Вопрос 8. Теория машин и ее развитие. Предпосылки промышленной революции

Среди античных текстов уже встречались сочине­ния механиков древности, в которых они пространно рас­суждали о том, как машина может заменить живую силу. Примером может служить трактат "Театр автоматов" Герона Александрийского, в котором автор подробно опи­сывал храмовые и театральные механизмы, позволявшие создавать поразительные эффекты сочетания живых ак­теров и машин. Значительное развитие теория машин получила в Римской империи. В "Десяти книгах об архитектуре" МаркаВитрувия последняя книга посвящена специально машинам. Здесь дано первое понятие машины, как "со­четание соединенных вместе деревянных частей, облада­ющее огромными силами для передвижения тяжестей". С античности до эпохи Возрожде­ния, принципы создания машин практически не изменя­лись. Такие машины изготавливали преимущественно из дерева (металлические детали были крайне редки), и ис­пользовались они для экономии физического труда и вов­лечения в работу мощных сил природы, превосходящих силу человека и животных. Это были различные подъем­ные приспособления, мельницы, прядильные механизмы.

В ХII-ХIII веках начался принципиально новый этап изобретательства - создание многофункциональных ме­ханизмов с заменой отдельных частей машин другими для выполнения новых работ. Кардинальную роль в развитии техники в XVII в., и в особенности в XVIII в., сыграли часы и мельница, изобретение которых стало материальной основой для перехода к машинной индустрии. "Часы - это первый автомат, употребленный для практических целей. На их основе развилась вся теория, производства равномерных движений" (К. Маркс). Второй материальной основой для создания машин­ного производства являлись мельницы, в которых был заложен принцип использования внешних сил, и рука человека с предметом труда во время его обработки не соприкасалась. Изобретение, а затем широкое применение механи­ческих часов, с одной стороны, позволило изучить рав­номерное движение, а с другой - натолкнуло на мысль применить принцип автоматизма для производственных целей. Развитие мельниц способствовало тому, что прин­цип освобождения руки человека от соприкосновения с предметом труда был перенесен на другие трудовые процессы. Таким образом, были созданы необходимые условия для перехода к машинной индустрии.Применение машин в мануфактурный период на­талкивалось на мощное сопротивление наемных рабочих и ремесленников. Первые видели в машинах главную причину своего тяжелого материального положения. Ло­мая машины, они рассчитывали сохранить свое прежнее рабочее место и прежний заработок. Ремесленники виде­ли в машинах своего главного конкурента, ведущего к их разорению. Играя большую роль в хозяйственной жизни многих европейских стран, цеховые объединения ремес­ленников добивались специальных законов, ограничивав­ших и даже запрещавших внедрение машин.

Машинная техника мануфактурного периода пред­ставляла собой орудия труда, приводимые в действие силами природы. Основным двигателем становится водя­ное (гидравлическое) колесо. Все механизмы, которые раньше приводились в действие вручную или силой животных, начинают приводиться в движение при помо­щи гидравлического колеса.

Вопрос 9. Этапы технической революции в Европе конца XVIII – начала XIX веков. Изобретение самолетного челнока и прялки «Дженни».

Промышленная революция конца XVIII - начала XIX вв. привела к замене мануфактурного и ремес­ленного производства крупной машинной промыш­ленностью, появлению нового техничес­кого мира, к массовому производству наукоемкой тех­ники, разнообразных дешевых и высококачественных товаров. Историки выделяют три основных этапа в промышленной революции:

- появление машин в тек­стильном производстве,

- изобретение паровой маши­ны,

- применение машин в машиностроении.

С промышленной революции, по мнению многих искусствоведов, берет свое начало дизайн как осо­бый вид проектно-художественной деятельности в условиях массового индустриального производства.

Первое изобретение, давшее толчок технической революции, было сделано в 1733году в текстильном про­изводстве Англии. Им стала конструкция механического (самолетного) челнока для ткацкого станка Джона Клея (1704-1764), освободившего ткача от ряда ручных операций. Применение ткацких станков с челноком-самолетом вдвое повысило производительность труда и позволило значительно увеличить объем выпуска шерстяных и льня­ных тканей. В свою очередь, это вызвало повышенный спрос на пряжу, необходимость увеличения производи­тельности существовавших в то время ручных прядиль­ных машин. В 1765году Джеймс Харгривс изобрел меха­ническую прядильную машину, способную прясть "без руки человека" и назвал ее в честь своей дочери "Дженни". На первых прядильных фабриках в Англии в каче­стве механической силы использовали водяные двигате­ли, а прядильные машины получили название "ватерма­шины" (от голл. water -"вода").

Наши рекомендации