Организация культурно- просветительной деятельности с фронтовиками
Значимость культурно- просветительной работы в годы войны можно проследить и на опыте ее проведения в Вооруженных Силах. Еще до войны в армии сложилась сеть культурно-досуговых учреждений. В высшем звене имелись: Центральный Дом Красной Армии, театр Красной Армии, студия им. Грекова, Красноармейский ансамбль песни и пляски им. Александрова В среднем звене - окружные, флотские, армейские дома Краской Армии; в низшем звене - клубы соединений, частей, кораблей l-ro и 2-го рангов военно-морских баз. В начале Отечественной войны на фронте были созданы фронтовые и армейские дома Красной Армии, которые находились при политуправлениях фронтов и политотделов армий. При политотделах дивизий имелись дивизионные клубы, в частях отдельных родов войск – клубы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки, полевые агитземлянки. При Главном политуправлении для обслуживания фронтов был создан специальный агитпоезд; такие поезда были организованы и на отдельных фронтах. Агитмашины были включены в штаты фронтовых и армейских Домов Красной Армии, во главе каждой агитмашины находился лектор. Машина была специально оборудована: имелась киноустановка, радиоприемник, библиотечка художественной, военной литературы, музыкальные инструменты, средства наглядной агитации. Часто при агитмашине был создан коллектив художественной самодеятельности, фронтовая бригада артистов - профессионалов. В задачи культурно - досуговых учреждений фронта входила:
пропаганда Советских Вооруженных Сил в войне,
популяризация опыта войны, воинских уставов и наставлений, боевых традиций армии, авиации и флота;
пропаганда русской культуры и русского военного искусства;
организация досуга личного состава.
Использовались на фронте и групповые, и индивидуальные формы работы.По причине сложных фронтовых условий досуг солдат Великой Отечественной имел скорее самоорганизованный, нежели общественно- организованный характер. На досуге они писали письма домой, сочиняли и исполняли песни и частушки под нехитрый аккомпанемент гармошки, баяна, гитары, балалайки. Они сами выступали в роли артиста, поэта, писателя, певца, музыканта. Именно от самодеятельного творчества фронтовиков родился новый литературный жанр - фронтовая быль. Важным средством эмоционального воздействия было кино. Вот как об этом говорил Г.В.Александров:"Нуждами фронта и тыла с первых дней войны жила и наша художественная кинематография.» Был пересмотрен план производства художественных и документальных фильмов. Были изъяты все произведения, которые не имели прямого отношения к теме защиты Родины."В годы войны иным, чем в мирных условиях стало значение разных видов кино. На первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино. Множество специальных фильмов, созданных мастерами научно-популярной кинематографии, знакомило участников войны с той разнообразной техникой, которой вооружала их страна для борьбы против фашистских захватчиков, целый ряд фильмов рассказывал о тактике современного боя; значительное количество инструктивных картин помогало населению районов, подвергавшихся авиационному нападению противника, организовать местную противовоздушную оборону. Могучим средством идейного воспитания масс стала художественная кинематография. Ее мастера обратились к короткометражной агитационной новелле, в которой можно было рассказать о героях. Первые семь номеров «Боевых киносборников», состоящих из короткометражных фильмов, были выпущены на «Мосфильме» и «Ленфильме». А в 1942г. выпуск "Боевых киносборников» прекратился. Появились первые полнометражные художественные фильмы о войне: «Она защищает Родину» (1943), М.Донской «Радуга»(1943), Л.Луков «Два бойца» (1943), Л.Арнштам «Зоя» (1944), А.Роом «Нашествие»(1944), Г. и С.Васильевы «Фронт»(1944). Необходимо отметить художественную самодеятельность в партизанских отрядах. Наиболее известными были такие коллективы, как:
Ансамбль песни и пляски партизанской бригады "Неуловимые" Витебской области,
Агиттеатр Барановической области,
Агитбригада при штабе минского партизанского соединения,
Агитотряд им. Горького Вилейской области.
Одним из самых многочисленных коллективов партизанской художественной самодеятельности был агитотряд им. Горького. Он состоял из группы пропагандистов, ансамбля песни и пляски, боевого и хозяйственного взвода, имел свой штаб. Численный состав отряда насчитывал 70 чел. Агитотряд провел 150 концертов. Наперекор смерти звучала в окопах и блиндажах, на коротких привалах и на фронтовых дорогах песня, помогая выстоять наперекор голоду и тяжести потерь.
