Специфика художественной культуры

Художественная культура активно участвует в формировании духовного мира личности своим непосредственным воздействием на человека, находясь в постоянном контакте с ним независимо от того, осознает он это или безразличен к ней, как ему кажется. Поэтому важно понимать своеобразие художественной культуры, особенности ее проявления, роль в развитии общества и место в современной жизни.

Традиционно понятие «художественная культура» тождественно понятию «искусство». Искусство – ее центральный и системообразующий элемент. Формы деятельности, связанные с искусством – художественное творчество, восприятие, критика и т.д., образуют «культурное поле».

Художественная культура включает три основных элемента: производство, распределение и потребление (восприятие) художественных ценностей (произведений искусства).

Взаимодействие этих элементов носит конкретно – исторический характер, определяется развитием общества и др.

Художественная культура складывается исторически по мере развития общества и расширения сферы художественной деятельности, являясь открытой системой.

Художественная культура – совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или предметов, обладающих эстетической ценностью.

Искусство создается для людей, следовательно, необходимо создавать условия для читателей, слушателей, зрителей. Появляются новые формы культурной деятельности: книгопечатанье, издательская деятельность, выставки, библиотеки, театры, музеи и т.д.

Организация и функционирование учреждений культуры зависят от политического устройства общества, социально-экономических отношений.

Отношение к искусству не возникает стихийно, но складывается в зависимости от среды.

Искусствознание – совокупность наук, исследующих искусство; изучает происхождение искусства, его социальную и эстетическую сущность, закономерности развития, природу художественного творчества, функции искусства, его роль и место в духовной и общественной жизни общества.

Природа и сущность искусства.

Сравним искусство и философию. Создавая художественное произведение творец на примере чего-либо конкретного ( пейзаж, портрет, судьба человека) говорит о своем времени, эпохе и о себе. Обобщение – философский метод. Искусство отражает действительность как некую жизненную целостность. Философия выражает сущность явлений в обобщенно-абстрактной форме; искусство, обобщая, сохраняет ощущение полноты жизни. Философия воздействует, прежде всего, на ум; искусство – на сердце и ум.

Только искусство обладает такой целостностью отражения мира и воздействия на человека.

Искусство отражает действительность. Действительность сложна и постоянно изменяется, следовательно, искусство сложно и развивается.

Пример: сравнительный анализ театра Древней Греции, театр эпохи классицизма (драматургия Расина, Корнеля и комедии Мольера), театр Шекспира «Глобус», традиционный театр Кабуки, Но (Япония), китайский театр.

Каждый вид искусства и каждый творец «говорит» на своем языке, и только все вместе представляют многообразие мира и духовное богатство его творцов.

Функции искусства.

Искусство полифункционально. Основные функции:

1.Общественно-преобразующая (искусство как деятельность)

2. Познавательно-эвристическая (искусство как знание и просвещение)

3. Художественно-концептуальная (философичность, или искусство как анализ состояния мира)

4. Предвосхищения («кассандровское начало», или искусство как предсказание)

5. Информационно-коммуникативная (искусство как сообщение и общение)

6. Воспитательная (искусство как катарсис; формирование целостной личности)

7. Внушающая (воздействие на подсознание)

8. Эстетическая (формирование творческого духа и ценностных ориентаций)

9. Гедонистическая (наслаждение).

Природа человека биосоциальна. Следовательно необходимы материальные артефакты культуры и духовный стержень – суть общества. Человек создает мир вещей и мир идей, он же является и их потребителем. Т.о. человек – единственный субъект культуры. Человек создает культурную среду, которая и формирует человека. Человек – исходный системообразующий фактор развития культуры. В процессе культурного творчества, воспроизведения и использования культурных артефактов человек втягивается в культурное поле. Отличительная особенность человека – это наличие двух реальностей: физической и духовно-культурной (вторая природа), которая будет существовать только при условии существования самого человека.

Культура – сложная многоуровневая система. Американские антропологи выделяют более 70 универсалий: декоративное искусство, образование, танцы, этикет, семья, законы, медицина, музыка, мифология, религиозные ритуалы, число, личное имя и др.

Развитие культуры сопровождается развитием ее самосознания. Суть культуры как единого процесса выражена в мифах, эпосе народов, в учениях мыслителей и философских школах. Принято выделять этапы становления научного знания о культуре:

1. донаучный \до возникновения науки Нового времени \ - содержит стихийные представления о цикличности культурно-исторического процесса;

2. научно-исторический \до середины Х1Х века \ - характерно стремление понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей;

3. научно-философский – исследуются основания и причины развития. Это философское осмысление культурного развития человечества путем анализа, выделения основных черт, характеристик, закономерностей. Проникновение в сущность культуры с помощью мышления.

Культурные модели.

Известно, что «в основе каждой культуры лежит конкретная модель мира, которая определяет мировоззрение людей, характер их творчества и ведущую культурную парадигму».\Учебник. Н.А. Моисеева\. Модель рассматривается с позиции соотнесения объекта и субъекта культуры. Наиболее популярными являются 3 основных модели: натуралистическая, рационалистическая и символическая.

Натуралистическая модель. Человек – часть природы, следовательно основополагающий фактор – природный. Т.е., человек, творящий культуру, должен исходить из законов природы и подчиняться им. Жан Жак Руссо (1712 -1778) противопоставлял природу цивилизации, которая губит человека, разрушая его естественность. «Назад к природе».

Рационалистическая модель. Исторический процесс является процессом развития человеческого разума. Представитель немецкого Просвещения И.Г. Гердер (1744-1803) считал, что культура – это способ реализации человеческого гения, позволяющая реализовывать духовные ценности через речь и язык. Культура – «второе рождение». Французы понимали культуру как синоним разумности, который фиксируется в науке, искусстве, просвещении.

Г. Гегель (1770-1831) развил идею о роли разума (сверхрационализм). Культура – это характеристика развития человеческого разума.

Символическая модель. Теоретик Лесли Уайт (1900-1975). Культура как реальный объект, функционирующий по определенным законам, в которых главная роль отведена символическим смыслам. Сопоставляя развитие культуры с развитием законов общества, определил зависимость развития культурной модели от технологии и экономики.

Наши рекомендации