России.
[14] Тойнби А.Д. Постижение истории / пер. с англ. Е.Д. Жаркова. М., 2002. С. 47–82.
[15] Тойнби А.Д. Там же. С. 542–552.
[16] Традиционным способом организации общественных отношений Вебер называл отношения, при которых доминирующими выступали нравы, привычка к определенному поведению и т.д. Харизматическим способом организации общественных отношений – когда доминирующими являлись исключительные способности, пророческий или магический дар и т.п., которыми обладают пророки, маги, герои и полководцы.
[17] Горбатов А.В., Михайлов Ю.И. Основные школы и концепции культурологии. С. 24–26.
[18] Флуктуация (от лат. fluctuatio – колебание) – случайные отклонения от средних значений наблюдаемых физических величин, характеризующих систему из большого числа частиц.
[19] Релятивизм – философская, гносеологическая точка зрения впервые представленная софистом Горгием. Исходя из нее, все знания рассматриваются как относительно правильные, т.к. они обуславливаются тем положением, которое в зависимости от обстоятельств занимает познающий, особенно в зависимости от его телесно-душевного состояния.
[20] Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М., 2000. С. 66–67; Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 46.
[21] Каннибализм – людоедство.
[22] Инфатицид – детоубийство.
[23] Франц Боас – немецкий этнограф, в 80-е г. XIX в. эмигрировал в США и стал основателем американской антропологии. Он один из основателей Американской антропологической ассоциации (1902).
[24] Кравченко А.И. Словарь. С. 58.
[25] Горбатов А.В., Михайлов Ю.И. Основные школы и концепции культурологии. С. 30–31.
[26] Архетип (от греч. arche – начало и typos – образ) – изначальные, врожденные психические структуры, образы, находящиеся в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и т.д.
[27] Горбатов А.В., Михайлов Ю.И. Основные школы и концепции культурологии. С. 40–41.
[28] Экзистенциализм (от лат. xsistentia) – существование.
[29] Иррационализм – учение, определяющее инстинкт, чувство, интуицию как решающие источники познания, данные которых разум только развивает.
[30] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 28–39.
[31] Ясперс К. Смысл и назначение истории. С. 28–39.
[32] Ясперс К. Там же. С. 28–39.
[33] Эмпирический – основанный на опыте.
[34] Байбурин А. Бронислав Малиновский и его «Научная теория культуры» // Научная теория культуры. М., 1999. С. 5–7.
[35] Байбурин А. Бронислав Малиновский и его «Научная теория культуры» // Научная теория культуры. М., 2005. С. 7–8.
[36] Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. М., 2004. С. 102–103.
[37] Структурализм (от лат. structura) – строение.
[38] Известный французский этнограф и психолог Люсьен Леви-Брюль (1857–1939) известен как автор теории господства «дологического мышления» в общественном сознании первобытной эпохи.
[39] Кравченко А.И. Культурология: словарь. М., 2000. С. 314.
[40] Иконникова С.Н. История культурологических теорий. СПб., 2005. С. 300–302.
[41] Морфология – наука о форме и строении организма.
[42] Иконникова С.Н. История культурологических теорий. СПб., 2005. С. 379–385.
[43] Прагматизм от греч. дело, действие. Истина объясняется в прагматизме не как отражение объективной реальности, а как практическая полезность, удовлетворяющая субъективные интересы индивида.
[44]Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 350.
[45] Там же.
[46] Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 350.
[47] Хосе Ортега-и-Гассет. Там же. С. 350–473.
[48] Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М., 1999. С. 335–337.
[49] Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997. С. 81–83.
[50] Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. С. 336–337.
[51] Савицкий П.Н. Континент Евразия. С. 438–439.
[52] Пассионарность от лат. страсть.
[53] Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. М., 2000. С. 48–68; Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 2000. С. 5–16.
[54] Гумилев Л.Н. Популярные лекции по народоведению. С. 72–76.