Заключение
Т.о. война внесла серьезные изменения в деятельность и структуру учреждений культуры, многие заведения оказались в эвакуации, часть из них оказалась закрыта. Большие трудности испытывали центры культуры в провинции. Велика была текучесть кадров. Положение осложнялось тем, что многие работники учреждений культуры были призваны в ряды действующей армии, вступили в народное ополчение, дежурили в госпиталях, участвовали в оборонных работах. Их сменили во многих случаях люди без специальной подготовки, не имевшие творческого опыта и практики работы в культурной сфере. На их плечи легла основная, большая по масштабам и общественно-политической значимости работа. Уже в первые дни войны Наркомпрос СССР разработал целостную систему мероприятий по перестройке на военный лад содержания работы основных культпросвет учреждений страны. Рекомендации были даны местным органам власти об организации патриотической деятельности театров, школ, библиотек и музеев в новых условиях. Работники должны были разъяснять справедливый и освободительный характер Отечественной войны, воспитывать мужество и стойкость, готовность к подвигу во имя Родины, сообщать населению своевременную информацию о событиях на фронте, вносить посильный вклад в мобилизацию трудящихся на выполнение и перевыполнение производственных планов, оказывать помощь в обучении военному делу. За годы сопротивления фашизму в культуре произошли значительные изменения, которые серьезно отразились на общей стратегии развития страны. В этот период заметно изменилась направленность культурно- просветительной работы, советское искусство стало ближе к жизни, что сыграло позитивную роль в дальнейшем развитии страны.
С первых дней войны работники культурно-просветительной сферы страны стали основной социальной опорой власти в деле реконструкции массового сознания, как в действующей армии, так и в тылу. Накопленный культурно-просетительными учреждениями опыт информационно-пропагандистской и культурно-досуговой деятельности в довоенный период выдержал суровую проверку, и, доказав свою действенность и эффективность, во многом способствовал повышению морально-боевых качеств и достижению победы.
История формирования и деятельность учреждений культуры и досуга в военное время является частью общей истории, культуры России. Однако война, принесшая столько горя народу нашей страны, имела и негативные последствия для развития советской культуры. Восстановительные работы, как в отраслях народного хозяйства, так и в сфере культуры начались еще во время войны по мере освобождения оккупированных территорий. Но многие материальные потери восполнить было невозможно. Невосполнимы были и людские потери. Все это сказалось на развитии советской культуры после войны. Изучив литературу и весь комплекс источников, я постаралась создать объективную картину деятельности культурно-досуговых учреждений и их роли в поддержании морально-психологического состояния народа в годы войны и дать им собственную оценку. Считаю, что цель курсовой работы достигнута, поставленные задачи раскрыты.
Список литературы
1. Дмитриев Ю., Фронтовые театры, в кн.: Очерки истории русского советского драматического театра, т. 2, М., 1960; Когда пушки гремели, 1941—1945, [сб.], М., 1973;
2. Филиппов Б. М., Музы на фронте. М., 1975.
3.Грошев А., Долинский И. Новаторство советского кино. М.: Просвещениие. –1986. с.142;
4. Сенявская Е. С. /1941—1945. Фронтовое поколение:
Историко-психологическое исследование. — М., 1995.
5. Юренев Р. Н. Новаторство советского киноискусства. М.: Просвещение. –1986. – с.52
6. Александров Г. В. Эпоха и кино. – 2-е издание, доп. – М.: Политиздат.
1983. – с. 267
7. Великая Отечественная война Советского Союза. 1941—1945. Краткая история. — М., 1984.
8. Новая российская энциклопедия. — М., 2003. — Т. 1. Россия.
9. Пинегина Л. А. /Художественная культура как фактор Великой
Победы. 1941 — 1945. — М., 1997.
10. Антонян М.О. труженики тыла в Великой Отечественной войне.- М., 1960.
11. Булаева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1967.
12.Вакурова О.А. Общественно- организаторская деятельность интеллигенции в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945гг. Дис. канд. ист. наук.- СПб., 2007.
13. Великая Отечесвенная война. 1941-1945. События. Люди. Документы.// Под ред. О.А.Ржешевского.-М., 1990г.
14. Великая Отечественная война. Вопросы и ответы. // Под общ. ред. П.Н.Бабылева.- М., 1984.
15. Великая Отечественная война. События. Люди. Документы. Краткий исторический справочник. -М., 1990.
16. Война, народ, победа. Статьи. Очерки. Воспоминания.- В 4 т.- М., 1984.
17. Все для фронта. // Под общ. ред. Н.В. Свиридова.- М., 1989.
18. Культурно- досуговая деятельность. Учебник. Под научной редакцией Жаркова А.Д. и Чижикова В.М.- М., 1998.
19. Культурно- просветительная работа в СССР.// Под редакцией Ремизовой Т.А.- М., 1974.- 272с.
20. Мазуринский М.П. Массовые учреждения культуры в период Великой Отечественной войны.- М., 1992.-27с.
21. Мазуринский М.П. Художественная самодеятельность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.- М., 1992.
22. Никитина Г.Я. История культурно досуговой деятельности. Учебное пособие.- М: МГУК, 1998.
23. Савченко А.М. Введение в историю культурно-просветительной работы в СССР.- М.,1998.
24. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны.// Под ред. А.М. Самсонова.-М., 1985.
25.Токарев И.А. Формирование и реализация партийно- государственной политики СССР в сфере идеологии, культуры и образования в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Саратов, 2007.